Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Понятие гражданства, предпосылки его возникновения, а также предпосылки возникновения института двойного гражданства 8
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 8
1.2 Основания приобретения гражданства в Российской Федерации 13
1.3 Причины возникновения двойного гражданства 18
Глава 2 Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства 28
2.1 Институт двойного гражданства в Российской Федерации 28
2.2 Приобретение гражданства РФ соотечественниками, проживающими за рубежом 36
2.3 Нормы о двойном гражданстве в Российской Федерации в свете международных норм и принципов 38
2.4 Феномен гражданства Европейского союза 44
Глава 3 Проблемы правового регулирования двойного гражданства 51
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 68
Введение 5
Глава 1 Понятие гражданства, предпосылки его возникновения, а также предпосылки возникновения института двойного гражданства 8
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа 8
1.2 Основания приобретения гражданства в Российской Федерации 13
1.3 Причины возникновения двойного гражданства 18
Глава 2 Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства 28
2.1 Институт двойного гражданства в Российской Федерации 28
2.2 Приобретение гражданства РФ соотечественниками, проживающими за рубежом 36
2.3 Нормы о двойном гражданстве в Российской Федерации в свете международных норм и принципов 38
2.4 Феномен гражданства Европейского союза 44
Глава 3 Проблемы правового регулирования двойного гражданства 51
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 68
Гражданство является одним из наиболее важных прав человека, оно выступает правовой основой личности внутри государства и за его пределами. Гражданство носит важную роль в международных отношениях, а также определяет правовое положение лица обладающим им. Гражданство образует связь лица обладающим им и государства, в котором оно данным гражданством обладает, образуя прочную связи в пространстве и времени, а также наделяющее, лицо, обладающее гражданством, правами и обязанностями данного государства.
Изучение института «двойного гражданства» является крайне актуальной задачей в политико-юридических исследованиях. Это объясняется тем, что на территории многих государств присутствуют многочисленные группы лиц, являющихся гражданами двух государств. И такое обстоятельство порождает немало проблем правового регулирования.
Основная часть вопросов, которые возникают в определении гражданства, решаются посредством международного права, то есть международными соглашениями, которые государства заключают между собой. Наше государство в данном вопросе не является исключением.
Двойное гражданство - сложное явление. В большинстве государств понятие двойного гражданства обозначает наличие у конкретного лица гражданских связей с двумя государствами независимо от источника их возникновения. В других государствах двойное гражданство определяется иначе, оно установлено в юридических нормах, согласно которым имеется лишь тогда, когда международный договор предусматривает наличие гражданских связей лица с двумя государствами или это установлено иной юридической нормой. На сегодняшний день большое количество россиян имеют гражданство других государств, но при этом остаются гражданами Российской Федерации. Лица, имеющие гражданство нескольких государств, зачастую могут столкнуться с рядом проблем и ограничений, доставить дополнительные хлопоты государству, в котором они пребывают.
Государства же в свою очередь, в некоторой своей части считают явление двойного гражданства нежелательным.
Целью данного исследования является изучение института двойного гражданства в Российской Федерации.
Чтобы достичь указанную цель, нужно решить задачи, поставленные в исследовании:
1. рассмотреть понятие и юридическую природу гражданства в Российской Федерации;
2. проанализировать понятие двойного гражданства и причины его возникновения в Российской Федерации;
3. рассмотреть институт двойного гражданства в Российской Федерации;
4. изучить нормы о двойном гражданстве в Российской Федерации и их соответствие международным нормам;
5. выявить пробелы в законодательстве о двойном гражданстве в РФ.
Объектом исследования является институт двойного гражданства в российском праве и его проблемы.
Предметом исследования представленной работы, выступают правовые нормы, формирующие институт гражданства РФ.
Методологическая основа исследования представлена методом сравнения, методом анализа, диалектическим методом познания, а также формально-юридическим, сравнительно-правовым и другими.
Нормативная база исследования состоит из законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также международных документов. В частности, в данном исследовании нами были изучены правовые нормы Конституции РФ, Федерального закона «О гражданстве РФ», Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Конвенции о защите прав человека и основных свобод и положения других нормативно-правовых и международных актов.
Исследованию института двойного гражданства посвящено немало публикаций ученых-юристов, таких как: С.А. Авакьян, А.Б. Аксенов, М.В. Баглай, А.А. Богославский, Ю.Р. Боярс, Н.В. Витрук, В.М. Гессен, Э.Э. Джалилова, Н.А. Дунайло, С.С. Кишкин, О.Е. Кутафин, А.В. Поляков, В.В. Полянский, Т.Б. Смашникова, Э.Х. Яхина.
Структурно исследование состоит из введения, где разъясняется актуальность исследования, а также ставится цель исследования и задачи по ее достижению; первой главы, где разъясняется понятие гражданства, предпосылки его возникновения, а также предпосылки возникновения института двойного гражданства; второй главы, где освещается конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства; третьей главы с обозначением существующих проблем правового регулирования двойного гражданства и возможных путей их преодоления; заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
Изучение института «двойного гражданства» является крайне актуальной задачей в политико-юридических исследованиях. Это объясняется тем, что на территории многих государств присутствуют многочисленные группы лиц, являющихся гражданами двух государств. И такое обстоятельство порождает немало проблем правового регулирования.
Основная часть вопросов, которые возникают в определении гражданства, решаются посредством международного права, то есть международными соглашениями, которые государства заключают между собой. Наше государство в данном вопросе не является исключением.
Двойное гражданство - сложное явление. В большинстве государств понятие двойного гражданства обозначает наличие у конкретного лица гражданских связей с двумя государствами независимо от источника их возникновения. В других государствах двойное гражданство определяется иначе, оно установлено в юридических нормах, согласно которым имеется лишь тогда, когда международный договор предусматривает наличие гражданских связей лица с двумя государствами или это установлено иной юридической нормой. На сегодняшний день большое количество россиян имеют гражданство других государств, но при этом остаются гражданами Российской Федерации. Лица, имеющие гражданство нескольких государств, зачастую могут столкнуться с рядом проблем и ограничений, доставить дополнительные хлопоты государству, в котором они пребывают.
Государства же в свою очередь, в некоторой своей части считают явление двойного гражданства нежелательным.
Целью данного исследования является изучение института двойного гражданства в Российской Федерации.
Чтобы достичь указанную цель, нужно решить задачи, поставленные в исследовании:
1. рассмотреть понятие и юридическую природу гражданства в Российской Федерации;
2. проанализировать понятие двойного гражданства и причины его возникновения в Российской Федерации;
3. рассмотреть институт двойного гражданства в Российской Федерации;
4. изучить нормы о двойном гражданстве в Российской Федерации и их соответствие международным нормам;
5. выявить пробелы в законодательстве о двойном гражданстве в РФ.
Объектом исследования является институт двойного гражданства в российском праве и его проблемы.
Предметом исследования представленной работы, выступают правовые нормы, формирующие институт гражданства РФ.
Методологическая основа исследования представлена методом сравнения, методом анализа, диалектическим методом познания, а также формально-юридическим, сравнительно-правовым и другими.
Нормативная база исследования состоит из законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также международных документов. В частности, в данном исследовании нами были изучены правовые нормы Конституции РФ, Федерального закона «О гражданстве РФ», Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Конвенции о защите прав человека и основных свобод и положения других нормативно-правовых и международных актов.
Исследованию института двойного гражданства посвящено немало публикаций ученых-юристов, таких как: С.А. Авакьян, А.Б. Аксенов, М.В. Баглай, А.А. Богославский, Ю.Р. Боярс, Н.В. Витрук, В.М. Гессен, Э.Э. Джалилова, Н.А. Дунайло, С.С. Кишкин, О.Е. Кутафин, А.В. Поляков, В.В. Полянский, Т.Б. Смашникова, Э.Х. Яхина.
Структурно исследование состоит из введения, где разъясняется актуальность исследования, а также ставится цель исследования и задачи по ее достижению; первой главы, где разъясняется понятие гражданства, предпосылки его возникновения, а также предпосылки возникновения института двойного гражданства; второй главы, где освещается конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства; третьей главы с обозначением существующих проблем правового регулирования двойного гражданства и возможных путей их преодоления; заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
В данном исследовании нами были изучены особенности двойного гражданства. Мы выяснили, что на территории многих государств присутствуют многочисленные группы лиц, являющихся гражданами двух государств. И такое обстоятельство порождает немало проблем правового регулирования.
Мы выяснили, что изначально термин «гражданство» происходит от таких слов, как «горожанин», «город». Кроме того, исследовав определения понятия гражданства, приведенные различными учеными, мы смогли прийти к выводу: «Гражданство - это специфическая связь между физическим лицом и государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, целью которой является распространение всей полноты государственной власти на человека и обладание всем комплексом прав и обязанностей».
Мы выяснили, что двойное гражданство - действительно сложное явление, и на территории преобладающего большинства государств определение понятия «двойное гражданство» обозначает наличие у конкретного лица гражданских связей с двумя государствами независимо от источника их возникновения, а на территории других государств - двойное гражданство установлено в юридических нормах, согласно которым оно имеет место лишь в случаях, когда международный договор предусматривает наличие гражданских связей лица с двумя государствами или это установлено иной юридической нормой.
Понятие «двойное гражданство» нельзя оторвать от понятия «гражданство», обе этих категории не просты в понимании, более того, даже со стороны законодателя существуют некоторые неопределенности как в регулировании института двойного гражданства, так и в его определении. Если с институтом гражданства все более или менее ясно, что оно представляет из себя правовую связь между гражданином и государством, обуславливающуюся их взаимными правами и обязанностями, а также возможностью граждан принимать участие в делах государства, занимать государственные должности, баллотироваться на выборы и референдумы, в общих чертах - обладание обширным перечнем прав, то в отношении двойного гражданства четкого, всестороннего определения нет. Вместе с тем, исследуя определения понятия «двойное гражданство» и множество научных исследований, посвященных институту двойного гражданства, мы можем утверждать: «Двойное гражданство - это правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств на основе соглашения этих государств».
Институт гражданства включает в себя такие правовые категории как иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие гражданство двух и более государств. Установлено, что все лица, не имеющие гражданства страны пребывания подпадают под определение «иностранец». Правовое положение иностранцев должно определяться общепризнанными нормами и принципами международного права, а не закрепляться нормами самого государства. Что касается двойного гражданства, то, как мы выяснили, в Российской Федерации двойное гражданство возникло в силу распада СССР, когда многие граждане бывших союзных республик остались без покровительства, а некоторые из них обрели два гражданства по независящим от них причинам. Данный институт был призван урегулировать эти вопросы, так как в этом, прежде всего, нуждались люди.
В первой главе нашего исследования мы раскрыли дефиницию гражданства, выяснили предпосылки возникновения гражданства, а также более подробно определили предпосылки возникновения двойного гражданства. Вместе с тем, в первой главе мы установили, что приобретение гражданства - это сложная процедура, где присутствуют собственные правила, условия и т.д. Приобретение гражданства должно осуществляться с обязательным соблюдением всего порядка осуществления этой процедуры.
Во второй главе мы разобрали конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства, а также каким способом можно приобрести гражданство Российской Федерации российским гражданам проживающих за рубежом. Кроме того, мы исследовали опыт некоторых зарубежных стран и их отношение к институту двойного гражданства. Так, на основе проведённого исследования мы можем выделить три основных подхода государств к наличию у личности двойного гражданства:
1. признание двойного гражданства и интенсивного распространения бипатризма (двойное гражданство признают: Албания, Лихтенштейн, Ирландия, Канада и другие);
2. допущение двойного гражданства и безразличное отношение к таковому (двойное гражданство одобряют: Франция, Англия, Италия, США).
3. последний подход не приветствует двойное гражданство, да и запрещает таковое в целом (так, двойное гражданство не приветствуют: Швейцария, Германия, Швеция, Япония, ЮАР, Филиппины).
В последней главе и заключительной части выпускной квалифицированной работы мы выявили проблемы правового регулирования двойного гражданства. Законодательство о двойном гражданстве в нашей стране состоит из Конституции, Федеральных законов и международно-правовых договоров, но исходя из нашего исследования можно выделить в данных нормативных актах некоторые проблемы: - во-первых, не до конца понятным остается вопрос, в каких случаях лицо следует считать приобретшим двойное гражданство, а в каких второе гражданство. Данные понятие в законодательстве Российской Федерации раскрыты весьма поверхностно, в связи с чем у многих ученых возникают противоположные точки зрения относительно определения данных категорий. Двойное гражданство - это устойчивая правовая связь лица с двумя государствами, между которыми заключен двусторонний договор, в противном же случае лицо, обладающее гражданством двух государств, признается лицом со вторым гражданством. Мы считаем необходимым внести соответствующие поправки в законодательство с целью искоренения такой путаницы; - во- вторых, ограничения для лиц, имеющих второе гражданство достаточно логичны, они полностью соответствуют международным нормам и в некоторых случаях даже более лояльны, чем аналогичные нормы в других государствах. Однако, закон «О средствах массовой информации» по сей день содержит в себе правовую неопределенность, несмотря на соответствующее постановление Конституционного суда; - в-третьих, двусторонние договоры являются неотъемлемыми источниками норм, регулирующих вопросы двойного гражданства, однако на данный момент существует лишь один действующий международно-правовой договор Российской Федерации в области двойного гражданства, что, по нашему мнению, ведет к постепенному отказу от института двойного гражданства.
Таким образом, можно подвести итог, что в исследовательской работе были изучены общие черты норм о двойном гражданстве и, непосредственно, нормы института гражданства; выявлены проблемы в законодательстве в области двойного гражданства; приведены в качестве примеров страны, с которыми у Российской Федерации были заключены мирные договоры и их дальнейшая судьба, а также иностранные государства с практикой двойного гражданства в целом.
Мы выяснили, что изначально термин «гражданство» происходит от таких слов, как «горожанин», «город». Кроме того, исследовав определения понятия гражданства, приведенные различными учеными, мы смогли прийти к выводу: «Гражданство - это специфическая связь между физическим лицом и государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, целью которой является распространение всей полноты государственной власти на человека и обладание всем комплексом прав и обязанностей».
Мы выяснили, что двойное гражданство - действительно сложное явление, и на территории преобладающего большинства государств определение понятия «двойное гражданство» обозначает наличие у конкретного лица гражданских связей с двумя государствами независимо от источника их возникновения, а на территории других государств - двойное гражданство установлено в юридических нормах, согласно которым оно имеет место лишь в случаях, когда международный договор предусматривает наличие гражданских связей лица с двумя государствами или это установлено иной юридической нормой.
Понятие «двойное гражданство» нельзя оторвать от понятия «гражданство», обе этих категории не просты в понимании, более того, даже со стороны законодателя существуют некоторые неопределенности как в регулировании института двойного гражданства, так и в его определении. Если с институтом гражданства все более или менее ясно, что оно представляет из себя правовую связь между гражданином и государством, обуславливающуюся их взаимными правами и обязанностями, а также возможностью граждан принимать участие в делах государства, занимать государственные должности, баллотироваться на выборы и референдумы, в общих чертах - обладание обширным перечнем прав, то в отношении двойного гражданства четкого, всестороннего определения нет. Вместе с тем, исследуя определения понятия «двойное гражданство» и множество научных исследований, посвященных институту двойного гражданства, мы можем утверждать: «Двойное гражданство - это правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств на основе соглашения этих государств».
Институт гражданства включает в себя такие правовые категории как иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие гражданство двух и более государств. Установлено, что все лица, не имеющие гражданства страны пребывания подпадают под определение «иностранец». Правовое положение иностранцев должно определяться общепризнанными нормами и принципами международного права, а не закрепляться нормами самого государства. Что касается двойного гражданства, то, как мы выяснили, в Российской Федерации двойное гражданство возникло в силу распада СССР, когда многие граждане бывших союзных республик остались без покровительства, а некоторые из них обрели два гражданства по независящим от них причинам. Данный институт был призван урегулировать эти вопросы, так как в этом, прежде всего, нуждались люди.
В первой главе нашего исследования мы раскрыли дефиницию гражданства, выяснили предпосылки возникновения гражданства, а также более подробно определили предпосылки возникновения двойного гражданства. Вместе с тем, в первой главе мы установили, что приобретение гражданства - это сложная процедура, где присутствуют собственные правила, условия и т.д. Приобретение гражданства должно осуществляться с обязательным соблюдением всего порядка осуществления этой процедуры.
Во второй главе мы разобрали конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства, а также каким способом можно приобрести гражданство Российской Федерации российским гражданам проживающих за рубежом. Кроме того, мы исследовали опыт некоторых зарубежных стран и их отношение к институту двойного гражданства. Так, на основе проведённого исследования мы можем выделить три основных подхода государств к наличию у личности двойного гражданства:
1. признание двойного гражданства и интенсивного распространения бипатризма (двойное гражданство признают: Албания, Лихтенштейн, Ирландия, Канада и другие);
2. допущение двойного гражданства и безразличное отношение к таковому (двойное гражданство одобряют: Франция, Англия, Италия, США).
3. последний подход не приветствует двойное гражданство, да и запрещает таковое в целом (так, двойное гражданство не приветствуют: Швейцария, Германия, Швеция, Япония, ЮАР, Филиппины).
В последней главе и заключительной части выпускной квалифицированной работы мы выявили проблемы правового регулирования двойного гражданства. Законодательство о двойном гражданстве в нашей стране состоит из Конституции, Федеральных законов и международно-правовых договоров, но исходя из нашего исследования можно выделить в данных нормативных актах некоторые проблемы: - во-первых, не до конца понятным остается вопрос, в каких случаях лицо следует считать приобретшим двойное гражданство, а в каких второе гражданство. Данные понятие в законодательстве Российской Федерации раскрыты весьма поверхностно, в связи с чем у многих ученых возникают противоположные точки зрения относительно определения данных категорий. Двойное гражданство - это устойчивая правовая связь лица с двумя государствами, между которыми заключен двусторонний договор, в противном же случае лицо, обладающее гражданством двух государств, признается лицом со вторым гражданством. Мы считаем необходимым внести соответствующие поправки в законодательство с целью искоренения такой путаницы; - во- вторых, ограничения для лиц, имеющих второе гражданство достаточно логичны, они полностью соответствуют международным нормам и в некоторых случаях даже более лояльны, чем аналогичные нормы в других государствах. Однако, закон «О средствах массовой информации» по сей день содержит в себе правовую неопределенность, несмотря на соответствующее постановление Конституционного суда; - в-третьих, двусторонние договоры являются неотъемлемыми источниками норм, регулирующих вопросы двойного гражданства, однако на данный момент существует лишь один действующий международно-правовой договор Российской Федерации в области двойного гражданства, что, по нашему мнению, ведет к постепенному отказу от института двойного гражданства.
Таким образом, можно подвести итог, что в исследовательской работе были изучены общие черты норм о двойном гражданстве и, непосредственно, нормы института гражданства; выявлены проблемы в законодательстве в области двойного гражданства; приведены в качестве примеров страны, с которыми у Российской Федерации были заключены мирные договоры и их дальнейшая судьба, а также иностранные государства с практикой двойного гражданства в целом.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Международно-правовое регулирование двойного гражданства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Понятие гражданства
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Двойное гражданство: вопросы теории и истории
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





