Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа №106615

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций 13
1.1 Формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема 13
1.2 Сущность и содержание организации социального партнерства 28
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций 43
2.1. Изучение актуального уровня сформированности педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и состояния социального партнерства в дошкольной образовательной организации 43
2.2. Содержание и формы реализации социального партнерства организаций в процессе формирования педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 59
2.3 Динамика сформированности педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 79
Выводы по второй главе 87
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложения 98

Актуальность исследования. Важнейшую роль в воспитании и личностном развитии ребенка, его индивидуальных особенностей и социальных свойств играет семья. Однако сегодня, в условиях изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации, под воздействием большого количества стрессовых ситуаций семья часто не справляется с присущими ей функциями, не обеспечивает ребенку защищенность и даже сама, иногда, наносит вред его психофизическому здоровью. Многие дети вынуждены жить в условиях социально-психологической депривации, им не оказывается эмоциональная поддержка, а в критических случаях они ограничены или вообще лишены присмотра и ухода со стороны родителей, заброшены, подвергаются насилию и т.д.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), то для них семья является еще более мощным фактором развития. Так, Л.С. Выготский указывал, что личностные особенности аномального ребенка в значительной степени зависят от его положения в семье. Неблагоприятные условия воспитания в семье провоцируют задержку развития психики ребенка, отклонения в поведении и личностном развитии. Вот почему поддержка семьи специалистами, государством и обществом - важнейшая составляющая всех коррекционных программ. А.Р. Маллер, указывал, что «успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей» [23, с. 172].
Этим обусловлено выделение повышения уровня педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах воспитания и развития детей в качестве одного из приоритетных направлений развития образования.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что при рассмотрении педагогической компетентности используют разные подходы: культурологический, деятельностный, системный и другие. Рассматриваемая категория переплетается с другими педагогическими понятиями: педагогическая подготовленность, педагогическое мастерство, педагогическая культура, психолого-педагогическая культура и пр. На современном этапе педагогическую компетентность родителей рассматривают в широком смысле как явление общекультурное, представляющее собой элемент педагогической культуры (Ю.А. Гладкова, Т.А. Куликова, Е.В. Бондаревская, Т.В. Кротова, Т.В. Бахуташвили и др.); как комплексную теоретическую и практическую подготовленность родителей к тому, чтобы осуществлять педагогическую деятельность, способность к пониманию потребностей ребенка и возможность создания условий для их удовлетворения (О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова); как личностное, системное, интегративное образование, совокупность деятельностных и личностных характеристик, обеспечивающих эффективное осуществление воспитательного процесса детей в семье (В.В. Селина, С.С. Пиюкова).
Мы рассматриваем формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ в рамках социального партнерства организаций. Понятие партнерства в образовании появилось в педагогической литературе сравнительно недавно, однако уже можно выделить нескольких подходов к определению данной категории:
• партнерство - это система взаимодействий образовательного учреждения и семьи; равноправные взаимоотношения субъектов, основанные на заинтересованности сторон в развитии, воспитании и обучении детей, а также их социального и культурного окружения, характерной особенностью которых являются осознанность и добровольность, моральная ответственность при исполнении обязательств по коллективным соглашениям и договорам; оно предполагает отношения, возникающие в процессе решения общих задач, осуществляется по принципам равноправия сторон в вопросе выбора способов решения задач, которые являются общими и выгодными для обеих сторон; добровольности; дополнительности; компромиссного подхода в выборе путей решения задач, доверия; обоюдной заинтересованности обеих сторон, а также на основании правового взаимодействия [26];
• партнерство - это определенный уровень отношений образовательного учреждения и социальных внешних структур (к примеру, социально-педагогическое партнерство - это определенным образом организованный процесс взаимодействия между образовательным учреждением и различными социальными группами, которые имеют свои интересы в образовательной сфере, для улучшения его качества); партнерство является одним из видов социального взаимодействия, который основан на диалогическом отношении субъектов и призван обеспечивать «стратегию единых действий» [26].
Сегодня в сложившейся социальной-экономической ситуации в стране наиболее перспективным является социальное межсекторное партнерство, которое является способом «договаривания» различных организаций, зачастую из разных сфер деятельности. В.Н. Якимец определяет такой вид партнерских отношений между организациями как конструктивное взаимодействие двух-трех секторов организаций, направленное на решение определенных социальных проблем, выгодное для обеих сторон и в целом для территориального населения, в рамках которого оно осуществляется [62]. Хотелось бы отметить, что социальное межсекторное партнерство в сфере образования еще не является областью всестороннего научного исследования. Кроме того, довольно малоизученной и сложной представляется проблема определения принципов и механизмов осуществления социального партнерства. Данному вопросу посвящены работы таких исследователей, как Ю.В. Медова, А.В. Корсунов, Е.К. Кашленко и др. Однако действительное партнерство возможно только при условии, что обе стороны - участники отношений - понимают их выгодность для себя, а также при отсутствии возможности решить свои проблемы без объединения усилий с другими организациями [62].
Также сегодня можно выделить и ряд факторов, мешающих установлению эффективного партнерства. Так, Ю.В. Медова среди них выделяет: «разобщенность субъектов воспитательных воздействий, бессистемность проводимых мероприятий, доминирующую роль образовательного учреждения» [26]. При этом чаще всего обращает на себя внимание негативная характеристика доминирования образовательного учреждения, несмотря на то, что именно к этой роли долгие годы стремились как сами образовательные организации, так и руководство страны.
Какова же позиция детского сада в условиях партнерских отношений? Можно утверждать, что детские сады не могут быть в стороне, их задачи продиктованы имеющимся у них потенциалом, и в первую очередь - профессиональным педагогическим коллективом, который может привлечь к педагогическому процессу как родителей, так общественных представителей , организовать и провести различные мероприятия, семинары, конференции, форумы и пр.
Сегодня перед образовательными учреждениями как одна из важнейших задач, обозначенных государством, стоит задача привлечения родителей как активных участников и полноправных партнеров образовательно-воспитательного процесса. Это находит свое подтверждение в ряде нормативно-правовых актов: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2014 г.), Законе «Об образовании» (2012 г.) и локальных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации. Это обусловливает актуальность данного исследования на социально-педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования обусловлена теоретическим осмыслением и моделированием социального партнерства организаций с целью развития педагогической компетентности родителей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья.
На сегодняшний день в рамках практической деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в недостаточной степени разработаны методические рекомендации по формированию педагогической компетентности родителей, не существует апробированной модели социального партнерства, которая бы эффективно обеспечивала достижение образовательных целей. Этим обусловливается актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Наряду с актуальностью изучаемого вопроса необходимо выделить ряд противоречий:
• между потребностью в переходе общественного и семейного воспитания на новый уровень развития отношений, продиктованный Законом РФ «Об образовании», и действующими в дошкольных образовательных организациях традиционными подходами во взаимодействии с родителями дошкольников, в том числе родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
• необходимостью формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, как одного из важнейших условий эффективности процессов воспитания и коррекции в семье и отсутствием ее научно обоснованной модели;
• необходимостью привлечения высококвалифицированных кадров, специализированного материально-технического оснащения к процессу формирования педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ и недостаточным соответствием ресурсного обеспечения дошкольной образовательной организации.
На основании вышеперечисленных противоречий была определена проблема исследования, которую можно сформулировать в форме вопроса: какова эффективность и возможности использования социального партнерства организаций при формировании педагогической компетентности у родителей дошкольников с ОВЗ.
В рамках выделенной проблемы была определена тема исследования: «Формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность модели социального партнерства организаций в формировании педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ.
Объект исследования - процесс формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования - содержание и модель социального партнерства организаций в аспекте формирования педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ возможно в условиях социального партнерства организаций, если:
• обеспечено поэтапное осуществление работы на ознакомительно - диагностическом, деятельностном и рефлексивном этапах;
• разработаны содержание и модель социального партнерства организаций;
• применены дифференцированный и андрагогический подходы к родителям как к субъектам данного процесса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы социального партнерства организаций в аспекте формирования педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
2. Разработать критерии и показатели сформированности педагогической компетентности родителей и выявить ее особенности у родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание и модель социального партнерства организаций в формировании педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Теоретической основой исследования являются:
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• концепции возрастного развития личности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн);
• концепции взаимодействия дошкольной организации и семьи воспитанника (Е.В. Коротаева, В.К. Котырло, М.В. Крулехт, С.А. Ладывир, А.А. Петрикевич);
• концепция Р.В. Овчаровой, которая рассматривает «родительство» в качестве социально-психологического феномена, а также научные работы, освещающие особенности применения психологических технологий для развитии личности (Л.Б. Шнейдер, А.Г. Лидерс, П.Г. Щедровицкий, Н.В. Самоукина) и в процессе работы с семьей (В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, К. Рудестам и др.);
• научные труды, посвященные изучению родительской компетентности (Н.Е. Корастылева, Л.В. Коломийченко, Г.М. Коджаспирова, Е.В. Бондаревская);
• исследования в области андрагогики (Б.М. Бим-Бад, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, М.Ш. Ноулз и др.).
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу и реализовать целевые установки исследования были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ литературных источников по теме исследования, количественный и качественный анализ полученных результатов, эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
База проведения исследования. Исследования было проведено на базе МБУ детского сада № 80 «Песенка» г.о. Тольятти Самарской области и МБУ детского сада №139 «Облачко» г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 50 родителей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Организация и этапы исследования. Реализация исследования проходила последовательно в три этапа с 2015 по 2017 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2015 - 2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучение психолого-педагогической и методической литература, определение теоретико-методологических основ исследования, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Разработка содержания и модели социального партнерства организаций, включая проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов..
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, выводы, обобщение, систематизация и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработаны содержание и модель социального партнерства организаций, обеспечивающие формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ;
• определены критерии и показатели, диагностические задания по выявлению уровня педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования представлена тем, что:
• уточнено понятие «педагогическая компетентность родителей»;
• теоретически обоснованы содержание и модель социального партнерства организаций в аспекте формирования педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ в условиях социального партнерства организаций.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения педагогики и психологии; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти 2015 г., 2016 г., 2017 г.), в сборнике «Материалы студенческой научно-практической конференции «Дошкольник на современном этапе» (28 марта - 12 апреля 2016, Тольятти, 2016), в «Балтийский гуманитарный журнал» №3, 2016г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая компетентность родителей дошкольников с ОВЗ представляет собой совокупность ценностно-смысловых ориентаций, психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта организации эффективной совместной деятельности с детьми.
2. Модель социального партнерства организаций в формировании педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, включающая в себя 4 блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-рефлексивный.
3. В основе формирования педагогической компетентности лежат андрагогический и дифференцированный подходы к родителям как к субъектам данного процесса. Андрагогический подход позволяет учесть возрастные особенности и жизненный опыт родителей в процессе формирования их педагогической компетентности. Применение же дифференцированного подхода дает возможность учета специфики условий семейного воспитания, диагноза дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, особенностей личностного и психического развития детей при объединении родителей в малые группы в процессе формирования педагогической компетентности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (67 источников) и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе проведения исследования нами было установлено, что проблема формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья является актуальной как для педагогической теории, так и для педагогической практики. Ее актуальность сегодня обусловлена изменениями в нормативно-правовом поле сферы образования, которая наделяет родителей правами и обязанностями субъекта образовательного процесса.
2. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный на первом этапе исследовательской работы, обеспечил возможность уточнения понятия «педагогическая компетентность», рассматриваемого нами как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта организации эффективной совместной деятельности с детьми. А также обеспечил возможность разработки модели социального партнерства дошкольной образовательной организации с другими организациями, включившей в себя 4 блока: целевой, содержательный, организационно - деятельностный и оценочно-рефлексивный.
3. В ходе констатирующего этапа исследования были выделены критерии (когнитивный, ценностно - смысловой, поведенческо - коммуникативный, поведенческо - деятельностный, рефлексивный), а также уровни (оптимальный, допустимый, недопустимый) сформированности педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
4. В ходе формирующего этапа исследования были выделены два направления работы по формированию педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья (работа с педагогами ДОО и непосредственная работа с родителями в условиях социального партнерства организаций), а также этапы процесса формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ознакомительно-диагностический, деятельностный, рефлексивный).
5. Результаты контрольного среза подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ возможно в условиях социального партнерства организаций, если:
• обеспечить поэтапное осуществление работы на ознакомительно-диагностическом, деятельностном и рефлексивном этапах;
• разработать содержание и модель социального партнерства организаций;
• применить дифференцированный и андрагогический подходы к родителям как к субъектам данного процесса.


1. Алямовская, В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / В.Г. Алямовская // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - с.224.
2. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. [Текст] / Е.Р. Баенская. - М.,2009. - с.112.
3. Балдицина, Е.И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: Автореф. дис. ... канд филос. Наук [Текст] / Е.И. Балдицина. - Ставрополь, 2005. - с.24.
4. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1995. - с. 172.
5. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя [Текст] / Д.В. Винникотт. - Екатеринбург, 2004. - с.395.
6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей [Текст] / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.Н. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - с. 191.
7. Галко, Е.А. Семейный клуб как средство социализации ребенка Текст.: дисс. . канд. пед . наук [Текст] / E.H. Галко. - Великий Новгород, 2003. - с.154.
8. Гильфанова, Д.З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей [Текст] / Д.З. Гильфанова // Вестник Государственного университета управления. - 2011, - № 7. - с.56 - 69.
9. Гладкова, Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия [Текст] / Ю.А. Гладкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - с. 103 - 110.
10. Гордон, Т. Повышение родительской эффективности [Текст] / Т. Гордон // Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - с.588.
11. Гребенников, И.В. Педагогический всеобуч родителей [Текст] / И.В. Гребенников. - М. : Знание, 1986. - с.79.
12. Гребенников, И.В. Повышение педагогической культуры родителей -основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф. дис....канд. пед. наук [Текст] / И.В. Гребенников. - М., 1971. - с.32.
13. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособ. [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М., 2000. - с.256.
14. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ Текст. : методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - с. 80.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2004. - с.42.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ