Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в России 8
1.1 Понятие, признаки и значение административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения 8
1.2 Административное правонарушение как основание привлечения лица к ответственности 18
Глава 2 Правовой анализ особенностей административной ответственности за некоторые виды административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации 27
2.1 Административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке 27
2.2 Административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения 34
2.3 Административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения 40
Глава 3 Основные направления развития и совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 47
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 67
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в России на уровне государственной политики постоянно идет поиск эффективных механизмов правового, организационного и материального обеспечения безопасности дорожного движения. Одним из таких способов выступает воздействие административной ответственности на участников движения, направленное на предотвращение и профилактику дорожно-транспортных происшествий за счет формирования установки на правомерное поведение на дороге. За последние годы на законодательном уровне отмечается тенденция к ужесточению ответственности за совершение лицами административных правонарушений в области дорожного движения, в том числе путем увеличения размеров штрафов, а также расширения перечня нарушений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством.
На сегодняшний день Минюстом России разработан проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, который планируется ввести в действие с 1 января 2021 г. В нем регламентировано ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения, введены новые составы административных правонарушений в данной сфере:
-статья 21.29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством»;
-2. статья 21.30 «Опасное вождение»;
-3. статья 21.41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам».
Сегодня активно обсуждается проект нового КоАП РФ, в частности вопрос об ужесточении административного наказания, повышения размера штрафов за совершение правонарушений в области дорожного движения. 20 апреля 2020 г. под руководством министра юстиции Константина Чуйко было проведено совещание по разрабатываемым Минюстом проектам федеральных законов. В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генпрокуратуры, правительства Москвы. Было высказано мнение о том, что во избежание роста административной нагрузки на граждан Минюстом при подготовке проекта нового КоАП РФ предложено не повышать административные штрафы и сохранить их размеры в пределах, установленных действующим КоАП РФ.
В связи с вопросами, которые часто возникали в судебной практике при рассмотрении вышеуказанных дел было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где даны разъяснения по поводу привлечения виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Возможно, принятие данного Постановления - решение поспешное, поскольку, если в 2021 году вступит в силу новый КоАП РФ, в документ придется вносить изменения.
В постановлении рассмотрены вопросы, связанные с особенностями квалификации отельных правонарушений в области безопасности дорожного движения, а также вопросы фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, вопросы назначения и исполнения некоторых видов административных наказаний.
В настоящее время ответственность за совершения административного правонарушения в области дорожного движения регламентирована в Главе 12 КоАП РФ.
Объектом работы являются общественные отношения, регулирующие административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы, которые регламентируют вышеуказанные правоотношения.
Целью выпускной работы является изучение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
-изучение общей характеристики административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в РФ;
-анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения в РФ;
-рассмотрение основных направлений развития и совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы усовершенствовать нормативно - правовые акты Российской Федерации, регулирующие данные общественные отношения.
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», материалы юридической практики: Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, а также статьи современных авторов, таких как: Иванов А.Ю., Калюжный Ю.Н., Полякова С.В., Панкова О.В. и т.д.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава рассматривает общую характеристику административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в России, а именно понятие, признаки, а также значение административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения, исследует административное правонарушение как основание привлечения лица к ответственности.
Вторая глава посвящена анализу некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения в РФ, таких как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Третья глава рассматривает направления развития, совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
Заключение содержит выводы по проделанной работе.
В России постоянно идет поиск эффективных механизмов правового, организационного и материального обеспечения безопасности дорожного движения. Одним из которых выступает воздействие административной ответственности на участников движения.
Исходя из анализа действующего КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что он не содержит определения административной ответственности. Термин «административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения» сформирован на основании научных подходов в административно-правовой доктрине к понятию «административная ответственность». Понятие административной ответственности в области дорожного движения основано на совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе дорожного движения.
Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения регламентируется главой 12 КоАП РФ, которая именуется, как административные правонарушения в области дорожного движения. Правовой анализ главы 12 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что административная ответственность водителей и иных участников дорожного движения предусмотрена в 38 статьях, ответственность должностных лиц организаций - лишь в 11 статьях, в 9 из которых предусмотрена ответственность юридических лиц
К признакам вышеуказанной ответственности следует относить:
• наличие правонарушения как основание для ее наступления;
• неблагоприятные последствия для правонарушителя;
• данная ответственность регулируется нормами административного права;
• административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение таких правонарушений;
• субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица.
Итак, сегодня административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения употребляется как актуальное средство правоохраны, борьбы с административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.
Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законом устанавливается административная ответственность.
Административные правонарушения в области дорожного движения понимаются как противоправные, виновные действия либо бездействия физического или юридического лица, которые нарушают Правила дорожного движения и Закон «О безопасности дорожного движения».
Изучая административное правонарушение как основание привлечения лица к ответственности, стоит выделить его объективные и субъективные признаки. Итак, родовым объектом являются общественные отношения в области дорожного движения. Под видовым объектом подразумевают безопасность дорожного движения. Объективная сторона представлена деянием противоправного характера виновного лица, которое связанно с нарушением ПДД, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации транспортных средств, железнодорожных переездов. Субъектом могут быть как физические, так и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.
Проанализировав некоторые виды административных правонарушений в области дорожного движения в РФ необходимо сделать следующие выводы. Так, правонарушение в виде управления ТС, не зарегистрированным в установленном порядке влечет за собой наказание по ст. 12.1 КоАП РФ. С 1 января 2020 г. одним из принципиальных изменений в регистрации стала возможность регистрировать авто непосредственно в автосалоне. Заниматься этим будут «уполномоченные лица специализированной организации».
Стоит отметить, что с 27 июля 2020 г. ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ утрачивает силу согласно ФЗ от 26.07.2019 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
Согласно проекту нового КоАП РФ, который планируется вступить в силу в 2021 г. данная статья будет именоваться как «Управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке» и регламентироваться ст. 21.1 КоАП РФ.
Управление транспортным средством водителем, который не имеет при себе определенных документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, является одним из видов административных правонарушений, ответственность за которое наступает по ст. 12.3 КоАП РФ.
Стоит отметить, что с 1 января 2020 г. изменился список документов, которые водители должны предъявлять сотрудникам ГИБДД. Теперь полис ОСАГО инспектору можно предоставить как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа. Но стоит обратить внимание на проблему доступа к мобильной связи на российских дорогах, без которой электронный документ не получится проверить. Также планируется создать электронную версию водительского удостоверения.
Благодаря цифровому нововведению может «уйти в прошлое» состав правонарушения 12.3 КоАП РФ.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения регламентировано ст. 12.8 КоАП РФ. В 2018 г. были внесены изменения, согласно которым ответственность должна наступать в случае установления факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется, наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.
Сегодня, существует ряд проблем, которые возникают при квалификации деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ. Чтобы квалифицировать правонарушение нужно установить факт передачи автомобиля человеку, которого задержали в нетрезвом виде. Но, при добровольной передаче прав управления автомобилем, владелец не может знать наверняка, в каком состоянии находится человек. К тому же, возможно управление автомобилем без ведома хозяина.
Теоретически, задержанный человек может употребить алкоголь или наркотики уже после получения транспортного средства. Доказать, что это было не так - практически невозможно. Для наложения штрафа или иного взыскания, должны быть факты, которые документально зафиксированы.
Также сегодня на рассмотрении находится проект нового КоАП РФ, где ч. 2 ст. 21.8 КоАП РФ будет предусматривать наказание за управление транспортным средством лицом, которое находится в состоянии опьянения, совершенное с находящимся в ТС несовершеннолетним в возрасте 16 лет. Наказание планируется назначать в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей и лишение прав на 2-3 года. Кроме того, планируется ввести залог за автомобиль.
У судей появится возможность наказывать автомобилистов за опьянение, вызванное не только наркотиками или алкоголем, но и иными опьяняющими веществами. Вводится запрет и на употребление «новых потенциально опасных психоактивных веществ», однако, что подразумевает понятие в новом законе, не расшифровывается.
Анализируя основные направления развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, следует считать совершенствование законодательства в данной области.
Сегодня рассматривается проект ФЗ «КоАП РФ», который планируется ввести в действие уже с 1 января 2021 г. Он предусматривает ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения, вводит новые составы административных правонарушений в данной сфере:
• статья 21.29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством»;
• статья 21.30 «Опасное вождение»;
• статья 21.41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам».
Государство ужесточает меры ответственности в сфере дорожного движения, пересматривает в сторону увеличения размера штрафа как вида административного наказания, распространяет большое количество средств фото- и видеофиксации, работающие в автоматическом режиме, и позволяющие выявить нарушения.
1. Алистархов В. Взыскание ущерба с пешехода в результате ДТП // Коммерческие споры. Административное право. 2016, № 2. С. 5-9.
2. Байсалуева Э. Ф. Соотношение и сущность понятий «дорожное движение» и «безопасность дорожного движения» в трудах профессора B. И. Майорова // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №1 (24). C. 101 - 106.
3. Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 33-39.
4. Гончаров И.В. Некоторые аспекты основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию // Правовая политика и правовая жизнь. 2016, № 2. С. 151-156.
5. Елагин Р.И. Административное право России / Р.И. Елагин. - М.: Книжный мир, 2017. 384 c.
6. Занина Т.М., Занин К.А. Проблемы реализации административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения // Вестник КРУ МВД России. 2018. №2 (40). C. 53 - 58.
7. Иванов А.Ю. Об особенностях административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. №3 (28). C. 32 - 36.
8. Калюжный Ю.Н. Отдельные теоретические подходы к толкованию понятия "безопасность дорожного движения" // Транспортное право. 2016, № 2. С. 3-7.
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
10. Кожевников О.А. К вопросу о понятии, признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. С. 16 - 18.
11. Конвенция о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. от 23.09.2014) // Treaty Series. Volume 1732. - New York: United Nations, 1999, P. 522 - 587.
12. Конституция РФ от 12.12.1993 // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек. 1993.
13. Королева Ю.А. Правовые и организационные проблемы направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №1 (69). С. 46 - 50.
14. Майоров В.И. Административная ответственность за опасное вождение: проблемы и перспективы / В. И. Майоров // Сб. научных трудов III Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 282-286.
15. Майоров В. И., Дымберов А. Д., Молчанов П. В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (37). - С. 69-77.
...