Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы права равного доступа граждан к государственной гражданской службе 9
1.1 Государственная служба как социально-правовой и организационный институт и ее нормативно-правовое регулирование 9
1.2 Характеристика социально-правового статуса государственных гражданских служащих РФ 20
1.3 Понятие и сущность права равного доступа граждан к государственной гражданской службе и гарантии его обеспечения 39
2 Актуальные проблемы реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в Российской Федерации 44
2.1 Проблемы реализации гарантий при поступлении граждан на государственную службу 44
2.2 Проблема установления равных условий оплаты труда, а также сопоставимых показателей оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности 56
2.3 Направления совершенствования гарантии реализации права равного доступа к государственной службе 62
Заключение 67
Список используемой литературы 73
Для того, чтобы обеспечить эффективность деятельности всей функционирующей системы, относящейся к государственной службе, в поисках путей ее дальнейшего совершенствования в рамках нашего государства было пройдено несколько наиболее важных и значительных этапов кардинального реформирования всей сферы государственного управления. Так, на самом начальном этапе процесса, связанного с реализацией реформ административной сферы современной России, которые начались в конце последнего десятилетия XX века для того, чтобы обеспечить оптимизацию сложившейся в этот период системы государственного управления в качестве основного объекта для данных реформ стали органы исполнительной власти федерального уровня. В результате данного реформирования в стране была создана кардинально новая типология органов исполнительной власти на уровне федерального центра и, в дальнейшем была определена их специализация.
На последнем из этапов проводимой в этот период в нашей стране административной реформы было предложено новое для госуправления в России направление в процессе данного совершенствования - повысить качественный уровень и доступность государственных услуг.
Сегодня, в результате данного реформирования, государственные служащие выступают в качестве достаточно важного субъекта для всей функционирующей системы, связанной с государственно-административным управлением. Они претворяют своей профессиональной деятельностью в жизнь намеченные преобразования, в социальной и политической сферах, которые обозначены в стратегических планах и разработанных программах развития.
Необходимым условием для этого является совершенствование правового регулирования системы государственной службы, создание эффективных мотивационных и стимулирующих механизмов, обеспечивающих повышение результативности и эффективности деятельности государственных служащих. неукоснительное соблюдение их основных прав и обязанностей, а также повышение социально-правового статуса гражданских служащих.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения значения социально-правового статуса гражданского служащего для развития системы государственной гражданской службы, с учетом накопленного российского и зарубежного опыта.
Следует отметить, что в системе, которая связана с правами и свободами человека и гражданина отдельная роль отводится активному участию в управлении государственными делами, в том числе такому важному праву, как право на равный доступ к государственной службе.
Одним из фундаментальных прав, обеспечивающих развитие демократизации государства, является конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе. Вместе с тем, конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе не всегда соблюдается в силу ряда обстоятельств. Актуальным при этом становится вывод о нарушении такого конституционного права граждан. В связи с этим выбранное направление исследования и выявление основополагающих проблемных аспектов обуславливают актуальность исследовательской работы.
В связи с чем, в настоящий момент особое значение приобретает тот факт, что процесс практической реализации закрепленных в законодательстве тех прав граждан, которые связаны с равным доступом к государственной службе, еще далек от своей логической завершенности. На сегодняшний день в конституционном праве можно наблюдать отсутствие четкости в гарантиях доступа российских граждан к деятельности на государственной службе.
В механизме доступа к государственной службе наблюдается отсутствие четко выработанных и продуктивных (действенных) механизмов его защиты. Кроме того, в исследованиях, связанных с деятельностью гражданской службы, отмечается достаточно слабое функционирование конституционно-правового института законных ограничений для обозначенного права, если исходить из буквального толкования ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации [30].
Степень научной разработанности проблемы. Тема государственного регулирования государственной гражданской службы РФ является предметом активного исследования научным сообществом. Сгруппируем данных авторов по тематике исследованных ими проблем функционирования института гражданской службы.
Вопросы, которые связаны с процессами функционирования и процессами развития госслужбы, совершенствования правового статуса госслужащего, находились в центре внимания следующих отечественных исследователей: А. Г. Барабашева, В.Д. Граждана, С. Г. Киселева, Н. Н. Клища, В. А. Сулемова, В. В. Черепанова и др. Представляет интерес для нашего исследования также ряд научных работ, которые посвящены оценке эффективности персонала государственной службы. Среди таких исследований следует выделить работы К. Лалазаряна, Р. А. Толмачевой, Е. В. Хруцкого и В. Н. Южакова.
Результаты проведенных научных исследований, отразили, что состояние современной системы государственного управления обусловлено низкой продуктивностью функционирования государственной власти всех уровней, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. В настоящее время при всех стремлениях государства и научного сообщества найти решение указанных выше вопросов, данные проблемы нельзя отнести к разряду решенных. Это обусловливает необходимость и значимость дальнейших исследований в указанном направлении.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые связаны с признанием, соблюдением и эффектностью защиты прав и свобод человека и гражданина.
Предметом настоящего исследования являются современные тенденции и противоречия в действии конституционной нормы, связанной с правами граждан Российской Федерации на равный доступ к системе государственной службы.
Целью исследования является выработка рекомендаций совершенствованию конституционно-правового механизма регулирования, имеющегося у граждан Российской Федерации права на доступ на равных основаниях к государственной службе.
Для достижения цели работы, потребовалось решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретико-методологические основы государственной гражданской службы;
• дать общую характеристику права равного доступа граждан к государственной службе;
• охарактеризовать формы защиты и проблемы обеспечения и защиты прав граждан на равный доступ к государственной службе;
• сформулировать рекомендации, носящие практическую направленность по совершенствованию конституционно-правового механизма регулирования, имеющегося у граждан Российской Федерации права на доступ на равных основаниях к государственной службе.
Методологическая база исследования состоит из следующих методов исследования:
• общенаучных методов (диалектического, системного, конкретно-исторического, комплексного, структурно-функционального и т.д.);
• специальных юридических методов (формально-юридического, сравнительного правоведения, юридического моделирования и других).
Нормативную базу составляют: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ.
Теоретической базой данной работы послужили труды авторов: Байльдинова Е.Т., Знаменского Д.Ю., Петрова М.П., Роя О.М., Тихомирова Ю.А., Федосеевой Н.Н. и т.д. Основными источниками информации являлись официальные правовые документы, научные, библиографические источники информации (статьи, учебная литература, монографии), предоставленные информационно-правовыми системами Консультант Плюс и Г арант, научными электронными библиотеками сети интернет, данные официальных сайтов государственных и статистических органов.
Научная новизна предложенного исследования определена комплексным подходом к исследованию конституционно-правовых норм, относящихся к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Предпринята попытка определить проблемы, которые имеются на сегодняшний день в правовом регулировании и функционировании конституционных норм РФ, связанных с правом граждан, на равный доступ к государственной службе, и выработать предложения по совершенствованию исследуемого института.
Научное и практическое значение настоящего исследования заключается в том, что недостаточная научная разработанность проблем регулирования прав граждан на равный доступ к государственной службе затрудняет предпринимаемые в настоящее время попытки формирования эффективной системы государственного управления, адекватной реальным потребностям развития государства; а также в возможности использования результатов и выводов, которые были проведены в данном исследовании при формировании и дальнейшем развитии проблематики социально-правового статуса государственных гражданских служащих.
Структура исследования. Исследование состоит из составленного по определенному алгоритму введения, двух глав, в которые включены несколько параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В заключение исследования, считаю необходимым отметить важность наличия возможности реализации подлинных гарантий, прав, свобод граждан на равный доступ к государственной службе. Ст. 45 Конституции обозначен настоящий долг государства гарантировать защиту вышеуказанных прав, а гражданам иметь возможность отстаивать свои права, в дозволенной законодательством форме.
Сущность права на равный доступ граждан к государственной службе заключается в том, что каждый гражданин имеет право к допуску на службу не зависимо от его качеств, не касающихся его профессиональной деятельности: расы, происхождения, роста, теологических взглядов и т.д., на одинаково равных основаниях. Главной гарантией выступает запрещение законодателем притеснения граждан, исходя из их статуса в обществе, материального положения, жизненных приоритетов и других условий, жизненных обстоятельств, не влияющих на качество исполнения обязательств в профессиональной деятельности.
Существование правовых гарантий к равному доступу граждан на госслужбу, не исключает периодическое нарушение данного права, имеет обширный характер и тенденции к увеличению количества нарушенных прав в будущем. Государством установлена мера защиты граждан, в рамках правого поля, они могут отстаивать и восстанавливать свои права. Настоящее определение имеет неясную формулировку, размытый характер. В практике самым целенаправленным приемом обеспечения защиты нарушенных прав остается обращение в судебные органы.
Право граждан на равный доступ к государственной службе тесно объединено с процессом устройства, распределения и организацией кадрового состава. Основы данных процессов обозначены на законодательном уровне, в нормах имеют свое отражение принципиальные правила кадровой политики нашего государства. На службу в государственные органы по контракту могут быть приняты граждане, освоившие в полной мере государственный язык Российской Федерации, к моменту принятия их на службу, возраст гражданина должен быть не менее установленного законодательством о госслужбе. Есть и обстоятельства, которые могут быть преградой для прохождения гражданином государственной службы. В законе отражен перечень таких обстоятельств. Особенно тщательное внимание необходимо обратить на ограничения при поступлении на государственную службу при наличии близких родственных связей, если нахождение на службе будет связано с подчиненностью или подконтрольностью одного к другому. Перечень лиц при соотношении родственных связей имеет закрытый перечень, отображен в законе. Данная норма назначена исключить личную заинтересованность на работе государственного органа. Задача ограничивающей нормы исключить отрицательное воздействие и вмешательство в работу учреждения, не допустить нарушение прав и свобод третьих лиц. Мы предполагаем, во избежание наличия личной заинтересованности через родственные связи, можно увеличить перечень лиц, считающихся в близком родстве, добавить родителей, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер, родителей супруги/га, дяди и тети. Но есть категория близких людей, которые законодательно не закреплена и к числу родственников их отнести не представляется возможным, сожители. Граждане фактические являются семьей, но данный факт не фиксирует процедура регистрации брака. Фактически сожители перед друг другом имеют обязанности мужа и жены, но, если смотреть на данную ситуацию со стороны юридического статуса их отношений, они не имеют никаких родственных связей. Данная практика имеет широкое распространение в депутатской среде и часто практикуют отсутствие юридического закрепления отношений, как уловку во избежание требований антикоррупционных норм и закона о гражданской службе. По большей части такое законодательное упущение обусловлено несовершенством норм Семейного кодекса, поскольку Семейным кодексом сожительство не признается законным союзом и не предусматривается возможность признания незаконным фиктивное расторжение брака.
Обеспечение осуществления равноправия в процедуре реализации права граждан на доступ к государственной гражданской службе производится путем конкурсного отбора. Любое отступление от утвержденного порядка процедуры проведения отбора на замещение вакантной должности, влечет за собой нарушение охраняемых законом прав на равный доступ к государственной службе. Выбор кандидата путем конкурсного отбора является самым обоснованным. Справедливый конкурсный отбор не применяться во всех случаях, законодательством определены обстоятельства, при которых замещение должности производятся без проведения данной процедуры. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что есть перспектива снижения количества конкурсных замещений должностей для обеспечения кадрового потенциала государственных служащих. Конкурс проводится с формированием конкурсной комиссией. При этом число независимых экспертов должно составлять не менее четверти всей конкурсной комиссии. Надлежит расставить акцент на следующих проблемных моментах. В настоящее время на разных уровнях не сформированы органы управления государственной службы. Отсутствует утвержденная форма коордиционной и финансовой самостоятельности эксперта, что доказывает о возможной необъективной оценке кандидатов, участвующих в конкурсе, непредвзятом отношении к одним гражданам и наличие приоритетного подхода по отношению к другим. Более того, имеют место случаи не своевременной явки эксперта в нужное время проведения конкурса, данные обстоятельства влекут последствия в виде сбоя организационного процесса проведения конкурса, его возможного переноса, что негативно отражается на репутации кадровой политики государства, небрежного отношения к гражданам, принимающих участие в конкурсе. С целью решения проблемы следует учредить единый федеральный орган УГС, с формированием представительств на разных уровнях власти. На основе упомянутого органа управления нужно сформировать учет независимых экспертов и привлекать их в комиссию из разных субъектов федерации. Присутствие экспертов необходимо и в решении вопросов, связанных с проблематикой, вытекающей из ситуаций, которые образуются при конфликте интересов. Данный орган можно привлекать и в части оказания консультаций, как представителям нанимателя, так и к гражданам, чьи права нарушаются при поступлении на государственную службу, как и желающим попробовать свои силы, при возникновении такой необходимости. На финансирование организации работы специалистов в области государственной службы необходимо заложить статью расходов в федеральном бюджете «расходы на оплату работы независимых экспертов».
Одна из наиболее многочисленных проблем в области нарушения прав граждан на равный доступ к государственной службе является отказ гражданину, принятый на основании доказанных незаконных действий родственников гражданина, наличие судимости даже за совершение преступлений небольшой тяжести. Более часто встречается при поступлении на работу в систему правоохранительных органов. Наличие судимости у родных гражданина является незаконным основанием для отказа, при подаче документов в кадровые отделы служб.
На сегодняшний день, не смотря на решение ВС от 27.03.2017 №АКПИ17-46 об ограничении возможности отказывать кандидатам из-за судимости, органы продолжают отказывать, учитывая данный факт родства с судимыми родственниками. Можно сделать вывод, что практика применения решения Верховного Суда не имеет широкой огласки. Кандидаты не обладают всей полнотой информации, что данным решением органы внутренних дел нарушают их конституционные права, соответственно не имею возможности обратиться за защитой своих прав и оспорить данный отказ, иметь возможность поступить на государственную гражданскую службу. Большое количество разбирательств, касаемо нарушенных прав, положит начало правоприменительной практики, которая поставит точку в данном вопросе.
Другой проблемой является несостоятельность эффективных рычагов защиты нарушенного права. Порядок привлечения ответственных лиц не имеет положительных результатов.
На законодательном уровне установлены составы, как нарушение равенства прав и свобод гражданина и злоупотребление должностными полномочиями. Но реализовать порядок привлечения и восстановление нарушенных прав практически невозможно осуществить на практике. Практически отсутствующая судебная практика по ст. 136 УК превратила ее в «мертвую» норму. Причины отсутствия правоприменения этой статьи заключается в невозможности доказать наличие прямого умысла гражданина на совершение преступления. В любом случае, официальная причина отказа всегда будет носить иной, а не дискриминационный характер.
Например, факт преступного сговора доказывается легче, поэтому некая практика по привлечению к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями все же имеется. Несмотря на это, многие коррупционные нарушения остаются не выявленными и виновные лица не несут за их совершение никакой ответственности.
Исходя из положений нынешнего законодательства можно сделать вывод, что приоритетным направлением государства в области формирования состава кадровой системы госслужащих, законодатель идет по пути отказа от конкурсного отбора. На настоящее время произведено увеличение допустимых ситуаций при замещении на должность, не исходя их равного конкурсного отбора. Особенно хотим обратить внимание на замещение без конкурса должностей руководителей и советников. Руководители принимают основополагающие решения в жизнедеятельности государственных структур, от правильности принятие управленческих решений, от их компетентности, уровня профессионализма, зависит как орган государственной власти и его структуры будут исполнять свое предназначение, поэтому следует ужесточить требования к процедуре самого проведения конкурса, с обязательным участием беспристрастных и независимых экспертов с другого региона страны.
Фундаментальным выводом проведенного исследования, может служить утверждение о существовании достаточно обширного числа проблемных аспектов, связанных с реализацией права граждан на равный доступ к государственной службе, что требует безотлагательного их решения. В этой связи необходимо повысить роль и значение государственных служащих в стране и обществе, повысить престиж госслужащих в сознании граждан Российской Федерации, создать четкий механизм защиты равенства их права на государственную службу. Сегодня существует необходимость в совершенствовании механизмов защиты граждан Российской Федерации от равного доступа к госслужбе. Это право также важно в системе прав человека и гражданских прав.
1. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.
3. Административное право: Учебник для вузов / Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов, 5-е изд., пересмотр. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 566 с.
4. Андрюхина Э.П., Ахрем И.В. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров. • М.: Проспект, 2017.
5. Архиреева А. С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №109. - С.1-12.
6. Афанасьева С.А. Право граждан на равный доступ к государственной службе в современной России // Образование и право. - 2018. • №11. - С.100-103.
7. Астафьева, А. С. Проблемы эффективности государственной гражданской службы России / А. С. Астафьева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 40 (226). - С. 29-31.
8. Афанасьева С.А. Гарантии реализации прав граждан на равный доступ к государственной службе в Российской Федерации // Образование и право. - 2019. - №2. - С.45-49.
9. Байнова М.С. Понятие государства и системы государственного управления // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - №1 (14). - С.49-55.
10. Букрина М.А., Яценко А.О. Теоретико-правовые основы труда отдельных категорий граждан - обоснование и правовое регулирование // Толкование правовых актов (теоретико-правовой, конституционно-правовой, гражданскоправовой и трудо-правовой аспекты: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь)». 2017. - С. 9-13.
11. Бялт В.С. Актуальные проблемы реализации права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. - 2016. - №1. - С. 30-32.
12. Гераскевич А.И., Яценко А.О. К вопросу о социальных гарантиях, предоставляемых государственным служащим в рамках трудовых правоотношений // Проблемы науки. - 2020. - №8 (56). - С.29. -32.
13. Голиков А.А К вопросу о правовом регулировании статуса государственных гражданских служащих // Science Time. - 2015. - №11 (23). - С.158-161.
14. Гостев Я.С., Махмутова Л.А., Ямщикова С.Л. Государственная гражданская служба: сущность, цели и задач / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/files.pdf (Дата обращения 08.02.2021 г.)
15. Государственная гражданская служба в системе общественной организации труда / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// wiselawyer.ru/ poleznoe/58876-gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-sisteme- obshhestvennoj-organizacii-truda (Дата обращения 15.02.2021).
...