Введение 3
1. Теоретические основы регулирования конкуренции в сфере государственных закупок 6
1.1. Понятие и принципы организации системы государственных закупок в России 6
1.2 Ограничение конкуренции в сфере государственных закупок 11
1.3 Международный опыт регулирования конкуренции в сфере государственных закупок 17
2. Деятельность ФАС по осуществлению антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок 35
2.1 Антимонопольная политика в России в области государственных закупок 35
2.2 Реализация полномочий ФАС в области государственных закупок по ограничению конкуренции 46
2.3. Анализ выявленных ФАС правонарушений в сфере государственных закупок, связанных с нарушениями ограничения конкуренции 50
Заключение 67
Список используемых источников 70
В настоящее время сектор государственной экономики является основным регулятором экономической обстановки в стране, в связи с этим целесообразное расходование средств позволяет напрямую повышать уровень жизни граждан страны.
Актуальность исследования: Все больший объем бюджетных средств расходуется через систему государственных закупок. Обеспечение государственных закупок. С каждым годом нарушение конкуренции осуществления без нарушения существующих правовых норм, в связи с этим требуется усовершенствование законодательства.
Цель работы: изучение правовых актов регулирующих полномочия органов ФАС и процедуры проведения торгов в сфере государственных закупок, изучение научных работ, которые подробнее раскрывают проблемы данной сферы правонарушений, а также выявить решения, которые помогут способствовать развитию конкуренции в сфере государственных закупок.
Задачи исследования: Проанализировать существующие правовые акты, проследить тенденции развития законодательства, определить основные проблемы, ограничивающие конкуренцию в государственных закупках, также определить полномочия ФАС, позволяющие обеспечивающие высокую конкуренцию на тендерах, выявить основные способы ограничения конкуренции заказчиками и методы предотвращения ограничения конкуренции путем внесения поправок в существующее законодательство.
Объектом будут являться экономическо-правовые отношения, как внутригосударственный процесс, проявляющийся в сфере государственных закупок.
Предметом будут являться правовые основы регулирования конкуренции в области государственных закупок в Российской Федерации.
Методологическую базу проведенного исследования составили общенаучные, а также частноправовые методы познания.
В процессе работы будут освещаться проблемы правоприменительной практики, исполнения существующего законодательства в области осуществления государственных закупок, в настоящее время наблюдается тенденция более частого нарушения законодательства в области обеспечения конкуренции в государственных закупках, что связано с увеличением объема тендеров, усложнением системы контроля случаев ограничения конкуренции.
Целью работы является всесторонний анализ нормативно-правовых актов и отчетов Федеральной антимонопольной службы, изучение международного опыта в области государственных закупок, выявление направления в котором следует двигаться для осуществления эффективной политики закупок.
Для достижения и раскрытия рассматриваемой темы были перед нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующую ситуацию в экономической среде государственных закупок, дать характеристику экономическо-правовым отношениям в государственных закупках, проследить направление, в котором идет развитие данная сфера;
2. Выявить актуальные проблемы в обеспечении конкуренции органами ФАС, разобрать какими полномочиями наделена структура государственной службы ФАС и какими методами происходит регулирование рынка государственных закупок;
3. Выделить основные параметры, влияющие на ценовую и неценовую конкуренцию, и случаи ограничения конкуренции путем предъявления заведомо ограничивающих требований в рамках существующего правового поля.
Предметом будут являться правовые основы регулирования конкуренции в Российской Федерации.
Методологическую базу проведенного исследования составили общенаучные, а также частноправовые методы познания. Среди общенаучных методов был использован анализ. Частноправовые методы составляли формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический методы.
Степень разработанности вопроса. Тема редко освещается в научных публикациях, но является актуальной в связи с развитием сферы государственных закупках. В ходе ознакомления с материалами по данной теме нами было замечено, что проблемы в сфере государственных закупок не рассматриваются широко учеными, а остаются только на уровне магистерских и бакалаврских работ в высших учебных заведениях. Но, в свою очередь, проблемы государственных закупок решаются правительством, путем внесения поправок в существующее законодательство.
В результате рассмотрения поставленных перед нами задач в исследуемом направлении и изучения материала касательно существующей системы государственных закупок в Российской Федерации и международный опыт, были выявлены основные недоработки существующей системы, и как результат работы, были сформулированы пути решения существующих проблем при регулировании конкуренции в государственных закупках органами ФАС. Регулирование конкуренции в области государственных закупок является необходимым условием для создания конкурентной среды в сфере государственных закупок. Необходимостью применения мер по обеспечению правовой системы является создание среды, позволяющей выстроить систему,по принципу оптимизации трудозатрат и затрат ресурсов при закупке товара и услуг соответствующего качества.
В данной работе был проведен анализ существующей законодательной базы, регулирующей правовые отношения в сфере государственных закупок, принципы, на которых основывается обеспечение процесса государственных закупок, а также специальные нормативные акты. В процессе анализа было проведено исследование существующих моделей построения системы государственных закупок в международной практике.
В результате рассмотрения существующей системы государственных закупок в России, можно прийти к следующим выводам, что в настоящее время, существующая законодательная база обеспечивает осуществление государственных закупок на конкурентной основе, основными факторами ограничивающим конкуренцию являются неправомерные действия со стороны заказчиков и предварительный сговор поставщиков при участии в закупочных процедурах. Для решения проблемы ограничения конкуренции со стороны заказчиков предлагаю использовать опыт организации закупок в Республике Корея. Полна автоматизация подачи заявок, стандартизация шаблонов заявок, возможность отклонения от участия в аукционе только автоматизированной системой при наличии совокупных критериев. Также произведение оплаты через электронную систему, интегрированную в систему государственных закупок, что тем самым позволит избежать манипуляций с оплатой, которые в свою очередь ограничивают конкуренцию. Применение новейших информационных технологий для идентификации участников, также позволит повысить прозрачность и открытость проведения торгов. Стоит отметить, что законодательное ограничение конкуренции, такое как стимулирование малого предпринимательства для участия в закупочных процедурах, а также приоритетность закупки товаров и услуг отечественных производителей. Данная система применяется не только на территории Российской Федерации, но и на территории Китайской Народной Республики, тем самым обеспечивая развитие внутренней экономики страны и стимулируя сохранение государственных бюджетных средств внутри страны. Проблему превышения своих полномочий со стороны заказчиков, тем самым ограничивая конкуренцию, можно решить по средству внедрения новых информационных технологий, и обеспечивая прозрачность их функционирования.
Проблема картельного сговора участников торгов имеет более функционально сложное решение. Картельный сговор действующей законодательной базой рассмотрен достаточно скрупулезно, но остается нерешенным вопрос привлечения к ответственности. Для улучшения работы по выявлению сговоров между участниками закупок при формирования неконкурентной среды, ФАС необходимо расширить полномочия. Существует два пути решения данный проблемы: наделение ФАС статусом субъекта оперативно-розыскной деятельности, либо расширение взаимодействия ФАС с правоохранительными органами.
На сегодняшний день существуют преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в государственных закупках. Для обеспечения конкурентных торгов среди малого и среднего предпринимательства, необходимо чтобы в закупке была представлена одна номенклатура товара или услуги, что тем самым понизит начальную максимальную цену контракта и исключит возможность со стороны заказчика ограничить конкуренцию путем включения в контракт отдельных видов товаров и работ, исполнение которых заведомо невозможно. Также уменьшение размеров контрактов понизит интерес к данным торгам со стороны аффилированных компаний крупных игроков на рынке.
Данное исследование позволило определить существующую ситуацию в сфере обеспечения конкурентной среды в сфере государственных закупок и выявить положения, которые требуют правового регулирования.
1. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: сущность и основные институты административного права / А.П. Алехин, А. А.М. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - Учебник. - М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. - 608 с.
2. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Эксмо, 2010. - 607 с.
3. Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву. Л.В. Горбунова: Дис. канд. юрид. наук. Самара, 2003. -198 с.
4. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 582-ст).Национальный стандарт РФ// Стандартинформ. 2014.
5. Извещение о проведении электронного аукциона от 05.04.2019// Единая информационная система. URL:
http: //zakupki .gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common- info.html?regNumber=0118300000419000020
6. Камынин Н.Д. Влияние картельных сговоров на контрактные отношения,Научный журнал «Бизнес и общество» №2 (14), 2017.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Статья 8. // СЗ РФ. 2014. № 31.Ст. 4398
8. Международный прокьюремент. // ГОСЗАКАЗ: Управление, размещение, обеспечение №22 [октябрь/декабрь] 2010 стр.119-121
9. Михайлов А.В. Специфика и особенности государственных закупок. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. - № 1. - С. 38.
10. Набиуллин В.Ш., Кузнецова И.В. Международный опыт информационного обеспечения закупок. // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2012. № 7. С. 15-33.
11. Парфирьева Е. Н., Нуруллина А. И. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 14-17. —
URL: https: //moluch.ru/th/5/archive/78/2809
12. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 “Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке” // СПС Гарант
13. Постановление от 28.08.2018 по делу № А40-255914/2017 Арбитражный суд Московского округа. // Судебные и нормативные акты России
14. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами// СПС Гарант
15. Постановление Российской Федерации “Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе России” //
URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102087991
...