Введение 3
Глава 1 Самоидентификация: генезис, сущность, тенденции развития 6
1.1 Самоидентификация в рамках междисциплинарного подхода 6
1.2 Способы самопрезентации 19
Глава 2 Особенности самопрезентации журналистов в социальной сети
Instagram 28
2.1 Профессиональные установки и ценности журналистов 28
2.2 Самопрезентация журналистов: анализ публикаций 35
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Традиционно журналист стремится найти заинтересованную аудиторию и площадку для освещения важных социальных проблем, оказать влияние на общественную жизнь. Тенденции нынешнего времени таковы, что вся публицистика перемещается в интернет, где автором контента может стать любой. Это создает определенные трудности для самоидентификации и самопрезентации журналиста, который должен не только заинтересовать аудиторию и качественно донести до нее информацию, но и продемонстрировать профессиональные черты, соответствующие миссии журналистики.
Проблема самоидентификации и самопрезентации в социальных медиа все чаще становится объектом исследований в рамках социологии, психологии, филологии.
Понимание особенностей профессиональной виртуальной
самоидентификации важно и для медиакоммуникации как сферы деятельности, так как позволяет вывести современную интернет- журналистику на качественно новый уровень. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объект бакалаврской работы - самопрезентация как результат профессиональной самоидентификации.
Предмет - профессиональная самопрезентация журналиста в социальных медиа.
Цель исследования - выявить особенности самопрезентации журналистов в социальной сети Instagram.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- систематизировать научные представления о самоидентификации в рамках междисциплинарного подхода;
- выявить и систематизировать способы самопрезентации;
- провести анализ личных страниц профессиональных и гражданских журналистов с целью определения особенностей профессиональной самопрезентации в социальной сети Instagram.
Теоретическая база работы довольно обширная, поскольку интерес к профессиональной самоидентификации в социальных медиа постоянно растет. Основой для изучения эволюции самоидентификации стали труды Г.Р. Сарикек («Индивидуальность и самоидентификация в обществе комфорта») [32]; Ч. Кули («Человеческая природа и социальный порядок») [20]. Процессы формирования идентичности социального субъекта под воздействием социальных медиа и способы самопрезенации представлены в работах И.В. Митиной[27] и М.А. Троневской [35]. Вопрос профессиональной идентичности журналиста рассматривается в работах А.С. Кулаковой [19], Е.В. Петровой [29], Т.В.Чариковой Т.В. [36].
Для эмпирической базы бакалаврской работы была выбрана социальная сеть Instagram. Формат этой сети дает возможность не только разнообразно представить информацию, важную для понимания профессиональной самоидентификации (в отличие, например, от Twitter), но и рассмотреть различные способы и средства самопрезентации авторов.
Авторы, чьи публикации анализировались в данной работе, отбирались по двум критериям. Во-первых, по рейтингу индекса цитирования компании «Медиалогия» за февраль-апрель 2020 года. Во-вторых, выбранные авторы соответствовали категориям, выделенным в ходе исследования: гражданские журналисты, которые ведут блог (блогеры); профессиональные журналисты, которые ведут блог. Таким образом, были выбраны личные страницы Ксении Собчак, Юрия Дудя, Тины Канделаки, Владимира Познера, Ильи Варламова.
Хронологические рамки исследования включают период с 01.02.2020 по 30.04.2020. Проанализировано 373 публикации.
Для решения поставленных задач в работе использовались методы исследования такие, как: факторный анализ - с его помощью выявлены факторы, влияющие на способы самопрезентации в социальных медиа. Для определения теоретической разработанности понятия и сущности самоидентификации использовался метод критического изучения источников. Сравнительно-сопоставительный метод был применён для выявления особенностей самоидентификации профессиональных журналистов в социальных медиа.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы как в журналистской практике, так и в учебном процессе при подготовке будущих журналистов.
Структура. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, обозначены объект, предмет, цели и задачи исследования, а также теоретико-методологическая база и практическая значимость.
Основная часть исследования состоит из двух глав.
В первой главе обозначаются понятие и сущность самоидентификации в целом.
Во второй главе проведён сопоставительный анализ размещённых в социальных сетях публикаций профессиональных и гражданских журналистов (блогеров).
В заключении делаются выводы по итогам теоретической и
эмпирической части исследования.
Процессы формирования профессиональной идентичности и способы самопрезентации журналистов в социальных медиа сегодня привлекают многих исследователей в сфере медиакоммуникации. Это и понятно - профессия журналиста прогрессивно перемещается в социальные медиа, что подвергает профессиональную идентичность большим испытаниям. В процессе исследования мы выяснили, что, с одной стороны, не все представители журналистики в социальной сети отождествляют себя с профессией, с другой стороны, было замечено, что некоторые профессиональные ценности и установки журналистов только усиливаются в процессе самопрезентации. Это выражается в проявлении агрессии, в отношении к применению силы со стороны государства, к принципам объективности, правдивости и гуманности, а также к свободе слова.
Проанализировав публикации в личных профилях профессиональных журналистов в Instagram, мы пришли к выводу, что специфика и технологии социальных медиа представляют на данный момент набор экспериментальных инструментов для представления себя как профессионала. На личной странице журналист создает пространство для свободного творчества, где сам выбирает, как себя назвать, какую информацию о себе разместить, каким темам посвятить свои тексты. Журналисты традиционно освещают социально значимые, политические и экономические темы, поднимают актуальные проблемы, но делают это в форме, которая открывает новое понимание основных принципов и ценностей журналистской профессии.
Значительные трансформации и вызовы, характерные для самопрезентации современного журналиста, открывают для исследователей колоссальные данные и новые подходы и для изучения современной интернет-журналистики в целом.
1. Аккалаева К. А. Лайфстайл - СМИ в социальных сетях на
примере журналов Buro 24/7 и The Blueprint. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. URL: https://vernsky.ru/pubs/prodvizhenie-layfstayl-smi-v-sotsialnyh-
setyah-5b042e73f2ad471e773c724f (дата обращения: 18.04.2020).
2. Алексеева К. А. Самопрезентация в киберпространстве: границы реального и выдуманного // Гуманитарии Юга России. 2019. № 2, Т. 8 (36). С. 175-186.
3. Байлук В. В. О природе самопознания // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 27-34.
4. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурные коммуникации. 2012. № 1. С.43-48.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 2015. 323 с.
6. Быков И. А., Филатова О. Г. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестник Санкт-Петербургского университете. 2011. Серия 9. № 2. С. 226-237.
7. Веселкова Е. А., Веселков А. В. Готовность к профессиональному самоопределению // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. № 1. С. 256-259.
8. Голубчиков А. Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) : автореф. ... дис. д-ра филос. наук : 09.00.11 /
Голубчиков Анатолия Яковлевич. Екатеринбург, 1993. 23 с.
9. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование
дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел : Картуш, 2017. Вып. 5. С. 223-237.
10. Гримов О. А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях // Юго-Западный государственный университет, Курск.
URL: www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Psihologia/12_129 127.doc.htm (дата
обращения: 13.04.2020).
11. Ди Ч. Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем : дисс. ... канд. полит. наук : 10.01.10 / Чэнь Ди. СПб. : 2015. 172 с.
12. Дукин Р. А. К вопросу определения понятия «Социальные медиа» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 37-39.
13. Емелин, В. А. Самоидентификация как познание. К логическому и социопсихологическому контексту ментальных саморепрезентаций / В. А. Ем
елин // Эпистемология и философия науки. - 2011. - № 1. - с. 165-180.
14. Заруцкая Н. С. Особенности новостных текстов СМИ в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и микроблоге Twitter. М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2016. 89 с.
15. Карпов Э. С. Функционирование сленга в дискурсе интернет- коммуникаций : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Карпов Эрнест Сергеевич. М., 2016. 29 с.
16. Карпова М. К., Монина М. А. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида // Наука. Общество. Государство. 2018. №1 (21). С. 15-19.
17. Красноярова О.В. Гражданская журналистика как стимул развити я профессиональной журналистики / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики . - 2013. - № 1. - с. 121-125.
18. Кульчицкая Д. Ю. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. С. 3-7.
19. Кулакова А. С. Новые технологии как фактор формирования профессиональной идентичности современного журналиста : автореф. . дис. канд. филол. наук : 10.01.10 / Кулакова Анна Сергеевна. Воронеж, 2019. 27 с.
20. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М. : Идея- Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
21. Латыпов И. А. Самоидентификация личности: философские аспекты // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 12. С. 24-32.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
23. Литовская Е. В. Текстовая категория автора в динамическом
аспекте (на материале русских кулинарных книг XIX-XXI вв.): автореф. ... дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Литовская Елизавета Владимировна.
Екатеринбург, 2018. 28 с.
24. Логинова Я. Твиттер-элита России: кто такие топовые блогеры и какие стратегии сделали их таковыми? М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2014. 15 с.
25. Ляпкина Т. Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в масс-медиа // Научный журнал «Вестник русской христианской гуманитарной академии». 2015. С. 24-27.
26. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития. М. : Флинта, 2016. 480 с.
27. Митина И. В. Местоимение «Я» как маркер самоидентификации человека // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 5. С. 5-10.
28. Петракова А. С. Конструирование процессов идентификации и самоидентификации личности в социальной онтологии Средневековья // Философия права. 2017. № 3. С. 68-71.
29. Петрова Е. В. Журналисты в социальной сети Facebook : к вопросу о профессиональной идентичности [Электронный ресурс]. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7133 (дата обращения: 03.05.2020).
30. Рикер П. Я-сам как другой / П. Рикер. М. : Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.
31. Саенко А. Н. Содержательно-стилистические особенности информационных текстов в Интернете // Научные записки Луганского национального педагогического университета. Вып. 5. Т. 1. Серия «Филологические науки». Луганск: «Альма-матер», 2013. С. 350-360.
32. Сарикек Г. Р. Индивидуальность и самоидентификация в обществе комфорта // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2017. № 1. С. 2-4.