Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование комплекса образовательных технологий для профиля магистерской программы «Эффективное управление ресурсами»

Работа №10645

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы143
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
1 Использование современных образовательных технологий при подготовке специалистов в области эффективного управления ресурсами 13
1.1 Необходимость подготовки специалистов в области эффективного управления ресурсами 13
1.2 Преимущества использования современных образовательных технологий 23
2 Опыт организации образовательного процесса в Техническом университете
Делфта 30
2.1 Используемые образовательные технологии 30
2.2 Особенности организации учебного процесса 57
3 Разработка и адаптация комплекса образовательных технологий для
подготовки специалистов в области управления ресурсами 67
3.1 Разработка комплекса образовательных технологий 67
3.2 Адаптация комплекса образовательных технологий к дисциплинам
«Основы ресурсоэффективности» и «Managerial Decision Modeling» 74
Задание для раздела «Социальная ответственность» 89
Раздел «Социальная ответственность» 91
Заключение 99
Список публикаций студента 102
Список использованных источников 104
Приложение А Список компетенций руководителя, специалиста в области эффективного распределения ресурсов 111
Приложение Б Руководство по изучению дисциплины, разработанное для
7
дисциплины «Основы ресурсоэффективности» 113
Приложение В Руководство по изучению дисциплины, разработанное для дисциплины «Managerial Decision Modeling» 122
Приложение Г Раздел ВКР, выполненный на иностранном языке 127


В настоящее время перед государствами, бизнесом и университетами стоит задача устойчивого развития человечества и ответственного использования всех видов ресурсов, значимость которой подчеркивается на различных международных конференциях и отражающаяся в международных и повсеместных указах, резолюциях и декларациях. Решающая роль в достижении запланированных результатов отводится образованию, так как именно из данной системы выходят будущие ученые, бизнесмены и чиновники. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, как университет ресурсоэффективных технологий, нуждается в разработке образовательных программ, способных ответить данным требованиям внешней среды. Таким образом, перед университетом стоит задача создания образовательных программ для подготовки специалистов нового поколения, способных реализовать цели устойчивого развития.
Для решения поставленной задачи Институтом социально-гуманитарных технологий был разработан и представлен Мега проект «Responsible Research Management» на период с 2015 по 2017 годы, одной из целей которого является создание нового профиля магистерской программы «Эффективное управление ресурсами». Особенностью данной программы станет формирование у обучающихся компетенций в области эффективного и ответственного управления ресурсами через использование в образовательном процессе современных интерактивных образовательных технологий. Работа над проектом ведётся исследователями и преподавателями, работающими по трем основным направлениям: управление ресурсами (включая управление человеческими и природными ресурсами), ответственное управление инновациями и корпоративная и социальная ответственность. Проект направлен на консолидацию представленных трех направлений и создание единой научной базы ответственного управления ресурсами. В разработке и реализации проекта также непосредственно задействованы зарубежные университеты, такие как Венский технический университет (Австрия), Ольборгский университет (Дания) и Технологический университет Карлсруэ (Германия). Ответственным за выполнение рассматриваемой в работе задачи проекта «Разработка и внедрение образовательных технологий, способных сформировать компетенции в области ответственного управления ресурсами» является президент Ассоциации инженерного образования России, ректор ТПУ в 1990-2008 гг. Похолков Юрий Петрович.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях, индексируемых международной базой Scopus и российской базой РИНЦ, нормативно - законодательные акты РФ, а также международные декларации и резолюции. Основными источниками, раскрывающими сущность задач устойчивого развития человечества являлись Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», Стратегия развития ЕС «Европа 2020 - Стратегия устойчивого и разумного развития и процветания», «Римская декларация ответственных НИР и инноваций 2014 года», программа развития ЕС «Горизонт 2020» и «Люндская декларация». Среди отечественных источников - Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Отечественный опыт использования образовательных технологий в вузах рассмотрен на основе статей в периодической печати Кириллова Н.П., Дульзона А.А., Похолкова Ю.П., Григораш О.В., Толкачева К.К., Лаврентьева С.Ю. также был рассмотрен законодательный документ, регламентирующий федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования. Для разработки комплекса образовательных технологий и рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса через внедрение разработанного комплекса были рассмотрены труды зарубежных ученых, имеющих опыт внедрения интерактивных образовательных технологий, таких как Александру Иосуп, Акиноглу О., Зихерманн Г., Каннингем К., а также информация с официального сайта Технического университета Делфта. Возможности и преимущества использования определенных инструментов моделирования и симуляции были рассмотрены также в сети Интернет на официальных сайтах программ, таких как NetLogo, Simio, Risk Solver Pro and Platform.
Цель работы - разработать комплекс современных образовательных технологий для подготовки специалистов в области эффективного управления ресурсами. Для достижения цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить необходимость подготовки специалистов в области эффективного управления ресурсами;
- выявить необходимость использования современных образовательных технологий в вузах;
- исследовать используемые образовательные технологии в Техническом университете Делфта;
- проанализировать особенности организации учебного процесса в Техническом университете Делфта;
- разработать комплекс современных образовательных технологий;
- применить разработанный комплекс к дисциплинам «Основы ресурсоэффективности» и «Managerial Decision Modeling».
Объектом исследования являются образовательные технологии.
Предметом исследования является образовательные технологии, используемых в Техническом университете Делфта.
В результате работы был разработан комплекс современных интерактивных образовательных технологий, для подготовки специалистов в вузах, а также представлен пример использования разработанного комплекса на дисциплинах «Основы ресурсоэффективности» и «Managerial Decision Modeling».
Разработанный комплекс может быть использован высшими учебными заведениями для подготовки специалистов различных направлений, а разработанные руководства по изучению дисциплин могут служить примерами внедрения представленных образовательных технологий в образовательный процесс, а также примерами составления руководств по изучению различных дисциплин, в чем и заключается практическая значимость работы.
Результаты работы были переданы директору ИСГТ для дальнейшего использования.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, документальный анализ, обобщение отечественной и зарубежной практики, интервьюирование и опрос экспертов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретических исследований было выявлено, что существует острая необходимость подготовки специалистов в области эффективного управления ресурсов, способных обеспечить устойчивое развитие как настоящего поколения, так и будущих. В России осуществляется подготовка специалистов по управлению ресурсами в определенных областях - медицине, управление человеческими или земельными ресурсами, однако подготовка специалистов с глобальным видением проблемы не производится. Согласно работам российских и зарубежных ученых было выявлено, что именно образование будет в ответе за выполнение поставленных задач устойчивого развития, так как образовательные учреждения взращивают будущих ученых, политиков и бизнесменов.
В результате теоретических и аналитических исследований было также выявлено, что система российского высшего образования, к сожалению, не способна ответить в настоящий момент требованиям внешней среды и подготовить специалистов, отвечающих ожиданиям работодателей. Недостаточное использование практико-ориентированных образовательных технологий влечет за собой отсутствие таких компетенций у выпускников, как способность самостоятельно принимать решения, использовать весь потенциал своей личности, способность к системному и критическому мышлению и прочие. Сокращению разрыва между ожиданиями работодателей и реальной подготовкой специалистов может поспособствовать использование интерактивных образовательных технологий, о чем также свидетельствует опыт организации процесса обучения ведущего европейского и мирового вуза - Технического университета Делфта.
Таким образом, для решения представленных проблем была поставлена цель - разработать комплекс современных образовательных технологий для подготовки специалистов в области эффективного управления ресурсами. В основу разрабатываемого комплекса легли образовательные технологии, успешно используемые в ТУ Делфта и зарекомендовавшие себя как инструмент по повышению общей привлекательности и эффективности деятельности вуза, о чем также свидетельствуют международные рейтинги оценки деятельности университетов THE и QS. Томский политехнический университет в своей деятельности также ориентируется на представленные международные рейтинговые системы, и в 2013 году вошел в число 15 российских вузов на получение субсидии от государства в целях повышения конкурентоспособности российских вузов в мировом рейтинге до 2020 года. Перед ТПУ стоит серьезная задача, которая, как показывает проведенный анализ опыта организации образовательного процесса в ведущих вузах, может быть решена через использование современных интерактивных образовательных технологий, способных активизировать познавательный и научный интерес студентов, привлечь иностранных студентов и преподавателей, а значит и стимулировать всю научную деятельность образовательного учреждения.
В результате проведенного анализа используемых образовательных технологий в ТУ Делфта был представлен набор технологий, приведен пример их использования, преимущества и возможности их использования. Было выявлено, что наибольшей эффективностью обладает следующий набор современных интерактивных образовательных технологий: проблемно- и проектно-организованное обучение, моделирование и симуляторы, геймификация и обучение на основе игр.
Были также проанализированы особенности организации учебного процесса в ТУ Делфта, в результате которого было выявлено, что использование только представленных образовательных технологий недостаточно для повышения эффективности деятельности образовательного учреждения, необходимо также уделять особое внимание таким факторам как: информационная открытость, составление руководства по изучению дисциплин для студентов, плагиаторство и студенческая недобросовестность, способ проведения проверки знаний, способ выведения окончательной оценки по дисциплинам, соблюдение принципов анонимности при проверке работ/знаний и построению неформальных отношений между студентами и между студентами и преподавателями.
В результате проведенного анализа был составлен комплекс образовательных технологий, который может быть использован в ТПУ в рамках любой образовательной программы. Разработанный комплекс подтвердил способность формирования ряда компетенций, необходимых специалистам в области эффективного управления ресурсами.
Разработанный комплекс образовательных технологий был также внедрен в рабочую программу дисциплин «Основы ресурсоэффективности» и «Managerial Decision Modeling» (рус. «Моделирование управленческих решений») для демонстрации возможностей и преимуществ его использования. Было составлено руководство по изучению данных дисциплин с учетом принципов информационной открытости, принципов построения неформальных отношений между студентами и преподавателями, разработана система выставления итоговой оценки по данным дисциплинам, спроектирован процесс проведения экзаменов/зачетов, при соблюдении принципов анонимности и обеспечении принципов отсутствия студенческого плагиаторства и недобросовестности.



1) Григораш О.В., Трубилин А.И. Интерактивные методы обучения в современном вузе // Научный журнал КубГАУ. - 2014 - №101(07) - С. 1-17
2) Дорога в Топ-100... [Электронный ресурс] // Служба новостей:
Томский политехнический университет URL:
http://news.tpu.ru/actual/2013/07/07/19842/ (дата обращения: 24.05.2016)
3) Дульзон А.А., Ушаков В.Я., Чубик П.С. Ресурсоэффективность - основа устойчивого развития цивилизации // Известия Томского политехнического университета. - 2012 - Т.320 - №6 - С. 39-46
4) Кириллов Н.П., Плотников Ю.С. Инновационная модель инженерного образования: метафора тройной спирали // Проблемы управления в социальных системах. - 2012 - Т.4 - №6 - С. 74-86
5) Кириллов Н.П., Фадеева В.Н. Проблемы теории и практики университетского образования // Вестник Кемеровского университета. - 20124- №4-3 (60) - С. 39-46
6) Кубеков Б.С., Кривицкий В.А., Наусенко В.В Геймификация в современном образовании. Возможности применения. Преимущества и недостатки // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015 - №7-9 - С. 74-77
7) Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. - 2013 - №12 - С. 108111
8) Миссия ТПУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт НИ ТПУ URL: http://tpu.ru/today/today/mission/ (дата обращения: 23.05.2016)
9) Муратова А.С. Геймификация: лучший результат с меньшими затратами // The Unity of Science. - December, 2015 - №4 - С. 40-43
10) О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440. URL:
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президента_РФ_от_01.04.1996_№_440 (дата обращения: 23.05.2016)
11) Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения // Проблемы управления в социальных системах. - 2012 - Т.4 - №7 - С. 6-15
12) Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей (от 25.09.2015). URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&referer=/english /&Lang=R (дата обращения: 23.05.2016)
13) Толкачева К.К., Похолков Ю.П., Кудрявцев Ю.М. Роль и выбор образовательных технологий при подготовке инженеров // Казанская наука. - 2014 - №10 - С. 13-17
14) Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения: 23.05.2016)
15) Alexandru Iosup Netherlands Teacher of the Year. Delft University of Technology. 17 January 2015 [Электронный ресурс] // URL:http://www.tudelft.nl/en/current/latest-news/article/detail/alexandru-iosup- nederlands-docent-van-het-jaar-1/ (дата обращения: 24.05.2016)
16) Akmoglu O., Tandogan R. О The Effects of Problem-Based Active Learning in Science Education on Students’ Academic Achievement, Attitude and Concept Learning // Uerasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. - 2007 - №3(1) - pp. 71-81
17) Badgeville [Электронный ресурс]. URL: https://badgeville.com (дата обращения 24.05.2016)
18) Big Data: The next frontier for innovation, competition, and
productivity [Электронный ресурс] // McKinsey&Company, May 2011. - 156 P. URL: http://www.mckinsey.com/business-functions/business-technology/our-
insights/big-data-the-next-frontier-for-innovation (дата обращения: 23.05.2016)
19) Breakdown of the Horizon 2020 budget [Электронный ресурс] //
European Commission. URL: http://
ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/press/horizon_2020_budget_constant_2011
. pdf#view=fit&pagemode=non (дата обращения: 23.05.2016)
20) Cavoukian A. Privacy by Design in the Age of Big Data [Электронный ресурс] // Ontario, Canada, June 8, 2012. - 15 P. URL: https://www.ipc.on.ca/images/Resources/pbd-big_data.pdf (дата обращения:
23.05.2016)
21) Cengage Learning [Электронный ресурс]. URL: http://www.cengage.co.uk (дата обращения 24.05.2016)
22) Collegerama [Электронный ресурс] // TU Delft. URL: http://cohegeramaconeges.tudelft.nl (дата обращения: 24.05.2016)
23) Collegerama: Statistics 2015 [Электронный ресурс] // TU Delft.
URL: http://collegeramacolleges.tudelft.nl/online/statistics-2015/ (дата
обращения: 24.05.2016)
24) Communication from the Commission: Europe 2020 - A strategy for
smart, sustainable and inclusive growth [Электронный ресурс] // European Commission. Brussels, 03.03.2010. URL: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF (дата обращения: 23.05.2016)
25) Delft University of Technology [Электронный ресурс] // THE World University Rankings URL: https://www.timeshighereducation.com/world- university-rankings/delft-university-of-technology?ranking-dataset=133819 (дата обращения: 24.05.2016)
26) Facts & Figures 2015 [Электронный ресурс] // TU Delft. URL:
http://www.tudelft.n1/fileadmin/Files/tudelft/over/Feiten_en_cijfers/jaarverslagen/f acts figures_2015_digi.pdf (дата обращения: 23.05.2016)
27) Fraud & Plagiarism [Электронный ресурс] // TU Deldt URL:
http://studenten.tudelft.nl/en/students/legal-position/fraud-plagiarism/ (дата
обращения: 24.05.2016)
28) Garcia Vazquez J.C., Sancho Caparrini F. NetLogo: A Modeling Tool, 2016. - 250 P.
29) Glebovsky A.Yu., Ivanov V.M., Karpov Yu.G. Computer Modeling and Simulation in Higher Education // APRU DLI 2006. - pp. 201-210
30) Gu X., Blackmore K.L. A systematica Review of Agent-Based Modeling and Simulation Applications in Higher Education Domain // Higher Education Research and Development. - 2015 - №34 - pp. 883-898
31) Hanushek E., Woessmann L. Do better schools lead to more growth? Cognitive skills, economic outcomes, and causation [Электронный ресурс] // Springer Science+Business Media. Интернет-журнал. 14.07.2012. URL: http://hanushek.stanford.edu/sites/default/files/publications/Hanushek%2BWoessm ann%202012%20JEconGrowth%2017(4).pdf (дата обращения: 23.05.2016)
32) Hanushek E., Woessmann L. The knowledge capital of Nations: Education and the Economics of Growth. - Wiley, April 2015. - 272 P.
33) Iosup A., Epema D. An Experience Report on Using Gamification in Technical Higher Education. 45th ACM Technical Symposium on Computer Science Education, SIGCSE 2014; Atlanta, GA; United States, March 2014. - pp. 27-32
34) Kaisler S. Big Data: Issues and Challenges Moving Forward // 2013 46th Hawaii International Conference on System Sciences. - 995-1004 P.
35) Kernen.B, Sussex.M. Conflict in the Former USSR. Cambridge University Press, 2008. Ch.5: The Russo-Georgian war: Identity, Intervention and norm adaptation. pp. 91-117.
36) Kolmos A., de Graaff E. Management of Change: Implementation of
Problem-Based and Project-Based Learning in Engineering // Rotterdam: SENSE Pubplisher, 2007. - 44 P.
37) Lukosch S. SPM4123 Designing Multi-Actor Systems from an Engineering Perspective. Study and Reading Guide, Delft University of Technology, August 2015. - 12 P.
38) Macal Ch.M., North M.J. Agent-Based Modeling and Simulation: ABMS Examples // Proceedings of the 2008 Winter Simulation Conference, USA.
- 2008. - pp. 101-112
39) National Research Tomsk Polytechnic University [Электронный ресурс] // QS Worldwide University Ranking. URL: http://www.topuniversities.com/universities/national-research-tomsk-polytechnic- umversity#wur (дата обращения: 24.05.2016)
40) NetLogo Models Library [Электронный ресурс] // NetLogo. URL:
http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/index.cgi (дата обращения:
24.05.2016)
41) Pinder J.P. An Active Learning Exercise for Introducing Agent-Based Modeling // Decision Science Journal of Innovative Education. - 2013 - №11 - pp. 221-232
42) Ragsdale C. Managerial Decision Modeling, Sixth Edition. Canada: South-Western, Cengage Learning, 2011. 790 p.
43) Report of the World Commission on the Environment and Development: Our Common Future [Электронный ресурс] URL: http://www.un- documents.net/our-common-future / (дата обращения: 23.05.2016)
44) Risk Solver Pro and Platform [Электронный ресурс] // FrontlineSolvers: The Leader in Analytics for Spreadsheets and the Web URL: http://www.solver.com/risk-solver-platform (дата обращения: 24.05.2016)
45) Robinson L., Harris A. Saving face: Managing rapport in a Problem- Based Learning group // Active learning in higher education. - 2015 - №16(1) 1124 - pp. 11-24
46) Rome declaration on Responsible Research and Innovation in Europe
[Электронный ресурс] // Italian Presidency of the Council of the European Union, November 2014. 2014. URL:
https://ec.europa.eu/research/swafs/pdf/rome_declaration_RRI_final_21_Novembe r.pdf (дата обращения: 23.05.2016)
47) Simulations, Harvard Business Publishing for Educators
[Электронный ресурс] // URL:
https://cb.hbsp.harvard.edu/cbmp/pages/content/simulations (дата обращения
24.05.2016)
48) SPM4111 Course Schedule 2015-2016, Delft University of Technology, August 2015. - 6 P.
49) System Dynamics Society [Электронный ресурс]. URL: http://www.systemdynamics.org (дата обращения: 24.05.2016)
50) The Lund Declaration [Электронный ресурс] // December 2015.
URL:
http://www.vr.se/download/18.43a2830b15168a067b9dac74/1454326776513/The +Lund+Declaration+2015.pdf (дата обращения: 23.05.2016)
51) The NetLogo 5.3.1 User Manual [Электронный ресурс] // NetLogo.
- 427 P. URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fccl.northwestern.edu%2Fnetlo go%2Fdocs%2FNetLogo%2520User%2520Manual.pdf&name=NetLogo%20User %20Manual.pdf&page=1&c=573c4b39e1d4 (дата обращения: 24.05.2016)
52) The Simio Advantage [Электронный ресурс] // Simio: Forward
Thinking. URL: http://www.simio.com/about-simio/the-simio-simulation-
advantage.php#integrated3d (дата обращения: 24.05.2016)
53) Times Higher Education World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com (дата обращения:
24.05.2016)
54) Tomsk Polytechnic University, Russian Federation [Электронный
ресурс] // Times Higher Education World University Rankings URL:
https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/tomsk- polytechnic-university?ranking-dataset= 133819
55) Vensim [Электронный ресурс]. URL: http://vensim.com (дата обращения: 24.05.2016)
56) Verma R., Mani S.R. Using analytics for insurance fraud detection. 3
innovative methods and a 10-step approach to kick start your initiative
[Электронный ресурс] // Digital transformation, 2015. - 10 P. URL:
https://www.infosys.com/FINsights/Documents/pdf/issue10/insurance-fraud- detection.pdf (дата обращения: 23.05.2016)
57) QS Worldwide University Ranking [Электронный ресурс] // QS
TopUniversities Worldwide University Rankings, Guids & Events URL:
http://www.topuniversities.com (дата обращения: 24.05.2016)
58) Wood D. R. Problem-Oriented Learning, Problem-Based Learning, Problem-Based Synthesis, Process Oriented Guided Inquiry Learning, Peer-Led Team Learning, Model-Eliciting Activities, and Project-Based Learning: What Is Best for You? // Industrial & Engineering Chemistry Research. - 2013 - №53 - pp. 5337-5354
59) World University Rankings 2015-2016 methodology [Электронный ресурс] // THE World University Rankings URL: https://www.timeshighereducation.com/news/ranking-methodology-2016 (дата обращения: 24.05.16)
60) Zichermann G., Cunningham C. Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. - O’Reilly Media, 2011. - 210 P.
61) Zichermann G., Cunningham C. Ch.7 Tutorial: Coding Basic Game Mechanic. Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. - O’Reilly Media, 2011. - pp. 111-139


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ