Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРОБОТОВ

Работа №106443

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи 10
1.2 Характеристика логороботов как средства развития планирующей функции речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 22
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов 28
2.1 Изучение уровня развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов 40
2.3 Оценка работы по развитию у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов 52
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей 64
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Наглядный материал для упражнений по развитию планирующей функции речи 66
Приложение Г Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 69

Одной из актуальных проблем дефектологии является проблема нарушения речи и его коррекция у детей с общим недоразвитием речи. Речь является неотъемлемой часть взаимодействия с другими людьми на всех этапах жизни ребенка, а общее недоразвитие речи - это такая форма речевой патологии, при которой нарушаются все структурные компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика, связная речи. С помощью речи ребенок планирует действие предварительно, что повышает эффективность в его работе. Благодаря такому планированию практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.
В рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и федерального проекта «STEM-образование детей дошкольного возраста» указывается необходимость включения в образовательный процесс логороботов. Использование подобных мини-роботов способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных действий, предметных знаний, а также способности к планированию деятельности, что свидетельствует о необходимости создания содержания работы по развитию у дошкольников планирующей функции речи посредством логороботов.
В работе Л.И. Цеханской, посвященной развитию речевого планирования и его значению для овладения словесным опосредствованием при решении познавательных задач, ею было прослежено, как выделение и обобщение принципа чередования разнородных предметов в ряду ведет к возникновению у ребенка речевого планирования при переходе к чередованию других элементов.
Речь детей рано связывается с практической деятельностью самого ребенка и окружающих его лиц и, по словам Л.С. Выготского, очень рано становится «средством реалистического мышления». планирующую речь он обозначает функцией, которая направляет всю активность ребенка, руководит актами поведения.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно - указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы можно реализовать с помощью включения в образовательный процесс логороботов.
У.Р. Монтеалегре одним из условий развития планирующей и регулирующей функций речи выдвинул освоение детьми орудийно-опосредованного выполнения действий. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как образовательная робототехника.
В работах С.О. Абиджановой и Т.В. Лаврентьевой четко обнаруживается, что речь может участвовать и в процессах наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и выражать уже сложившиеся модельные представления. Использование логороботов на занятиях способствует развитию моделирующих действий, что указывает на непосредственную необходимость включения их в коррекционно-образовательный процесс для решения задач ОО «Речевое развитие».
Поэтому в системе современных информационных технологий использование программируемого напольного логоробота обеспечивает когнитивное, социально-эмоциональное и речевое развитие дошкольников, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между социальным заказом общества на развитие у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи и недостаточным использованием программируемых игровых средств (логороботов) в этом процессе.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов».
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: как использовать логороботы в процессе развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования логороботов в развитии у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи.
Объект исследования: процесс развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи.
Предмет исследования: развитие у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов.
Гипотеза исследования: развитие у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов возможно, если:
• определены этапы работы с учетом закономерностей развития данной функции речи в онтогенезе;
• организована пропедевтическая работа по развитию ориентировки в пространстве, пространственной и временной терминологии;
• разработаны игровые упражнения с логороботом в соответствии с этапами развития планирующей функции речи.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи и включить логороботов в образовательный процесс.
2. Выявить уровень развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования речевого нарушения при общем недоразвитии речи (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева)
• теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, A. М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин,);
• теория о регулирующей функции речи (Л.С. Выготский, B. И. Лубовский, А.Р. Лурия);
• исследования развития речевого планирования (Л.И. Цеханская);
• исследования STEM-образования (Д.А. Крылов, В.Н., Чеменков).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 15 детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность организации коррекционно-развивающей работы с включением логороботов с целью развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели развития планирующей функции речи, в соответствии с которыми подобраны диагностические методики; дана качественная характеристика уровней развития у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что диагностические задания и комплекс разработанных упражнений с логороботами по развитию у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (28 источников), 4 приложениями. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц и 4 рисунка. Основной текст работы представлен на 63 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у седьмого года жизни с ОНР III уровня планирующей функции речи является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления.
При ОНР в структуре дефекта прослеживается недоразвитие речевой деятельности, а также иных высших психических функций. Заметна недостаточность речемыслительной деятельности, сопряженной с языковым материалом разного уровня. Речь ребенка на протяжении всего дошкольного возраста превращается в средство планирования и регуляции его практический действий и, следовательно, сливается с его мышлением.
Овладение речевым планированием происходит через общение ребенка и взрослого. Выделают 4 уровня планирования и 3 этапа формирования этого умения.
Объяснение базируется на активной мыслительной деятельности. Чтобы понятно объяснить другому какие-то факты, необходимо самому в них разобраться. Его структура состоит из определенной логической последовательности мыслительных операций, правильного и точного использования лексических и грамматических средств.
Логороботы используются для решения различных образовательных задач. Использование подобных мини-роботов в образовательном процессе способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных действий, предметных знаний, а также способности к планированию деятельности.
Выявление уровня развития у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня планирующей функции речи показало, что 47 % имеют низкий уровень, 33 % - средний, 20 % - высокий уровень развития. Это позволяет говорить о том, что у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровень планирующей функции речи находится на среднем и низком уровне, по таким показателям как умение вербально сопровождать свои действия, использовать пространственную и временную терминологию в речи, уровень понимания заданной последовательности действий, умение соблюдать логическое следование действий, последовательно выполнять действие без вербального сопровождения.
Развитие у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня планирующей функции речи посредством логороботов возможно, если:
• определены этапы работы с учетом закономерностей развития данной функции речи в онтогенезе;
• подобраны игровые упражнения в соответствии с этапами развития планирующей функции речи;
• подобраны игровые упражнения для пропедевтической работы по развитию ориентировки в пространстве, пространственной и временной терминологии.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить возможность организации работы по развитию у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня планирующей функции речи посредством логороботов после ее реализации. После проведения формирующего эксперимента в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития планирующей функции речи на 13 %, уменьшилось число детей с низким уровнем на 20 %.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы по развитию у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня планирующей функции речи посредством логороботов.


1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание: учебное пособие. М. : В. Секачев, 1998. 304 с.
2. Бородинчик Ю. С. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Copyright Научный поиск 2014. URL: http://ebooks.grsu.by/scientific_research_2014/borodinchik.htm (дата обращения: 07.11.2020)
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов ВУЗов. М. : Владос, 2003. 680 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. 361 с.
5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2004. - 512 с
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений // Проблемы развития психики. Т.3. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
7. Гордеева Т. Г. Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей // Молодой ученый. 2013. № 8 (55). С. 391-393. URL: https://moluch.ru/archive/55/7588/ (дата обращения: 08.09.2020)
8. Гребешкова О. В., Летуновская С. В. Развитие планирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-planiruyuschey-funktsii-rechi-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr/viewer (дата обращения: 13.11.2020)
9. Дружинина В. Н. Психология. Учебник гуманитарных вузов. СПб. : Питер, 2011. 155 с.
10. Дьяченко О. М., Невская П. И. Развитие речи дошкольника. М. : Просвещение, 1990. 320 с.
11. Жандилдина Р. Е., Комарова Д. Т. Педагогические возможности Лего методов в дошкольных организациях // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С.133-135.
12. Запуниди А. А. Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. М., 2013. 35 с.
13. Захарова Е. В. Набор стем - робомышь как средство формирования навыков робототехники. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie- razrabotki/358275-nabor-stem--robomysh-kak-sredstvo-formirovan (дата обращения 07.12.2020)
13. Зборовская Т. Л. Особенности развития речи в дошкольном возрасте.
URL: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/osobennosti-
razvitiya-rechi-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 13.11.2020)
14. Игумнов С. А, Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Питер, 2004. 480 с.
15. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у дошкольников // Вопросы психологии. М. : Педагогика, 1984. С. 52-60.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ