ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ НАКАЗАНИЯ
1.1.Сущность наказания в истории философской-правовой мысли
1.2.Место наказания в системе правовых и социальных институтов
1.3.Содержание и сущность наказания
ГЛАВА 2. НАКАЗАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА
2.1.Наказание как мера юридической ответственности за правонарушение
2.2.Цели наказания
2.3.Виды наказаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы работы заключается в том, что наказание выступает одной из ключевых категорий в юриспруденции наряду с юридической ответственностью. Познание сущности наказания позволит более объективно сопоставить его с объемами совершенных преступлений и исследовать юридическую ответственность с точки зрения права и философии. Естественно, никакие знания ни о каком предмете не могут быть полностью исчерпывающими. Ни одну из реалий природного, социального или духовного мира человек не в состоянии изучить до конца. Однако он всегда стремится познать истину. А это, как известно, возможно только в результате глубокого и длительного исследования того или иного предмета. Вникая все глубже в суть проблемы наказания, можно убедиться в ограниченности только сугубо юридического подхода к познанию этого сложного феномена и необходимости выйти за рамки уголовно-правового и криминологического изучения.
Верно также и то суждение, что без философского осмысления понятия преступления и его причины мы не в состоянии постичь философский смысл понятия и сущности наказания, ибо, только понимая, что такое преступление, возможно тот или иной акт поведения человека отнести к этому понятию, а потому и реакцию, вызванную им, назвать наказанием. Исходя именно из этих принципиальных положений нам необходимо рассматривать наказание во взаимосвязи с понятием преступления и его причины не только с юридических, но и с философских позиций.
И в самом деле, может ли юриспруденция обойтись без философии в раскрытии сущности понятий и понимании многочисленных правовых проблем? Если исходить из того, что философия пытается ответить на те теоретические вопросы, которые отдельные конкретные науки не в состоянии разрешить, то ответ может быть только отрицательным. В принципе, все науки имеют общее основание и одинаковую цель - изучение природы и раскрытие ее законов для блага человечества. Однако нельзя забывать слова Артхамастра (Древняя Индия, IV в. до н. э.): «Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений»[ Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 26]. История свидетельствует, что именно философы во все времена ставили вопросы и пытались на них ответить раньше, чем юристы. И это естественно, ибо сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами «мир - человек».
Следовательно, если объектом наказания является человек, который одновременно выступает также в качестве субъекта преступления, то следует признать, что без философии невозможно объяснить сущность и содержание системы «преступление - человек - наказание». В данном случае правовые науки, в частности уголовное право и криминология, бессильны.
Каждому, кто осмелится взяться за исследование проблемы преступления и наказания необходимо тщательно и внимательно ознакомиться с трудами не только выдающихся юристов, но и известных философов, психологов, социологов, писателей, исследования которых имеют отношение к этим институтам уголовного права. При этом, естественно, нельзя забывать, что в системе юридических наук философия права является фундаментальной наукой, а в сравнении с ней отраслевые науки носят преимущественно прикладное значение. От их единства и взаимопроникновения зависит успех развития, как первых, так и вторых.
Целью нашего исследования является комплексное познание сущности наказания как общетеоретической категории в его взаимосвязи с юриспруденцией, философией, психологией и социологией.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. Сперва необходимо раскрыть социальную сущность наказания. Для этого мы раскроем сущность наказания в понимании философско-правовой
2. Проанализируем наказания с точки зрения современной теории права, для чего рассмотрим наказание как меру юридической ответственности за правонарушение; а далее рассмотрим виды и цели наказания.
Объектом исследования является комплекс знаний в социальной, философской и правовой науке, которые затрагивают вопрос о сущности наказания. Предметом же исследования выступает само наказание как общетеоретическая конструкция.
Степень исследования данного вопроса о наказании как общетеоретической категории довольна высока, потому как множество ученых умов в различные периоды истории обращали свое внимание на эффективность наказания в различных социальных институтах. Сегодня же наказание является опорой для осуществления всей государственной власти во всех странах мира.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Структура работы построена таким образом, что способствует достижению намеченной цели.
Общий объем работы составляет 58 листов.
Порой, не понимая друг друга, философы и юристы выступают со взаимными обвинениями. Философы полагают, что юристы не в состоянии высказывать независимое, свободное мнение, поскольку они подчиняются требованиям формальных законов. Юристы же считают, что философы говорят много прекрасных, но весьма далеких от практической пользы вещей.
Общеизвестно, что категория наказания, пусть даже и в ином ее названии берет начало своего существования уже с древних лет. С одной стороны, наказание имеет чисто материальное и физическое воплощение в виде применения каких-либо лишений материального или морального характера. Но в философской природе наказания также заложены и иные смыслы, которые не всегда открываются для познавшего наказание. Как подчеркивали еще древние философы, только через философские категории мы в состоянии познать истину о понятии и сущности наказания, и именно эта категория является методологически универсальным средством, инструментом и методом познания природы общества.
Для постижения философской сущности наказания необходимо рассматривать его в связке с единственным фактом, который влечет за собой наказание - это преступление. Только лишь рассматривая данные явления в совокупности можно познать смысл, меру и социальную сущность обоих явлений.
Наказание занимает центральное место во всех институтах общества не смотря на их противоположность и различную их функциональную роль в обществе, включая государство и право.
Философский же смысл наказания сводится к тому, что научить человека смирению и подчинению. Используя рычаги природного чувства страха государство, а также иные социальные властные институты очень умело управляют человеческими желаниями, направляя их в нужное русло и используя их ресурсы себе во благо.
Связующим звеном между категориями преступления и наказания в праве выступает такая центральная категория юриспруденции как юридическая ответственность. Примечательно, но юридическая ответственность также является одним из социальных институтов.
В целом, о юридической ответственности можно заключить, что она есть сложное многоаспектное правовое явление сущность которой не сводится только к государственному принуждению. Ее сущность раскрывается еще до начала свершения правонарушения, о время его процесса и возникает уже после установления факта свершения правонарушения. Задача юридической ответственности не сводится только лишь к наказанию правонарушителей, она выступает сдерживающим фактором для совершения иных правонарушений, а также поощряет правомерное поведений в обществе. Юридическая ответственность, являясь один из видов социальной ответственности формирует социально активное положительное поведение личности, что служит базовым элементом формирования развитого гражданского общества и правового государства в целом.
В настоящее время перечень видов наказаний является исчерпывающим. Никакие другие виды наказаний, не указанных в статье 44 УК РФ не могут быть применены к правонарушителям.
Таким образом, лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3."Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997
N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017) // "Собрание законодательства РФ",
13.01.1997, N 2, ст. 198.
Специальная литература
4.Авдулов А. Философия науки. - М.: Академический проект, 2015. - 736с.
5.Бабурин С. Философия права - М.: Проспект, 2017. - 552с.
6.Гаджиев Г. Онтология права. - М,: Норма, 2016. - 320с.
7.Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 320с.
8.Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 2010. - 528с.
9.Дерек Дж История философии права. - М.: Астрель, 2015. - 224с.
10.Жуков В. Государство. Право. Власть. Философия и социология. - М.: Мир философии, 2015. - 592с.
11.Иконникова Г. Философия права. - М.: Юрайт, 2017. - 360с.
12.Кальной И. Философия права. - М,: Юридический центр, 2016. - 344с.
13.Кокунов Н. История философии права. - М.: Ленанд, 2015. - 436с.
14.Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика. - М.: Норма, 2016. - 276с.
15.Микешина Л. Философия познания. - М.: Канон, 2016. - 560с...