Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Проблема развития у детей старшего дошкольного возраста связной
монологической речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Развитие связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста посредством игры «Активити» 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити» 18
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
детей 6-7 лет 18
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет связной
монологической речи посредством игры «Активити» 32
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение
Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи действительно является очень значимой и актуальной в наше время. Очень часто на практике приходится встречаться с тем, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, дети не умеют составить полноценный рассказ, или довольно грамотно пересказать понравившуюся им сказку. Детям довольно сложно самостоятельно правильно построить описание предмета или рассуждение на какую-либо тему.
Развитие связной монологической речи является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речь - основа любого коммуникативного взаимодействия ребенка будь то с взрослым, или со сверстником. Также многие ученые, а именно Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин говорили о том, что именно связная речь характеризует как уровень речевого, так и уровень умственного развития ребенка. Соответственно развитие связной речи играет огромную роль в будущем обучении ребенка в школе, и в его успеваемости.
Проблемой развития связной речи у дошкольников занимались такие известные педагоги, как Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Расширяют и дополняют технологию развития монологической речи работы Н.Г. Смольниковой, которые просвещены развитию структуры связного выражения у дошкольников, а так же работы Э.П. Коротковой о специфике овладения дошкольниками разными типами высказываний. Кроме того, широко исследуются способы и приемы развития связной речи детей. В работах Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой описаны способы развитии связной речи путем применения серии сюжетных картин.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), следует вспомнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную монологическую речь у детей 6-7 лет посредством дидактической игры «Активити».
Игра «Активити» применяется в ДОО, как игра, основанная на совместной с взрослым и детьми коммуникативно -игровой деятельности, в процессе которой дошкольники приобретают опыт взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и графических средств. «Активити» позволяет играя развивать словарный запас ребенка, его коммуникативные умения, мышление и многое другое.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной монологической речи детей и недостаточным использованием данного опыта в работе воспитателей.
В связи с этим возникает проблема: какова возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити»?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - игра «Активити», как средство развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет связной монологической речи может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы проблемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной монологической речи;
3) разработать и апробировать комплекс образовательной деятельности по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретическую основу нашего исследования составляют психолого-педагогические исследования особенностей речи дошкольника (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), положения отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
Новизна исследования состоит в том, что совокупность полученных объективных результатов содержит решение проблемы, касающейся развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детский сад № 194 «Капитошка» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, приложений. Текст иллюстрируют 3 рисунка, 14 таблиц.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет является актуальной в настоящее время.
В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин говорится о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки не только успешного развития связной монологической речи, но и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что связная речь характеризует уровень развития не только речевого, но, и умственного развития ребенка.
Во-вторых, интерес к дидактическим играм, а именно к игре «Активити», позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста связную монологическую речь.
Выявление уровня развития связной монологической речи показал, что у 30% детей КГ и 40% детей ЭГ наблюдается низкий уровень развития. Эти данные еще раз доказывают необходимость целенаправленной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Проведя наше исследование мы можем говорить о том, что развитие связной монологической речи у детей 6-7 лет может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием игры «Активити» и положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 6-7 лет после ее реализации.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного нами средства развития связной монологической речи у детей 6-7 лет. Так как после проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем на 15%, так же, на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем развития, число детей с низким уровнем уменьшилось на 30%.
1. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2013. - 560 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение. - 1968. - 180 с.
3. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] : серия: «Библиотека практикующего логопеда». - Ч. II: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.
- М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М., Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский - М.: «Книга по Требованию» 2012. - 136 с.
7. Глухов, В.П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать [Текст] : методическое пособие к наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М: АРКТИ, 2003. - 24 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]. Тетрадь: 3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 28 с.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] : уч. пособие для ВУЗов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] : метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.
- М.: Просвещение, 2007. - 224с.
12. Громова, О.Е. Развитие речи ребенка [Текст] : от первых слов до первых фраз / О.Е. Громова. - М.: Просвещение, 2007. - 174 с.
13. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Советская педагогика, 1954. - № 6 - С. 28-23.
14. Карпова, С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] / С.Н. Карпова, В.В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
15. Козлова, А.Ю. Игра «Активити», как культурная практика детей дошкольного возраста [Текст] / А.Ю. Козлова, О.А. Пасько, Е.Б. Бычкова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - С. 609-919.
16. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2008. - 62 с.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.
- М.: Красанд, 2010. - 216 с.
17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30.
- С. 27-71.
18. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000. - С. 17-27.
19. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, H.A. Короткова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
20. Носенко, Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) [Текст] : учебное пособие / Н.П. Носенко. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] : особенности игры дошкольников. Учебное пособие по детской психологии для студентов ВУЗов / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2007. - 352 с.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
24. Смирнова, Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Книга по Требованию», 2011. - С. 434 - 439.
25. Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей
старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Книга по
Требованию», 2011. - С. 439 - 445.
26. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2002. - 224 с.
27. Стародубова, H.A. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / H.A. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
28. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Е.И. Тихеева под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
29. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 24 с.
30. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] : 3-е изд., испр. / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
31. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
32. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2008. - 240 с.
33. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е М. Струнина. - М.: «Владос», 2004. - 288с.
34. Ушинский, К.Д. Детский мир. Хрестоматия [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Эксмо, 2009. - 672 с.
35. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 314 с.
36. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.