РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Проблема развития у детей старшего дошкольного возраста связной
монологической речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Развитие связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста посредством игры «Активити» 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити» 18
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
детей 6-7 лет 18
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет связной
монологической речи посредством игры «Активити» 32
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Проблема развития у детей старшего дошкольного возраста связной
монологической речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Развитие связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста посредством игры «Активити» 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити» 18
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
детей 6-7 лет 18
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет связной
монологической речи посредством игры «Активити» 32
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение
Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи действительно является очень значимой и актуальной в наше время. Очень часто на практике приходится встречаться с тем, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, дети не умеют составить полноценный рассказ, или довольно грамотно пересказать понравившуюся им сказку. Детям довольно сложно самостоятельно правильно построить описание предмета или рассуждение на какую-либо тему.
Развитие связной монологической речи является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речь - основа любого коммуникативного взаимодействия ребенка будь то с взрослым, или со сверстником. Также многие ученые, а именно Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин говорили о том, что именно связная речь характеризует как уровень речевого, так и уровень умственного развития ребенка. Соответственно развитие связной речи играет огромную роль в будущем обучении ребенка в школе, и в его успеваемости.
Проблемой развития связной речи у дошкольников занимались такие известные педагоги, как Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Расширяют и дополняют технологию развития монологической речи работы Н.Г. Смольниковой, которые просвещены развитию структуры связного выражения у дошкольников, а так же работы Э.П. Коротковой о специфике овладения дошкольниками разными типами высказываний. Кроме того, широко исследуются способы и приемы развития связной речи детей. В работах Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой описаны способы развитии связной речи путем применения серии сюжетных картин.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), следует вспомнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную монологическую речь у детей 6-7 лет посредством дидактической игры «Активити».
Игра «Активити» применяется в ДОО, как игра, основанная на совместной с взрослым и детьми коммуникативно -игровой деятельности, в процессе которой дошкольники приобретают опыт взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и графических средств. «Активити» позволяет играя развивать словарный запас ребенка, его коммуникативные умения, мышление и многое другое.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной монологической речи детей и недостаточным использованием данного опыта в работе воспитателей.
В связи с этим возникает проблема: какова возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити»?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - игра «Активити», как средство развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет связной монологической речи может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы проблемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной монологической речи;
3) разработать и апробировать комплекс образовательной деятельности по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретическую основу нашего исследования составляют психолого-педагогические исследования особенностей речи дошкольника (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), положения отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
Новизна исследования состоит в том, что совокупность полученных объективных результатов содержит решение проблемы, касающейся развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детский сад № 194 «Капитошка» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, приложений. Текст иллюстрируют 3 рисунка, 14 таблиц.
Развитие связной монологической речи является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речь - основа любого коммуникативного взаимодействия ребенка будь то с взрослым, или со сверстником. Также многие ученые, а именно Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин говорили о том, что именно связная речь характеризует как уровень речевого, так и уровень умственного развития ребенка. Соответственно развитие связной речи играет огромную роль в будущем обучении ребенка в школе, и в его успеваемости.
Проблемой развития связной речи у дошкольников занимались такие известные педагоги, как Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Расширяют и дополняют технологию развития монологической речи работы Н.Г. Смольниковой, которые просвещены развитию структуры связного выражения у дошкольников, а так же работы Э.П. Коротковой о специфике овладения дошкольниками разными типами высказываний. Кроме того, широко исследуются способы и приемы развития связной речи детей. В работах Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой описаны способы развитии связной речи путем применения серии сюжетных картин.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), следует вспомнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную монологическую речь у детей 6-7 лет посредством дидактической игры «Активити».
Игра «Активити» применяется в ДОО, как игра, основанная на совместной с взрослым и детьми коммуникативно -игровой деятельности, в процессе которой дошкольники приобретают опыт взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и графических средств. «Активити» позволяет играя развивать словарный запас ребенка, его коммуникативные умения, мышление и многое другое.
Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной монологической речи детей и недостаточным использованием данного опыта в работе воспитателей.
В связи с этим возникает проблема: какова возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити»?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - игра «Активити», как средство развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет связной монологической речи может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы проблемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет связной монологической речи;
3) разработать и апробировать комплекс образовательной деятельности по развитию у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретическую основу нашего исследования составляют психолого-педагогические исследования особенностей речи дошкольника (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), положения отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
Новизна исследования состоит в том, что совокупность полученных объективных результатов содержит решение проблемы, касающейся развития у детей 6-7 лет связной монологической речи посредством игры «Активити».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по развития у детей 6-7 лет связной монологической речи.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детский сад № 194 «Капитошка» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, приложений. Текст иллюстрируют 3 рисунка, 14 таблиц.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет является актуальной в настоящее время.
В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин говорится о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки не только успешного развития связной монологической речи, но и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что связная речь характеризует уровень развития не только речевого, но, и умственного развития ребенка.
Во-вторых, интерес к дидактическим играм, а именно к игре «Активити», позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста связную монологическую речь.
Выявление уровня развития связной монологической речи показал, что у 30% детей КГ и 40% детей ЭГ наблюдается низкий уровень развития. Эти данные еще раз доказывают необходимость целенаправленной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Проведя наше исследование мы можем говорить о том, что развитие связной монологической речи у детей 6-7 лет может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием игры «Активити» и положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 6-7 лет после ее реализации.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного нами средства развития связной монологической речи у детей 6-7 лет. Так как после проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем на 15%, так же, на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем развития, число детей с низким уровнем уменьшилось на 30%.
Во-первых, результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет является актуальной в настоящее время.
В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин говорится о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки не только успешного развития связной монологической речи, но и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что связная речь характеризует уровень развития не только речевого, но, и умственного развития ребенка.
Во-вторых, интерес к дидактическим играм, а именно к игре «Активити», позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста связную монологическую речь.
Выявление уровня развития связной монологической речи показал, что у 30% детей КГ и 40% детей ЭГ наблюдается низкий уровень развития. Эти данные еще раз доказывают необходимость целенаправленной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Проведя наше исследование мы можем говорить о том, что развитие связной монологической речи у детей 6-7 лет может быть эффективным при:
- интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
- разработке комплекса образовательной деятельности по развитию речи с включением игры «Активити»;
- обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием игры «Активити» и положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 6-7 лет после ее реализации.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного нами средства развития связной монологической речи у детей 6-7 лет. Так как после проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем на 15%, так же, на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем развития, число детей с низким уровнем уменьшилось на 30%.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



