Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №106372

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте 8
1.1 Понятие межличностных отношений 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 14
1.3 Особенности развития межличностных отношений в подростковой
среде 21
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков 31
2.1 Описание выборки, этапов и методов эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3 Определение взаимосвязи положением в системе межличностных
отношений и уровнем самооценки 37
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Приложение А Распределение индивидуальных данных 49
Приложение Б Количественные результаты 52
Приложение В Результаты диагностики уровня самооценки в 1 группе 55
Приложение Г Результаты диагностики уровня самооценки во 2 группе 56
Приложение Д Результаты критерия х2 Пирсона 58


Актуальность исследования. Подросток почти все время проводит в компании сверстников. В этот период друзья и товарищи для детей становятся значимыми людьми в жизни. Общение со сверстниками имеет также воспитательный характер. Взаимодействие с социумом, сверстниками и товарищами является не только способом обмена полезной информацией, а также выступает компонентом формирования личности подростка. Подросток изучает самого себя, рефлексирует, познает окружающий мир и общество. Из-за новых знаний складывается новое восприятие мира. Подросток понимает, что нормы и правила, которые диктовали родители и учителя не всегда верны. Для подростка важно найти компанию товарищей и занять там определенное место, в котором он будет чувствовать себя комфортно, находить людей с похожими интересами и мыслями и как следствие развиваться. Научное обоснование принципов формирования благоприятных межличностных отношений в подростковом коллективе невозможно без проведения соответствующих исследований. В наше время подросток воспитывается в неблагоприятной обстановке: критике подвергается современный институт семьи, и преобладающие моральные ценности социума также являются не едиными для всех слоев общества. Нормы, правила и стереотипное поведение, которое являлось эталоном раньше, сейчас могут быть подвергнуты критики, а в сложный подростковый период человек может отрицать все нормы поведения предшественников.
Исследование современных психологов, педагогов и психологов подтверждают, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Зарубежные психологи активно занимались изучением межличностных отношений. Специфические условия взаимодействия исследовались такие ученые как: С. Кук, Г. Олпорт, К. Стефан. Механизмы межличностного взаимодействия изучали: У. Дуаза, Г. Джерарда,М. Хойта, Г. Тэжфела, Д. Тернера. Спецификой межличностных отношений в малой группе исследовались: Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу [6].
Также проблемой межличностных отношений занимались отечественные исследователи, такие как: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Л.Я. Гозмана, И.Н. Горелова, В.В. Занкова, И.С Кона, Е.А. Климова, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, Д.Б. Эльконина.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у подростков.
Объект исследования - межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что межличностные отношения в подростковом возрасте имеют свои специфические особенности, которые во многом зависят от уровня самооценки подростков, а именно:
- низкая самооценка подростка приводит его к неблагоприятному положению в системе межличностных отношений.
Задачи исследования:
- провести анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявить уровень самооценки у подростков;
- определить специфику межличностных отношений в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические методы исследования: диагностическая методика «Самооценка» Т. Дембо - С. Рубинштейна; диагностика межличностных отношений «Методика социометрии Дж. Морено»;
- метод математической статистики (х2- критерий Пирсона, ф - критерий углового преобразования Фишера).
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании выявленных значимых показателей различия в особенностях межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для нормализации отношений подростка в системе межличностных отношений.
Новизна исследования состоит в изучении характера межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки.
База исследования: В исследовании приняли участие ученики подросткового возраста 6-7 классов МБУ школы №11 г. о Тольятти. Средний возраст испытуемых - 12-13 лет. Общая выборка испытуемых составила: 70 человек.
Положения, выносимые на защиту:
- в подростковом возрасте происходит изменчивость различных параметров межличностных отношений со сверстниками, преподавателями, родителями, которая характеризуется как общими тенденциями развития, так и специфическим характером изменения отдельных параметров в разных сферах;
- сфера неформальных отношений в подростковом возрасте определяется большей взаимностью, близостью, более высоким уровнем удовлетворенности и позитивными отношениями;
- межличностные отношения подростков и их статус в группе определяют их самооценку. Благоприятный климат в подростковой среде способствую развитию Я-концепции личности;
- положительное отношение подросткового коллектива к юношам и девушкам оказывает влияние на формирование самооценки, однонаправленной с оценкой сверстников, а непринятие складывающихся отношений приводит к возникновению самооценки, противоположной групповой оценке.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый возраст является переходом от детства к взрослой жизни. Характеризуя подростковый возраст, используют слова: «переходный», «трудный», «критический». В этих определениях подчеркнуто сложность и важность процессов развития, происходящих во время перехода от одной стадии жизни к другой. Подростковый возраст важен для развития человека и результаты его прохождения накладывает отпечаток на развитие личности человека и межличностных отношений в подростковой среде. Межличностные отношения - это обязательно взаимные отношения между двумя или более субъектами совместной деятельности. Их основой служит эмоциональный компонент.
Выделяют три компонента межличностных отношений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков объяснены психологическими особенностями переходного возраста. Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов: большая часть подростков имеют положительные межличностные отношения в коллективе; подростки с негативным опытом межличностных отношений имеют неадекватно заниженный уровень самооценки.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям: поддержка и гармоничное развитие личности подростков; поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей в коллективе подростков.



1. Абраменков В. В. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании. М. : Гардарики, 2012. 412 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академический проект, 2014. 704 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2014. 364 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М. : Смысл, Академия, 2015. 416 с.
5. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. СПб. : Речь, 2009. 517 с.
6. Блос П. Психоанализ подросткового возраста. М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. 272 с.
7. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. СПб. : ЛГУ, 2014. 241с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском обществе. М. : Академия, 2014. 446 с.
9. Бозина И. Г. Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения: автореф. уч. ст. к. пед. н. Кемерово, 20017. 23 с.
10. Валеева Ж. С. Психолого-педагогические особенности развития социально-неадаптированной личности подростка в условиях досуга // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 303. С. 186-190.
11. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности. М. : Академия, 2014. 288 с.
12. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология / Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М. : Пед. общество России, 2013. 512 с.
13. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. СПб. : Речь, 2015. 317 с.
14. Грецов А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2012. 208 с.
15. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость: попытка обосновать понятие// Феномен и категория зрелости в психологии. М. : Изд- во «Институт психологии РАН», 2014. С. 198-222.
16. Зиннуров Ф. К. Программа моделирования межличностных отношений в группах с повышенной опасностью функционирования: тезисы // Образовательный процесс в КГТУ: Вчера, сегодня и завтра. Казань : Изд-во КГТУ, 2005. С. 142-143.
17. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М. : Просвещение, 1988. 456 с.
18. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность: Попул. пособие для родителей и педагогов /
Ю.В. Касаткина. Ярославль : Акад. развития, 1996. 237 с.
19. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. М. : Эврика, 1970. 224 с.
20. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1982. 260 с.
21. Кравченко А. И. Психология и педагогика. М. : Инфра-М, 2016. 400 с.
22. Крившенко Л. П. Педагогика. М. : Проспект, 2015. 488 с.
23. Крутецкий В. А. Психология подростка. М. : Инфра-М, 2012. 316 с.
24. Кукушкина И. В. Формирование социальной компетенции
подростков в детском общественном объединении. Тольятти, 2016. 120 с.
25. Куницына В. Н. Межличностное общение / Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб. : Питер, 2014. 260 с.
26. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. М. : Просвещение, 1995. 420 с.
27. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов. М., 2016. 610 с.
28. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М. :
Компания Пани, 2016. 291 с.
29. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2015. 200 с.
30. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Академия, 2018. 608 с.
31. Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж : МОДЭК, 2011. 400 с.
32. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. М. : Наука, 2016. 191 с.
33. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности. М. :
Просвещение, 2014. 339с.
34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. :
Просвещение, 2012. 384 с.
35. Поварницына Л. А. Психологический анализ трудностей общения. М. : Сфера, 1997. 332 с.
36. Раттер М. Помощь трудным детям. М. : Прогресс, 1997. 424 с.
37. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб. : Прайм-Еврознак, 2014. 656 с.
38. Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. М. : Мир, 2012. 656 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2012. 781 с.
40. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека как социально-психологический феномен / Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии, Научно-исслед. ин-т комплексных социальных исслед. СПб. : Астерион, 2013. 245 с.
41. Соковнин В. М. О природе человеческого общения. М. : Просвещение, 2001. 350 с.
42. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков : ПГПУ, 2017. 312 с.
43. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М. : Педагогика, 2018. 240 с.
44. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2001. 511 с.
45. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2014. 349 с.
46. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. М. : Академия, 2014. 326 с.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Академия, 2011. 554 с.
48. Эриксон Э. Г. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 513-533.
49. Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: автореф. дисс. докт.пс. наук. Ярославль, 2013. 48с.
50. Bellows A. Your Teen’s Search for Identity [Электронный ресурс] // Psych Central. 2007. URL: http://psychcentral.com/lib/your-teens-search-for- identity/0001071 (дата обращения: 11.06.2020).
51. Combs A.W., Soper D.W., Gourson C.C. Educational and psychological measurement. V 23, №4. - p. 493-500.
52. Heider F. The psychology of interpersonal relation. - N.Y. 1958.
53. Mullins S. Teenagers and the Struggle for Identity. [Электронный
ресурс] Family Lobby.com has shut down. URL:
https://ru.scribd.com/document/187785075/ Teenagers-and-the-Struggle-for-Identity (дата обращения: 11.06.2020).
54. Stuart T. Six Ways to Build Your Teen’s Identity [Электронный ресурс]
// Focus on the family. 2008. URL:
http://www.focusonthefamily.com/parenting/teens/ (дата обращения: 11.06.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ