ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте 8
1.1 Понятие межличностных отношений 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 14
1.3 Особенности развития межличностных отношений в подростковой
среде 21
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков 31
2.1 Описание выборки, этапов и методов эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3 Определение взаимосвязи положением в системе межличностных
отношений и уровнем самооценки 37
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Приложение А Распределение индивидуальных данных 49
Приложение Б Количественные результаты 52
Приложение В Результаты диагностики уровня самооценки в 1 группе 55
Приложение Г Результаты диагностики уровня самооценки во 2 группе 56
Приложение Д Результаты критерия х2 Пирсона 58
Глава 1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте 8
1.1 Понятие межличностных отношений 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 14
1.3 Особенности развития межличностных отношений в подростковой
среде 21
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков 31
2.1 Описание выборки, этапов и методов эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3 Определение взаимосвязи положением в системе межличностных
отношений и уровнем самооценки 37
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Приложение А Распределение индивидуальных данных 49
Приложение Б Количественные результаты 52
Приложение В Результаты диагностики уровня самооценки в 1 группе 55
Приложение Г Результаты диагностики уровня самооценки во 2 группе 56
Приложение Д Результаты критерия х2 Пирсона 58
Актуальность исследования. Подросток почти все время проводит в компании сверстников. В этот период друзья и товарищи для детей становятся значимыми людьми в жизни. Общение со сверстниками имеет также воспитательный характер. Взаимодействие с социумом, сверстниками и товарищами является не только способом обмена полезной информацией, а также выступает компонентом формирования личности подростка. Подросток изучает самого себя, рефлексирует, познает окружающий мир и общество. Из-за новых знаний складывается новое восприятие мира. Подросток понимает, что нормы и правила, которые диктовали родители и учителя не всегда верны. Для подростка важно найти компанию товарищей и занять там определенное место, в котором он будет чувствовать себя комфортно, находить людей с похожими интересами и мыслями и как следствие развиваться. Научное обоснование принципов формирования благоприятных межличностных отношений в подростковом коллективе невозможно без проведения соответствующих исследований. В наше время подросток воспитывается в неблагоприятной обстановке: критике подвергается современный институт семьи, и преобладающие моральные ценности социума также являются не едиными для всех слоев общества. Нормы, правила и стереотипное поведение, которое являлось эталоном раньше, сейчас могут быть подвергнуты критики, а в сложный подростковый период человек может отрицать все нормы поведения предшественников.
Исследование современных психологов, педагогов и психологов подтверждают, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Зарубежные психологи активно занимались изучением межличностных отношений. Специфические условия взаимодействия исследовались такие ученые как: С. Кук, Г. Олпорт, К. Стефан. Механизмы межличностного взаимодействия изучали: У. Дуаза, Г. Джерарда,М. Хойта, Г. Тэжфела, Д. Тернера. Спецификой межличностных отношений в малой группе исследовались: Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу [6].
Также проблемой межличностных отношений занимались отечественные исследователи, такие как: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Л.Я. Гозмана, И.Н. Горелова, В.В. Занкова, И.С Кона, Е.А. Климова, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, Д.Б. Эльконина.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у подростков.
Объект исследования - межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что межличностные отношения в подростковом возрасте имеют свои специфические особенности, которые во многом зависят от уровня самооценки подростков, а именно:
- низкая самооценка подростка приводит его к неблагоприятному положению в системе межличностных отношений.
Задачи исследования:
- провести анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявить уровень самооценки у подростков;
- определить специфику межличностных отношений в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические методы исследования: диагностическая методика «Самооценка» Т. Дембо - С. Рубинштейна; диагностика межличностных отношений «Методика социометрии Дж. Морено»;
- метод математической статистики (х2- критерий Пирсона, ф - критерий углового преобразования Фишера).
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании выявленных значимых показателей различия в особенностях межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для нормализации отношений подростка в системе межличностных отношений.
Новизна исследования состоит в изучении характера межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки.
База исследования: В исследовании приняли участие ученики подросткового возраста 6-7 классов МБУ школы №11 г. о Тольятти. Средний возраст испытуемых - 12-13 лет. Общая выборка испытуемых составила: 70 человек.
Положения, выносимые на защиту:
- в подростковом возрасте происходит изменчивость различных параметров межличностных отношений со сверстниками, преподавателями, родителями, которая характеризуется как общими тенденциями развития, так и специфическим характером изменения отдельных параметров в разных сферах;
- сфера неформальных отношений в подростковом возрасте определяется большей взаимностью, близостью, более высоким уровнем удовлетворенности и позитивными отношениями;
- межличностные отношения подростков и их статус в группе определяют их самооценку. Благоприятный климат в подростковой среде способствую развитию Я-концепции личности;
- положительное отношение подросткового коллектива к юношам и девушкам оказывает влияние на формирование самооценки, однонаправленной с оценкой сверстников, а непринятие складывающихся отношений приводит к возникновению самооценки, противоположной групповой оценке.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Исследование современных психологов, педагогов и психологов подтверждают, что формирование и функционирование психических функций и поведения, которые принадлежат человеку, происходят, прежде всего, под влиянием и контролем самой личности. В связи с этим проблема исследования связана с необходимостью изучения особенностей соотношения внутреннего и внешнего мира подростков, что будет способствовать оптимизации психолого-педагогической работы с данной категорией молодых людей.
Зарубежные психологи активно занимались изучением межличностных отношений. Специфические условия взаимодействия исследовались такие ученые как: С. Кук, Г. Олпорт, К. Стефан. Механизмы межличностного взаимодействия изучали: У. Дуаза, Г. Джерарда,М. Хойта, Г. Тэжфела, Д. Тернера. Спецификой межличностных отношений в малой группе исследовались: Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу [6].
Также проблемой межличностных отношений занимались отечественные исследователи, такие как: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Л.Я. Гозмана, И.Н. Горелова, В.В. Занкова, И.С Кона, Е.А. Климова, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, Д.Б. Эльконина.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у подростков.
Объект исследования - межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что межличностные отношения в подростковом возрасте имеют свои специфические особенности, которые во многом зависят от уровня самооценки подростков, а именно:
- низкая самооценка подростка приводит его к неблагоприятному положению в системе межличностных отношений.
Задачи исследования:
- провести анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявить уровень самооценки у подростков;
- определить специфику межличностных отношений в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические методы исследования: диагностическая методика «Самооценка» Т. Дембо - С. Рубинштейна; диагностика межличностных отношений «Методика социометрии Дж. Морено»;
- метод математической статистики (х2- критерий Пирсона, ф - критерий углового преобразования Фишера).
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании выявленных значимых показателей различия в особенностях межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки в условиях современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для нормализации отношений подростка в системе межличностных отношений.
Новизна исследования состоит в изучении характера межличностных отношений у подростков с разным уровнем самооценки.
База исследования: В исследовании приняли участие ученики подросткового возраста 6-7 классов МБУ школы №11 г. о Тольятти. Средний возраст испытуемых - 12-13 лет. Общая выборка испытуемых составила: 70 человек.
Положения, выносимые на защиту:
- в подростковом возрасте происходит изменчивость различных параметров межличностных отношений со сверстниками, преподавателями, родителями, которая характеризуется как общими тенденциями развития, так и специфическим характером изменения отдельных параметров в разных сферах;
- сфера неформальных отношений в подростковом возрасте определяется большей взаимностью, близостью, более высоким уровнем удовлетворенности и позитивными отношениями;
- межличностные отношения подростков и их статус в группе определяют их самооценку. Благоприятный климат в подростковой среде способствую развитию Я-концепции личности;
- положительное отношение подросткового коллектива к юношам и девушкам оказывает влияние на формирование самооценки, однонаправленной с оценкой сверстников, а непринятие складывающихся отношений приводит к возникновению самооценки, противоположной групповой оценке.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Подростковый возраст является переходом от детства к взрослой жизни. Характеризуя подростковый возраст, используют слова: «переходный», «трудный», «критический». В этих определениях подчеркнуто сложность и важность процессов развития, происходящих во время перехода от одной стадии жизни к другой. Подростковый возраст важен для развития человека и результаты его прохождения накладывает отпечаток на развитие личности человека и межличностных отношений в подростковой среде. Межличностные отношения - это обязательно взаимные отношения между двумя или более субъектами совместной деятельности. Их основой служит эмоциональный компонент.
Выделяют три компонента межличностных отношений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков объяснены психологическими особенностями переходного возраста. Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов: большая часть подростков имеют положительные межличностные отношения в коллективе; подростки с негативным опытом межличностных отношений имеют неадекватно заниженный уровень самооценки.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям: поддержка и гармоничное развитие личности подростков; поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей в коллективе подростков.
Выделяют три компонента межличностных отношений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди подростков объяснены психологическими особенностями переходного возраста. Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди подростков.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов: большая часть подростков имеют положительные межличностные отношения в коллективе; подростки с негативным опытом межличностных отношений имеют неадекватно заниженный уровень самооценки.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи подросткам и педагогам по следующим направлениям: поддержка и гармоничное развитие личности подростков; поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей в коллективе подростков.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СМЕШАННОМ ПО
НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БАЗОВЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Развитие межличностных отношений в подростковом возрасте посредством тренинговой сензитивности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2019



