Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты института назначения административных наказаний в Российской Федерации 8
1.1 Становление правовых основ регламентации административных наказаний в России 8
1.2 Понятие, признаки и цели наложения административных наказаний 15
Глава 2 Система административных наказаний по действующему законодательству Российской Федерации 23
2.1 Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение 23
2.2 Классификация административных наказаний: основания и содержание 32
Глава 3 Правила и проблемы назначения административных наказаний 43
3.1 Общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам 43
3.2 Назначение административных наказаний при множественности совершенных административных правонарушений 53
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность темы настоящего исследования связана с тем, что в 2020 году вниманию специалистов в области юриспруденции и широкому кругу общественности был представлен проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (за авторством Министерства юстиции) [45]. Анализ данного документа показывает, что, возможно, в будущем, в институте административной ответственности грядут широкомасштабные изменения, которые затронут в числе прочего и институт административных наказаний. При этом изменения, которые предлагается внести в действующую систему административных наказаний, не носят существенного характера. В частности, предлагается предусмотреть «такую систему видов административных наказаний, которая бы вполне соответствовала вызовам современного развития общества, а также необходимость разграничения применения различных видов административных наказаний, реализация принципа альтернативности применения наказаний» [27].
Также в проекте нового КоАП РФ содержится такое нововведение, как исключение из перечня административных наказаний временного приостановления деятельности, которое теперь будет иметь статус меры обеспечения административного производства по делу, вносятся коррективы в содержание такого наказания, как административная конфискация имущества.
Однако, неизменными остаются остальные сущностные «постулаты» данного административно-правового института, связанные например с тем, что единственной целью применения административного наказания остаётся недопущение совершения административных правонарушений в будущем. Это правило вызывает обоснованную критику, поскольку законодателем упущены такие важные функции административного (и любого другого) вида юридической ответственности, как функция исправления, правового воспитания, функция наказания и т.п. Этот и многие другие вопросы остаются не решёнными в настоящий момент и, более того, их решение не предлагается в обозначенном выше проекте.
Указанное обстоятельство - выстраивание новых направлений развития деятельности государственных органов в сфере реализации институтов административной ответственности и административного наказания - обуславливав актуальность исследования вопросов понятия, сущности и видов административных наказаний, выявление существующих проблем и противоречий, поиску путей и способов их совершенствования.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на важность и актуальность темы административных наказаний, необходимо отметить, что к настоящему времени существует сравнительно небольшое количество диссертационных исследований на эту тему. Так, в 2004 году И.В. Максимов защитил докторскую диссертацию на тему административных наказаний [32], в 2011 году подобную диссертацию защитила Н.А. Корсакова [30]. Отдельным и наиболее исследованным направлением в рамках темы являются вопросы административных наказаний в системе органов внутренних дел. Этому направлению посвятили свои труды Д.Н. Бахрах, В.В. Кудинов, Д.Ю. Мананников, И.В. Тимошенко, А.В. Четвернина, О.М. Якуба. Кроме вышеперечисленных учёных, вопросам административных наказаний и их системы посвящали свои труды такие учёные как Г.А. Кузьмичева, В.Р. Кисин, Д.А. Липинский, А.В. Малько, И.В. Максимов, А.А. Мусаткина, Ю.И. Попугаеви другие авторы.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в связи с реформированием системы административной ответственности в государстве (в виду предоставленного на обсуждение общественности проекта нового КоАП РФ), вопросы понимания административных наказаний, их сущности и системы обрели новую и более высокую актуальность, чем ранее.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с применением административного наказания как меры воздействия за совершённое участником правоотношений административное правонарушение, в которых проявляется сущность и признаки административного наказания.
В свою очередь, к предмету исследования относятся нормы права, которые регулируют общественные отношения, составляющие объект данного исследования. Такие нормы содержатся, в первую очередь, в Конституции РФ от 12.12.1993 года, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), в федеральных законах о внесении изменений в КоАП РФ и в других нормативных-правовых актах. Кроме того, к предмету исследования относятся существующая судебная практика по рассмотрению дел о привлечении к административной ответственности, обобщения практики высших судов, а также решения и определения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к административному наказанию. Также, в исследовании рассматриваются существующие на данный момент в отечественной науке доктринальные взгляды относительно понятия, сущности и видов административных наказаний
Целью настоящего исследования является определение понятия, сущности и признаков административных наказаний, а также поиск путей и способов дальнейшего совершенствования правового регулирования административных наказаний.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо разрешить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопрос становления правовых основ регламентации административных наказаний в России.
2. Исследовать понятие, признаки и цели наложения административных наказаний.
3. Охарактеризовать систему административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение.
4. Рассмотреть различные варианты классификации административных наказаний: основания и содержание.
5. Проанализировать общие правила назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам.
6. Исследовать и проанализировать правила назначения административных наказаний при множественности совершенных административных правонарушений.
Методология исследования охватывается общенаучными и специальными методами юридической науки. В частности, были использованы методы диалектики, анализа и синтеза, методы социологии и статистики, а также методы юридического анализа (формально-юридический метод), сравнительно-правового исследования, а также историко-правовой методы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных, как А.Б. Агапов, Л.Б. Антонова, Н.А. Ахтанина, .Р.В. Амелин, Ю.С. Адушкин, М.В. Баранова, Д.Н. Бахрах, В.Г. Беспалько, С.В. Василевич, А.Н. Вертинская, В.В. Волкова, Д.А. Гавриленко, Е.В. Горин, Т.И. Губарева, В.К. Дуюнов, М.А. Лапина, А.Н. Жеребцов, В.в. Игнатенко, В.А. Круглов и других.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, такие как КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы о внесении изменений в КоАП РФ, и другие нормативные правовые акты, решения Конституционного суда РФ.
Структура данного исследования включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников. В первой главе рассматривается история становления и развития концепции административных наказаний, определяется понятие, признаки и цели административного наказания. Во второй главе рассматриваются вопросы системы и классификации административных наказаний, в третьей главе - особенности правил назначения наказаний.
В отечественной истории административные наказания как обособленная система мер государственного воздействия на правонарушителей (обособленная, прежде всего, от наказаний уголовных), на законодательном уровне была сформирована только в 1922 году. Вместе с тем, зарождение первых доктринальных (научных) взглядов и представлений относительно полицейского права, а значит мер принудительного воздействия управленческого характера, относится к середине XIX века. Первым исключительно административным по своему характеру и сущности и взысканием являлось «публичный выговор», который был предусмотрен в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1945 года. Кроме того, в качестве одного из наказаний был предусмотрен штраф, который по сути применялся к правонарушениям, имевшим значительно меньшую общественную опасность по сравнению с другими правонарушениями. Административный арест как мера, связанная с лишением свободы и в тоже время как мера административного наказания, была внедрена в 1941 году в целях обеспечения режима военного положения в прифронтовых районах и, очевидно, показала свою эффективность. Окончательно как мера административного наказания административный арест был внедрён в законодательство в 1984 году и в настоящий момент перечень правонарушений за которое он может быть назначен, стал значительно шире.
Административное наказание применяется на основании акта применения права, например, решение суда, судьи, должностного лица, которое уполномочена на рассмотрение дела об административном правонарушении. Такое решение может содержаться в самом протоколе об административном правонарушении (в случаях, когда вынесение постановления не является обязательным), или в постановлении компетентного органа.
Таким образом, административное наказание должно быть определено как одна из разновидностей негативной реакции государства на совершённое лицом административное правонарушение, которое заключается в применении к последнему определённого вида и меры наказания, заключающееся в претерпевании лицом определённых правовых, имущественных, неимущественных и других последствий, как кары за его совершение, в целях общей и индивидуальной превенции, восстановления социальной справедливости и нарушенных общественных отношении.
Основной классификацией административных наказаний в отечественном законодательстве предусмотрено их деление на дополнительные и основные. В основе этого деления лежит признак возможности назначения наказания исключительно в качестве дополнительного или в качестве основного, что прямо предусмотрено в законе. При этом, из положений КоАП РФ Также следует возможность выделения альтернативных видов административных наказаний или других мер государственного воздействия. Альтернативность в данном случае заключается как в возможности замены одного наказания другим видом наказания (более мягким) или другой мерой воздействия (морально-психологического характера), так и в возможности выхода за низшие пределы размера санкции и т.п.
Другие возможные варианты классификации административных наказаний несут в себе познавательную функцию способствуют пониманию внутренних связей системы административных наказаний их характера и сущности.
Предусмотренные в КоАП РФ общие и специальные правила назначения наказания, предоставляют уполномоченным должностным лицам возможность максимально индивидуализировать вид и размер наказания в отношении конкретного правонарушителя. Общая тенденция к стремлению максимально индивидуализировать наказание характерна, как для отечественной правовой доктрины, так и для законодателя.
В действующем КоАП РФ отсутствует определение совокупности административных правонарушений. Однако потребности совершенствования законодательства о привлечении к административной ответственности и практики его применения диктуют необходимость в установлении данного понятия не только на доктринальном уровне, но и на законодательном. В поисках концепции множественности административных правонарушений целесообразно обратиться к опыту отрасли уголовного права, которая использует эту категорию уже не одно десятилетие и которая успешно реализована в УК РФ. Коме того, необходимо учитывать сходство уголовного законодательства и законодательства, предусматривающего ответственность за совершение административных правонарушений, которые, как основные отрасли юридической ответственности в отечественном праве, должны иметь общие подходы относительно фундаментальных понятий, связанных с такой ответственностью. В связи с этим, под совокупностью правонарушений в административном праве необходимо понимать совершение лицом 2-х или более правонарушений, ни за одно из которых на лицо не налагалось административное наказание (лицо не привлекалось к ответственности за ранее совершённое противоправное деяние).
Таким образом, в чт. 4.4 КоАП РФ предлагается добавить п. 1.1 следующего содержания:
«1.1 Под совокупность административных правонарушений понимается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП РФ, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности».
В качестве основного правила назначения наказания по совокупности целесообразно применить верхний предел наиболее строгой из нескольких вариантов санкций.
1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. - 298 с.
2. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник ВИ МВД России. 2015. №2. - С. 75-78.
3. Ахтанина Н.А. Совокупность как вид множественности административных правонарушений: понятие и законодательное закрепление // Административное и муниципальное право. 2020. № 4. - С. 11 - 17.
4. Амелин Р.В., Колоколов А.В., Колоколова М.Д., Липатов Э.Г., Свечникова И.В., Чаннов С.Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая: комментарий к главам 1-14 КоАП РФ (под общ. ред. Л.В. Чистяковой). -ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019. - 580 с.
5. Адушкин Ю.С. Система административных наказаний // Актуальные проблемы административного законодательства и правоприменительной практики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тамбов, 2003. - С. 41 - 45.
6. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2015. - 410 с.
7. Административный процесс / В.В. Волкова [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 224 с.
8. Беспалько В.Г. Система и виды наказаний в девтеромической редакции Моисеева уголовного права (по материалам книги Второзаконие Ветхого Завета) // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1. - С. 44-57.
9. Бахрах Д.Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. № 7. - С. 9 - 12.
10. Баранова М.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного законодательства в российской федерации и Республике Беларусь (опыт общетеоретического сравнительного анализа): монография. - Н. Новгород: НА МВД России, 2005. - 184 с.
11. Вертинская А.Н., Боева М.А., Понежина Л.Ю. Содержание принципа индивидуализации административной ответственности и практика его реализации // ЮП. 2019. № 3. - С. 189-194.
12. Василевич С.В. Классификация административных взысканий // Вестник полоцкого государственного университета. Серия D. 2010. № 4. - С. 217- 222.
13. Гавриленко, Д.А. Административное право и административный процесс в Республике Беларусь / Д.А. Гавриленко, А.С. Махов. 2004. - 144 с.
14. Горин Е.В., Костенниников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. М., 2010. - 239 с.
15. Губарева Т.И. Административный процесс: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 167 с.
...