Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты организации и основные направления продаж товаров и услуг на основе франчайзинга 7
1.1 Теоретические основы организации продаж на предприятиях услуг 7
1.2 Совершенствование продаж на основе франчайзинга 16
2 Анализ организации продаж на основе франчайзинга в ООО «Система» 23
2.1 Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Система» 23
2.2 Анализ организации продаж на основе франчайзинга в ООО «Система» 42
3 Разработка мероприятий по усовершенствованию организационной деятельности на основе франчайзинга, а ООО «Система» 46
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации продаж на предприятии 46
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы франчайзинга в организации 50
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 57
Приложение А Системы продаж и распространения 62
Приложение Б Затраты и их удельный вес в структуре полной себестоимости 63
Приложение В Результаты факторного анализа прибыли ООО «Система» 64
Приложение Г Результаты факторного анализа прибыли ООО «Система» 65
Приложение Д Основные технико-экономические показатели предприятия 66
Приложение Е Исходные данные для расчета эффективности рекламной кампании 67
Приложение Ж Расчет эффективности рекламной кампании 68
Приложение И Исходные данные для расчета экономической эффективности 69
Приложение К Расчет эффективности обслуживания клиентов 70
Актуальность темы исследования совершенствования организации процесса продажи товаров определена тем, что товар в широком ассортименте и надлежащего качества должен быть наиболее рационально доведен до покупателей с наименьшими затратами при высоком уровне торгового обслуживания.
Совершенствование организации процесса продажи товаров направлено на оптимизацию торгово-технологических процессов в розничном торговом предприятии в целях повышения эффективности деятельности предприятия, что и является актуальностью темы исследования.
Перед организацией продаж стоит задача организации распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления так, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества. Специфика организации продаж определяет ее задачи и функции. Организация продаж должна выполнять следующие функции: разделение предметов потребления в пространстве; сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления); компенсация различий в объемах производства и потребления (разбивка крупных партий товаров на мелкие); ориентация на требования потребителей к качеству продукции; формирование товарного ассортимента; финансирование; освоение рынка и стимулирование сбыта; принятие риска; консультирование; предоставление информации о рынке; предоставление иных услуг.
Организация продаж является регулятором экономики. Ее развитие выступает важнейшей предпосылкой рационализации производственного процесса. В свою очередь уровень развития экономики, масштабы производства и его отраслевая структура определяют объем, содержание и методы работы предприятий сервиса. Основным звеном сферы организации продаж, ее субъектом является предприятие сервиса, представляющее собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Эффективность предпринимательской деятельности, управления предпринимательской деятельностью - важнейший фактор конкурентоспособности, рыночной устойчивости предприятия.
Только комплексный подход к использованию всех видов ресурсов организации продаж на основе исследования форм взаимосвязи между ними и их учёта в практике хозяйствования может обеспечить повышение эффективности деятельности предприятий сервиса, рост конкурентоспособности.
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности во многом предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой стратегией предприятия. Для того, чтобы добиться максимизации прибыли, нужно работать в направлении увеличения оборота и повышения рентабельности, расширения и оптимизации торговой сети.
Постоянное внимание в предприятиях сервиса должно быть обращено на формирование ассортимента услуг, а также на обслуживание потребителей.
Процесс продажи товаров и услуг характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке.
Цель бакалаврской работы состоит в исследовании направлений совершенствования и организации продаж услуг на примере ООО «Система».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• изучение теоретических основ совершенствования продаж в области франчайзинга
• проведение комплексного исследования деятельности предприятия
• определение путей совершенствования деятельности ООО Система»
• оценка экономического эффекта предложенных мероприятий
Основные этапы бакалаврской работы:
• теоретическое исследование сущности процесса продаж в области франчайзинга и их совершенствование
• анализ состояния хозяйственной деятельности и организации продаж в ООО «Система»
• разработка направлений и конкретных мероприятий совершенствования продаж услуг в ООО «Система»
Объект бакалаврской работы - ООО «Система» занимается букмекерской деятельностью.
Предмет бакалаврской работы - совершенствование продаж.
Теоретической основой бакалаврской работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов: ОН. Дроздовой, С.Н. Виноградовой, Л.П. Дашкова, И.К. Беляевского, С.Ю. Ягудина, Майкла Э. Гербера, М.Э. Портера, О.С. Виханского и др.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, полному удовлетворению потребностей населения и получению коммерческого успеха.
Практическая значимость результатов исследования состоит в предоставлении рекомендаций по совершенствованию организации продаж, системы стимулирования персонала и уровня сервиса для потребителей.
Любая коммерческая организация заинтересована в эффективном продвижении своей продукции или услуг. Под термином «продвижение» в первую очередь понимается осуществление процесса продаж. Это прямой путь к созданию прибыли и увеличению капитализации компании. Таким образом, процесс продаж занимает одно из основных мест в деятельности коммерческих организаций.
Долгое время отделы продаж многих российских компаний организовывались без систематического подхода, на основе интуиции и лидерских качеств руководителей. В последнее время ситуация на рынке меняется и характеризуется обострением конкурентной борьбы на всех направлениях: от разработки стратегий продаж до эффективного управления торговым персоналом. Создавшееся положение требует совершенно другого подхода к построению системы продаж в компаниях. Такой подход должен состоять из комплекса мероприятий, последовательно осуществляя которые руководитель сможет создать эффективную систему продаж. Таким образом, будет выполнено основное предназначение отдела продаж — продавать запланированные объемы продукции, удовлетворяя ожидания потребителей и получая необходимую норму прибыли.
В подобный комплекс должны входить следующие основные направления деятельности руководителя по управлению продажами:
• анализ ситуации;
• планирование и постановка целей;
• прогнозирование продаж;
• разработка стратегии продаж;
• создание необходимой организационной структуры;
• формирование правил эффективной работы с персоналом;
• разработка и внедрение политики продаж.
Предприятию сервиса необходимо значительное внимание уделять проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Главная цель, которая ставится перед коммерческой деятельностью предприятия сервиса - способствовать увеличению прибыли фирмы. Изучение рынков сбыта, определение ассортимента реализуемых товаров, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ организации продаж в ООО «Система», занимающегося букмекерской деятельностью.
ООО «Система» - стабильно развивающаяся коммерческая организация: в 2021 году товарооборот превысил аналогичный показатель 2019 года на 75%, а показатель 2020 года - на 17%. Прибыль от продажи услуг в 2021 году составила 2025 т. р., что на 16% больше, чем в 2019 году, и на 6% больше, чем в году. Следует отметить положительный факт роста рентабельности реализации услуг, которая в 2021 году составила 6,2%, что на 0,3 процентных пункта выше аналогичного показателя 2020 года. Таким образом, можно отметить, что деятельность предприятия в 2021 году эффективнее, чем в два предыдущих года.
В то же время в работе предприятия выявлен ряд негативных факторов. Среди них:
• во-первых, увеличение себестоимости вследствие возрастающих затрат предприятия на налоги и арендные платежи, а также на услуги связи;
• во-вторых, товарооборот по кварталам распределен неравномерно, и растет недостаточно высокими темпами, необходимо увеличивать данный показатель;
• в-третьих, в ходе проведения SWOT-анализа были выявлены слабые стороны в работе организации, такие как величина выигрыша, напрямую зависящая от предлагаемых коэффициентов, и доступность пунктов приема ставок - необходимо расширять существующую сеть.
В целях повышения товарооборота ООО «Система» в бакалаврской работе разработаны и экономически обоснованы следующие мероприятия:
• размещение рекламы в подъездах близлежащих домов букмекерской конторы как спорт-бара со спортивными трансляциями;
• налаживание обратной связи с клиентами конторы посредством телефона горячей линии и электронной почты.
Для улучшения качества обслуживания посетителей предлагается мероприятие по повышению квалификации персонала, заключающееся в создании грамотной мотивации и индексации заработной платы.
Цель мерчандайзинга комплекса маркетинга состоит не только во влиянии на поведение потенциального покупателя, сколько в приспособлении деятельности розничного торгового предприятия к особенностям психологии человека. При использовании мерчандайзинга происходит объединение товаров и торговой услуги в «расширенный продукт», ценность которого возрастает.
Методические подходы к организации интерьера помещения служат инструментом продвижения заведения на рынке услуг, а также создают индивидуальный образ конторы, ее имидж.
Реализация предлагаемых мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности ООО «Система», позволит повысить производительность труда на предприятии на 41,675%. Сумма условно-годовой экономии от проведенных мероприятий составит 3282,74 т. р.
1. Акопян Д. В., Суворов И. А. Роль клиентского сервиса в повышении конкурентоспособности и конкурентоустойчивости организаций сферы услуг // Вестник университета. 2020. № 9. С. 54-57.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом: учебник. М.: Финансы и Статистика, 2019.
3. Белолипецкий В.Г. «Финансы фирмы» : учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 298с.
4. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Academia, 2019. 336 с.
5. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. Т. 1. Киев: Ника-Центр : Эльга, 2017. 592 с.
6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. К.: эльга, Ника-Центр, 2017. 282 с.
7. Бородина Е.И. «Финансы предприятий»: учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. 208с.
8. Быковский В.В. Технологии финансового менеджмента: учебное пособие. Тамбов: Изд-bo Тамб. гос. техн. ун-та, 2020. - Ч.1. 80 с.
9. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. : учебник. М.: Финансы и статистика, 2021.
10. Ворст И., Ревентлоу П. «Экономика фирмы»: учебник. «Высшая школа», 2019.
11. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто! Книга для финансистов, руководителей и тех, кто хочет ими стать: учебник. М.: Юнити, 2018. 637 с.
12. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: учебник. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2017. 256 с.
13. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 05.03.2022).
14. Гулакова О. В., Панин В. М., Ребязина В. А. Оценка клиентоориентированности компании: разработка комплексной шкалы и ее адаптация к условиям российского рынка // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, № 6. 2017. С. 87-111.
15. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебник. М.: ТЕИС, 2019. 166 с.
...