Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством использования элементов теории решения изобретательских задач 9
1.1 Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте 9
1.2 Основные функции и области применения теории решения изобретательских задач 13
1.3 Теория решения изобретательских задач как средство развития творческого воображения у старших дошкольников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством использования элементов теории решения изобретательских задач 37
2.3 Выявление динамики в развитии творческого воображения детей 6-7 лет 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 61
С.И. Гин писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». Детским образовательным учреждениям отводится важная роль в развитии творческих способностях детей.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными процессами, способен к творчеству, что положительно сказывается на быстрой адаптации к любой системе обучения. Для такого ребенка характерен высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение, он умеет и хочет познавать окружающий мир.
Развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте, что и определяет актуальность данного исследования. В работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера и др. уделяется особое внимание развитию творческого потенциала ребенка, как центрального психического новообразования детства.
В исследованиях отечественных психологов и педагогов обращается внимание на возможность развития воображения у ребенка посредством разных видов его деятельности: игровой (А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Меджерицкая, Е.Е. Кравцова, Е.М. Гаспарова, Е. Зворыгина, Л. Яворончук), изобразительной (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов), музыкальной (Н.А. Ветлугина, Л.В. Школяр, Г.П. Новикова), конструктивной (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Г.В. Урадовских), двигательной (В.Т. Кудрявцев, Т.В. Нестерюк, Т.С. Яковлева, Е.А. Сагайдачная), коммуникативной (Е.О. Смирнова, В.Р. Мечкова). Учеными выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений, а также их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, Н.Н. Лебедева).
Воображение у старших дошкольников, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность и играет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Многие психологи рассматривали воображение, как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Развитие воображения у детей рассматривается учеными как одна из наименее развитых и противоречивых проблем психологии.
Существующая система образования учит применению типовых решений, наработанных предыдущими поколениями. Но современный мир динамичен, для него характерна быстрая смена, обновление знаний в каждой предметной области, требуются более нестандартные методы решения задач.
Одним из таких методов, применяемых в педагогике, является созданная в 1946 г. Г. Альтшуллером педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач). Эта педагогическая система, основанная на теории развития творческой личности ребенка, дала мощный толчок к развитию образовательных технологий в сфере развития творческих процессов подрастающего поколения в различных предметных областях и используется по сегодняшний день.
Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил выявить противоречие: между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий использования потенциала элементов теории решения изобретательских задач в этом процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: какое влияние окажет использование элементов теории решения изобретательских задач на развитие творческого воображения у старших дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования элементов теории решения изобретательских задач в процессе развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов теории решения изобретательских задач.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
• отбор методов и приемов ТРИЗ в соответствии с возрастными особенностями;
• целенаправленное использование методов и приемов теории решения изобретательских задач в различных формах работы с детьми (ООД, совместная деятельность в режимных моментах);
• включение родителей в образовательную деятельность детей, направленную на развитие их творческого воображения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития творческого воображения у старших дошкольников, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов теории решения изобретательских задач.
4. Выявить динамику в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (методика «Дорисовывание фигур», методика «Как спасти зайку», методика «Солнце в комнате», методика «Необычный подарок», методика «Складная картинка», анкетирование педагогов дошкольного образовательного учреждения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна исследования: обоснованы педагогические условия потенциальных возможностей использования элементов теории решения изобретательских задач в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния педагогических условий на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов теории решения изобретательских задач.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные занятия, дидактические игры с использованием методов и приемов теории решения изобретательских задач, а также рекомендации для родителей могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений по развитию у детей творческого воображения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти, подготовительная группа № 127.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (33 источника), 10 приложений.
В процессе исследования было произведено теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у старших дошкольников посредством использования элементов теории решения изобретательских задач при условии сочетания различных форм работ. На основе анализа литературы были обоснованы целесообразность использования теории решения изобретательских задач в работе по развитию творческого воображения старших дошкольников, раскрыта роль теории решения изобретательских задач в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. На следующем этапе исследования был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при условии сочетания различных форм работ. На этом этапе экспериментальной работы участвовало 22 ребенка старшего дошкольного возраста (11 детей экспериментальной группы (далее ЭГ) и 11 детей контрольной группы (далее КГ)) группы № 127 МАОУ детского сада № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента, был разработан перспективный план дальнейшей работы по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет посредством использования элементов теории решения изобретательских задач.
Работа формирующего этапа эксперимента была представлена четырьмя блоками: организация образовательной деятельности с использованием теории решения изобретательских задач; организация и проведение дидактических игр; индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста; включение родителей в образовательную деятельность детей, направленную на развитие творческого воображения.
По завершению формирующего эксперимента был осуществлен контрольный срез по тем же методикам, что и констатирующий этап эксперимента.
Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике в развитии творческого воображения у детей 6-7.
Таким образом, можно говорить о результативности разработанных педагогических условий, а следовательно выдвинутая гипотеза данного исследования подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: 5-e изд. пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / С.И. Гин - Минск: ИВЦ Минфина, - 2011. - 112 с.
2. Гин, С.И. Мир загадок: 2-е издание программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в нач. школе [Текст] / С.И. Гин - Москва: «Вита-Пресс». - 2014. - 96 с.
3. Леонтьева, Н.А. Концептуальное изложение педагогического опыта. Использование методов и приёмов ТРИЗ в развитии креативных способностей детей, через театрализованную деятельность [Текст] / Н.А. Леонтьева // Качество педагогического образования: воспитатель первой квалификационной категории - Тобольск, 2015. - С. 19.
4. Клементьева, Е.Е. Перспективы развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: материалы VI междунар. науч. конф. [Текст] / Е.Е. Клементьева - Пермь : Меркурий, 2015. - 94 с.
5. Немов, Р.С. Психология: Общие основы психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. 5-е издание. Книга 1. [Текст] / Р.С. Немов - М.: «Владос», 2013. - 687 с.
6. Никитин, Б.П Ступеньки творчества или Развивающие игры: 4-е издание, дополненное [Текст] / Б.П. Никитин,- М.: Книга по Требованию, 2013. - 160 с.
7. Шустерман, М.Н. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1: развитие творческих способностей детей и взрослых с помощью ТРИЗ - теории решения изобретательских задач [Текст] / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман - СПб.: ИГ «Весь», 2015. - 160 с.
8. Толковый словарь русского языка [Текст]: гл. ред. Ожегов - М.: АСТ, Мир и Образование, 2014. - 736 с.
9. Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста: [web-сайт] (07/01/16).
10. Бартенева Д.А. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками [Электронный ресурс] // выступление на педагогическом совете: [web-сайт]. 16.05.2015.
sad/raznoe/2015/05/16/deyatelnostnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s- doshkolnikami>(20/01/16).
11. Виды и функции воображения; этапы его развития [Электронный ресурс] Психология. Воссоздающее воображение детей 6-7 лет: [web-сайт] (17/12/15).
12. Диалектика [Электронный ресурс] / [web-сайт] (20/01/16).
13. Егорова, О. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Курсовая работа по общей психологии: [web-сайт](15/01/16).
14. Ерисова, И.В. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной и грамматически правильной речи [Электронный ресурс] / Креативные уроки: [web-сайт] https: //open-lesson. Net/826/ ( 17/01/16).
15. Зорина, Е. Метод фокальных объектов [Электронный ресурс] /
[web-сайт] 09.01.2015. http://igra-triz.ru/2015/01/09/metod-fokalnyx
obektov/ (15/01/16).
...