ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие адаптации. Основы адаптивного поведения
1.2. Взаимосвязь профессиональной адаптации и развития
профессионализма
1.2.1. Профессиональная адаптация и профессиональное
развитие
1.2.2. Эффективность деятельности профессионального
развития
1.3. Психологические особенности и задачи
профессиональной деятельности специалистов
экстремального профиля.
1.3.1. Стрессовый фактор. Каким стрессовым факторам
подвергаются специалисты экстремального
профиля
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ
МЧС РОССИИ
2.1. Определение ключевых АСФ и организаций
2.1.1. Список аварийно-спасательных формирований на
территории Томской области
2.1.2. Ключевые АСФ и организации. Их функции,
цели, задачи и особенности
2.2. Методика исследования
2.2.1. Анкета-опросник для сотрудников ключевых
АСФ
2.2.2. Данные опроса представителей ключевых АСФ
по разработанной анкете
2.3. Результаты и выводы по главе 2
ГЛАВА 3. «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ,
РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕСУРСОСНАБЖЕНИЕ»3
Введение
3.1. Оценка коммерческого потенциала и перспективности
проведения научных исследований с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения
3.1.1. Потенциальные потребители результатов
исследования
3.1.2. Анализ конкурентных технических решений
3.1.3. Технология QuaD
3.1.4. SWOT-анализ
3.2. Планирование научно-исследовательских работ
3.2.1. Структура работ в рамках научного исследования
3.2.2. Определение трудоемкости выполнения работ
3.2.3. Разработка графика проведения научного
исследования
3.2.4. Бюджет научно-технического исследования
(НТИ)
3.2.4.1. Расчет материальных затрат НТИ
3.2.4.2. Основная заработная плата исполнителей
темы
3.2.4.3. Дополнительная заработная плата
исполнителей темы
3.2.4.4. Отчисления во внебюджетные фонды
(страховые отчисления)
3.2.4.5. Накладные расходы
3.2.4.6. Формирование бюджета затрат научноисследовательского проекта
3.3. Определение ресурсной (ресурсосберегающей),
финансовой, бюджетной, социальной и экономической
эффективности исследования
Заключение по главе 3
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Введение
Особенности профессии
4.1. Производственная санитария
4.1.1. Анализ вредных факторов
4.1.1.1. Микроклимат
4.1.1.2. Освещённость
4.1.1.3. Шум
4.1.1.4. Вибрация
4.1.1.5. Запылённость воздуха
4.1.2. Анализ опасных факторов
4.1.2.1. Механические опасности
4.2. Экологическая безопасность
4.3. Безопасность в ЧС
4.4. Правовые и организационные вопросы обеспечения
безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Сотрудники МЧС России по
Томской области относятся к лицам профессий экстремального
профиля, чья деятельность связана с работой в тяжелых и опасных
условиях, сопряженных с сильным психотравмирующим воздействием.
Оно может быть, как однократным, так и постоянно повторяющимся,
что требует адаптации к непрекращающемуся действию стрессоров,
среди которых наиболее значительными являются: явная и скрытая
угроза жизни и здоровью, психофизическое перенапряжение,
внезапность происходящих событий, информационная перегрузка в
условиях дефицита времени [1,2]. В связи с этим остро встает вопрос о
способах адаптации к этим профессиональным стрессорам, так как
неадаптивное поведение в таких случаях приводит к развитию
профессионального «выгорания», нервно-психических и
психосоматических нарушений, требующих психологической
коррекции. Следовательно, успешность деятельности таких
специалистов также определяется способностью адаптироваться к
воздействию стрессовых факторов.
Таким образом выявление стратегий адаптации сотрудников
экстремального профиля является одной из важных тем и определяет
актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявить стратегии адаптации специалистов
экстремального профиля ключевых АСФ и выбранных организаций к
воздействию стрессовых факторов.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Изучить психологические особенности и задачи
профессиональной деятельности специалистов экстремального
профиля.6
В ходе исследования цель достигнута: выявлены стратегии адаптации
специалистов экстремального профиля выбранных организаций к воздействию
стрессовых факторов.
Выполнение цели обеспечивалось выполнением следующих основных
задач:
1. Изучены психологические особенности и задачи профессиональной
деятельности специалистов экстремального профиля. Определены, каким
стрессовым факторам подвергаются специалисты экстремального профиля, и
как эти факторы влияют на сотрудников экстремального профиля.
2. Определены ключевые АСФ и организации с целью исследования их
стратегий адаптации. Были выбраны такие АСФ как: ОГБУ «ТО ПСС» и
ПЧ№2, а организация – ГИМС МЧС России по Томской области.
3. Разработана анкета-опросник для сотрудников ключевых организаций с
целью определения закономерностей адаптации к экстремальным условиям
труда.
4. Проведен опрос ключевых АСФ и организаций по разработанной
анкете.
5. Проанализирован полученный результат анкетирования, с целью
определения наиболее встречающейся стратегии адаптации.
6. Выдвинута гипотеза существенно преобладающей стратегии адаптации
специалистов экстремального профиля к воздействию стресс-факторов.
7. Выявлена посредством анализа наиболее встречающийся способ
адаптации в каждой профессиональной категории.
Было выявлено что, у инспекторов ГИМС, спасателей ПСС и пожарныхспасателей ПЧ№2 в профессиональной деятельности присутствуют различные
способы адаптации к экстремальным условиям труда: инспекторы ГИМС
имеют более низкую общую напряженность на рабочем месте, менее всех
устают от работы и почти не испытывают стресс, больше удовлетворены
общением с людьми и занятием любимым делом; сотрудники ПСС имеют29
развитый самоконтроль и практическую направленность, больше
удовлетворены поддержкой коллег по работе и семьи; пожарные-спасатели
пожарных частей больше всех подвергаются профессиональным стрессорам и
испытывают усталость, наибольшую удовлетворенность получают отсутствием
происшествий во время дежурной смены.
Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена: у специалистов
экстремального профиля существенно преобладает стратегия адаптации путем
общения с близкими людьми и семьей.
Из проведенного исследования следует вывод, что для данных категорий
специалистов необходимы мероприятия по психологической коррекции и
реабилитации, при этом они должны проходить отдельно для инспекторов
ГИМС, спасателей ПСС и спасателей-пожарных ПЧ№2 с учетом особенностей
их адаптивного поведения, а также руководителям организаций следует
обращать внимание на особенности семейного уклада.
[1] Артамонов B.C. (ред.) Актуальные проблемы пожарной безопасности.
- СПб.: СПб. Ун-т ГПС МЧС России, 2011.- 240с.
2. [2] Матафонова Т.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство //
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под
ред. Ю.С. Шойгу - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
3. [3] Гражданская защита. Энциклопедия / Под общ. Ред. С.К.Шойгу; МЧС
России. - М.: Московская типография № 2, 2006. - 568 с.
4. [4] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических знаний. -
М.: Высшая школа, 1984. - 173 с.
5. [5] Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях
повышенного риска: учебно-методическое пособие для специалистов,
занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС,
Минюста России. - Москва, 2002. - 97с.
6. [6] Perrin M. A. Differences in PTSD prevalence and associated risk factors
among World Trade Stress and Coping Among Firefighters 11 October 2011
Center disaster rescue and recovery workers / M. A. Perrin, L. DiGrande, K.
Wheeler et al. // American Journal of Psychiatry. - 2007. - Vol.164.- P. 1385-
139.
7. [7] Хрусталева Н.С. Психология экстремальных ситуаций: учеб. метод,
пособие. - СПб., 2006. - 152с.
8. [8] Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и
пожарных - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
9. [9] Mittlin J. Situational determinants of coping and coping effectiveness / J.
Mittlin et al. // J. Health and Soc. Behav. - 1990. - Vol. 31, N. 1. - P. 103-122.
10.[10] [Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа
становления профессионализма: Монография. – Воронеж: Научная книга,
2010. – 260 с31
11.[11] Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин. — 4-е изд., стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
12.[12] "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей":
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
13.[13]Сергеев И.Н. Совершенствование психологической подготовки
коллективов МЧС России к работе в условиях чрезвычайной ситуации:
Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб, 2010. - 23 с.
14.Кузьмина Е.А, Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений
"Методы менеджмента качества" №1 2003 г.
15.Кузьмина Е.А, Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ.
Экскурс в историю. "Методы менеджмента качества" №7 2002 г.
16.Основы функционально-стоимостного анализа: Учебное пособие / Под
ред. М.Г. Карпунина и Б.И. Майданчика. - М.: Энергия, 1980. - 175 с.
17.Скворцов Ю.В. Организационно-экономические вопросы в дипломном
проектировании: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 399 с.
18.Сущность методики FAST в области ФСА [Электронный ресурс]
http://humeur.ru/page/sushhnost-metodiki-fast-v-oblasti-fsa.