Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самомониторинг в копинг-стратегиях личности медиатора иадвоката

Работа №89202

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. САМОМОНИТОРИНГ КАК КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ
ЛИЧНОСТИ в профессиографических
исследованиях 7
1.1. Концепция самомониторинга Снайдера в профессиографической
диагностике 7
1.2. Концепции совпадающего поведения: реактивный, проактивный,
позитивный копинг.. .12
1.3. Самомониторинг как копинг-стратегия личности в профессиональной
деятельности медиатора и адвоката 15
Глава 2. Методология исследования самомониторинга как копинг- стратегии личности в профессиональной деятельности медиаторов и адвокатов 22
2.1. Исследовательский дизайн и экспериментальный план исследования..22
2.2. Экспериментальная статистика и доказательство гипотез 30
2.3. Обсуждения и анализ результатов 35
Заключение 37
Список использованной
литературы 38
Приложения

Постановка проблемы исследования: история и современность.
Изучение копинг-стратегий занимает особое место среди психологических исследований. Впервые термин «копинг-поведение» появился в зарубежной психологической литературе в 1962 году. Изучая кризисы детского развития, Л. Мэрфи использовала данный термин для обозначения способа преодоления кризисной ситуации. Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и совладание с ним» описал копинг как осознанную стратегию совладания со стрессом. Исследования копинг- поведения продолжили С. Фолкман, У. Лер, С. Миллер, М. Грин, Дж. Амирхан, К. Карвер и др. Отечественные исследователи вместо термина «копинг» чаще используют понятие «совладающее поведение. В российской психологии первые исследования по проблеме копинга были проведены в работах В. М. Ялтонского, Н. А. Сироты. Вопросы совладающего поведение исследуются в работах Л. И. Анцыферовой, Т. Л. Крюковой и др.
Стресс-преодолевающее поведение является одним из факторов обеспечения эффективности профессиональной деятельности в особых условиях. Однако, согласно исследованию Т. Л. Крюковой, уровень сформированности того или иного копинга определяется спецификой профессиональной деятельности. В данной работе было проанализировано три типа копинг-поведения: позитивный, проактивный и реактивный.
Концепция реактивного копинга берёт начало в трудах Р. Лазаруса и его коллег. По их мнению, субъект изначально готовиться к разного рода случайным событиям, которые могут негативно повлиять на его жизнь. Возможные стрессовые события в обозримом будущем рассматриваются субъектом как воспроизведение определенного поведения, направленного на подготовку к нежелательным событиям. Арсенал реактивного копинга, то есть копинга субъекта как пассивно адаптирующегося к условиям среды, включает в основном механизмы, сводящиеся к изменению, когнитивные и поведенческие модели с целью управления внезапными специфическими внешними или внутренними требованиями.
В отличие от реактивного копинга, механизмы проактивного копинг- поведения реализуются субъектом ещё до возникновения стрессовой ситуации. Направленность проактивного копинга связна с процессом целеполагания, при котором субъект может рефлексировать, способен аналитически предсказать некоторые ситуации. Склонность к проактивному копинг-поведению способствует соотнесению рисков и выгод, анализу ресурсных затрат. Данную концепцию рассматривали такие психологи, как Е. Грингласс, С. Тауберт, Р. Шварцер, Л. Аспинвалл.
Позитивный копинг можно рассматривать как направленность личности на достижение субъективного психологического благополучия. По своей природе психологическое благополучие личности связано с экзистенциональными переживаниями и самоотношением, оценкой собственной жизни, затрагивает вопросы позитивного функционирования личности и базируется на оценке своего опыта бытия. Также оно может быть описано как соотношение позитивных и негативных переживаний личности в контексте определённых деятельностей. Одним из механизмов становится выбор стиля деятельности, который станет детерминировать аффективное состояние человека. По мнению М. Снайдера, важным компонентом такого самоуправления является самооценка и рефлексия публичного образа.
Концепция самомониторинга введена М. Снайдером в 1974 году. В короткие сроки его методика приобрела популярность благодаря точности интерпретации и прогнозирования. Психологическое содержание предложенного М. Снайдером конструкта заключается в работе субъекта над стратегиями поведения личности в контексте ситуации. Понятие «самомониторинг» представляется, во-первых, «как способность отслеживать через самонаблюдение и самоконтроль свое экспрессивное поведение и самопрезентацию в социальных ситуациях и, во-вторых, реализацию этой способности с целью достижения социальной приспособленности». Исследования показали, что у одних людей поведение можно достаточно точно прогнозировать, опираясь на личностные установки, черты и предрасположенности, у других, наоборот, поведение определяется требованиями ситуации и в минимальной степени соответствует личностным установкам и ценностям. М. Снайдер предположил, что эти индивидуальные различия обусловлены разной степенью выраженности самомониторинга и определяются тем источником информации, который индивид использует для управления своим поведением. Лица с высоким уровнем самомониторинга опираются на информацию о ситуационной адекватности того или иного поведения, а лица с низким уровнем самомониторинга в большей степени учитывают собственное внутреннее состояние и свои установки.
Актуальность темы исследования.
Несмотря на популярность тематических исследований копинга и самомониторинга, проблема изучения роли самомониторинга в копинг- стратегиях профессиональной деятельности является новой и представляет актуальность и новизну как в теоретическом, так и прикладном аспекте. Несмотря на исследования копинга личности и копинга поведения в профессиональной среде, тема самодетерминации копинг-механизмов в профессиональной деятельности остается открытой.
Фокус нашего исследования направлен на профессионалов, для которых стресс-менеджмент составляет повседневный фон и требует ресурсов не только психоэмоционалной саморегуляции, но и когнитивных стратегий управления собой и ситуацией. Новизна исследования состоит в исследовании стиля самомониторинга как копинга личности в судебном споре среди профессиональных медиаторов и адвокатов.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностями прогностической диагностики успешной профессиональной деятельности в системе состязательных и согласительных процедур разрешения споров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной дипломной работы был психологический анализ самомониторинга личности в копинг-стратегиях медиатора и адвоката в профессиональной деятельности. Задачами работы стали: анализ научной литературы по проблеме самомониторинга личности, его места в структуре личности медиаторов, адвокатов; анализ имеющейся литературы , описывающей представления о копинг-стратегиях и важных профессиональных качествах специалистов, работающих в системах состязательных и согласительных процедур. Также в задачи написанной работы входило сравнение моделей копинга самомониторинга личности на примере профессиональной деятельности адвокатов и медиаторов.
Эмпирическую часть исследования составил комплекс
психодиагностических методик и методов статистической обработки данных. В исследовании принимали участие специалисты медиаторы и адвокаты, проходящие курс повышения квалификации на юридическом факультете Алтайского государственного университета. Общее количество испытуемых в выборке - 48 человек, из них 24 человека составили группу медиаторов и 24 человека - группу адвокатов. С целью проверки выдвинутых гипотез было проведено несколько этапов исследования: от анализа научной литературы и выдвижения гипотез до подбора методик, подходящих для исследования, и обработки полученных в результате статистической обработки данных результатов.
Была полностью подтверждена гипотеза о том, что система состязательных и согласительных процедур судебного регулирования предполагает различия в копинг-стратегиях личности и поведения, и связана с локусом самомониторинга и видами совладающего поведения:
1) Различия в копинге личности медиатора и адвоката связаны не уровнем, а локусом самомониторинга и эмоционального интеллекта, а именно с рефлексивной способностью отслеживать и контролировать публичный образ, когнитивными способностями к управлению экспрессией и способностью к выражению эмпатии. Выраженность указанных характеристик в психологическом профиле самомониторинга медиатора выше, чем в профиле адвоката.
2) Различия в копинге поведения медиатора и адвоката связаны с видами проактивного и позитивного, а не реактивного копинга.
3) Для обеих групп значимым предиктором является стресс- менеджмент: умение работать в зоне конфликта без стрессовой оценки спорной ситуации.
4) Толерантность к неопределённости является общим профессиональным копингом как в системе состязательных, так и согласительных процедур ведения спора, при этом уровень ТН в выборке профессиональных медиаторов выше, чем в выборке адвокатов.
5) Специфика самомониторинга в копинг-стратегиях личности медиатора и адвоката касается личностных и субъектных психологических характеристик. Личностные компоненты самомониторинга являются общими и предполагают опережающий проактивный копинг в условиях неопределенности и стресса. Субъектные компоненты самомониторинга носят дифференциальный характер в профиле адвоката и типологический в профиле медиатора, и связаны с ресурсами эмоционального интеллекта, когнитивного контроля и рефлексии экспрессии в ситуации спора.
Также была опровергнута гипотеза об отсутствии различий в копинг- стратегиях личности и поведения у представителей состязательных и согласительных процедур.
Результаты исследования дают более полную возможность для описания и интерпретации психологического портрета специалиста, работающего в сфере состязательных или согласительных процедур, и представленный материал может быть использован в прогностической диагностике успешной профессиональной деятельности в системе состязательных и согласительных процедур разрешения споров.



1. Акимова Е. В. Проблема изучения копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии / Е. В. Акимова, А. В. Суворова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 6-10.
2. Аллахвердова О. В. Медиация: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 56 с.
3. Аллахвердова О. В. Медиация - переговоры в ситуации конфликта / О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. - 177 с.
4. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 83-95.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова. // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.
6. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 332 с.
7. Базаров Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руководство) / Т. Ю. Базаров. - М.: Кнорус, 2016. - 302 с.
8. Базаров Т. Ю. Социально-психологические детерминанты эффективности медиации / Т. Ю. Базаров, А. С. Чиннова // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 23. - С. 11.
9. Бессемер Х. Медиация. Посредничество в конфликте / пер. с нем. Н. В. Маловой. - Калуга: Духовное познание, 2004. - 176 с.
10. Брайт. Д. Преодоление стресса / Д. Брайт. Ф. Джонс // Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 179209.
11. Брайт. Д. Социальная поддержка / Д. Брайт. Ф. Джонс // Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 210239.
12. Василюк. Ф. Е. Успешность переживания / Ф. Е. Василюк // Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - С. 54-58.
13. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е. Ю. Григоренко. // Проблемы развития территории. - 2009. - № 2-48 - С. 98-105.
14. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - 2-е изд.
- СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
15. Гришина Н. В. Психология ситуаций: теория и исследования / Н. В. Гришина, Д. М. Погребитская, М. В. Абдульманова, М. В. Аллахвердов.
- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 340 с.
16. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и
деструктивные процессы) // Конфликтология: хрестоматия / сост.
Леонов Н. И.; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004.
- С. 53-69.
17. Ильин. Е. П. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов / Е.П. Ильин // Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. 2004. - С. 412-431.
18. Крюкова T. Л. Психология совладающего поведения:
современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2013. - № 5. - С. 184188.
19. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения // Психология и практика / сост. В. А. Соловьева; Институт педагогики и психологии. - Кострома: Изд- во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - Вып. 1. - C. 66-72.
20. Лебедев И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) / И. Б. Лебедев. - СПб.: Ладога, 2002. - 432 с.
21. Леонтьев Д. А. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия / Д. А. Леонтьев, Д. Д. Сучков // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - №44. - С. 18.
22. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / М. Линч // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. - № 3. - С. 137-142.
23. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1981. - С. 123-129.
24. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров / Р. И. Мокшанцев. - М.-Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 352 с.
25. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 3-14.
26. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
27. Носырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США / Е. И. Носырева. - М.: Издательский дом «Городец», 2005. - 319 с.
28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1995. - С. 16.
29. Полежаева Е. А. Шкала самомониторинга и ее применение в отечественных исследованиях / Е. А. Полежаева // Психологическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 3-32.
30. Рябченко И. В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД / И. В. Рябченко // Педагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 2(29). - С. 59-61.
31. Сабирова Р. Ш. Копинг-поведение и специфика
профессиональной деятельности юриста / Р. Ш. Сабирова, М. М. Умуркулова // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3 (часть 1) - С. 42-45
32. Саркисян Б. С. Победа на переговорах / Б. С. Саркисян. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
33. Селигман М. Новая позитивная психология / М. Селигман. - М.: София, 2006. - 347 с.
34. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения: материалы междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома, 2007. - С. 64-66.
35. Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография / Л. А. Скабелина. - М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. - 229 с.
36. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения / Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2012. - Серия 12: Психология. Социология. Педагогика.- № 1. - С. 51-61.
37. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения / Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - Сер. 12. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 198-206.
38. Трунов И. Л. Искусство речи в суде присяжных / И. Л. Трунов, В. В. Мельник. - М.: Юрайт, 2017. - 663 с.
39. Туру А. В. Понятие и содержание адвокатской деятельности / А. В. Туру // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3(5). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-i-soderzhanie-advokatskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.06.2019).
40. Чехлатый Е. И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук / Е.И. Чехлатый. - СПб., 1994. - 25 с.
41. Чехлатый Е. И. Оценка качества жизни и копинг-поведения у больных невротическими расстройствами / Е. И. Чехлатый, О. Н. Волкова, Е. А. Ценных // Вестн. психотерапии. - 2008. - № 26 (31) - С. 89-96.
42. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р. М. Шамионов. - Саратов: Сарат. университет, 2008. - С. 45.
43. Шевеленкова Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) / Т. Д. Шевеленкова // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 21-37.
44. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фасенко // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 31.
45. Ялтонский В. М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения / В. М. Ялтонский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 1. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 16.06.2019)
46. Ялтонский В. М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 21-54.
47. Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств подростков / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1994. - N 1. - С. 63-74.
48. Яремчук С. Факторы субъективного благополучия личности: объективные и субъективные переменные / С. Яремчук. - Изд-во LAP Lambert Academic Publishing. - 2012. - С. 95.
49. Ярославская М. А. Исследование активных видов совладающего со стрессом поведения как механизмов адаптации / дезадаптации к заболеванию у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких / М. А. Ярославская // Психотерапия. - 2011. - № 02 (98). - С. 47-52.
50. Aspinwall L. G. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping / L. G. Aspinwall, S. E. Taylor // Psychological Bulletin. - 1997. - Vol. 121. - 417-436.
51. Byrne-Lynch. A. Coping Strategies. Personal Control and Childbirth / A. Byrne-Lynch // The Irish J. Psychol. - 1991. - V. 12. №2. - P.145-152.
52. Carnevale P.J. Negotiation and mediation / P. J. Carnevale, D. G. Pruitt // Annual Review of Psychology. - 1992. - Vol. 43(1). - P. 531-582.
53. Carolyn M. Aldwin COPING AND SELF-REGULATION ACROSS THE LIFE SPAN / Carolyn M. Aldwin, Ellen A. Skinner, Melanie J. Zimmer- Gembeck, A. Taylor // Handbook of life-span development. - New York: SPRINGER PUBLISHING COMPANY, 2011. - P. 563-589.
54. Cheng C. M. Self-monitoring without awareness: using mimicry as a nonconscious affiliation strategy / C. M. Cheng, T. L. Chartrand // Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - №85(6). - P. 1170-1179.
55. Deci E. L. Self-determination research: reflections and future directions / E. L. Deci, R. M. Ryan // Handbook of self-determination research. - Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2002. - Р. 431-441.
56. Huflejt-ukasik M. Self-focused attention and self-monitoring influence on health and coping with stress / M. Huflejt-ukasik, J. Czarnota-Bojarska // Stress and Health. - 2006. - №22(3). - P. 153-159.
57. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable / E. Frenkel-Brunswik // J. Personality. - 1949. - V. 18, No 1. - P. 108-143.
58. Gangestad S. W. (2000). Self-monitoring: Appraisal and reappraisal / S. W. Gangestad, M. Snyder // Psychological Bulletin. - 2000. - № 126. - 530555.
59. Greenglass E. R. Proactive coping // Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges. / Ed. by E. Frydenberg. - London, 2002. - P. 41-47.
60. Greenglass E. Proactive Coping, Positive Affect, and Well-Being: Testing for Mediation Using Path Analysis / E. Greenglass, L. Fiksenbaum // European Psychologist. - 2009. - №14(1). - P. 29-39.
61. Kressel K. Mediation research: The process and effectiveness of third- party intervention / K. Kressel, D. Pruitt. - San Francisco: Jossey-Bass, 1989. - P. 394-435.
62. Lazarus R. S. Coping and Adaptation / R. S. Lazarus, S. Folkman // The Hand Book of Behavioral Medicine / Ed. W. D. Gentry. - N. Y. : Gilford, 1984. - P. 282-325.
63. Shaffer J. A. A moderated mediation model of personality, selfmonitoring, and OCB / J. A. Shaffer, A. Li, J. Bagger // Human Performance. - 2015. - №28(2). - P. 93-111.
64. Snyder. M. Self-monitoring of expressive behavior / M. Snyder // J. of Personality and Social Psychology . - 1974. - №30. - P. 526-537.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ