Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования мотивационной готовности к школе у старших дошкольников с задержкой психического развития 10
1.1 Мотивационная готовность ребенка как компонент
психологической готовности к школе 10
1.2 Характеристика особенностей психического развития
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 25
2.1 Выявление уровня сформированности мотивационной
готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий
формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических
условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 55
Готовность детей к школьному обучению всегда была актуальной проблемой дошкольного и начального образования. Значимость готовности старших дошкольников к школе подчеркивается как в психолого - педагогической теории, так и в практике.
На данный момент максимальное значение получает вопрос исследования и анализа реальных возможностей дошкольников старшего возраста по росту требований к степени подготовки к школе в ДОО.
Психологическая готовность основывается на системе требований, предъявляемых школой к детям. Они заключаются в необходимости серьезного подхода к учебной деятельности и школе вообще, самостоятельного контроля над своим поведением, уровню умственной деятельности, который обеспечит осознанное получение знаний, выстраиванию корректных отношений с окружающим миром.
В психологии установлено, что все психические особенности и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они важны. В связи с этим способности, требующиеся ученику, не способны образоваться вне самого образования в школе. Таким образом, психолого - педагогическая готовность к школе - это то, что дошкольник получает предпосылки к усвоению в последствии данных навыков. Задача определения психологической готовности к школе - и является задачей определения предпосылок, определенных «школьных» психологических качеств, которые сформированы у дошкольника к моменту поступления в школу.
Основное условие эффективного обучения в школе - определенные мотивы учебы. Отношение к самому процессу обучения, как к основному, значимому делу, желание приобретения знаний, заинтересованности в определенных школьных предметах.
Наличие определенного уровня устойчивых учебных мотивов способны обеспечить ученика способностью к постоянному и качественному исполнению задач, предлагаемых для него школой. Основой появления у него таких стимулов служит, с одной стороны, появляющееся к окончанию дошкольного возраста стремление любого ребенка идти в школу, получить важный по мнению ребенка статус школьника и, с другой стороны, увеличение любознательности, познавательной активности, появляющихся в активном интересе к миру, в желании познавать новое [6].
Анализ проводившихся исследований дошкольников в выпускных группах детского сада показал, что идти в школу желает основная масса опрошенных детей, при этом основание такого желания дошкольники дают самые разные [9]. Одна часть опрошенных дошкольников указывает получение знаний, как привлекающую основу школы. Другая часть опирается на внешние атрибуты школы такие, как: получение портфеля, звонки, перемены и др.; общение с учителем, а не воспитателем детского сада. Однако это не говорит о том, что такие дошкольники к школе не готовы с позиции мотивации к обучению. Основное значение имеет позитивное отношение к школе само по себе, которое создает положительные условия для формирования в последующем более глубокой учебной мотивации.
Следующей основой эффективного обучения является произвольность и управляемость поведения, основывающиеся на реализации мотивов обучения ребенка. Произвольность внешнего, двигательного поведения дает ребенку возможность выдерживать режим школы, в том числе дисциплинировано держать себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями нужно для удержания сосредоточенности внимания во всех случаях, в том числе и когда материал предмета не предоставляет для конкретного школьника необходимой заинтересованности, для запоминания предлагаемых учителем или имеющихся в учебнике данных с использованием определенных приемов, для поступательного хода решения задач и т. д.
Основной вид деятельности ребенка в школе - это учебная. Специфика такой деятельности заключается в определенном (особом) характере задач, которые, в противовес задач практических, состоят в усвоении «впрок» знаний, умений и навыков. Усвоение школьником учебной задачи включает осознание того, что ребенок делает то или иное действие не для получения определенного результата, а, напротив, чтобы этому научиться, обладать способом выполнения конкретной задачи. Получение и принятие способа решения, навыки самоконтроля и самооценки - это необходимые элементы эффективной и прогрессивной учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). При этом решение учебных задач невозможно без определенного уровня развития познавательных процессов школьника: восприятия и внимания, дающих возможность наблюдать предметы и явления, выделять в них определенные свойства и стороны, овладение логическими операциями, приемами осознанного изучения и запоминания материала и т. п.
На основе вышеизложенного определяется актуальным вопрос о психолого-педагогических основах формирования мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе, гарантирующих становление у ребенка «внутренней позиции школьника» и мотивов обучения.
Изучение и оценка психолого-педагогической литературы по данной проблеме, освещаемой в данной работе, обнаружили противоречие между важностью осуществления целенаправленной работы по формированию мотивационной готовности к школе у старших дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной обоснованностью и разработкой психолого-педагогических условий описываемого процесса.
Таким образом, проблема бакалаврской работы может быть сформулирована так: в чем заключается содержание психолого-педагогических условий, способствующих формированию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой развития психологического развития?
Целью данного исследования является - теоретическое изучение и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объектом данного исследования является процесс формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В качестве предмета исследования выступают психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачами, позволяющими достичь поставленную цель исследования являются:
1) Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2) Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3) Выявление эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для обогащения знаний детей о школе, об учебной деятельности;
- осуществление обогащения у детей 6-7 лет с ЗПР знаний о школе, школьных атрибутах и школьной жизни;
- включение в содержание образовательной деятельности игр и упражнений, направленных на формирование положительного отношения к школе;
- использование игр и упражнений на развитие познавательного интереса.
Теоретическую основу исследования составили:
- психологические принципы отечественной психологии развития психики и единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), произвольность поведения и деятельности (А.Н. Леонтьев), принцип целостного подхода к личности ребенка (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович);
- теоретические положения о развитии личности (Н.И. Гуткина, Л.И. Божович, С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев);
- положения о мотивационной готовности к школе (Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, А.Л. Венгер).
Для решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования готовности к школе у старших дошкольников, психолого-педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного; количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Экспериментальной базой исследования являлась дошкольная образовательная организация МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 15 детей 6-7 лет с задержкой психического развития, из них 6 девочек и 9 мальчиков.
Новизна исследования состоит в том в том, что в работе выделены психолого-педагогические условия, которые обеспечивают эффективность процесса формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в бакалаврской работе обоснованы и описаны психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического мотивационной готовности к школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития апробированы и могут быть использованы специалистами, работающими в детском саду в процессе работы с детьми с задержанным развитием.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы, включающего 42 источника, 3 приложений. Работа содержит 2 таблицы и 10 рисунков
Проблема изучения мотивации и мотивов поведения человека - одна из главных в специальной педагогике и психологии. Понятие «мотивация» является одним из основных, которые используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности человека.
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают ребенка к активности и определяют ее направление. Учебная мотивация является важнейшим компонентом обучения. Мотивация ребенка оказывает влияние как на ход, так и на эффективность деятельности. Стимулируется учебная деятельность ребенка не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мы провели констатирующий эксперимент, цель которого состояла в выявлении уровня сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на следующие показатели уровней сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР мотивационной готовности: уровень интереса дошкольника к учебе; преобладающие учебные мотивы; эмоциональное отношение ребенка к учебе; внутренняя позиция школьника. В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики: «Проективная методика (цветовой тест)» (И.Н. Агафонова), «Методика исследования мотивации учения у первоклассников» (М.С. Гинзбург), тест «Угадай настроение школьника» (Н.А. Степанова), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
Мы проанализировали полученные данные по всем диагностическим методикам и условно разделили детей по уровням сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР.
Высокий уровень сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР составил 7%. Средний уровень сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР составил 53%. У 40 % детей выявился низкий уровень сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость реализации работы по формированию мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР.
Основой формирования мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР является организация психолого-педагогических условий таких как:
- наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для обогащения знаний детей о школе, об учебной деятельности;
- осуществление обогащения у детей 6-7 лет с ЗПР знаний о школе, школьных атрибутах и школьной жизни;
- включение в содержание образовательной деятельности игр и упражнений, направленных на формирование положительного отношения к школе;
- использование игр и упражнений на развитие познавательного интереса.
Целью формирующего эксперимента была апробация психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности у детей 6 - 7 лет с ЗПР.
Формирующий эксперимент включал следующие этапы:
- подготовительный этап предполагал наполнение предметно - развивающей среды в группе различным наглядным материалом и пособиями о школе;
- формирование активной позиции школьника. Данный этап был направлен на обогащение у детей 6-7 лет с ЗПР знаний о школе, школьных атрибутах и школьной жизни;
- формирование положительного отношения к обучению в школе у детей 6-7 лет с ЗПР. Этап предполагал включение в содержание образовательной деятельности игр и упражнений, направленных на формирование положительного отношения к школе.
- развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет с ЗПР (использование игр и упражнений на развитие познавательного интереса).
Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР возросло и составило 13%. Количество детей со средним уровнем - 67% детей. Низкий уровень сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР снизился и составил 20%
Результаты контрольного среза показали, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась. Для сформированности мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР необходимо организовать образовательную деятельность, направленную на формирование всех выделенных показателей мотивационной готовности у детей 6-7 лет с ЗПР; создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения знаний детей о школе и школьной жизни; формировать у дошкольников положительное отношение к школе, адекватные мотивы учения.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст]/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 67- 72.
2. Астапова, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб. : Питер, 2013. - 56с.
3. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе [Текст] / Н.В. Бабкина : - Айрис-пресс, 2006. - 150 с.
4. Беллак, Л. Проективная психология [Текст] / Л. Беллак, Л.Э. Абт, Г.У. Оллпорт. - Изд-во: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 129 с.
5. Богданович, Н. Г. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования [Текст]: учеб. пособие / Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова. - Иркутск. : Иркут. ун-т, 2010. - 100 с.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович. М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1976. - 93 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2011. - 64 с.
9. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. [Текст] / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. - № 1. - С. 35-42.
10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М. : Знание, 2010 - 192 с.
11. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М. : Просвещение, 1973. - 53 с.
12. Волкова, И.Н. Почитаем, поиграем. [Текст] / И.Н. Волкова, И.Н. Цыпина. М. : Школьная пресса, 2015. - 64 с.
13. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]: хрестоматия по возрастной психологии / Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, А.И. Подольский. - М.: Владос, 1999. - 191 с.
14 Горбунова, Г.А. Формирование мотивации к учению [Текст] / Г.А. Горбунова. - Уфа. : Вост. ун-т. - 2005. - 117 с.
15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие / Н.И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2004. - 208с.
16. Гудкова, Т.Н. Дети ЗПР. Готовимся к школе [Текст] / Т.Н. Гудкова // Дефектология. - 2003. - Т. 36. - № 3. - С. 46-50.
17. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 208 с.
18. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология. - 1972. - Т. 27. - № 4. - С. 30-33.
19. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Ю.А. Костенкова. - М. : Школьная пресса, 2015. - 73 с.
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2012. - 152 с.
21. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К.С Лебединская. - М. : Просвещение,1998.
- 98 с.
22. Леонтьев, А.Н. Проблемы в развитии психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1981. - 345 с.
23. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 2011. - 66 с.
24. Лобанова, Е. Готовность к школе детей с ЗПР [Текст] / Е. Лобанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. -Т. 32. - № 2.
- С. 47-54.
25. Лубовский, В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова - М. : Академия, 2014. - 212 с.
26. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика [Текст] / И.Ф Марковская. - М. : Просвещение, 2013. - 59 с.
27. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] /. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М. : Классикс Стиль, 2003. - 320 с.
28. Матюхина, М.В. Мотивация учения у младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : Просвещение, 2004. - 398 с.
29. Мухина, Т.П. Возрастная психология [Текст]: учеб. Для студентов пед. инс-тов / Т.П. Мухина, Л.А.Венгер. - М. : Просвещение, 2012. - 175 с.
30. Нежнова, Т.А. Различие в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе [Текст] / Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : сборник научных трудов / ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1981. - Т. 27. - № 4. - С. 97-104.
31. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР
[Текст]: пособие для психологов и педагогов / В.Б Никишина. -М. :
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 128 с.
32. Переслени, Л. И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников [Текст] / Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. -Т. 28. - № 2. - С. 10-17.
33. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 311с.
34. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович. - М. : Аквариум, 2013. - 10 с.
35. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 250 с.
36. Степанова, Н.А Угадай настроение [Текст] / Н.А. Степанова, М.В. Землянская //Дошкольное воспитание. 2008. - Т. 27. - № 11. - С. 12-15.
37. Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей [Текст] / У.В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 2011. - 147 с.
38. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -М. Стереотип.: Издательский центр "Академия", 2010. - 77 с.
39. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. -М. : Педагогика, 2011. - 138 с.
40. Шевченко, С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / С.Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2015. - 201 с.
41. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М. : Воронеж НПО "МОДЭК", 2010. - 63 с.
42. Эткинд, А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - №3. - С. 152-162.