Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегия государственного развития и подготовки среднего медицинского образования в СССР и Российской Федерации в период 1989 - 2021 годов (на примере Краснокаменского медицинского колледжа Забайкальского края)

Работа №106087

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Среднее медицинское образование в СССР и России в период 1989-2021 гг 17
1.1 Нормативно-правовая база создания медицинских кадров среднего звена для лечебно-профилактических учреждений СССР и РФ 17
1.2 Система подготовки студенческих кадров среднего медицинского персонала в СССР и РФ 21
Глава 2 Образовательная политика Российской Федерации и система средних специальных заведений медицинского профиля в период 1992-2021 годов (на примере Краснокаменского медицинского колледжа, Забайкальского края) 32
2.1 Модернизация программ и методического обеспечения учебного процесса и преподавателей для среднего медицинского образования 32
2.2 Система подготовки и повышения качества среднего медицинского (лечебное, акушерское и сестринское дело) образования в контексте образовательной стратегии России 37
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 45
Приложение А Решение от 20.02.1989 года№ 74 «Об открытии филиала Читинского базового медицинского училища в г. Краснокаменске» 53
Приложение Б Первые студенты Читинского медицинского колледжа, 01.09.1989 год 55
Приложение В Приказ от 22.07.1993 года № 285 «О переименовании Краснокаменского филиала Читинского базового медицинского училища» 56
Приложение Г Очерк из газеты «Газета в газете № 5». Статья «Веселы и компетентны из медколледжа студенты» 57
Приложение Д Очерк из газеты «Слава Труду». «Хороших специалистов готовит медколледж» 58
Приложение Е Очерк из газеты «Слава Труду». «Медицинский колледж ждет вас!» 59
Приложение Ж Приказ Администрации Читинского областного управления Здравоохранения № 233 от 10.06.1993 «Об образовании учебного отделения ортопедическая стоматология» 60
Приложение И Приказ РФ от 24.02.1994 года № 105 «О реорганизации филиала Читинского медицинского колледжа» 62
Приложение К Решение от 12.03.1997 года № 105 «Об утверждении Устава государственного учреждения Краснокаменский медицинский колледж» 63
Приложение Л Постановление РФ от 18.04.1997 года № 385-А «О регистрации государственного учреждения Краснокаменский медицинский колледж» 64
Приложение М Заключение главного санитарного врача о соответствии медицинского колледжа Краснокаменска санитарно-гигиеническим нормам и обеспечении противоэпидемического режима 66
Приложение Н Историческая справка о деятельности Краснокаменского медицинского колледжа от 10.10.2000 года 67
Приложение П Организация осуществления ухода за больными в условиях стационарного отделения ГУЗ «КБ № 4», 05.02.1991 года 71
Приложение Р Демонстрация отработки навыков на практическом занятии в стенах Краснокаменского медицинского колледжа, 11.04.2022 г 74
Приложение С Лаборантская ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж», 20.04.2022 года 76
Приложение Т Библиотека ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж» 77
Приложение У Количество штатных преподавателей, прошедших обучение на курсах повышения квалификации (информация за 3 года) 79
Приложение Ф Информационный стенд по работе Дополнительного профессионального образования в стенах Краснокаменского медицинского колледжа, 20.04.2022 год 80
Приложение Х Информационный стенд по основным направлениям работы цикловых методических комиссий Краснокаменского медицинского колледжа, 20.04.2022 год 81
Приложение Ц Доска почета выпускников ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж», 10.02.2022 год 82
Приложение Ш Интервью с директором ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж» Дружининой Светланой Викторовной 83

Актуальность данной темы определяется тем, что значимыми сферами социума на сегодняшний день являются здравоохранение и медицинское образование. Развитие здравоохранения в целом невозможно без подготовки высококвалифицированных медицинских кадров- деятельности образовательных учреждений соответствующего профиля. Изучение истории государственного развития и подготовки среднего медицинского образования по настоящее время дает процесс поиска путей эффективного обучения медицинских кадров, с целью достижения высокого уровня медицинской помощи населению.
В 1989 году в Забайкальской области сложилась тяжелая обстановка с подготовкой кадров средних медицинских работников. Дефицит составлял 1200 человек (не считая ведомств). Существующие медицинские училища ввиду неудовлетворительной материально-технической базы не могли увеличить набор. Поэтому решением РСФСР Читинским областным советом народных депутатов было решено об открытии филиала Читинского медицинского колледжа от 20.02.1989 года на базе центральной медико-санитарной части № 107 города Краснокаменска, с целью подготовки медицинских кадров среднего звена лечебно-профилактического учреждения (Приложение А), (Приложение Б).
Учитывая современные тенденции в образовательной сфере, ориентацию на региональные потребности, училище осуществляло подготовку специалистов по трем основным направлениям: 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело. В последующем в 1993 году филиал получит статус самостоятельного медицинского училища (Приложение В).
Именно с 1989 года медицинский колледж начинает активно развиваться на современном этапе и пополняться квалифицированными кадрами, расширяясь в профессиональной деятельности подготовки направленности обучения. За рассматриваемый период с 1989 года по 2021 год медицинский колледж накопил в себе огромный общеобразовательный опыт, подготовил и выпустил медицинские кадры, накопил научно-практическую значимость, профессиональную подготовку. На сегодняшний день медицинский колледж определяется большим наличием материального оснащения для проработки практических навыков, осуществляет индивидуальный подход к учебному процессу, ставит и выполняет перед собой профессиональные цели и задачи.
Для того чтобы определить значимость медицинского колледжа, необходимо провести анализ развития и создания Краснокаменского медицинского колледжа, определить его хронологию и вклад, который вносит по сегодняшний день.
В связи с этим, прослеживание подготовки кадров медицинского колледжа в период СССР до современного времени позволит нам объективно оценить его роль в профессиональном и обучающем процессе в Забайкальском крае (город Краснокаменск), рассмотреть его воспитательную, профессиональную, практическую, нормативно-правовую, научную работы.
Объектом данного исследования являются законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу подготовки кадров для системы здравоохранения СССР и РФ.
Предметом является деятельность центральных и местных органов управления образованием, Министерства здравоохранения СССР и РФ, в системе подготовки медицинских кадров для населения Краснокаменский медицинский колледж города Краснокаменска в Читинской области.
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступают в силу с 01.09.2021) (статьей № 82 «Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования»).
Территориальные рамки исследования определены границами Забайкальского края.
Степень изученности проблемы. Историография данного вопроса представлена различными работами по своей научной значимости, в которых затрагиваются разные аспекты заявленной темы, и развивается по двум основным направлениям: история образования, включающая среднюю профессиональную медицинскую школу, и историю здравоохранения нашего Отечества.
Историографию нашего исследования условно можно разделить на два периода:
• советский,
• постсоветский (современный).
В советский период - конец 1989-1991 годов происходит качественное обновление отечественной исторической науки, существенное обновление методов исторического исследования.
Выходят в свет обобщающие работы по истории среднего профессионального образования. В произведение «Очерки истории среднего образования» В.П. Попова, автор приходит к выводу о реализации в течение 1920-1980-х годов масштабной государственной задачи по созданию в СССР разветвленной системы среднего специального образования. С осуществлением подготовки специалистов для отраслей промышленности, культурной и социальной сферы. Жизнеспособность и востребованность этой системы, ее способность к структурной и содержательной модернизации была подтверждена в период перестройки и перехода к рыночной экономике в 1990-е годы [41].
В этот же период были опубликованы исследования А.О. Дагдановой [12], М.Н. Исаевой [21] и других, которые посвящены становлению и эволюции среднего специального образования в различных регионах России, а также изучались отдельные аспекты подготовки кадров для системы здравоохранения.
В постсоветский период - 1992-2021 годов большинство современных научных публикаций посвящены вопросу истории развития образования, в том числе и здравоохранения.
В данный период в научной литературе идет обсуждение о перспективах развития высшего и среднего специального образования, результаты которого нашли отражение в исследованиях Б.Т. Пономаренко [40], концептуальных монографиях и статьях A.M. Новикова, где рассматриваются ближайшие и отдаленные перспективы развития профессионального образования как целостной системы в новых социально-экономических условиях России [56]. В книге В.И. Жукова «Российское образование: истоки, традиции и проблемы» раскрываются процессы, связанные с зарождением и развитием отечественного образования, освещается место и роль высшей школы в социальной политике государства. А также анализируются базовые проблемы, такие как: высшая школа и власть, образование, общество и социальный прогресс, ведущие модели решения образовательных задач [8]. Исследование В.М. Жураковского дает ценный анализ проблем развития инновационных процессов в сфере образования, трудностей и перспектив взаимодействия управляющей и управляемой систем [9]. В работе К.К. Колина были рассмотрены вопросы о необходимости создания новых систем образования и методов преподавания [15].
В книге «Малая энциклопедия Забайкалья. Здравоохранение и медицина» 2011 года, был затронут вопрос об организации медико-санитарной части № 107 и создания медицинского филиала (г. Краснокаменска) [21].
В статье Г.И. Погодаевой раскрыты экспозиции музея, получившие отражение во многих темах истории краевого здравоохранении, а именно: первые лечебные учреждения края, борьба с чумой, примеры жизни и деятельности замечательных медиков, кабинет врача - исследователя. Так же известно, что многие врачи имели не только медицинскую практику, но и занимались научной деятельностью и другими экспозициями [26].
В работе Н.Н. Закаблуковской комплексно и системно рассмотрена история создания и развития музеев Восточного Забайкалья с конца XVIII века по 1930 год [10].
Г.И. Погодаева подготовила и выпустила календарь знаменательных и памятных дат истории здравоохранения Забайкальского края на 2017 год (первый календарь был осуществлен коллективом областной научной медицинской библиотеки в 1991 году). Так же опубликовано 14 исторических справок о медучреждениях Читинской области, справляющих юбилеи, около 40 статьей о юбилярах-медиках, авторами статей стали - медики, краеведы и библиографы [13].
В статье Г. Вольберга «Календари рассказывают о медиках» речь идет медиках в 20 выпусках (1991-2010). Опубликовано более 770 статей о медицинских учреждениях-юбилярах, лучших медицинских работниках с дореволюционного периода [5].
Впервые восстановлена история первых гражданских городских больниц: Нерчинской больницы (1827), Читинской областной больницы имени В.И. Ленина (1924), Сретенской, Балейской, Петровск-Забайкальской, Красночикойской, Улетовской, Хилокской, Калганской районной и Агинской окружной больниц, старейших аптек области, Читинского горздравотдела (1921-2001). Библиография в конце статей включает печатные издания и документальные источники [5].
В работе А.И. Татарниковой «Санитарно-гигиенические условия обучения и здоровье школьников Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.» рассматривается работа обучающихся учебных заведений Западной Сибири рубежа XIX-XX вв. Выполнение санитарно-гигиенических условий их обучения и физическое здоровье. Рассматривается техническое и санитарно-гигиеническое состояние школьных зданий, в которых осуществлялось обучение детей. Анализируется их связь с санитарно-гигиеническими условиями обучения, прослеживаются действия властей, педагогического и медицинского персонала, общественные организации, направленные на профилактику и борьбу со школьными болезнями [59].
Попытки организовать медицинское просвещение в Сибири рассматривается в трудах А. П. Толочко, в которых описывается весь путь осуществления образовательных медицинских учреждений в период советского времени [59].
Цель работы - изучить историю становления и развития Краснокаменского медицинского колледжа, проследить развитие подготовки кадров в СССР и РФ (1989 - 2021 г.).
Задачи:
• проанализировать нормативно-правовую базу создания медицинских кадров среднего звена для лечебно-профилактических учреждений СССР и Российской Федерации;
• изучить систему подготовки студенческих кадров среднего медицинского персонала в СССР и Российской Федерации;
• проследить модернизацию программ и методического обеспечения учебного процесса и преподавателей для среднего медицинского образования в РФ;
• дать характеристику системы подготовки и повышения качества среднего медицинского (Лечебное, Акушерское и Сестринское дело) образования в контексте образовательной стратегии России.
Источниковая база исследования довольно разнообразна и включает в себя совокупность большого количества материала, который представляет собой комплекс опубликованных и неопубликованных источников для изучения роли влияния развития и подготовки среднего медицинского образования в Забайкальском крае.
Источниковую базу можно разделить на четыре группы:
• делопроизводственные документы,
• законодательные акты,
• периодическая печать,
• источники личного происхождения.
Архивные материалы одними из основных источников стали неопубликованные материалы делопроизводственной документации Краснокаменского медицинского колледжа Забайкальского края, Муниципального архива Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», Краснокаменского краеведческого музея и архива «Музея истории здравоохранения Читинской области».
Материалы по подготовке среднего медицинского образования хранятся в фонде. Они содержат в себе постановления, распоряжения и отчеты о работе Краснокаменского медицинского колледжа Забайкальского края. Архивные документы отражают ход подготовки среднего медицинского образования в Забайкальском крае. Отчеты свидетельствуют о проделанной работе Краснокаменского медицинского колледжа Забайкальского края по подготовке среднего медицинского образования, а также дают возможность проанализировать деятельность всех структур здравоохранения по стратегии государственного развития и подготовки среднего медицинского образования в СССР и Российской Федерации в период 1989-2021 годов. Изучить историю становления и развития Краснокаменского медицинского колледжа, проследить развитие подготовки медицинских кадров. К сожалению, из-за пандемии коронавирусной инфекции последние два года Муниципальный архив испытывает трудности из-за наложенных правительством Российской Федерации ограничений в борьбе с коронавирусной инфекцией, поэтому информацию получить не удалось.
Тем самым можно проследить и оценить роль подготовки в профессиональном становлении и развития среднего медицинского образования, ее модернизацию в различных социально - экономических условиях, в ходе реформирования медицинского колледжа и формирования новых принципов подготовки кадров, а также рассмотреть его нормативно - правовую, профессиональную, практическую, научную и воспитательную работу, выявить положительные и отрицательные аспекты.
Опубликованные источники представлены нормативно - законодательными материалами: Приказы [51]-[52]-[48]-[46]-[49]-[50]-[47], [55]-[54]-[53]-[24]-[45], (Приложение В), (Приложение Ж), (Приложение И), Постановления [44]-[43], (Приложение Л), Положения [33]-[34]-[27]-[36], [38]-[35]-[32]-[29]-[30]-[37]-[39]-[28]-[31], Решения (Приложение Б), (Приложение К), (Приложение М), и Федеральные законы [62]-[61], которые определили позицию государства в сфере здравоохранения созданием нормативно-правовой базы для подготовки медицинских кадров среднего звена для лечебных учреждений СССР и РФ.
Периодические издания. Г азеты позволяют нам сформировать наиболее полную картину подготовки медицинских кадров среднего звена в данный период (Приложение Г), (Приложение Д), (Приложение Е). В настоящей работе использованы периодические издания, краевые [20]-[2], областные [4]-[16] и муниципальные [57]-[22].
Печатное издание «Газета в газете №5» от 2000 года выпустила поздравительную статью в связи с первым юбилеем медицинского колледжа. В статье описывается история создания колледжа, новые введения программ первого курса медицинского колледжа наряду со школьной программой (Приложение Г). В это же время другую статью выпускает газета «Слава Труду» от 2000 года под руководством корреспондента Нины Григорьевны, которая проводит интервью со вторым директором медицинского колледжа 13
Галиной Васильевной Гашенко, освещая вопросы о трудоустройстве студентов, заинтересованности будущих специалистов по поводу новых мест работы, численность обучающихся (Приложение Д).
Статья Екатерины Даниловой «Медицинский колледж ждет вас!» рассказывает о том, что за все время существования медицинского колледжа выпустилось около двух тысяч медицинских работников. В учебном процессе участвуют преподаватели, которые ведут дисциплины по сегодняшний день Л.Г. Савченко, О.В. Постникова, М.О. Лукьянченко, С.В. Дружинина (Приложение Е).
«Вестник ассоциации медицинских сестер России» посвящен вопросам общественной работы Ассоциации, в издании освещаются наиболее яркие и важные события в сестринском деле и здравоохранении, ведутся рубрики по практическим аспектам деятельности сестринского персонала, организации работы сестринских служб, вопросам этики и научным исследованиям. Основное внимание в журнале уделяется профессиональным достижениям медицинских сестер, распространению наилучших примеров сестринской практики [4].
В журнале «Забайкальский медицинский журнал» обозревается перечень научных исследований, вопросы становления медицины, организация здравоохранения, научная деятельность преподавателей вузов и СПО [20].
Т.Л. Угоренко рассматривает в своей статье историю и современность колледжей, техникумов, училищ. Много труда в обеспечении учебного процесса вкладывают сотрудники медицинских колледжей: заведуют библиотеками, классами, лабораториями, значительная часть учебного времени отводиться на учебную и производственную практику [16].
В статье Юлии Болтаевской описывается история филиала Читинского медицинского колледжа. За 85-летнюю историю учебное заведение выпустило свыше 5000 специалистов, многие из которых продолжили свое обучение в высших учебных заведениях [2].
В сборнике материалов «Организация работы акушерского блока» раскрыта информация о профессиональной подготовке акушерок, квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения, номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образование в сфере здравоохранения Российской Федерации [57].
В материалах II Всероссийского съезда медицинских работников речь идет о развитии сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения, эффективность внедрения новых технологий сестринского процесса в лечебно-профилактическое учреждение Краснокаменского района [22].
Методологическую основу данного исследования составили следующие принципы: историзм, системность и объективность. Принцип историзма дал возможность исследовать вопрос в формировании и реализации политики государства в совершенствовании учебного процесса для среднего медицинского образования с учетом факторов и явлений, истории Отечества и его этапы прохождения. Системный принцип определил рассмотрение данной проблемы в целостном аспекте анализа различных фактов совокупности и взаимосвязи. Принцип объективности показывает развитие истории объективно, без замалчивания и подтасовки неопровержимых фактов.
При написании выпускной квалификационной работы применялось два основных метода: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, которые позволили более качественно проанализировать и осмыслить в полном объеме состояние и специфику данных процессов и явлений на разных этапах развития.
Новизна исследования состоит в анализе новых неопубликованных источников Краснокаменского медицинского колледжа Забайкальского края (Приложение Г), (Приложение Д), (Приложение Е), [20]-[16]-[2]-[57]-[22], Краснокаменского краеведческого музея и архива «Музея истории здравоохранения Читинской области» [26]-[10] и интервью (Приложение Ш).
Апробация исследования основные положения работы докладывались на XVII студенческой научно-практической конференции «медицина 21 века» (г. Краснокаменск, 2022 год). Дипломная работа была рассмотрена заместителем директора по учебной работе ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж» Ушаковой Ю.В. Основные теоретические и практические выводы нашли свое применение в учебном процессе по учебной дисциплине «История» для специальностей Сестринское дело, Лечебное дело и Акушерское дело.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при написании обобщающих научных трудов. Результаты исследования могут быть полезны в учебной деятельности при проведении практических занятий в качестве основного, а также дополнительного материала.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы поставленные цели и задачи были достигнуты. Подведены основные итоги исследования и сформулированы выводы. В период 1989 года система среднего медицинского образования находилась в режиме застоя, существуя в условиях недостаточной базы, отсутствия полной укомплектованности и наличия преподавательского состава. Несмотря на это, учебные заведения не теряли своего статуса, производили набор студентов, обучали по возможным направлениям, предоставляли возможность отрабатывать свои практические знания на базах краевых больниц и поликлиник. Медицинское образование на сегодняшний день прошло через множество препятствий, от его востребованности на современном российском рынке труда, до реализации государственного национального проекта «Здравоохранение».
Актуальность данной темы определяется тем, что значимыми сферами социума на сегодняшний день являются здравоохранение и медицинское образование. Развитие здравоохранения в целом невозможно без подготовки высококвалифицированных медицинских кадров - деятельности образовательных учреждений соответствующего профиля. Изучение истории государственного развития и подготовки среднего медицинского образования по настоящее время дает процесс поиска путей эффективного обучения медицинских кадров, с целью достижения высокого уровня медицинской помощи населению.
При написании выпускной квалификационной работы применялось два основных метода: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, которые позволили более качественно проанализировать и осмыслить в полном объеме состояние и специфику данных процессов и явлений на разных этапах развития.
Структура работы состояла из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложений.
При рассмотрении нормативно-правовой базы были описаны основные документы по среднему медицинскому образованию в период СССР и РФ.
Описано становление и роль Краснокаменского медицинского колледжа, начиная со времени его основания и заканчивая 2021 годом. Определена специфика его работы, род его деятельности, прослежено развитие подготовки медицинских кадров.
Проведен общий анализ эффективности деятельности Краснокаменского медицинского колледжа, выявлено, что с момента открытия медицинского колледжа прошло более 33 года, и за это время была проделана огромная работа по открытию непосредственного места учебы, набора студентов, сбор материалов и методического обеспечения для преподавательской деятельности.
Система подготовки студентов среднего медицинского образования прошла значительные изменения. За столь долгое время так же произошла модернизация учебного процесса, учебно-методического оснащения, повышение качества образования и увеличение количества поступающих в средние медицинские училища.
Краснокаменский медицинский колледж сохраняет в себе огромный общеобразовательный опыт, подготовил и выпустил медицинские кадры, накопил научно-практическую значимость, профессиональную подготовку. На базе колледжа имеется наличие материального оснащения, осуществляется индивидуальный подход к учебному процессу. Студенты, показавшие высокие результаты во время учебы, активно учувствовавшие в различных мероприятиях и окончившие учебу с дипломом отличия помещаются на доску почета (Приложение Ц).
При написании выпускной квалификационной работы применялось два основных метода: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, которые позволили более качественно проанализировать и осмыслить в полном объеме состояние и специфику данных процессов и явлений на разных этапах развития.
При рассмотрении нормативно-правовой базы были рассмотрены основные документы по среднему медицинскому образованию, а также исследована законодательная база создания медицинских кадров среднего звена для лечебно-профилактических учреждений и порядок подготовки студенческих кадров среднего медицинского персонала в СССР и РФ.
Проведен общий анализ эффективности деятельности Краснокаменского медицинского колледжа, за все время была проделана огромная работа по открытию непосредственного места учебы, набора студентов, сбор материалов и методического обеспечения для преподавательской деятельности.
Дана характеристика системы подготовки и повышения качества среднего медицинского (Лечебное, Акушерское и Сестринское дело) образования в контексте образовательной стратегии России.
Таким образом, медицинский колледж воздействует на различные стороны образовательной деятельности, является одним из лучших учебных заведений на территории Забайкальского края.


1. Альбицкий В.Ю. Борьба с детской смертностью в имперской и советской России (начало ХХ века - 1940 г.).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-detskoy-smertnostyu-v-imperskoy-i- sovetskoy-rossii-nachalo-hh-v-1940-g (дата обращения: 13.02.2022).
2. Белошицкая И.В. Журнал медицинских специалистов «Медицина Забайкалья», М. : Читая, 2021. 56 с.
3. Васильева Л.А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-professionalnoy- kompetentnosti-buduschih-meditsinskih-rabotnikov-srednego-zvena(дата обращения: 15.03.2022).
4. Вестник ассоциации медицинских сестер России / Доник О.Н. - Москва. - 2015. №3/22. 40 с.
5. Вольберг Г. Календари рассказывают о медиках // Библиотека. 1997.№ 3.
6. Глубоковская Е.Е. Современные проблемы подготовки и профессиональной реализации среднего медицинского персонала. URL: https://medconfer.com/node/3189 (дата обращения: 16.10.2021).
7. Дагданова А.О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия: 1923-1991 гг.: Диссертация кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2003. 24 с.
8. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М, 2001. 848 с.
9. Жураковский В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М. : Гелиос АРВ, 2000. 421 с.
10. Закаблуковская Н. Н. Новая экспозиция Музея истории здравоохранения // Культура, 2007. 16-21 с.
11. Зюлин В.В. Государственная политика Российской Федерации в области среднего медицинского и фармацевтического образования: конец 1980-х - 2005 гг. URL:https://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-
politika-rossiiskoi-federatsii-v-oblasti-srednego-meditsinskogo-i-farmatsev (дата обращения: 13.02.2022).
12. Исаева М.Н. Развитие среднего профессионального образования в Республике Татарстан. Казань, 2005. 2с.
13. Календарь знаменательных и памятных дат истории здравоохранения Забайкальского края на 2017 год / Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГПОУ "Читинский медицинский колледж", Научная медицинская библиотека; редактор-составитель Г. И. Погодаева. Чита: Читинская городская типография, 2017. 273 с.
14. Каспрюк И.Л. Развитие сестринского медицинского образования в России в XIX-XX веках. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- sestrinskogo-meditsinskogo-obrazovaniya-v-rossii-v-xix-xx-vekah (дата обращения: 13.02.2022).
15. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования: Лекция- доклад / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - Петербургское востоковедение, 2000. 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ