Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода

Работа №106086

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТОВ 11
1.1. Оценивание количественного уровня воспитанности студентов как педагогическая проблема 11
1.2. Научные предпосылки и концептуальные положения проектирования педагогической системы 17
1.3. Квалиметрический подход как цель системы оценивания уровня воспитанности студентов 25
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА 37
2.1. Разработка модели технологии оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода 37
2.2. Организационно-педагогические условия оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода 41
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии 47
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрен комплекс мер по гражданско- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Рассмотрено ее возможность для эффективной самореализации, по введению уровня воспитания растущего поколения в достижении устойчивого социально-экономического развития страны, конкурентоспособности, национальной безопасности, упрочнение ее лидерских качеств на мировой арене.
Стратегия развития в России Федерации определяет необходимость в повышении эффективности образовательного процесса, также создание критериев, которые позволили бы оценить образованность, подготовленность, определить уровень сформированности заявленных компетенций.
Б.И. Лихачев под воспитание понимает «сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность, становление их (подрастающего поколения) развитыми личностями, индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья» [25].
В трудах С.И. Архангельского, А.И. Суббето, Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Ю.К. Черновой и др. освещаются проблемы, связанные с качеством образования. Проблема оценивания уровня воспитанности студентов на сегодняшний день довольна актуальна. Так как данная оценка требует объективной и качественной диагностики. Множество работ посвящены именного проблеме оценивания уровня обученности, воспитанности и в своих трудах В.П. Беспалько, Е.Д. Божович, П.Я. Гальперина, В.П. Мизинцева, Г.К. Селевко и других ответственных исследователей отслеживается данная проблема.
Стратегия образования учитывает «потребность в разработке квалиметрических технологий диагностирования умений и навыков обучаемых, уровней их воспитанности, а также уровней учебных достижений в целом. Особо важно диагностировать показатели обученности и воспитанности, обучаемых на таких образовательных этапах, как окончание неполной средней школы, средней школы, при поступлении учащихся в профессиональные образовательные учреждения, а также при их окончании». До последнего времени уровень качества воспитания оценивался в учебных заведениях, по развитию ведущих качеств обучающихся без определения сформированности этих качеств в количественном соотношении.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что технологии оценки уровня воспитанности студентов в процессе обучения разработаны недостаточно и требуют дальнейших исследований. Возникает насущная необходимость формирования умений количественной оценки уровня воспитанности обучающихся разных звеньев образования с тем, чтобы эти умения широко использовались студентами любой специальности. В особенности необходимо сформировать эти умения у студентов специальности «Управление качеством».
При изучении разработанных методик по проверке качества образования было выявлено, что в теории и практике нет четких критериев, которые бы позволили бы объективно данный критерий. Анализ методик позволил выявить, то что в теории и практике отсутствуют обоснованные методики количественного оценивания уровня воспитанности студентов, в том числе и их личностных качеств. Так как результаты таких оценок носят субъективный характер, то полученная информация будет не достаточно надежной для выдвижения определенных выводов по результатам оценок. В связи с этим и возникает необходимость в разработке количественной оценки уровня знаний, навыков, воспитанности и т.д. студентов для более разумного и надежного результата.
В настоящем времени практически нет научно обоснованных качественных характеристик и эффективности оценки воспитанности студентов.
Даже студентам вузов таких специальностей как: «Менеджмент», «Управление качеством», «Управление персоналом» не формируются знания в этой области; отсутствуют программы формирования количественного измерения результатов обучения, измерению уровня воспитанности.
Эти недостатки привели к возникновению противоречий между:
• необходимостью повышения уровня воспитанности современной молодежи и отсутствием научно разработанной системы формирования оценивания уровня ее воспитанности;
• необходимость участия педагогических работников в оценке уровня воспитанности студентов. Недостаточная разработанность методик по оценке уровня воспитанности;
• требованиями, которые возникли у общества к качеству образования, обучения, воспитания студентов и то, что в практике отсутствует технология количественной оценки;
• необходимостью в объективной и количественной оценке сформированности критериев воспитанности студентов и тем, что недостаточно разработаны педагогические инструментарии для ее оценки.
Выделенные недостатки и противоречия являются источником такой проблемы, как: каковы научные основы и концептуальные положения? " разработка педагогической системы оценки уровня образования студентов, приоритетной составляющей которых является педагогическая Технология оценки уровня воспитания студентов на основе количественного подхода [19].
Актуальность проводимого научного исследования, а также его значимость определили тему магистерской диссертации: «Технология оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода».
Объектом данного исследования выступает педагогическая система оценки критериев воспитанности студентов различных специальностей с применением квалиметрического подхода.
Предметом исследования выступает технология оценки критериев воспитанности студентов основанные на квалиметрическом подходе, как ключевой составляющей педагогической системы.
Цель исследования разработка технологии оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметричсекого подхода и экспериментальная проверка ее эффективности.
Гипотеза исследования заключается в том, что объективность и эффективность диагностирования уровня воспитанности студентов может быть повышена, если:
• на основе определения научных предпосылок и концептуальных положений предложена педагогическая система оценки критериев воспитанности студентов с применение квалиметрического подхода, как объект исследования;
• сосредоточить внимание на разработке такого компонента педагогической системы, как технология оценки критериев воспитанности студентов с применение квалиметрического подхода;
• основой оценки критериев воспитанности студентов будет являться квалиметрический подход, являющейся системообразующим фактором системы и ее технологии;
• разработаны критерии и проведена оценка весомости критериев воспитанности;
• в достоверности полученных результатов исследований учитывается уровень согласованности экспертов.
• используется многоаспектный подход к оценке уровня воспитанности, в частности путем экспертной оценки и самооценки.
Задачи исследования:
1. Выявить насколько проблема оценки критериев воспитанности разработана;
2. Спроектировать педагогическую систему оценки уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода;
3. Разработать технологию, которая позволит объективно и количественно оценивать уровень воспитанности студентов (применяя квалиметрический подход к оценке);
4. Доказать эффективность разработанной технологии.
Методология исследования включает себя разные концепции о целостности человека и процессе обучения, o роли личности, определяющая уровень образования.
Теоретической базой анализа:
• концептуальные идеи и исследования (Я.Л. Коменский, Д. Локк, К.Д. Ушинский, A. С. Макаренко и др.);
• идеи педагогических технологий (B.C. Аванесов, Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман, и др.);
• основы диагностики воспитанности (Е.Н. Степанова, С.Л. Паладьев, Л.В. Байбородов и др.);
• труды, посвященные общей и педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, В.В. Щипанов, А.И. Суббето, В.С. Черепанов, Ю.К. Чернова и др.);
• сущность квалиметрического подхода, используемый в образовательной системе (Т.А. Снегирева, А.И. Субетто, B.C. Черепанов, Н.Е. Щуркова, Ю.К. Чернова и др.);
• теоретические аспекты исследования (В.И. Андреев, В.П. Беспалько и др.).
Методы исследования:
• анализ литературы и структурирование научных исследований;
• теоретические методы классификации;
• эмпирические методы анкетирования, наблюдений, тестирования.
Исследование проводилось в четыре этапа:
• первый этап включал в себя теоретическую разработку проблемы, изучение состояние проблемы в философской, психологической, педагогической литературе и в практике, определение объекта, предмета, целей и гипотезы исследования;
• на втором этапе на основе теоретических предпосылок и сформированных концептуальных положений была разработана система оценки критериев воспитанности студентов с применением квалиметрического подхода;
• третий этап включал в себя разработку содержания и структуру технологии оценки критериев воспитанности студентов с учетом квалиметрического подхода;
• четвертый этап исследования состояло в опытно-экспериментальном определении эффективности разработанной технологии.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ФГБО ВО «Тольяттинский государственный университет», институт финансов, экономики и управления, специальность «Управление качеством». В исследовательской работе приняли участие 20 студента.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана технология оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического подхода, позволяющая провести объективную оценку действенности разработанной авторской программы и использованной методики обучения.
2. Предложены критерии, позволяющие оценить уровень воспитанности студентов.
3. Применение АВС - анализа для оценки весомости, предложенных критериев.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
• установлении теоретических предпосылок и концептуальных положений разработки педагогической системы оценки критериев воспитанности студентов с применением квалиметрического подхода как объекта исследования;
• анализ технологии оценки критериев воспитанности студентов с применением квалиметрического подхода как ведущего компонента спроектированной педагогической системы в качестве предмета исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что все теоретические положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения модернизации процесса оценивания критериев воспитанности студентов вуза с применение квалиметрического подхода. Авторская программа «Оценивание уровня воспитанности на основе квалиметрического подхода» может быть использована при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров для студентов разных специальностей вузов.
Сегодня особо важным является не только развитие и воспитание у молодежи гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление количественного уровня воспитанности, определение динамики развития этого качества в рамках организации образовательного процесса .
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: методологией исследования; использованием данных современной психолого-педагогической науки и практики; целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, взаимодополняющих и проверяющих друг друга, четкими сформированными задачами исследования, тщательное планирование эксперимента, с качественным анализом и интерпретацией результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая система оценки критериев воспитанности студентов с применением квалиместрического подхода, как объекта исследования и определение технологии ее реализации как предмета исследования.
2. Проведение оценки уровня воспитанности с применением квалиметрического подхода отражает последовательность взаимосвязанных этапов. Что позволит нам получить количественную оценку уровня воспитанности студентов.
3. Процесс оценивания сформированности уровня воспитанности, разработанная на основе системного и квалиметрического подходов, которые учитывают принципы воспитания. Результаты также интерпретируются как высокий уровень воспитанности, средний или низкий.
4. Технология оценивания уровня воспитанности студентов в ходе учебно-воспитательного процесса способствуют эффективному и объективному оцениванию уровня воспитанности студентов и позволяют осуществить помощь каждому студенту.
5. Экспериментальное исследование эффективности процесса оценивания уровня воспитанности студентов с применением квалиметрического подхода.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важным компонентом спроектированной педагогической системы является технология оценки критериев воспитанности студентов с учетом квалиметрического подхода.
Об эффективности внедрения программы в Тольяттинском государственном университете в институте финансов, экономики и управления, а именно на специальности «Управление качеством» можно судить по повышению внимания к проблеме оценки уровня воспитанности, то какой интерес проявляли студенты при изучении образовательной программы, каким энтузиазмом выполняли самостоятельные работы и т.д. Также результаты тестирование показывают, насколько хорошо студентами, был освоен предложенный материал, насколько внимательны они были на занятиях. Исходя их этого можно сделать следующие выводы:
1. Авторская концепция проецируемой педагогической системы уровень благосостояния и учебных качеств обучающихся базируется следующих положениях: системный и культурологический подходы; принцип профессиональной направленности; взаимодействие принципа профессиональной направленности с другими принципами (единство обучения и воспитания и т.д.), студенты как активные субъекты использования квалиметрического подхода к определению уровня воспитанности обучающихся, спроектированная педагогическая система явилась объектом выполненного диссертационного исследования. Технология оценивания уровня воспитанности студентов на основе квалиметрического, как ведущий компонент спроектированной педагогической системы явилось предметом исследования.
2. Целью разработанной технологии диагностики сформированности уровня воспитанности обучаемых стало выявление, измерение и оценка уровня воспитанности обучаемых в учебно-воспитательном процессе.
3. Показано, что необходимое условие для внедрения технологии Диагностика уровня образования студентов - это алгоритмизации. Предлагаемая структура диагностической технологии, включая пять этапов, позволяет диагностировать уровень преподаются воспитательные и обучающие качества.
4. Проведенная апробация результатов подтвердила гипотезу исследования. В результате мы можем заключить, что использование квалиметрического подхода и метод групповых оценок позволяет получить объективную и надежную оценку уровня образования и обучающие качества обучаемых. На констатирующем эксперименте в среднем уровень знаний в области воспитания в группе низкий, так как большинство студентов набрали по 3 балла из 10. Данные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения в учебный процесс ТГУ специализированного курса по обучению студентов навыкам и принципам оценивания уровня воспитанности.
На формирующем эксперименте, после изучения авторской программы студенты показали хороший результат. Средний результат тестирования 14 баллов из 15, что свидетельствует о высоком уровне знаний. Сложности возникали при ответах на вопросы, связанные с экспертной оценкой. Но при этом были и невнимательные студенты, которые набрали по 11, 12 баллов. Предлагается с данными студентами проводить дополнительные работы. Внести в программы дополнительную часть, которая позволит студентам, с низкими баллами повысить свою результативность.
На контрольном эксперименте выявилась сформированность у студентов практических умений по оценке уровня воспитанности с применением квалиметрического подхода. Свидетельством сформированности являются результаты приведенные в Приложении И.


1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. 167 с.
2. Азгальдов Г.Г. О квалиметрии. М. : Изд-во стандартов, 2013. 171 с.
3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М. : Изд-во Русформ, 2015. 252 с.
4. Андреев В.И. Воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. М. 2012. 236 с.
5. Архангельский С.И. Воспитательный в высшей школе, его закономерные основы и методы : М. 2015. 368 с. (Высшая школа)
6. Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков. : 2013. 133 с.
7. Бабанский Ю.К. Повышение эффективности педагогических исследований. М. : Педагогика, 2014. 192 с.
8. Беляева А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России . СПб. : Ин-т профтехобразования, 2011. 186 с.
9. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения — средство управление образованием // Ин-т профтехобразования. 2016. №2. С. 31 - 36.
10. Божович Е.Д. Организация совместных исследований педагога- психолога и учителей в русле психологической службы. М. : 2012. 465 с.
11. Боровский М.И. О критериях нравственности. Минск. : 2013. 250 с.
12. Данилова, М.А. Диагностика дошкольников. Проективные методики. М. : Педагогика, 2015. 152 с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. : Изд-во МГУ, 2014. 152 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности основа квалиметрического подхода. : М. 2016. 265 с.
15. Иванова Г.П. Критериальная база современного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://web-local.rudn.ru/web-
local/prep/rj/index.php?id = 368&p = 12673 (дата обращения 02.02.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ