Разработка предложений по повышению эффективности системы обучения безопасным приемам работы в лабораториях физико-химических дисциплин в вузах МЧС России
Введение 5
1 Характеристика исследуемого объекта 9
1.1 Общая характеристика исследуемых химических лабораторий 9
1.2 Поиск путей совершенствования прохождения обучения по технике безопасности в химической лаборатории 11
1.3 Общие сведения о работе оборудования 18
2 Сравнительный анализ фактических условий деятельности химических лабораторий и нормативных требований 23
2.1 Анализ нормативных требований к организации деятельности химических лабораторий 23
2.2 Проведение сравнительного анализа условий труда в лаборатории на соответствие нормативным требованиям 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию работы химических лабораторий образовательного учреждения 33
3.1 Рекомендации по приведению в соответствие нормативным требованиям фактических условий организации работы в химических лабораториях 33
3.2 Рекомендации по способам совершенствования прохождения обучения по технике безопасности в химической лаборатории 38
Заключение 64
Список используемых источников 67
Приложение А Диаграмма Исикавы 71
Приложение Б Диаграмма принятия решений 72
Приложение В Иерархическая структура выполнения проекта 73
Актуальность и научная значимость настоящего исследования: работа в химической лаборатории сопряжена с обращением легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих веществ (ГЖ), активных металлов, что характеризуется повышенной взрывопожароопасностью. Химическая лаборатория - это помещение, специально приспособленное для технических и научно-исследовательских опытов. Наличие химической лаборатории в ВУЗе требуется, в основном, для проведения практических занятий. К организации лаборатории предъявляются жесткие требования, поскольку в ходе работ широко используются вредные и опасные для человеческого организма химические вещества. Однако, проведение лабораторного практикума у студентов, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», невозможна без обращения подобного рода веществ. Проведение инструктажа по охране труда является достаточно рутинной процедурой, часто не представляющей интереса для учащихся. Качество освоения материала при этом страдает, недостаточная осведомлённость может привести к повышенному травматизму.
Необходимо организовать систему обеспечения безопасности при организации практикума по химии специальностей системы МЧС.
Объект исследования: безопасные условия труда при выполнении лабораторного практикума по химии.
Предмет исследования: система обеспечения безопасных условий труда при выполнении лабораторного практикума по химии.
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию работы химической лаборатории с позиции безопасности и охраны труда.
Гипотеза исследования состоит в том, что организация прохождения обучения по охране труда на современном уровне с использованием дистанционной системы обучения и обучающих видеороликов позволят повысить уровень безопасности и усилить мотивацию обучающихся к применению безопасных приемов при работе в химической учебной лаборатории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. составить обучающие видеоролики по обеспечению безопасности в химической лаборатории, слайд-шоу, раздаточный материал;
2. составить тестовую базу для проверки знаний и прохождение тестирования в электронной обучающей среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: методы математического анализа, тестирование как метод измерения уровня освоения материала, фундаментальные положения теории вероятности и математической статистики.
Методы исследования: анализ нормативно-правовой документации по обеспечению безопасности в химической лаборатории, экспериментальные и расчетные методы нахождения параметров, количественно характеризующих степень опасности среды.
Опытно-экспериментальная база исследования: лаборатория кафедры химии и материаловедения ФГБВОУ ВО «Академия Гражданской Защиты МЧС России», дистанционный образовательный портал Академии гражданской защиты МЧС России.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. впервые предложено проводить проверку знаний инструктажа по охране труда при работе в химической лаборатории на дистанционном образовательном портале Академии гражданской защиты МЧС России ;
2. данные результатов обучения сохраняются в программе, это позволяет вести учет прошедших инструктаж по охране труда и избежать формального подхода к изучению правил техники безопасности.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
1. анализе литературных данных по вопросу обеспечения безопасных условий труда в учебной химической лаборатории, предложений в модернизации имеющейся системы обеспечения безопасных условий труда;
2. анализе нормативно-правовой документации по обеспечению безопасности в химической лаборатории;
3. организации системы прохождения инструктажа по охране труда на современном уровне с использованием дистанционной системы обучения и обучающих видеороликов.
Практическая значимость исследования:
1. составление тестовой базы для проверки знаний и прохождение тестирования в электронной обучающей среде (ЭОС);
2. составление перечня имеющихся в лаборатории легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, активных металлов и других потенциально опасных веществ;
3. актуализация содержания инструктажей по охране труда в химической учебной лаборатории и автоматизация процесса его прохождения;
4. разработка электронного курса по изучению требований охраны труда в химической лаборатории.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
1. использованием современных апробированных методов проведения лабораторных исследований, методов аппроксимации функций средствами Excel, нормативных актов, а также поверенного сертифицированного оборудования;
2. примением известных принципов обработки данных методами математического анализа и статистики.
Химический производственный фактор является одним из доминирующих факторов, приводящих к хроническим и профессиональным заболеваниям. Поэтому важно показать его роль в обеспечении химической безопасности на производстве для будущего инженера по промышленной безопасности (ПБ) и охране труда.
Полученные теоретические и экспериментальные результаты позволяют сформулировать рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы: работа не завершается, а способна изменяться при внесении коррективов в учебные программы и изменении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Личное участие автора состоит в организации и проведении исследования, в разработке методики, представленной в диссертационной работе; в подготовке и проведении экспериментальных исследований, математической обработке результатов измерений; подготовке публикаций по теме исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
1. ХХХХ Международная научно-практическая конференция «Предотвращение. Спасение. Помощь» (2019, Химки);
2. ХХХ Международная научно-практическая конференция «Предотвращение. Спасение. Помощь» (2020, Химки).
На защиту выносятся:
1. Экспериментальная оценка соответствия фактических условий деятельности и нормативных требований к обеспечению безопасности в химической лаборатории.
2. Анализ путей совершенствования прохождения инструктажа по охране труда в химической лаборатории. Экспериментальная оценка эффективности прохождения инструктажа по охране труда с применением электронных обучающих ресурсов.
3. Прохождение тестирования студентами и курсантами по результатам изучения требований охраны труда при изучении лабораторного практикума по химии и допуск к проведению работ.
1. Представлена общая характеристика исследуемого объекта - обеспечение безопасности в химической лаборатории. Получено, что для повышения уровня безопасности необходимо: установить шкаф для хранения ЛВЖ в лаборатории; установить знаки безопасности и повесить различные плакаты; обеспечить необходимое количество выходов из лабораторий.
2. Проанализированы пути совершенствования прохождения инструктажа по технике безопасности в химической лаборатории.
Определены наиболее целесообразные виды тестов, которые можно использовать для оценки уровня знания требований безопасности в химической лаборатории.
Внедрение в учебный процесс электронного курса по изучению требований охраны труда в химической лаборатории способствует реализации принципиально нового подхода к организации работы для студентов [13, с.5-6] с привлечением дистанционного образовательного портала Академии гражданской защиты МЧС России.
3. Рассмотрены основные требования безопасности по работе с химическими веществами в учебных лабораториях. Выявлены существующие проблемы при оценке уровня безопасности химических лабораторий [27, с.10-15]. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было проведено ознакомление с организацией и деятельностью химических лабораторий 116 и 109 Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Академия гражданской защиты МЧС России» и были проведены поиски путей совершенствования проведения инструктажей по правилам техники безопасности, а также способов информатизации проверки знаний по охране труда и принципов безопасной работы в химической лаборатории при изучении практикума.
4. Проведен анализ на соответствие организации деятельности химических лабораторий 109 и 116 требованиям нормативной документации.
Результатом данного исследования были выявлены следующие несоответствия в организации деятельности: лабораторные столы несоответствующие требованиям (отсутствие защитных бортиков); отсутствуют средства индивидуальной защиты, такие как фартуки, средства защиты рук и глаз [30, с.5-7]; не организован контроль за использованием персоналом имеющихся в наличии резиновых перчаток для работы с кислотами и щелочами. Исходя из списка выявленных несоответствий, были разработаны и предложены рекомендации по приведению условий труда в соответствие нормативной документации, а именно: приобретение фартуков и нарукавников фирмы Ansell, приобретение защитных очков фирмы Uvex, модель Астроспек [26, с.5-8].
5. Приведены нормативно-правовые требования к организации деятельности химических лабораторий: общие требования к помещению, требования к полу помещения, канализации и водоснабжения, требования к отоплению, вентиляции, кондиционированию помещений, освещению.
Проведен сравнительный анализ условий труда в лаборатории на соответствие нормативным требованиям. Проведен сравнительный анализ условий труда в лаборатории на соответствие нормативным требованиям. Полученные несоответствия: столы и вытяжные шкафы должны иметь по краям бортики (при работе с взрыво- и пожароопасными веществами); необходимо применение фартуков и средств защиты для рук и глаз (едкие и ядовитые вещества); необходимо пересмотреть содержание аптечки; представлены рекомендации по способам совершенствования прохождения инструктажа по технике безопасности в химической лаборатории: разработать электронный образовательный ресурс на платформе CDO Moodle на электронном образовательном портале Академии для изучения требований техники безопасности при проведении лабораторного практикума по химии, провести оценку знания безопасных приемов работы в химической лаборатории на платформе CDO Moodle на электронном образовательном портале Академии в тестовой форме с различными формами тестов.
Необходимо в дальнейшем совершенствовать процесс обучения безопасным приемам работы и организовать систему обеспечения безопасности с применением так же сигнальных средств и знаков безопасности.
Это позволит сформировать у обучающихся понятие «культура безопасности», что приведет к снижению производственного травматизма в дальнейшей трудовой деятельности. Формирование подобных навыков в период обучения способствует выпуску специалиста с необходимым набором профессиональных компетенций.
Неформальное творческое усвоение материала, позволяющее формировать соответствующие компетенции обеспечивает не просто безопасные режимы работы, но и способствует возникновению условий для комплексной работы обучающихся. Данное обстоятельство обеспечивает формирование навыка групповой работы с соблюдением норм безопасности, что имеет большое практическое значение и часто не учитывается в процессе освоения компетенций, связанных с обеспечением безаварийной деятельности учебой лаборатории.
В дальнейшем перспектива исследования заключается в том, что возможно создание специализированного курса в дистанционном формате обучения по безопасным приемам работы в целом в физико-химических лабораториях, без конкретизации на учебные.
1. Андреев, А.А., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. Применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «Техносферная безопасность»//ХХ1 век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. №4 (44). С. 286-291.
2. Апыхтина С.В., Козловская Ю.В. Анализ промышленной безопасности в учебных химических лабораториях химико-технологического корпуса ТВГТУ// Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и экологии: сборник научных трудов II международной научно-практической конференции с научной школой для молодежи. Тверь, 24-27 марта 2016 г.- Тверь: Тверской государственный технический университет, 2016. С.9-10.
3. Володина, Е.В. Эвакуация и системы оповещения людей при пожарах в зданиях и сооружениях// Фундаментальные проблемы науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. — С. 34-37.
4. Горчаков Н.Н., Фетисов А.Г., Мессинева Е.М. Оценка безопасности при использовании химических веществ и материалов в научных и учебных лабораториях// Избранные научные труды восемнадцатой международной научно-практической конференции "управление качеством": избранные научные труды восемнадцатой международной научно-практической конференции. Москва, 14-15 марта 2019 г. М.: Пробел-2000, 2019. С. 113-117.
5. ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества. - Введ. 1999-07-01 - Москва: Изд-во стандартов, 2005.- 39с.
6. Кошкина Л.Ю., Габитова А.Р. Проектирование компьютерной автоматизированной обучающей системы по технике безопасности работы в химической лаборатории// Вестник казанского технологического университета. 2012. т.15. №10. С.235-239.
7. Манаева, А.Р. Обучение знакам пожарной безопасности в среде Moodle/ А.Р. Манаева// Безопасность труда в промышленности. 2019. № 3. С.65-69.
8. Манаева, А.Р. Анализ неуправляемой эвакуации обучающихся из образовательных учреждений в условиях задымления и воспламенения напольных покрытий/ А.Р. Манаева, Г.Н. Исаков// Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). I научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г. Материалы конференции/МЧС России. М.:ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2016. С. 531-540.
9. СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200071156 (дата обращения: 24.01.2021).
10. СП 278.1325800.2016 Здания образовательных организаций высшего образования. Правила проектирования [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/456069591 (дата обращения: 26.03.2020).
11. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) / Минтопэнерго России. - 7-е изд., перераб. и доп. М.: Минэнергетики России, 2003. 608 с.
12. СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001 (с Изменениями № 1, 2, 3) [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200085105 (дата обращения: 12.10.2020).
13. Скачок С.В., Скачок В.Е., Петровская Л.Ю., Калугина О.Н. К вопросу об актуальности роли информационных технологий в процессе обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»// Молодой ученый. 2015. №6. С. 112-115.
14. Собурь С. В. Пожарная безопасность электроустановок: пособие. 7-е изд., перераб. М.: Пожнаука, 2010. 280 с.
15. СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция взамен СНиП 31-06-2009. [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200092705 (дата обращения: 22.10.2020).
...