Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons» . 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме развития у детей 6-7 лет вербального воображения... 10
1.2 Настольная ролевая игра «Dungeons &Dragons» как
средство развития вербального воображения у детей 6-7 лет 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет вербального воображения посредством игры «Dungeons &Dragons» 30
2.1 Выявление уровня развития вербального воображения
у детей 6-7 лет 30
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет вербального воображения посредством игры «Dungeons & Dragons» 51
2.3 Динамика уровня развития вербального воображения
у детей 6-7 лет 60
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 75
Приложение Б Количественные результаты исследования вербального воображения детей 6-7 лет на констатирующем этапе 76
Приложение В Тематическое планирование совместной деятельности по развитию вербального воображения детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons» 77
Приложение Г Количественные результаты исследования вербального воображения детей 6-7 лет на контрольном этапе 79
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена потребностью общества в формировании творческой личности. В основе наглядно-образного мышления, по мнению исследователей, лежит воображение. Оно не только позволяет ориентироваться в ситуации и решать задачи, не предпринимая практические действия, но и помогает в тех случаях, когда эти действия вовсе затруднены или нежелательны. Для человека воображение естественно и необходимо, а самым благоприятным периодом для его развития и активизации является старший дошкольный возраст.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
Важным шагом в развитии воображения, как отмечает Л.С. Выготский, является усвоение речи. Вербальное воображение - способность к словообразованию, образованию фраз по заданным свойствам, обобщению и классификации, способность к аналогиям неразрывно связана с развитием речи. Речь помогает становлению и закреплению представлений о предметах, позволяет выражать эмоции и впечатления. Благодаря речи также выражается и развивается воображение, которое является результатом психического и, главное, речевого развития, а не изначально присущей ребенку функцией.
Развитие воображения у старших дошкольников осуществляется с помощью игровой деятельности. На данный момент в образовательной деятельности широко используются настольно-печатные и настольно-ролевые игры, способствующие не только уточнению и систематизации знаний, но и развитию сообразительности, внимания, умения предвидеть результаты своего хода и развитию мыслительных операций. Использование
настольно-ролевых игр позволяет уйти от шаблонных и традиционных форм обучения детей и значительно расширить возможности образовательного пространства.
Игра «Dungeons&Dragons», являющаяся настольной ролевой игрой, основана на совместной коммуникативно-игровой деятельности детей и взрослого. Игра позволяет развивать вербальное воображение, стратегическое мышление, коммуникативные умения и многое другое.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной изученностью возможностей настольных ролевых игр в развитии вербального воображения дошкольников.
- в исследованиях отечественных психологов освещены основные теоретические положения об условиях развития воображения (Л.С. Выготский, А.Н. Веракса, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- в ряде работ охарактеризованы этапы развития воображения (О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин);
- охарактеризована связь воображения и игровой деятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
- учеными раскрыты методы и приемы развития воображения (И.Ю. Глебова, В.И. Долгова, О.М. Дьяченко, Н.В. Крыжановская).
В настоящее время возможности настольно-ролевых игр, которые можно было бы использовать для решения задач дошкольного образования, в том числе развития познавательной активности, исследованы в недостаточном объеме. Дошкольные образовательные организации испытывают трудности в практике и методическом обеспечении настольно-ролевых игр как средства образования и развития.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется важностью и необходимостью в разработке методики реализации настольно-ролевых игр как средства развития вербального воображения дошкольников. В отечественных исследованиях освещены особенности организации образовательного процесса посредством настольно-печатных игр (А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкая), однако анализ показывает недостаточность исследования методики развития вербального воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством настолько-ролевых игр.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующее противоречие: между существующим социальным заказом на развитие вербального воображения у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей настольно-ролевых игр для данного процесса.
Необходимость разрешения данного противоречия в современном дошкольном образовании выявляет проблему исследования: каковы возможности игры «Dungeons &Dragons» в развитии у детей 6-7 лет вербального воображения?
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить возможность развития вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет вербального воображения.
Предмет исследования: развитие вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons» будет возможно, если:
- определены содержательные характеристики и процессуальные особенности игры «Dungeons &Dragons», способствующие проявлению и развитию вербального воображения;
- организовано проведение игры «Dungeons &Dragons» по подгруппам, активизирующей вербальное воображение детей;
- представлены задания и атрибуты игры «Dungeons &Dragons» в игротеке познавательного центра для самостоятельной игровой деятельности детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ современных научных исследований по уточнению понятия «вербальное воображение» и проблеме развития вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
2. Определить диагностический инструментарий и выявить уровень развития вербального воображения у детей 6-7 лет.
3. Разработать, теоретически аргументировать и проверить на практике содержание работы по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет с помощью игры «Dungeons &Dragons».
4. Выявить динамику уровня развития вербального воображения у детей 6-7 лет по результатам проведения формирующего эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные теоретические положения об условиях развития воображения (Л.С. Выготский, А.Н. Веракса, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- этапы развития воображения (О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин);
- развитие воображения в игровой деятельности (А.В. Запорожец, A. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
- методы и приемы развития воображения (И.Ю. Глебова, B. И. Долгова, О.М. Дьяченко, Н.В. Крыжановская);
- теоретические аспекты игры «Dungeons &Dragons» (Д. Арнесон, Э. Гэри Гигакс).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития у детей вербального воображения посредством игры «Dungeons &Dragons»; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ);
- эмпирические (наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Гуманитарный центр интеллектуального развития» городского округа Тольятти. В ходе эксперимента приняли участие всего 32 ребенка 6-7 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2020 по 2022 год.
Первый теоретико-поисковый этап (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2021 г.) заключался в поиске и анализе теоретического и практического материала по проблеме исследования с целью изучения и отбора научных разработок, соответствующих исследуемой теме. Была составлена программа исследования, а также определена тема, сформулирована рабочая гипотеза и установлены объект, предмет и задача исследования. Кроме того, в данный этап вошли разработка и проверка на практике диагностического инструментария по выявлению у детей 6-7 лет уровня вербального воображения.
На втором опытно-экспериментальном этапе (октябрь 2021 г. - март 2022 г.) разрабатывалось содержание работы по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons». Проводился анализ и систематизация результатов практики, а также реализовывались формирующий и контрольный этапы эксперимента.
В третий заключительно-обобщающий этап (апрель 2022 г. - май 2022г.) подводились итоги экспериментальной работы, результаты анализировались и систематизировались, на их основе были сформулированы основные выводы. По итогам дорабатывалась и оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования: обоснована возможность развития вербального воображения посредством настольно-ролевых игр и разработано содержание работы по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
Теоретическая значимость исследования:
- определены и охарактеризованы диагностические показатели и уровни развития вербального воображения у детей 6-7 лет;
- разработаны и обоснованы процессуальные особенности формирования вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи в дошкольных образовательных организациях могут использовать разработанную диагностическую карту и охарактеризованные уровни развития вербального воображения детей 6-7 лет. Также возможно ввести в педагогическую практику разработанный комплекс совместной деятельности с детьми по развитию вербального воображения у детей 6-7 лет посредством игры «Dungeons &Dragons».
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались научной методологией и опорой на фундаментальные положения научных исследований, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением адекватных обоснованных методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели и задачам исследования, получении научно-обоснованных результатов, подкрепленных положительной динамикой, воспроизводимостью данных исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в теоретическом и практическом выявлении проблемы исследования, в определении цели и задач для решения обозначенной проблемы, а также корректной организацией экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация и внедрение результатов исследования велись в течение всего исследования. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2021-2022 гг.) и на отчетных конференциях по практике.
Положения, выносимые на защиту.
1. Вербальное воображение у детей 6-7 лет рассматривается как способность к словесному построению и выражению новых, оригинальных целостных образов через переработку содержания сложившегося опыта с помощью речевых образов и речевых ассоциаций.
2. Развитие у детей 6-7 лет вербального воображения осуществляется посредством игры «Dungeons &Dragons», в процессе которой участники описывают действия своих персонажей и преодолевают сюжетные препятствия с помощью вербального общения. Игровые сессии имеют минимальное визуальное подкрепление, организуя основное сюжетное пространство игры в воображении участников.
3. Развитие у детей 6-7 лет вербального воображения посредством игры «Dungeons &Dragons» происходит в самостоятельной деятельности детей с применением заданий и атрибутов игры, расположенных в игротеке познавательного центра.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 18 таблиц, список используемой литературы (30 источников), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 74 страницах.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Вербальное воображение - способность к словообразованию, образованию фраз по заданным свойствам, обобщению и классификации, способность к аналогиям, что неразрывно связано с развитием речи. Речь способствует формированию и установлению представлений о предметах, позволяет свободно ориентироваться в сфере впечатлений и воспоминаний, создаваемых и выражаемых вербально.
Средством развития вербального воображения могут выступать настольные ролевые игры. Использование настольных ролевых игр позволяет уйти от шаблонных и традиционных форм обучения детей и значительно расширить возможности образовательного пространства. Игра «Dungeons &Dragons», являющаяся настольной ролевой игрой со словесной квестовой системой, основана на совместной с взрослым и детьми коммуникативно - игровой деятельности. Игра позволяет развивать не только вербальное воображение, но и стратегическое мышление, коммуникативные умения и многое другое.
В работе рассмотрены психолого-педагогические подходы к исследованию вербального воображения детей 6-7 лет, определены процессуальные особенности игры «Dungeons &Dragons» в развитии вербального воображения и доказана ее эффективность.
Определены показатели для выявления уровня вербального воображения детей 6-7 лет, представлена диагностическая карта и описаны уровни развития. На констатирующем этапе эксперимента установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень у 4 детей (25%), средний у 9 детей (56 %), а высокий у 3 детей (19%). В контрольной группе низкий уровень у 5 детей (31%), средний уровень у 9 детей (56%), и высокий уровень у 2 детей (13%).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей выявлен низкий или средний уровень развития вербального воображения. Исходя из гипотезы исследования, для достижения цели формирующего этапа необходимо:
- определить содержательные характеристики и процессуальные особенности игры «Dungeons &Dragons», способствующие проявлению и развитию вербального воображения;
- организовать проведение игры «Dungeons &Dragons» по подгруппам, активизирующей вербальное воображение детей;
- представить задания и атрибуты игры «Dungeons &Dragons» в игротеке познавательного центра для самостоятельной игровой деятельности детей.
По результатам контрольного эксперимента по выявлению уровня вербального воображения детей 6-7 лет можно проследить следующую динамику в результатах в экспериментальной группе: количество детей с низким и средним уровнями понизилось, а с высоким повысилось. В группе преобладают дети со средним и высоким уровнями развития вербального воображения.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра «Dungeons &Dragons» дала положительную динамику в уровне вербального воображения детей 6-7 лет. Мы достигли цели нашего исследования и выполнили установленные задачи и доказали гипотезу исследования.
Для развития вербального воображения детей 6-7 лет педагоги- психологи и воспитатели могут использовать результаты исследования в образовательном процессе.
1. Акулинина Т. В. Настольные ролевые игры: история развития и терминология // Омский научный вестник. 2019. № 9. С. 239-241.
2. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. С. 95-98.
3. Борисова В. А. Взаимосвязь развития речи и воображения у детей дошкольного возраста // Системная психология и социология. 2011. №4. С. 98-105.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1999. 305 с.
5. Гонина О. О., Кодина Н. В. Развитие продуктивного воображения старших дошкольников под влиянием активизации их вербального творчества. Тверь: Тверской государственный университет, 2015. С. 96-100.
6. Гридина Т. А. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение // Филологический класс. 2012. № 3. С. 34-37.
7. Дьяченко О. М. Роль речи в развитии воображения дошкольника. Кострома: Мозаика-Синтез, 2007. С. 121-123.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 434 с.
9. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. М. : Книголюб, 2005. 63 с.
10. Камардин М. В. Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 172-175.
11. Кириллова Г. Д. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. С. 40-47.
12. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. : МГУ, 1979. 145 с.
13. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. №5. С. 57-68.
14. Куриленко И. В. Диагностика креативности в современном образовании // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. С. 67¬69.
15. Леонтьева А. А., Чурбанова С. М. Развитие воображения и
креативности у дошкольников: теоретический анализ современных
исследований // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 70-78.
16. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М. : Владос, 2008. 260 с.
17. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М. : Владос, 2008. 107 с.
18. Питик Г. В. Наблюдение психологических аспектов поведения и безопасности в рамках настольных ролевых игр // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: материалы Всероссийского научного семинара, 09-10 сентября 2016 г. / под редакцией И. Б. Шуванова, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Г. Ю. Фоменко, В. Ф. Енгалычева, Ю. Э. Макаревской. Самара: ИП Иванов Владислав Вячеславович, 2016. С. 96-99.
19. Репина Т. А. Развитие воображения / Психология детей дошкольного возраста. М. : Академия. 2014. 342 с.
20. Рождественская Н. С., Якубенко Л. М. Настольная игра как элемент социокультурного влияния на воспитание и досуг учащихся // Академический вестник. Вестник санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования . 2019. № 2. С. 64-68.
21. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2013. 240 с.
22. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб. : Питер, 2003. 320 с.
23. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2017. 288 с.
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. :
Просвещение, 2005. 268 с.
25. Denham S. A., Bassett H. H., Zinsser K. Early Childhood Teachers as Socializers of Young Children’s: Early Childhood Education Journal. URL: https://www.researchgate.net/publication/225076967_2_3_Early_Childhood_Educ ation_Journal_Early_Childhood_Teachers_as_Socializers_of_Young_Children's_E motional_Competence (date of request: 2.04.2021).
26. Gemelli R. J. Normal Child and Adolescent Development. Washington, DC: American Psychiatric Press, 1996. 187 p.
27. Kagan J. Classifications of the Child. In Handbook of Child Psychology: Vol. 1, 4th edition, ed. W. Kessen and P. H. Mussen. New York: Wiley. 1983. P. 45-61.
28. Kim J. What is a Role-Playing Game. 2008. URL: https://goo.su/6lmT (date of request: 20.05.2021).
29. Kim J. Narrative or Tabletop RPGs. 2008. URL: https://goo.su/6lMT (date of request: 20.05.2021).
30. Sacco C. A. The Ultimate Interview with Gary Gygax. Atlas of Adventure. 2003. URL: https://goo.su/6Lmt (date of request: 20.05.2021).