Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Исследование проблемы воспитания патриотических чувств у младших
школьников на уроках литературного чтения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на
уроках литературного чтения 19
Выводы по главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 28
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотических чувств у младших
школьников 28
2.2. Реализация комплекса уроков, направленных на воспитание патриотических
чувств у младших школьников 40
2.3. Динамика воспитанности патриотизма на уроках литературного
чтения 45
Выводы по главе 53
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложения
Смена ценностных ориентиров, произошедшая в российском обществе, привела к изменению жизненных ориентиров подрастающего поколения, к деформации нравственных установок и моральных норм, которые были долгие годы традиционными для нашей страны. В связи с этим в настоящее время одним из основных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов РФ, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы личности, традиции и культуру своего и других народов.
Данный вопрос рассматривался на протяжении всей истории России. Такие выдающиеся педагоги, общественные деятели, как В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинскоий, Н.Г. Чернышевский и другие, в своих трудах обращали внимание на то, как важно воспитать сознательного патриота своей страны, который способен отстаивать интересы государства. Их идеи нашли свое отражение и в работах современных авторов: И.А. Агаповой, М.П. Бузского, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова, В.А. Сластенина, Н.В. Ипполитовой, Т.А. Коновалова, С.В., Кривых, изучающих проблему патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание - это сложный педагогический процесс, направленный на развитие нравственных чувств. Суть его состоит в том, чтобы сформировать и развить в душе ребенка любовь к своей Родине, родному дому, культуре и традициям своего города, страны. Чувство любви к Родине начинает зарождаться у детей с ранних лет с отношения к семье, к самым близким для него людям.
В начальной школе у детей осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми. Это период, во время которого чувства ребенка преобладают над всеми аспектами его жизни. Они выступают в качестве мотивов поведения, определяют поступки, выражают отношение к окружающему миру. Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и развития патриотических чувств, которые в дальнейшем становятся фундаментом будущего гражданина.
Художественные произведения является основным инструментом педагога, способным повлиять на выбор нравственных ориентиров ребенка, на его духовный мир. В воспитании патриотических чувств школьный предмет «Литературное чтение» занимает основополагающее место. При этом учитель в ходе урока должен уметь правильно сочетать методы обучения и методы воспитания. В настоящий момент педагоги больше внимания уделяет достижению предметных результатов обучения, при этом в полной мере не используют воспитательный потенциал уроков литературного чтения. На современном этапе развития педагогики недостаточно внимания уделяется работе по развитию патриотических чувств посредством уроков литературного чтения.
Проблема данного исследования заключается в определении педагогических условий, которые обеспечивают формирование патриотических чувств у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. Данная работа направлена на устранение противоречия между объективной необходимостью формирования патриотических чувств у младших
школьников и недостаточной разработанностью педагогически корректного процесса их формирования у детей в процессе изучения литературных произведений.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект настоящего исследования - процесс воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы.
Предметом исследования являются педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения происходит наиболее эффективно при:
> использовании в работе разных литературных жанров;
> организации педагогом глубокого анализа изучаемого произведения и полноценного чтения;
> включении младших школьников в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
• осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• выявить уровень сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
• определить критерии оценки и уровни развития патриотических чувств у учащихся начальной школы;
• выявить педагогические условия развития патриотических чувств у младших школьников посредством уроков литературного чтения;
• опытно-экспериментальным путем доказать эффективность
выявленных педагогических условий развития патриотических чувств опсредством уроков литературного чтения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы,
• опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный);
• анкетирование, наблюдение, беседа;
• методы математической обработки полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя
Социалистического Труда И.В. Комзина». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса (24 человека) и учащиеся 3 «Б» класса (25 человек). Общее количество учащихся - 49 человек.
Теоретическую основу работы составили труды И.А. Агаповой, М.П. Бузского, Н.В. Ипполитовой, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова и других авторов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в работе разработанного диагностического аппарата патриотической воспитанности младших школьников, выявленных условий развития патриотических чувств на уроках литературного чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС патриотическое воспитание младших школьников на сегодняшний день является одной из главных задач ступени начального общего образования. Педагоги начальной школы отвечают за формирование и развитие патриотических чувств у учащихся.
На важность роли патриотического воспитания в формировании личности ребенка на протяжении всей русской истории указывали и такие известные мыслители и педагоги, как В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др. Их идеи нашли свое отражение и в работах современных авторов: И.А. Агаповой, А.Н. Вырщикова, М.П. Бузского, Т.А. Коновалова, С.В. Кривых, Ю.В. Лазаревой, Р.Л. Рожденственской, Д.Л. Теплова и др.
В результате анализа психо лого-педагогической литературы по проблеме исследования было определено содержание понятий: патриотическое
воспитание, патриотизм, патриотическое чувство. Определены структурные компоненты патриотических чувств, критерии их сформированности (эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный, потребностно -
мотивационный и волевой), а также выделены возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать педагогу при подготовке и проведении занятий по литературному чтению.
Уроки литературного чтения являются уникальной платформой для формирования и развития патриотических чувств. Эффективности этого процесса посредством данных занятий способствует соблюдение педагогом следующих педагогических условий:
> использование в работе разных литературных жанров;
> организация педагогом глубокого анализа изучаемого произведения и полноценного чтения;
> включение младших школьников в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Что было доказано экспериментально в процессе работы.
Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях в процессе осуществления учебной деятельности на базе МБУ "Школа № 2 имени героя социалистического труда И.В. Комзина" г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие ученики 3 «А» класса - 24 человека
(контрольная группа), 3 «Б» - 25 человека (экспериментальна группа). Возраст участников эксперимента - 9-10 лет.
Цель экспериментального исследования: опытно-экспериментальным путем доказать эффективность выявленных педагогических условий развития патриотических чувств посредством уроков литературного чтения. Оно включало в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе проводилась диагностика исходного состояния сформированности патриотических чувств у младших школьников, с использованием апробированных методик. На основании сравнительного анализа результатов диагностики был сделан вывод о том, что у детей в обеих группах приблизительно одинаковые уровни развития патриотических чувств. По четырем критериям (эмоциональному, интеллектуальному (когнитивному), деятельностному и потребностно-мотивационному) в контрольной и экспериментальной группах преобладает средний уровень их развития, а по волевому низкий. Что свидетельствует о недостаточной степени развития структурных компонентов патриотического воспитания у учащихся, участвующих в эксперименте.
В ходе формирующего этапа исследования был разработан и реализован комплекс уроков, направленных на развитие патриотических чувств у детей на уроках литературного чтения. В экспериментальном классе был проведён глубокий анализ и полноценное чтение произведений: М. Пришвина «Моя Родина», И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2ч), Ф. Савинов «Родина», С. Романовский «Русь», С. Романовский «Слово о Русской земле», Былина «Три поездки Ильи Муромца», А.Твардовский «Рассказ танкиста».
Работа аналитического и синтетического характера включала в себя три этапа: первичный синтез, анализ и вторичный синтез. В процессе беседы, обсуждения, посредством специально организованного учителем диалога, школьники самостоятельно вырабатывали правильные суждения, оценки о понятиях и поступках.
Младшие школьники на протяжении всех уроков участвовали в эмоционально-творческой деятельности в процессе чтения.
Таким образом, основой данной экспериментальной работы является деятельность младших школьников на уроках литературного чтения, проникнутая «живыми» чувствами, основанная на самостоятельной работе. В ходе, которой ребята смогли самостоятельно «войти в нарисованную писателем жизнь» с помощью воображения, прочувствовать переживания героев, соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.
Цель проведения контрольного среза: выявление динамики развития структурных компонентов патриотизма (эмоционального, интеллектуального (когнитивного), деятельностного, потребностно - мотивационного и волевого), характеризующих воспитанность патриотических чувств младших школьников контрольного и экспериментального классов, после проделанной педагогической работы по формированию патриотических чувств у младших школьников посредством литературного чтения.
Контрольный этап проведён с использованием тех же методик, что и констатирующий эксперимент. Анализ его результатов показал, что у учащихся экспериментальной группы после проведения комплекса уроков по литературному чтению, способствующих формированию и развитию патриотических чувств с учетом выявленных педагогических условий, выявлены более высокие результаты по всем критериям. У контрольной же группы, в которой не велась экспериментальная работа, уровень патриотического воспитания остался практически неизменным.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что проведенный на формирующем этапе исследования комплекс уроков по литературному чтению позволил получить положительные результаты, как показал опыт проведенной работы, выявленные педагогические условия способствовали развитию патриотических чувств у младших школьников.
Таким образом, цель данной бакалаврской работы - определить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения, достигнута. Задачи решены. Гипотеза, выдвинутая в ходе экспериментального исследования о том, что развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения происходит наиболее эффективно при использовании педагогом разных литературных жанров, организации им глубокого анализа изучаемых произведений и полноценного чтения, включения учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе занятия, нашла своё подтверждение.
Практическая значимость данной бакалаврской работы заключается в возможности использования учителями в своей работе описанного диагностического аппарата патриотической воспитанности младших школьников и выявленных условий развития патриотических чувств на уроках литературного чтения. Педагог, создавая на занятиях вышеперечисленные педагогические условия, в результате получает эмоциональный отклик у учащихся на описанное в художественных текстах патриотической направленности, у детей формируется чувство принадлежности к своему народу, чувство любви к своей Родине, чувство национального достоинства, а также более ответственное отношение к общественным поручениям, делам класса, школы; вырабатывается бережное отношение к народной памяти; развивается гордость за достижения своего народа, уважение к его историческому прошлому, национально-культурным традициям. Все это способствует эффективному формированию и развитию у ребят патриотических чувств.
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М. : Айрис- Пресс, 2012. 214 с.
2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. С. 17-22.
3. Афанасьева К.С.,, Баранова О.И. Средства формирования патриотизма младших школьников в региональном аспекте // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-3. С. 467-470.
4. Бардовская Н.В, Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. 627 c.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Рн/Д: Феникс, 2016. 383c.
6. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М. : АЙРИС ПРЕСС : АЙРИС дидактика, 2006. 192 с.
7. Бондаренко Е.А. Модели патриотического воспитания в современных условиях // Интернет и образование. 2009. № 15. С. 34-37.
8. Булгакова Е.В. Воспитание патриотизма на традициях древнерусской культуры // Мир образования образование в мире. 2014. № 2. С. 155-159.
9. Буторина Т.С., Овчинников Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2014. 224 с.
10. Быков А.К. Формирование патриотического сознания
молодежи // Педагогика. 2010. №9. С. 10-21.
11. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика . 2015. № 2. С. 37-42.
12. Виндзор-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций. М. : Юрой, 2013. 197 с.
13. Волкова И.А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/24/statya_0.docx
14. Вороненко А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся. Тюмень : ТГПУ, 2005. 135 с.
15. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 282 с.
16. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград: ГУ Издатель, 2011. 47 с.
17. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования. Волгоград: Авторское перо, 2014. 160 с.
18. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодёжи // Социологические исследования. 2007. № 7. С.10-15.
19. Гебекова А .Н. Патриотическое воспитание младших
школьников на уроках литературного чтения как одно из требований ФГОС НОО // Журнал гуманитарных наук. 2016. №15. С. 86-88.
20. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. Пенза, 2016. 116 с.
21. Григорьева Н. В. Анализ теоретических подходов к раскрытию содержания понятия «патриотизм» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s002/s002-015.pdf
22. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма // Вестник ОГУ. 2012. №1. С. 55-58.
23. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современной России. Монография. М., 2011. 214 с.
24. Жесткова Е.А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников / Е.А. Жесткова, М.Д. Зимина, М.Г. Сурков // Современные проблемы науки и образования. -
2017. - №1. - с. 105. . - Режим доступа: https://science-
education.ru/article/view?id=26109 - (Дата обращения: 01.03.2018).
25. Здерева Е.В. Патриотизм и его развитие. Тольятти: ТГУ, 2009. 532с.
26. Золотарева А.В., Чешуина Е.И. Компетентностный подход в реализации гражданско-патриотического воспитания школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015 № 5. C. 35- 41.
27. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С.85-87.
28. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание
школьников. М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2006. 62 с.
29. Кислинская С.А., Лебедева Е.В. Методика обучения
литературному чтению: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : ИЦ Академия, 2013. 288 c.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений. М.: ACADEMIA, 2001. 174 с.
Е.В., Чулкова Р.Г. Гражданское воспитание в личностно-ориентированный подход. Йошкар-Ола:
Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Томск, 2003. 197 с.
33. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. Новокузнецк, 2002. 297 с.
34. Кучеров В.Е. Научные основы патриотического воспитания российских граждан в современных условиях // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011. № 1 (5). С. 20-35.
35. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание : проблемы и пути их решения // Педагогика. 2006. №5. С. 110-114.
36. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. 2014. № 5. С. 52-59.
37. Лушников И. Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации. Вологда : ВИРО, 2014. 64 с.
38. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 778-782.
39. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников.
2012. № 6. С. 6-11.
40. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. - М. : Флинта, 2014. 288 с.
41. Маслова Т.М. Возможности национально-регионального компонента начального общего образования в патриотическом воспитании младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук. Биробиджан, 2009. 172 с.
42. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал // Начальная школа 2007. № 4. С.11-12.
43. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для вузов / М. П. Воюшина [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. М. : Академия, 2010. 283с.
44. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2014. № 5. С. 3 - 9.
45. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 909с.
46. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2013. № 3. С. 31-46.
47. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376с.
48. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. М.: ТЦ Сфера. 2007. 208 с.
49. Педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. М. : Юрайт, 2012. 332с .
50. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от
13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0ws. p df
51. Похилько Л.В. К вопросам о патриотическом воспитании школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. 2011. С. 211-213.
52. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 720с.
53. Савинова Л. Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: дис. ... канд. пед. наук. СПб.,
2013. 198 с.