Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №105988

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о
себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Методика формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 20
2.1 Выявления уровня сформированное™ преставлений о себе у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Реализация методики формирования представлений о себе у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития 33
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о себе у
детей с 5-6 лет задержкой психического развития 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения

Представление о себе имеет особую роль в жизни человека. Благодаря тому, что ребенок знает о себе, он может проявить себя как личность и легче социализироваться в обществе.
Л.И. Божович считала, что к трем годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. На этапе кризиса трех лет происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность «Я сам». Но исследователи Н.Л. Белопольская, Е.С. Слепович утверждают, что у детей с задержкой психического развития этот процесс появляется позже и протекает медленней. Образ «Я» рассматривается как совокупность знаний о себе, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Для того, чтобы представление о себе у ребенка с задержкой психического развития формировалось по нормам онтогенеза, окружение семьи, окружение детского сада должно создать ребенку благоприятную атмосферу для развития самосознания.
Описание процесса формирования у дошкольников представлений о себе представлено в работах Л.И. Божович, М.В. Корепановой, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна.
По мнению Т.В. Гордеевой, М.А Егоровой, Е.В. Лисиной, Л.Э Семеновой, И.В.Сычевич, Г.А. Мишиной, Л.Ф. Хайртидиновой именно такие факторы как отсутствие поддержки со стороны родителей в любой сфере ребенка, депривация отношений между родителем и ребенком, низкая оценка деятельности ребенка взрослым, отсутствие роли в игре, снижают процесс формирования представлений о себе у детей с задержкой психического развития, из-за этого у детей строится не правильное представление о себе, появляется низкая самооценка, а так же может сформироваться псевдо компенсаторный механизм, то есть проявление защитной высокой самооценки.
С.А. Козлова отмечает, что развитие представлений о себе у ребенка начинается именно тогда, когда ребенок усваивает понимание своей социальной роли в семье, то как он связан с близкими людьми родословной [21]. Такое понимание развивает у ребенка устойчивое ощущение себя как уникальной личности в мире, именно представление о себе как об уникальной личности придает ребенку уверенность в себе в обществе и благодаря этому он может быстрее социализироваться.
Известный педагог П.Ф Каптерев полагал, что в развитие и образование детей необходимо использовать наглядное обучение, он предложил использовать наглядный материал на всех этапах педагогического процесса. С.И. Шохор-Троцкий, считал, что наглядность обеспечивает ребенку развитие не только мышления, но и творческого воображения. Л.В. Занков, считал, что для развития мышления важно сочетать слова и наглядное изображение. Таким образом, для эффективного формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития необходимо использовать наглядную основу в упражнениях.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне выражается в социальном заказе общества на развитие у детей с задержкой психического развития представление о себе, что является основой успешной социализации ребенка в обществе.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне опирается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формировании представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает нам, что уже в раннем возрасте интерес к себе, к своему телу, внешнему виду, отношения окружающих людей к ребенку влияет на развитие у ребенка представлений о себе. Формирование представлений о себе у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития - является важной задачей дошкольного образования детей с ОВЗ. Но из-за недостаточно разработанных средств и условий уменьшается эффективность в работе над формированием образа «Я» у ребенка и затрудняется решение такой важной задачи как формирования представлений о себе у ребенка с задержкой психического развития.
Актуальность исследований на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями у педагогов в установление уровня сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Это обусловлено тем, что отсутствуют разработки содержания, методов, форм и условий, благодаря которым можно охватить все компоненты самосознания ребенка, критериев и показателей сформированности представлений о себе.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие: необходимостью формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о себе и отсутствием обоснованных эффективных условий для обеспечения этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования представлений о себе у детей 5-6 лет задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Формирование представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития происходит эффективно, при следующих психолого-педагогических условий:
- определено содержание методики по формированию представлений о себе 5-6 лет с задержкой психического развития;
- осуществлено поэтапное формирование представлений о себе, охватывающие когнитивный и поведенческий компонент сформированности о себе;
- разработаны и включены в образовательный процесс упражнения с наглядной основой по формированию представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая основа исследования:
- исследования о формировании представлений о себе (Л.И. Божович, С.А. Козлова);
- исследования о формировании представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Н.Л. Белопольская, Е.С. Слепович);
- исследования об особенностях формировании представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Т.В Гордеевой, М.А Егоровой, Е.В Лисиной, Л.Э Семеновой, И.В Сычевич, Г.А. Мишиной, Л.Ф Хайртидиновой);
- использовании упражнений с наглядной основой в педагогическом процессе с дошкольниками (П.Ф Каптерев, С.И. Шохор-Троцкий, Л.В. Занков).
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы и описаны критерии, показатели и уровни сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; теоретически обосновано содержание процесса формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что задания, упражнения с наглядной основой для формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами- психологами, воспитателями.
База исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5¬6лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (55 источников), работа содержит 21 таблицу и 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование потвердело выдвинутую нами гипотезу и это позволяет сделать выводы.
Результаты анализ источников показал, что такая проблема как формирование представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучена недостаточно и является актуальной.
Проблема формирования представления о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучались многими исследователями (Т.В. Гордеева, М.А. Егорова, Е.В. Лисина, Л.Э. Семенова, И.В Сычевич, В.В Столин, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеева, Е.С. Слепович, М.Н Фишман). Исследования показали, что формирование представления о себе у детей с задержкой психического развития затрудняется биологическими и социальными процессами.
В.С. Мухина выделяет 5 этапов сформированности представления о себе у детей, что позволяет определить этапность формирования представления о себе у детей.
Выявление уровня сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показало, у 70 % детей низкий уровень сформированности представлений о себе. Это связанно с тем, что у детей не сформировано представление о себе, дети владеют только фрагментарными знаниями, не умеют использовать знания о себе в игре, в социально-коммуникативной деятельности.
Формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития происходило через разработанную методику, в которую входили упражнения на наглядной основе.
После проведения повторной диагностики была выявлена успешность методики по формированию представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Количество детей с высоким уровень увеличился с 0% до 20%, средний уровень увеличился на 20% и составило 50%, низкий уровень уменьшился на 40% и в итоге составило 30%. Это доказывает эффективность программы. Подводя итоги, можно сказать, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены и гипотеза исследования подтверждена.



1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : Акад. пед. наук СССР/ Борис Ананьев; под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. - том 2. -М. : Педагогика, 1980. - 286 с.
2. Белопольская, Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой в системе дифференциально-психологической диагностики [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10 : защищена 6.06.1996 : утв. 15.12.1996 / Н.Л. Белопольская. - М., 1996. - 16 с.
3. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация [Текст] : Методика исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская. -М. :Когито-Центр, 1998. - 24 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] : Избр. психол. тр. / Л.И. Божович. - Изд.3-е. - М. :МОДЭК, 1997. -243 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : Мастера психологии / Л.И. Божович. - СПб. : Питер Пресс, 2008. - 38 с.
6. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б.Баряева. - Изд. 2-е. - СПб. : КАРО, 2009. - 272 с.
7. Водовозова, Е.Н. Царство свободного ребенка [Текст]: Избранные статьи о воспитании / Е.Н. Водовозова. - Спб. : Карапуз, 2009. - 288с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]:
Антология мысли / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2016. - 198с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. [Текст] Детская психология / Л.С. Выготский. - М. :Книга по Требованию, 2012. - 384 с.
10. Гловацкая, В.В. Особенности формирования представлений о себе у старших дошкольников [Текст] / В.В. Гловацкая // Ребенок в современном образовательном пространстве : сб. науч.-исслед. работ студ. и аспирантов с международным участием / под ред. Н.А. Андреевой. - Ш: ШГПИ. - 2014. - С. 45-49.
11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. -115с.
12. Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского [Текст] : / Н.К. Гончаров. -М. : Педагогика, 1974. - 321с.
13. Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Дефектология. - 2000. - №1. -С. 20.
14. Гордеева, Т.В., Роль близкого взрослого в становления образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Т.В. Гордеева, Г.А. Мишина // Дефектология. - 2005. - №1. - С. 47-51.
15. Дмитриева Е.Е. Докторская диссертация. Коммуникативно - личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст] : практическое пособие для аспирантов и соискателей / Е.Е. Дмитриева. -Н. : 2005. -54 с.
16. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. - М. : ГУПИ МП РСФСР, 1960. - 312 с.
17. Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.:Академия, 2004. - 288 с.
18. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. - М. : Педагогика, 1982. -703с.
19. Кисова, В.В. Исследование взаимосвязи уровня развития саморегуляции и сотрудничества в учебной познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Кисова // Коррекционная педагогика. - 2014. -№4. - С. 39-48.
20. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру[Текст] / С.А. Козлова. - Изд.2-е. -М. :Линка-пресс, 2000. - 35 с.
21. Козлова, С.А. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я - человек» [Текст] : мет. рекомендации / С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е, Шукшина. - М. :Владос, 2001. - 96 с.
22. Корепанова, М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / М.В. Корепанова // Известия Саратовского университета. - 2009. - №4. - С. 74-79.
23. Корепанова, М.В. Формирование у детей 5-7 лет представление о себе как о будущих школьниках [Текст] / М.В. Корепанова // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4 (18). - С. 450-452.
24. Корепанова, М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова. -В. : Перемена: 2000. - 120с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие. / И.Ю. Кулагина. - М. : УРАО, 1999. -176 с.
26. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. науч. ст. / А.Н. Леонтьев,А.В. Запорожец. - М. : 1995. - 144с.
27. Лисина, Е.В. «Внутренне тело» ребенка: формы его проявления и восприятия [Текст] / Е.В. Лисина // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 72-74.
28. Лисина, Е.В. Сквозь призму телесного "Я" ребенка[Текст] / Е.В. Лисина // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 15-22.
29. Лисина, М.И. «Формирование личности ребенка в общении.» [Текст] / М.И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 74 с.
30. Малофеев, Н.Н. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2000. - №1. - С. 25-38.
31. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности [Текст] / B.C. Мерлин. - П. : ПГПИ, 1970. - 145 с.
32. Мерлин, B.C. Очерк интегральной индивидуальности [Текст] /
B. C. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. -254 с.
33. Мерлин, B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание [Текст] : учеб. пособие / B.C. Мерлин. П. : ПГПИ, 1990. - 110 с.
34. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Мухина. - М. : «Академия». 2006. - 608 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 456 с.
36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Апрель-Пресс, 2014. - 352с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.
38. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. [Текст] / М.Н. Скаткин. - Изд 2-е. -М. : Педагогика, 1984. - 96 с.
39. Семеновой, Л.Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов [Текст] / Л.Э. Семеновой // Дефектология. - 2008. - №4. - С. 25-32.
40. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки
психического развития в дошкольном возрасте [Текст]: дис. ...
кандпсих.наук : 19.00.10 : защищена 1.12.1994 / Е.С. Слепович. - М. : 1994. - 13с.
41. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М. : Московский Университет, 1983. - 284 с.
42. Сычевич, И.В. Особенности представления о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения [Текст] / И.В. Сычевич // Дефектология. - 2008. - №3. - С. 31-39.
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] : Ранний и дошкольный возраст / Е.И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 111с.
44. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 10-ти томах [Текст] / К.Д. Ушинский. - том 8. - М. : Академия Педагогических Наук, 1988. - 516с.
45. Фельдштейн, Д.И. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : МОДЭК, 2001. - 417 с.
46. Фельдштейн, Д.И. Мир психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Детство как состояние и как процесс социальной эволюции и развития общества. - 2015. - №1 (81). - С. 3-11.
47. Фельдштейн, Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен [Текст] / Д.И. Фельдштейн// Вестник Герценовского университета. - 2012. - №1. - С. 20-29.
48. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] : учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - М. : Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
49. Фишман, М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей [Текст]: учеб. пособие / Фишман, М.Н. - М. : УРАО, 2006. - 76 с.
50. Хайртидинова, Л.Ф. Формирование первоначальных
представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Л.Ф. Хайртидинова // Коррекционная педагогика. - 2001. - №5. - С. 81-89.
51. Шевченко, С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении [Текст] / С.Г. Шевченко, // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 23-27.
52. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия. 2007. - 194 с.
53. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития[Текст] :Тематическое планирование занятий / С.Г Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. -112 с.
54. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] :учеб.метод. пособие. / А.М. Щетинина. - Н: НовГУ им. Ярослава Мудрого: 2000. - 88 с.
55. Шохор-Троцкий, С. И. Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] / С. И. Шохор-Троцкий // Педагогическая энцеклопедия. - URL :http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/25/page43.html. (Дата обращения 11.02.18)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ