Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Работа №105984

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы конкуренции
1.1Генезис возникновения конкуренции
1.2Понятие и правовое регулирование конкуренции в РФ
Глава 2 Зарубежный и отечественный опыт антимонопольного регулирования
2.1Особенности правового регулирования защиты конкуренции в США
2.2Особенности правового регулирования защиты конкуренции в Европе
Глава 3 Проблемы развития конкурентной среды в России
3.1Основные проблемы конкуренции в современной России
3.2Практика применения законодательства о защите конкуренции
3.3Предложения по совершенствованию антимонопольного
регулирования и защиты конкуренции
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность темы исследования. Проблемы конкуренции в настоящее время остро стоят перед многими государствами, в том числе и перед Россией, ведь деятельность государства по содействию конкуренции оказывает прямое воздействие на важнейшие показатели социальноэкономического развития государства, такие, как объем производства продукции, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировом рынке, объемы капиталовложений, прибыль компаний и их налоговые отчисления, на цены, на производительность труда.
Учитывая, что создание государственного контроля по обеспечению добросовестной конкуренции и процесс его развития в нашей стране фактически начались совсем недавно и с нуля (поскольку господствовавшая ранее командно-административная система управления экономикой исключала функционирование свободной конкуренции в хозяйственной деятельности страны), рассматриваемая проблематика еще не имеет полного освещения в научной литературе, доказательством чего служит и наличие пробелов в законодательной базе, требующей рассмотрения и совершенствования. Потому исследуемая тема, безусловно, является актуальной в настоящее время - в эпоху процесса глобализации мировой экономики, где ведущие позиции занимают крупнейшие транснациональные корпорации, определяющие основные пропорции мирового производства и сбыта.
Степень научной разработанности темы. Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в Российской Федерации занимались такие ученые, как: Борисевич М. М., Зеленски Н., Ларионова А. А., Храмогина Д. Н., Тагирова А.В. Шишкин М. В., Смирнов А. В., Заварин И.О. и др.
Цель и задачи исследования - исследование правового регулирования защиты конкуренции в России.
Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
-рассмотреть генезис возникновения конкуренции;
-проанализировать понятие и основные подходы к определению конкуренции в России;
-сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта антимонопольного регулирования;
-исследовать проблемы развития конкурентной среды в России;
-обозначить основные проблемы конкуренции в современной России;
-охарактеризовать практику применения законодательства о защите конкуренции в РФ;
-внести предложения по совершенствованию законодательства в области защиты конкуренции.
Объектом исследования выступает правовое регулирование защиты конкуренции.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты в области защиты конкуренции.
Методологической основой исследования составили следующие общенаучные и частно-научные методы исследования, такие, как: анализ и изучение научной литературы, исторический, классификация, обобщение, сравнение, синтез системного и функционального подхода.
Эмпирическую базу исследования составляют международноправовые акты, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном подходе к исследованию наиболее важных проблем правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, которые складываются в условиях действия Федерального закона «О защите конкуренции» и принятых в соответствии с ним иных нормативно -правовых актов. В ходе научного исследования были рассмотрены проблемы взаимовлияния внутреннего и внешнего законодательства; формирование нового наднационального регулирования в сфере защиты конкуренции; значение принципов добросовестности, разумности, справедливости как элементов правового регулирования защиты конкуренции; были сформулированы основополагающие понятия «наднациональное законодательство», «вертикальные соглашения», «недобросовестная конкуренция»; сделаны практические предложения по совершенствованию правового регулирования защиты конкуренции, в том числе защиты от недобросовестной конкуренции, правовой регламентации вертикальных соглашений; рассмотрены тенденции развития законодательства России о защите конкуренции в аспекте усиливающихся процессов глобализации и усиления влияния наднациональных норм.
В результате проведенного диссертационного исследования автором сформулированы основные положения, выносимые на защиту:
1.В результате исследования основных сущностных характеристик конкуренции автор приходит к следующему выводу. Юридическая сторона конкуренции состоит в том, что ее основные задачи - наличие состязательности на рынке между хозяйствующими субъектами, активное поведение участников рынка с соблюдением всех обязательных правил и обычаев делового оборота, ограничение возможности хозяйствующих субъектов односторонне влиять на цены и другие условия сделок - реализуются через систему нормативно-правовых актов.
Поэтому автором сформулировано следующее определение конкуренции как юридической категории: конкуренция - это естественное для рыночных условий состояние экономики, при котором с помощью установленных и защищаемых государством правил поведения хозяйствующие субъекты на паритетных началах соперничают в достижении лучшего результата хозяйствования на каком-либо рынке, исключая возможность каждого влиять в одностороннем порядке на общие условия хозяйствования на данном рынке».
2.В правовых источниках и научной литературе систему нормативно- правовых актов, направленных на развитие и защиту конкуренции, принято называть антимонопольным законодательством. При этом этимологически понятие «антимонопольное законодательство» связано напрямую с понятиями «монополия» и «монополистическая деятельность».
В то же время существуют две отдельные категории - «монополистическая деятельность» - и недобросовестная конкуренция», имеющие разную правовую природу, а анализируемые нормативноправовые акты направлены на защиту конкуренции в целом, без применения какого-либо дифференцированного подхода. Поэтому исследуемую область законодательства предлагается считать не антимонопольным законодательством, а «законодательством о защите конкуренции».
3.Автором выявлено отсутствие в Федеральном законе «О защите
конкуренции» определения понятия «защита конкуренции». Поэтому предлагается дополнить статью 4 Федерального закона «О защите конкуренции» правовой нормой следующего содержания: защита
конкуренции - комплекс мер государственно-правового характера, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью, включая пресечение действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов, Банка России, ограничивающих конкуренцию на товарных и финансовых рынках, а также установление запретов на ограничивающие конкуренцию акты указанных органов».
4.Исследовав порядок регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, основанный на унификации правовых норм о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, автор пришел к выводу о несостоятельности решения законодателя по включению рынка финансовых услуг в понятие «товарный рынок», определяемого как «сфера обращения», поскольку услуга всегда относится к сфере деятельности.
На основании вышеизложенного предлагается законодательно закрепить самостоятельную дефиницию, дополнив статью 4 Федерального закона «О защите конкуренции» правовой нормой следующего содержания: рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовой организации, направленной на предоставление финансовых услуг юридическим и физическим лицам, определяемая исходя из места фактического предоставления финансовой услуги».
5.Учитывая, что недобросовестная конкуренция ущемляет, в первую
очередь, интересы предпринимателей и потребителей, следует закрепить правовую норму, в соответствии с которой любые сделки, совершенные с применением недопустимых методов конкурентной борьбы, признавались бы недействительными. В связи с этим предлагается внести в параграф 2 Главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации
«Недействительность сделок» правовую норму следующего содержания: сделка, совершенная в условиях недобросовестной конкуренции с нарушением требований законодательства о защите конкуренции, ничтожна, если факт недобросовестной конкуренции будет установлен в предусмотренном законодательством порядке».
Непосредственный порядок установления факта недобросовестной конкуренции должен быть регламентирован законодательством о защите конкуренции.
6.Автором выявлено отсутствие в законодательстве о защите конкуренции, а также в научной и специальной литературе понятия «злоупотребление доминирующим положением». Поэтому предлагается авторская формулировка вышеозначенного понятия: злоупотребление доминирующим положением - это действия, а равно бездействия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном и финансовом рынках, направленные на ограничение (устранение) конкуренции и (или) ущемляющие интересы других участников рынков, выраженные в формах, перечень которых устанавливается законодательством о защите конкуренции».
7.Анализ полномочий Федеральной антимонопольной службы России позволил прийти к выводу, что предусмотренное в статье 23 Федерального закона «О защите конкуренции» право Федеральной антимонопольной службы России выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, не соответствует общим принципам установления вины. Подобные требования должны предъявляться только на основании решений суда. Поэтому предлагается исключить подпункт «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», закрепляющий вышеуказанное полномочие антимонопольного органа, или изложить его в следующей редакции: о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, на основании вступившего в законную силу решения суда».
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут повысить научную разработанность поставленной автором проблематики в целом способствовать дальнейшему изучению основных проблем правового регулирования общественных отношений, связанных с защитой конкуренции на товарных и финансовых рынках. Полученные результаты могут также использоваться при проведении исследований отдельных аспектов правового регулирования конкуренции.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы в процессе внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции, что должно способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства о защите конкуренции в целом. Некоторые разработки диссертационного исследования также могут быть использованы в правоприменительной практике.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в ряде публикаций автора, опубликованных в журнале «Международный каталог для учителей учеников и педагогов» в г. Севастополь.
Структура работы. Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и содержит введение, три главы, деленные на семь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование позволило сформировать следующие выводы:
С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими.
В условиях рыночной экономики возникла объективная необходимость в совершенствовании правового регулирования отношений по защите конкуренции. В связи с этим был разработан и принят в 2006 году Федеральный закон «О защите конкуренции».
Тем не менее, указанный нормативно-правовой акт нуждается в дополнительной проработке, и перед Россией до сих пор стоят задачи по дальнейшему развитию законодательства о защите конкуренции.
Исследование закрепленных в законодательстве форм проявления монополистической деятельности позволило прийти к выводу, что существование такой правовой категории как доминирующее положение крайне важно для регулирования конкурентных отношений. В то же время в Федеральном законе «О защите конкуренции» закреплено собирательное понятие «доминирующее положение» и установлен запрет на злоупотребление таким положением. При этом российский закон, как и большинство зарубежных законов о конкуренции, не содержит четкого определения понятия «злоупотребление доминирующим положением», в научной и специальной литературе такое определение пока также не сформулировано. Поэтому предложена авторская формулировка вышеозначенного понятия. Так, «злоупотребление доминирующим положением - это действия, а равно бездействия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном и финансовом рынках, направленные на ограничение (устранение) конкуренции и (или) ущемляющие интересы других участников рынков, выраженные в формах, исчерпывающий перечень которых установлен законодательством о защите конкуренции».
В процессе рассмотрения вопросов, связанных с пресечением недобросовестной конкуренции, было подчеркнуто, что Федеральный закон «О защите конкуренции» в недостаточной степени урегулировал проблему правовой регламентации порядка ведения борьбы с недобросовестной конкуренцией, и до сих пор остается открытым вопрос о законодательном закреплении перечня мер государственного воздействия на недобросовестную конкуренцию. Поэтому предложено расширить сам перечень форм недобросовестной конкуренции, закрепленный в статье 14 Федерального закона «О защите конкуренции», принимая во внимание фактически сложившуюся обстановку на российских рынках и накопленный международный опыт.
В процессе исследования природы правонарушения законодательства о защите конкуренции были выделены три основные группы таких правонарушений: во-первых, монополистическая деятельность, выраженная в форме злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также в виде ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов; во-вторых, правонарушения, осуществляемые путем ведения недозволенных методов конкурентной борьбы - недобросовестная конкуренция; в-третьих, деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, внебюджетных фондов, Центрального банка России, направленные на ограничение конкуренции.
Анализ природы нарушений законодательства о защите конкуренции позволил установить, что характер и типы правонарушений, совершаемых на различных рынках, зависят от ситуации в регионе, в котором они совершаются.
Следовательно, незаконным регулятивным действиям со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеющих либо могущих иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, подвергаются те рынки, которые наиболее характерны для данного региона. Например, для Вологодской области это: рынок услуг по заготовке и реализации древесины; рынок услуг розничной и оптовой торговли; рынок пассажирских перевозок.
Изучение практики привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции позволило сделать вывод, что здесь основным видом юридической ответственности является административная ответственность, которая, в первую очередь, выражается в виде штрафных санкций. Таким образом, в настоящей работе были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении, и проводимые в дальнейшем исследования, помогут повысить научную разработанность рассмотренной в диссертационном исследовании проблемы.


1.Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. 2017. № 3. С. - 81.
2.Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о его нарушении // Молодой ученый. 2018. № 30. С. 293-295.
3.Аллагулова П. Р., Вишневская Н. Г. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий//Современная наука и практика. 2017. № 4. С. - 12
2.Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2016. 208с.
3.Артемьева И. И. Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И.И. Артемьева. - Москва: Юнити, 2016. 415с.
4.Абаева Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина - Ульяновск: УлГТУ, 2018. 259с.
5.Алтухова А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //- М.: Ника-Центр. 2017. № 9. С.35-38.
6.Андреева А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 3. С. 25-28.
7.Беленов О. Н., Анучин А. А. Конкурентоспособность стран и регионов; КноРус - М., 2018. 144 с.
8.Белоусова Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15. С.72-76.
9.Березов Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. - М.: Ника-Центр 2018. 768с.
10.Борзило Е. Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности. Научно-практическое руководство / Е.Ю. Борзило. М.: Статут 2014. 336c.
11.Борисов Д. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2013. 860с.
12.Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев. - Москва, 2016. 206с.
13.Важенина И.С., Важенин С.Г. Территориальная конкуренция в современном экономическом пространстве // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 2 - 12.
14.Войтоловский Н. В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова; под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 620с.
15.Волкова Наталья Конкурентоспособность предпринимательских структур: моногр.; LAP Lambert Academic Publishing - М., 2018. 176 c....


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ