Формирование воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений (60-е г. XX - нач. XXI вв.)
|
Введение / 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА В 60-Е ГГ. XX - НАЧ. XXI ВВ 10
1.1. Правовое обеспечение в сфере образования в контексте государственной
образовательной политики в 60-е гг. XX - нач. XXI вв 10
1.2. Основные тенденции развития высшего образования в России на рубеже
XX - нач. XXI вв 16
1.3. Воспитательная среда как фактор становления и развития личности
студента университета 22
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА В 60-Е ГГ. XX - НАЧ. XXI ВВ 32
2.1. Направления развития и совершенствования воспитательной
деятельности Тольяттинского политехнического института в 60-е гг. - 80-е гг. XX в 32
2.2. Особенности формирования воспитательной среды в Тольяттинском
филиале Самарского государственного педагогического университета в конце 80-х XX в. - нач. XXI в 39
2.3. Управление воспитательной деятельностью в Тольяттинском
государственном университете нач. XXI в. - по настоящее время 46
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА В 60-Е ГГ. XX - НАЧ. XXI ВВ 10
1.1. Правовое обеспечение в сфере образования в контексте государственной
образовательной политики в 60-е гг. XX - нач. XXI вв 10
1.2. Основные тенденции развития высшего образования в России на рубеже
XX - нач. XXI вв 16
1.3. Воспитательная среда как фактор становления и развития личности
студента университета 22
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА В 60-Е ГГ. XX - НАЧ. XXI ВВ 32
2.1. Направления развития и совершенствования воспитательной
деятельности Тольяттинского политехнического института в 60-е гг. - 80-е гг. XX в 32
2.2. Особенности формирования воспитательной среды в Тольяттинском
филиале Самарского государственного педагогического университета в конце 80-х XX в. - нач. XXI в 39
2.3. Управление воспитательной деятельностью в Тольяттинском
государственном университете нач. XXI в. - по настоящее время 46
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена глубокими преобразованиями, которые происходят в настоящее время во всех сферах деятельности общества. Социально - экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации в конце XX-XXI веке, обусловили изменения в образовании и воспитании.
На протяжении истории общества проблема воспитания квалифицированных специалистов - профессионалов была особенно актуальна. Любой период общества, перенимал опыт прошлых поколений, привносил в данный процесс воспитания новое, свойственное только ему понимание специалиста.
В современное время воспитание направлено на личность воспитанника, именно его интересы ставятся во главу угла. В свете идей гуманизации основной целью становится создание условий для всестороннего развития личности, для гармоничного сочетания его профессионального и индивидуального подъема.
Процесс формирования воспитательной среды, как и процесс развития специалиста, охватывает всю систему воспитания, образования, и профессиональной подготовки, начиная со средней общеобразовательной школы, в основном в учреждениях профессионального образования, и в системе социальных отношений, имеющих конкретное отношение к профессиональной деятельности личности.
Востребованность социальной активности молодежи, обусловлена созданием конкурентоспособных специалистов. Общество и работодатели нуждаются в личности, обязательными чертами которой считаются: способность расширять сферу своей профессиональной деятельности, существовать вне границ требований ситуации, способность развивать стратегическое мышление. Возросла потребность в специалистах, обладающих такими способностями и качествами, которые помогают принимать правильные решения, эффективно и творчески решать задачи, возникающие в процессе продуктивной деятельности.
Компетентность будущего специалиста является сложной социально-психологической системой, формирующейся в воспитательно-образовательной структуре вуза, в процессе которого будущие профессионалы овладевают как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема создания воспитательной среды в учебном заведении. Опыт, показывает, что эффективность формирования личности, ее общественной адаптации во многом зависит именно от умения организовывать педагогический процесс на основе полных знаний и использования педагогических возможностей среды, интеграции её воспитательных сил и активизации педагогического потенциала её самых разнообразных компонентов.
Формирование воспитательной среды - это сложный способ решения педагогических задач в меняющихся ситуациях. Система воспитания эволюционировала, с помощью систематизации и обобщения деятельности предшествующих поколений. Благодаря прошлому современная система воспитания обладает обширной материальной базой. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется развитие воспитания, оно сталкиваются с некоторыми проблемами, для успешного решения проблем важно обращаться к прошлому. С помощью результатов данного исследования возможно проследить, проанализировать, изучить уровень работы, опыта, трудов предыдущих поколений. Опыт поколений педагогов обязательно должен быть изучен и учтен при осуществлении современных преобразований. Изменение общества в положительную сторону невозможно без эволюции и усовершенствования структуры и технологий воспитания.
В главной области деятельности человека - воспитании, нельзя ставить задачи без интервального подведения итогов деятельности. Деятельность по формированию воспитательной среды в учреждении высшего образования имеет главное предназначение, в том чтобы совершенствовать подготовку конкурентоспособных профессионалов.
Объектом исследования является воспитательная среда университета.
Предметом исследования является - формирование воспитательной среды университета.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать формирование воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений на рубеже 60-х гг. XX - начале XXI вв.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать правовое обеспечение в сфере образования в контексте государственной образовательной политики на рубеже 60-х гг. XX - начале XXI вв.
2. Рассмотреть основные тенденции развития высшего образования в России в 60-е гг. XX - нач. XXI вв.
3. Раскрыть воспитательную среду как фактор становления и развития личности студента университета.
4. Проанализировать основные направления формирования воспитательной среды университета в 60-е гг. XX - нач. XXI вв.
Новизна исследования состоит в том, что на структуре анализа не вовлеченных в научный оборот источников, в исследовании впервые были рассмотрены вопросы создания воспитательной среды в университете. В данной работе мы попытались осветить вопросы, которые не были затронуты ранее в исторических исследованиях.
Теоретическая значимость состоит в том, что расширены научные представления о роли воспитательной среды университета в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты предоставляют возможность распространить, углубить и осмыслить ценностные ориентиры значимости опыта предшествующих поколений и его адаптации при осуществлении новых преобразований.
Степень разработанности проблемы
Теоретические основы развития высшего образования получили отражение в работах исследователей В.А. Садовничий, В.А. Ясвин, М.В. Богуславский, Ю.А. Кустов, О.Т. Абдулина, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков.
Обзор образовательной среды представлен в обобщающем исследовании Ясвина Витольда Альбертовича. Автор проводит анализ образовательной среды, ее типов, влияния на формирование личности. Рассматривает основные методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, раскрывая тренинг для педагогов [67].
Кустов Юрий Андреевич исследует преемственность в системе непрерывного образования, обращается к теоретическим и практическим проблемам достижения целостности, интеграции знаний и умений учащейся молодежи в системе непрерывного образования на основе реализации принципа преемственности, знакомит читателя с системой непрерывной профессиональной ориентации молодежи, принципиальными подходами к организации многоуровневой профессиональной подготовки молодежи, перспективами развития профессионального образования в современных условиях [33].
Ещё труд Ю.А. Кустова «Научная школа учителя» посвящен основным этапам создания и результатам деятельности авторской научной школы при Тольяттинском государственном университете. Юрий Андреевич обращает внимание на актуальные проблемы непрерывного профессионального образования. На основе анализа жизни и деятельности автора, рассматриваются приоритетные принципы и ведущие положения современной теории и методики профессионального образования, дается характеристика основным достижениям профессорско-преподавательского коллектива университета по повышению качества подготовки специалистов на основе реализации этих принципов раскрываются перспективные направления разработки актуальных проблем теории и методики непрерывного профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития страны на период до 2020 года [34].
Козлова Оксана Николаевна в работе «Введение в теорию воспитания» освещает основные проблемы, связанные с формированием личности. Подробно останавливается на основных направлениях совершенствования системы воспитания [28].
Источниковая база довольно многообразна, состоит из четырех групп:
К первой группе источников относятся нормативно-правовые материалы. Представлены законодательными источниками - это «постановления советского правительства», «Федеральный закон об образовании 1992 года» [80], «Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года» [81], «Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования» [82], «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ», «Концепция развития образования на 2016-2020 гг.» [83].
В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования», который был принят в 2000 г. содержится характеристика состояния и основных проблем развития системы образования. Федеральная программа развития образования определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации [82].
Законодательные источники регулируют взаимоотношения между государством и образованием.
Ко второй группе источников относятся материалы официального делопроизводства по вопросам, формирования и развития учреждений высшего образования в г.Тольятти. Материалы официального делопроизводства хранятся в Управлении по делам архивов мэрии г.о.Тольятти и архиве Тольяттинского Государственного Университета. Материалы представлены протоколами заседаний Ученого Совета [85], годовыми отчетами о деятельности и состоянии кафедр [111], перепиской с Министерством высшего и среднего специального образования по вопросам организации учебной работы [133]. Так же к этой группе источников относятся приказы ТФ СГПУ [101]. Данные документы, дают возможность раскрыть систему образования и воспитания специалистов в г.Тольятти. Охарактеризовать направления учебной, внеучебной, научной деятельности в университете на разных этапах развития.
К третьей группе источников была отнесена периодическая печать. Были использованы в исследовании такие газеты как, «Политехник» - 1969¬1992 гг. [146], «За коммунизм» - 1988г. [147], «Тольяттинское обозрение» - 2001 г. [149], «Площадь свободы» - 2001г. [101], «Городские ведомости» - 1998г. [148], «Спичка» - 2011-2019 гг. [151], газета «Университет» - 2017¬2019 гг. [152].
К четвертой группе были отнесены источники личного происхождения -интервью с преподавателями, которые способствовали развитию высшего учебного заведения, принимали активное участие в научной жизни университета. Было взято интервью у профессоров. К источникам личного происхождения относится книга И. Комзина «Это и есть счастье» 1959 г. [141], содержится информация об открытии учебных заведений, в частности о ТПИ. Так же необходимо отметить сборник мемуаров «Первый ректор», в котором помещены прижизненные статьи, документальные материалы и воспоминания учеников, соратников А.Н. Резникова [140], методичка «Беседа с молодыми преподавателями», рассказы и дневник профессора, воспоминания учеников и соратников [142].
Обзор источников, позволил рассмотреть основное содержание исследуемой проблемы, прийти к аргументированным выводам.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1967 по 2019 годы. Нижняя граница связана с открытием Тольяттинского политехнического института, с этого времени происходит развитие высшего образования в Тольятти. Верхняя граница обозначена современным этапом развития ТГУ.
Апробация работы: По теме магистерской диссертации опубликованы две 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование воспитательной среды в университете является основным фактором становления и развития личности будущего специалиста.
2. Особенности организации воспитательной среды вуза, способствующие формированию личных качеств будущих специалистов включают: вариативность воспитательной среды вуза, позволяющей использовать различные методы воспитания, формы воспитательной работы и возможности реализации индивидуальных инициатив будущих специалистов. Развитие внеучебной деятельности, добровольность и свобода выбора форм участия в социально-значимой деятельности.
3. Факторами, способствующими формированию воспитательной среды является создание необходимых материально-технических условий и атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
4. Обеспечение высокого уровня развития личных качеств студентов достигается при создании определенных условий, использующих возможности учебной, внеучебной, культурно-массовой деятельности.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
На протяжении истории общества проблема воспитания квалифицированных специалистов - профессионалов была особенно актуальна. Любой период общества, перенимал опыт прошлых поколений, привносил в данный процесс воспитания новое, свойственное только ему понимание специалиста.
В современное время воспитание направлено на личность воспитанника, именно его интересы ставятся во главу угла. В свете идей гуманизации основной целью становится создание условий для всестороннего развития личности, для гармоничного сочетания его профессионального и индивидуального подъема.
Процесс формирования воспитательной среды, как и процесс развития специалиста, охватывает всю систему воспитания, образования, и профессиональной подготовки, начиная со средней общеобразовательной школы, в основном в учреждениях профессионального образования, и в системе социальных отношений, имеющих конкретное отношение к профессиональной деятельности личности.
Востребованность социальной активности молодежи, обусловлена созданием конкурентоспособных специалистов. Общество и работодатели нуждаются в личности, обязательными чертами которой считаются: способность расширять сферу своей профессиональной деятельности, существовать вне границ требований ситуации, способность развивать стратегическое мышление. Возросла потребность в специалистах, обладающих такими способностями и качествами, которые помогают принимать правильные решения, эффективно и творчески решать задачи, возникающие в процессе продуктивной деятельности.
Компетентность будущего специалиста является сложной социально-психологической системой, формирующейся в воспитательно-образовательной структуре вуза, в процессе которого будущие профессионалы овладевают как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема создания воспитательной среды в учебном заведении. Опыт, показывает, что эффективность формирования личности, ее общественной адаптации во многом зависит именно от умения организовывать педагогический процесс на основе полных знаний и использования педагогических возможностей среды, интеграции её воспитательных сил и активизации педагогического потенциала её самых разнообразных компонентов.
Формирование воспитательной среды - это сложный способ решения педагогических задач в меняющихся ситуациях. Система воспитания эволюционировала, с помощью систематизации и обобщения деятельности предшествующих поколений. Благодаря прошлому современная система воспитания обладает обширной материальной базой. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется развитие воспитания, оно сталкиваются с некоторыми проблемами, для успешного решения проблем важно обращаться к прошлому. С помощью результатов данного исследования возможно проследить, проанализировать, изучить уровень работы, опыта, трудов предыдущих поколений. Опыт поколений педагогов обязательно должен быть изучен и учтен при осуществлении современных преобразований. Изменение общества в положительную сторону невозможно без эволюции и усовершенствования структуры и технологий воспитания.
В главной области деятельности человека - воспитании, нельзя ставить задачи без интервального подведения итогов деятельности. Деятельность по формированию воспитательной среды в учреждении высшего образования имеет главное предназначение, в том чтобы совершенствовать подготовку конкурентоспособных профессионалов.
Объектом исследования является воспитательная среда университета.
Предметом исследования является - формирование воспитательной среды университета.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать формирование воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений на рубеже 60-х гг. XX - начале XXI вв.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать правовое обеспечение в сфере образования в контексте государственной образовательной политики на рубеже 60-х гг. XX - начале XXI вв.
2. Рассмотреть основные тенденции развития высшего образования в России в 60-е гг. XX - нач. XXI вв.
3. Раскрыть воспитательную среду как фактор становления и развития личности студента университета.
4. Проанализировать основные направления формирования воспитательной среды университета в 60-е гг. XX - нач. XXI вв.
Новизна исследования состоит в том, что на структуре анализа не вовлеченных в научный оборот источников, в исследовании впервые были рассмотрены вопросы создания воспитательной среды в университете. В данной работе мы попытались осветить вопросы, которые не были затронуты ранее в исторических исследованиях.
Теоретическая значимость состоит в том, что расширены научные представления о роли воспитательной среды университета в подготовке конкурентоспособного специалиста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты предоставляют возможность распространить, углубить и осмыслить ценностные ориентиры значимости опыта предшествующих поколений и его адаптации при осуществлении новых преобразований.
Степень разработанности проблемы
Теоретические основы развития высшего образования получили отражение в работах исследователей В.А. Садовничий, В.А. Ясвин, М.В. Богуславский, Ю.А. Кустов, О.Т. Абдулина, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков.
Обзор образовательной среды представлен в обобщающем исследовании Ясвина Витольда Альбертовича. Автор проводит анализ образовательной среды, ее типов, влияния на формирование личности. Рассматривает основные методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию образовательной среды, раскрывая тренинг для педагогов [67].
Кустов Юрий Андреевич исследует преемственность в системе непрерывного образования, обращается к теоретическим и практическим проблемам достижения целостности, интеграции знаний и умений учащейся молодежи в системе непрерывного образования на основе реализации принципа преемственности, знакомит читателя с системой непрерывной профессиональной ориентации молодежи, принципиальными подходами к организации многоуровневой профессиональной подготовки молодежи, перспективами развития профессионального образования в современных условиях [33].
Ещё труд Ю.А. Кустова «Научная школа учителя» посвящен основным этапам создания и результатам деятельности авторской научной школы при Тольяттинском государственном университете. Юрий Андреевич обращает внимание на актуальные проблемы непрерывного профессионального образования. На основе анализа жизни и деятельности автора, рассматриваются приоритетные принципы и ведущие положения современной теории и методики профессионального образования, дается характеристика основным достижениям профессорско-преподавательского коллектива университета по повышению качества подготовки специалистов на основе реализации этих принципов раскрываются перспективные направления разработки актуальных проблем теории и методики непрерывного профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития страны на период до 2020 года [34].
Козлова Оксана Николаевна в работе «Введение в теорию воспитания» освещает основные проблемы, связанные с формированием личности. Подробно останавливается на основных направлениях совершенствования системы воспитания [28].
Источниковая база довольно многообразна, состоит из четырех групп:
К первой группе источников относятся нормативно-правовые материалы. Представлены законодательными источниками - это «постановления советского правительства», «Федеральный закон об образовании 1992 года» [80], «Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года» [81], «Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования» [82], «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ», «Концепция развития образования на 2016-2020 гг.» [83].
В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования», который был принят в 2000 г. содержится характеристика состояния и основных проблем развития системы образования. Федеральная программа развития образования определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации [82].
Законодательные источники регулируют взаимоотношения между государством и образованием.
Ко второй группе источников относятся материалы официального делопроизводства по вопросам, формирования и развития учреждений высшего образования в г.Тольятти. Материалы официального делопроизводства хранятся в Управлении по делам архивов мэрии г.о.Тольятти и архиве Тольяттинского Государственного Университета. Материалы представлены протоколами заседаний Ученого Совета [85], годовыми отчетами о деятельности и состоянии кафедр [111], перепиской с Министерством высшего и среднего специального образования по вопросам организации учебной работы [133]. Так же к этой группе источников относятся приказы ТФ СГПУ [101]. Данные документы, дают возможность раскрыть систему образования и воспитания специалистов в г.Тольятти. Охарактеризовать направления учебной, внеучебной, научной деятельности в университете на разных этапах развития.
К третьей группе источников была отнесена периодическая печать. Были использованы в исследовании такие газеты как, «Политехник» - 1969¬1992 гг. [146], «За коммунизм» - 1988г. [147], «Тольяттинское обозрение» - 2001 г. [149], «Площадь свободы» - 2001г. [101], «Городские ведомости» - 1998г. [148], «Спичка» - 2011-2019 гг. [151], газета «Университет» - 2017¬2019 гг. [152].
К четвертой группе были отнесены источники личного происхождения -интервью с преподавателями, которые способствовали развитию высшего учебного заведения, принимали активное участие в научной жизни университета. Было взято интервью у профессоров. К источникам личного происхождения относится книга И. Комзина «Это и есть счастье» 1959 г. [141], содержится информация об открытии учебных заведений, в частности о ТПИ. Так же необходимо отметить сборник мемуаров «Первый ректор», в котором помещены прижизненные статьи, документальные материалы и воспоминания учеников, соратников А.Н. Резникова [140], методичка «Беседа с молодыми преподавателями», рассказы и дневник профессора, воспоминания учеников и соратников [142].
Обзор источников, позволил рассмотреть основное содержание исследуемой проблемы, прийти к аргументированным выводам.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1967 по 2019 годы. Нижняя граница связана с открытием Тольяттинского политехнического института, с этого времени происходит развитие высшего образования в Тольятти. Верхняя граница обозначена современным этапом развития ТГУ.
Апробация работы: По теме магистерской диссертации опубликованы две 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование воспитательной среды в университете является основным фактором становления и развития личности будущего специалиста.
2. Особенности организации воспитательной среды вуза, способствующие формированию личных качеств будущих специалистов включают: вариативность воспитательной среды вуза, позволяющей использовать различные методы воспитания, формы воспитательной работы и возможности реализации индивидуальных инициатив будущих специалистов. Развитие внеучебной деятельности, добровольность и свобода выбора форм участия в социально-значимой деятельности.
3. Факторами, способствующими формированию воспитательной среды является создание необходимых материально-технических условий и атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
4. Обеспечение высокого уровня развития личных качеств студентов достигается при создании определенных условий, использующих возможности учебной, внеучебной, культурно-массовой деятельности.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
Исследование выбранной темы с привлечением широкого круга источников - законодательной базы, делопроизводственной документации, периодической печати, источников личного происхождения, так же специальной литературы позволяет сделать выводы о формировании воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений в исследуемый период:
1. Воспитательная работа в учреждениях высшего образования за последние годы претерпела существенные изменения, появились новые тенденции, направления, подходы. Основным образовательным ориентиром в новых социокультурных условиях становится развитие личностного потенциала, ориентированного на перспективу жизненного развития и изменения. Образовательное учреждение, формируя воспитательную среду, выполняет социально-педагогически значимую функцию воспитания.
По-новому осмысливается функциональное значение профессионального образования, его воспитательной составляющей, поскольку профессиональное образование как социальный институт, отвечает за развитие личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание своей социально-педагогической функции в обществе.
2. Формирование воспитательной среды университета предполагает осуществление значимой социально-педагогической функции вуза, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе вуза. Проведенное исследование позволило теоретически обосновать формирование воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений, рассмотреть изменения в внеучебной деятельности во времени.
3. Воспитательная деятельность университета обеспечивает реализацию основ государственной молодежной политики Российской Федерации формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, созданы условия для профессионального роста студентов. Воспитательная среда включает в себя внеучебную воспитательную работу, научно-исследовательскую деятельность, взаимодействие и социальное партнерство с органами государственной власти, общественными организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики.
4. В качестве основных направлений разработки и развития воспитательной среды университета можно выделить следующие: связь воспитания с реальностью современной жизни; реализация направления совпадения интересов общества и личности; гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания; единство воспитания и самовоспитания; демократичность (учет мнения студенчества, преподавателей, сотрудников университета); преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта работы; инициатива и самостоятельность каждого из участников внеучебного воспитательного процесса; активное взаимодействие студентов и администрации институтов; вариативность и поиск новых форм и методов работы; творческая и гуманистическая направленность процесса воспитания.
5. Современный образовательный процесс в высшей школе основывается на неразрывной связи обучения и воспитания, определяющей качество подготовки специалистов. Университет сохраняет систему ценностей, сочетающую в себе накопленный опыт с новаторством, принимая вызов современности.
1. Воспитательная работа в учреждениях высшего образования за последние годы претерпела существенные изменения, появились новые тенденции, направления, подходы. Основным образовательным ориентиром в новых социокультурных условиях становится развитие личностного потенциала, ориентированного на перспективу жизненного развития и изменения. Образовательное учреждение, формируя воспитательную среду, выполняет социально-педагогически значимую функцию воспитания.
По-новому осмысливается функциональное значение профессионального образования, его воспитательной составляющей, поскольку профессиональное образование как социальный институт, отвечает за развитие личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание своей социально-педагогической функции в обществе.
2. Формирование воспитательной среды университета предполагает осуществление значимой социально-педагогической функции вуза, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе вуза. Проведенное исследование позволило теоретически обосновать формирование воспитательной среды университета в условиях социокультурных изменений, рассмотреть изменения в внеучебной деятельности во времени.
3. Воспитательная деятельность университета обеспечивает реализацию основ государственной молодежной политики Российской Федерации формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, созданы условия для профессионального роста студентов. Воспитательная среда включает в себя внеучебную воспитательную работу, научно-исследовательскую деятельность, взаимодействие и социальное партнерство с органами государственной власти, общественными организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики.
4. В качестве основных направлений разработки и развития воспитательной среды университета можно выделить следующие: связь воспитания с реальностью современной жизни; реализация направления совпадения интересов общества и личности; гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания; единство воспитания и самовоспитания; демократичность (учет мнения студенчества, преподавателей, сотрудников университета); преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта работы; инициатива и самостоятельность каждого из участников внеучебного воспитательного процесса; активное взаимодействие студентов и администрации институтов; вариативность и поиск новых форм и методов работы; творческая и гуманистическая направленность процесса воспитания.
5. Современный образовательный процесс в высшей школе основывается на неразрывной связи обучения и воспитания, определяющей качество подготовки специалистов. Университет сохраняет систему ценностей, сочетающую в себе накопленный опыт с новаторством, принимая вызов современности.
Подобные работы
- Становление и развитие уклада жизни и модели самоидентификации
российских немцев (конец XVIII – начало XXI вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Культурно-просветительская деятельность музеев г. Екатеринбурга в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ.
Диссертация , религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2004 - РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В СИБИРИ (1782-1786 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



