Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ
|
Введение 5
Глава I. Прокуратура Российской Федерации: история и настоящее время .... 9
1.1 Историческое развитие российской прокуратуры 9
1.2 Прокуратура в системе разделения властей Российской Федерации 16
Глава II. Особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации 22
2.1. Основополагающие принципы деятельности прокуратуры РФ и их
значение 22
2.2. Понятие и содержание механизма надзорной деятельности прокуратуры
в России 30
2.3. Прокурорский надзор: понятие, виды, характеристика 44
2.4 Основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации 64
Глава III. Прокурорский механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина 74
3.1. Особенности надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина 74
3.2. Правозащитная деятельность прокуратуры и перспективы ее развития . 81
Заключение 84
Список используемых источников: 87
Глава I. Прокуратура Российской Федерации: история и настоящее время .... 9
1.1 Историческое развитие российской прокуратуры 9
1.2 Прокуратура в системе разделения властей Российской Федерации 16
Глава II. Особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации 22
2.1. Основополагающие принципы деятельности прокуратуры РФ и их
значение 22
2.2. Понятие и содержание механизма надзорной деятельности прокуратуры
в России 30
2.3. Прокурорский надзор: понятие, виды, характеристика 44
2.4 Основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации 64
Глава III. Прокурорский механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина 74
3.1. Особенности надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина 74
3.2. Правозащитная деятельность прокуратуры и перспективы ее развития . 81
Заключение 84
Список используемых источников: 87
Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством. Правовое государство обладает рядом признаков, определенных в теории, и одним из основополагающих является принцип разделения властей. В статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о том, что власть государства осуществляется, основываясь на принципе разделения властей, который был предложен Джоном Локком и развит Шарлем Луи Монтескьё ещё в конце XVII. Указанный принцип предполагает осуществление власти независимыми, но взаимно контролирующими друг друга ветвями: исполнительной, законодательной и судебной. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание - Парламент, исполнительную - Правительство, правосудие же отведено судебной. Данные ветви власти, как мы видим, формируются с давних времен, и выступают как базисные структуры в любом государстве. Но в результате разрастания государственного аппарата, взаимодействия органов власти, появления новых общественно-правовых отношений, нуждающихся в регулировании, возникла необходимость создания дополнительных рычагов механизма государства, способных контролировать деятельность и надзирать за уже существующими органами. По характеру своих полномочий они не вошли ни в одну из ветвей, но по значимости вправе находится в одном ряду с основополагающими. Одним из таких органов выступает прокуратура.
Конституция, как обладающий на территории Российской Федерации высшей юридической силой нормативно-правовой акт, в главе 7, посвященной судебной системе и прокуратуре РФ, в ст. 129 закрепляет основы осуществления деятельности органами прокуратуры. Однако неоднозначным остается вопрос отнесения данной нормы к главе о судебной власти, так как прокуратура самостоятельна, и не входит ни в одну из определенных высшим законом РФ ветвей власти. Обособленность прокуратуры как надзорного органа не означает, что со стороны иных органов контроль её деятельности не осуществляется. Так Генеральный прокурор РФ назначается (освобождается) от должности Светом Федерации, т.е. органом законодательной власти, по представлению Президента, а также он ежегодно докладывает палатам законодательного органа и Президенту РФ о состоянии законности, и результатах проделанной работы по укреплению и соблюдению правопорядка в стране. Также Конституция относит деятельность прокуратуры к предметам ведения Российской Федерации . Несмотря на то, что регионы участвуют в некоторой степени в отдельных сферах деятельности прокуратуры (назначение на должность прокуроров в субъектах), основные же вопросы остаются в федеральном ведении, в целях соблюдения принципа непротиворечия вышестоящим нормам права. Из этого следует, что полномочия, порядок деятельности устанавливается лишь на федеральном уровне Конституцией и отдельными федеральными законами, международными договорами, и возложение каких-либо иных функций, которые не предусматривает федеральное законодательство, невозможно.
Правовой статус органов прокуратуры напрямую не закреплен конституционными нормами, но попыткой урегулирования данного вопроса стало принятие федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 1 ФЗ № 2202-1: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». Как мы видим из установленного законом понятия, прокуратура представляет собой построенный на основе единства механизм, предназначенный для осуществления надзорных функций государства в целях соблюдения принципов верховенства закона, защиты конституционных свобод и прав, законных интересов личности, общества и государства. Эти направления являются основными, но закон также указывает и на иные функции, четкого обозначения которых да настоящего времени нет. Таким образом, законодательство формирует платформу для развития правовых норм и создания новых актов, устанавливающих дополнительные функции и расширяющих уже существующие. Следует учесть и тот факт, что постоянные попытки реформирования различных отраслей законодательства, регулирующего систему органов правоохранительной деятельности, отражается и на организации деятельности прокуратуры. Например, неоднократно к закону «О прокуратуре РФ» принимались поправки, вносящие некоторые изменения в действующее законодательство, но до настоящего времени в теории и практике остаётся нерешенным вопрос о положении, статусе и роли прокуратуры в механизме государства.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что полномочия прокуратуры РФ в различных сферах деятельности государства обширны и предельно значимы, так как прокуратура является защитником конституционного строя России, прав и свобод личности, принципов общества и идей государства. Она осуществляет надзор за законностью и соответствием законодательства нормам основного закона Российской Федерации, соблюдением законов органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами , за соблюдением соглашений, принятых с участием Российской Федерации на международной арене. Правильное толкование правового статуса прокуратуры и её роли в системе разделения властей как государственного органа, осуществляющего надзор, имеет особую важность при осуществлении профессиональной деятельности будущих и практикующих юристов.
Объектом работы выступает правовой статус прокуратуры РФ и её деятельность в пределах осуществления надзорах полномочий. Предметом дипломной работы выступают правовые нормы, теоретические взгляды по вопросу полномочий прокуратуры Российской Федерации и её правового статуса в сфере надзорной деятельности, а также деятельность органов прокуратуры.
Целью работы является изучение правового статуса прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного надзорного органа. Исходя из поставленной цели, были определены и реализованы следующие задачи:
1. Определить значения прокуратуры РФ как органа, осуществляющего надзор;
2. Определить место органов прокуратуры в системе разделения властей;
3. Проанализировать принципы деятельности органов прокуратуры РФ;
4. Изучить виды надзора и направления деятельности, дать им характеристику;
5. Выделить проблемные аспекты и предложить пути их преодоления.
Методологическая база основывается на проведённом анализе учебных материалов, законодательства Российской Федерации, статей, журналов, посвящённых деятельности прокуратуры РФ. При написании данной работы были использованы основные общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, частноправовые: формально-юридический, историко-юридический, сравнительно-правовой.
Конституция, как обладающий на территории Российской Федерации высшей юридической силой нормативно-правовой акт, в главе 7, посвященной судебной системе и прокуратуре РФ, в ст. 129 закрепляет основы осуществления деятельности органами прокуратуры. Однако неоднозначным остается вопрос отнесения данной нормы к главе о судебной власти, так как прокуратура самостоятельна, и не входит ни в одну из определенных высшим законом РФ ветвей власти. Обособленность прокуратуры как надзорного органа не означает, что со стороны иных органов контроль её деятельности не осуществляется. Так Генеральный прокурор РФ назначается (освобождается) от должности Светом Федерации, т.е. органом законодательной власти, по представлению Президента, а также он ежегодно докладывает палатам законодательного органа и Президенту РФ о состоянии законности, и результатах проделанной работы по укреплению и соблюдению правопорядка в стране. Также Конституция относит деятельность прокуратуры к предметам ведения Российской Федерации . Несмотря на то, что регионы участвуют в некоторой степени в отдельных сферах деятельности прокуратуры (назначение на должность прокуроров в субъектах), основные же вопросы остаются в федеральном ведении, в целях соблюдения принципа непротиворечия вышестоящим нормам права. Из этого следует, что полномочия, порядок деятельности устанавливается лишь на федеральном уровне Конституцией и отдельными федеральными законами, международными договорами, и возложение каких-либо иных функций, которые не предусматривает федеральное законодательство, невозможно.
Правовой статус органов прокуратуры напрямую не закреплен конституционными нормами, но попыткой урегулирования данного вопроса стало принятие федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 1 ФЗ № 2202-1: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». Как мы видим из установленного законом понятия, прокуратура представляет собой построенный на основе единства механизм, предназначенный для осуществления надзорных функций государства в целях соблюдения принципов верховенства закона, защиты конституционных свобод и прав, законных интересов личности, общества и государства. Эти направления являются основными, но закон также указывает и на иные функции, четкого обозначения которых да настоящего времени нет. Таким образом, законодательство формирует платформу для развития правовых норм и создания новых актов, устанавливающих дополнительные функции и расширяющих уже существующие. Следует учесть и тот факт, что постоянные попытки реформирования различных отраслей законодательства, регулирующего систему органов правоохранительной деятельности, отражается и на организации деятельности прокуратуры. Например, неоднократно к закону «О прокуратуре РФ» принимались поправки, вносящие некоторые изменения в действующее законодательство, но до настоящего времени в теории и практике остаётся нерешенным вопрос о положении, статусе и роли прокуратуры в механизме государства.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что полномочия прокуратуры РФ в различных сферах деятельности государства обширны и предельно значимы, так как прокуратура является защитником конституционного строя России, прав и свобод личности, принципов общества и идей государства. Она осуществляет надзор за законностью и соответствием законодательства нормам основного закона Российской Федерации, соблюдением законов органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами , за соблюдением соглашений, принятых с участием Российской Федерации на международной арене. Правильное толкование правового статуса прокуратуры и её роли в системе разделения властей как государственного органа, осуществляющего надзор, имеет особую важность при осуществлении профессиональной деятельности будущих и практикующих юристов.
Объектом работы выступает правовой статус прокуратуры РФ и её деятельность в пределах осуществления надзорах полномочий. Предметом дипломной работы выступают правовые нормы, теоретические взгляды по вопросу полномочий прокуратуры Российской Федерации и её правового статуса в сфере надзорной деятельности, а также деятельность органов прокуратуры.
Целью работы является изучение правового статуса прокуратуры Российской Федерации как самостоятельного надзорного органа. Исходя из поставленной цели, были определены и реализованы следующие задачи:
1. Определить значения прокуратуры РФ как органа, осуществляющего надзор;
2. Определить место органов прокуратуры в системе разделения властей;
3. Проанализировать принципы деятельности органов прокуратуры РФ;
4. Изучить виды надзора и направления деятельности, дать им характеристику;
5. Выделить проблемные аспекты и предложить пути их преодоления.
Методологическая база основывается на проведённом анализе учебных материалов, законодательства Российской Федерации, статей, журналов, посвящённых деятельности прокуратуры РФ. При написании данной работы были использованы основные общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, частноправовые: формально-юридический, историко-юридический, сравнительно-правовой.
Роль органов прокуратуры в механизме государства менялись не одно столетие. Со времен Петра I она постоянно подвергалась реформированию: менялась её система, полномочия и направления деятельности меняли курс. Но за такой длительный период ни совершенствование законодательства, ни реформирование органов власти, не смогли поставить точку и определить правовой статус прокуратуры, её место среди органов государственной власти.
Проблема правового статуса прокуратуры заключается в том, что Конституция России не закрепляет прокурорскую власть как одну из самостоятельных ветвей власти в ст. 10, и в ст. 11 не указывает прокуратуру среди органов, осуществляющих государственную власть. Стоит отметить, что смутной попыткой законодателя решить вопрос о статусе прокуратуры, стало внесение изменений в название главы 7, изначально именуемой как «Судебная власть». Лишь путем внесения поправок в Конституцию от 05.02.2014 г. она стала именоваться «Судебная власть и прокуратура». Но этот шаг так и не позволил говорить в полной мере о решении столь актуального вопроса. В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который определяет прокуратуру как единую централизованную систему органов, которые осуществляют надзор и иные функции от имени Российской Федерации. Это положение позволяет считать её органом государственной власти. Такое промежуточное положение, нахождение прокуратуры вне рамок классического триединства ветвей власти, создает массу теоретических и практических проблем. По нашему мнению, необходимо внести ясность в положение органов прокуратуры в Российской Федерации следующим образом.
Согласимся со справедливым и обоснованным мнением Н.А. Бобровой: «непонятен статус прокуратуры, которая в идеале образует отдельную ветвь власти в системе разделения властей, что подчеркивает самостоятельность органов прокуратуры» . Таким образом, приходим к выводу, что внесение в Конституцию отдельной главы под названием «Прокуратура Российской Федерации», регламентирующей основные аспекты деятельности, а также внесение в ст. 10 поправки с изложением её следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на президентскую, законодательную, исполнительную, судебную и прокурорскую власть» (из чего вытекает внесение поправок в ст. 11 Конституции, а также в различные федеральные законы), по нашему мнению, существенно повлияло бы на сложившуюся ситуацию. Невозможность отнесения прокуратуры к закрепленным ветвям власти очевидно, поскольку специфические особенности надзорной деятельности и её независимость являются неоспоримыми. Надзорная деятельность является важнейшим рычагом в механизме обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, создает условия для свободы выбора способов восстановления нарушенного правового положения.
Также, важным аспектом является признание правозащитной деятельности прокуратуры как самостоятельной функции, т.к. правозащита пронизывает все отрасли надзора. Правозащитная деятельность прокуратуры представляет собой систему мер, урегулированную законодательством, направленную на выявление, пресечение, а также восстановление нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Надзорная и правозащитная деятельность не являются тождественными, поскольку в сущности двух этих понятий заложены разные смыслы, поскольку предметом надзора выступает реализация существующих прав, а правозащитная деятельность преследует цели их восстановления. Но они не существуют отдельно, ведь прокурорский надзор не может быть лишен содержания правозащиты.
Проблемным аспектом выступает и то, что до настоящего времени не урегулированы отношения органов прокуратуры с властными субъектами, к которым можно отнести Президента, представительные (Федеральное Собрание), судебные органы государственной власти. Граждане РФ также не попадают под надзорные полномочия прокуратуры. Из указанных положений следует, что на дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства об органах прокуратуры должно быть обращено повышенное внимание законодателей. При наличии множества нерешенных вопросов, прокуратура остается необходимым самостоятельным институтом государственности, призванным осуществлять надзор за соблюдением законности и защищать права и свободы народа Российской Федерации.
Проблема правового статуса прокуратуры заключается в том, что Конституция России не закрепляет прокурорскую власть как одну из самостоятельных ветвей власти в ст. 10, и в ст. 11 не указывает прокуратуру среди органов, осуществляющих государственную власть. Стоит отметить, что смутной попыткой законодателя решить вопрос о статусе прокуратуры, стало внесение изменений в название главы 7, изначально именуемой как «Судебная власть». Лишь путем внесения поправок в Конституцию от 05.02.2014 г. она стала именоваться «Судебная власть и прокуратура». Но этот шаг так и не позволил говорить в полной мере о решении столь актуального вопроса. В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который определяет прокуратуру как единую централизованную систему органов, которые осуществляют надзор и иные функции от имени Российской Федерации. Это положение позволяет считать её органом государственной власти. Такое промежуточное положение, нахождение прокуратуры вне рамок классического триединства ветвей власти, создает массу теоретических и практических проблем. По нашему мнению, необходимо внести ясность в положение органов прокуратуры в Российской Федерации следующим образом.
Согласимся со справедливым и обоснованным мнением Н.А. Бобровой: «непонятен статус прокуратуры, которая в идеале образует отдельную ветвь власти в системе разделения властей, что подчеркивает самостоятельность органов прокуратуры» . Таким образом, приходим к выводу, что внесение в Конституцию отдельной главы под названием «Прокуратура Российской Федерации», регламентирующей основные аспекты деятельности, а также внесение в ст. 10 поправки с изложением её следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на президентскую, законодательную, исполнительную, судебную и прокурорскую власть» (из чего вытекает внесение поправок в ст. 11 Конституции, а также в различные федеральные законы), по нашему мнению, существенно повлияло бы на сложившуюся ситуацию. Невозможность отнесения прокуратуры к закрепленным ветвям власти очевидно, поскольку специфические особенности надзорной деятельности и её независимость являются неоспоримыми. Надзорная деятельность является важнейшим рычагом в механизме обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, создает условия для свободы выбора способов восстановления нарушенного правового положения.
Также, важным аспектом является признание правозащитной деятельности прокуратуры как самостоятельной функции, т.к. правозащита пронизывает все отрасли надзора. Правозащитная деятельность прокуратуры представляет собой систему мер, урегулированную законодательством, направленную на выявление, пресечение, а также восстановление нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Надзорная и правозащитная деятельность не являются тождественными, поскольку в сущности двух этих понятий заложены разные смыслы, поскольку предметом надзора выступает реализация существующих прав, а правозащитная деятельность преследует цели их восстановления. Но они не существуют отдельно, ведь прокурорский надзор не может быть лишен содержания правозащиты.
Проблемным аспектом выступает и то, что до настоящего времени не урегулированы отношения органов прокуратуры с властными субъектами, к которым можно отнести Президента, представительные (Федеральное Собрание), судебные органы государственной власти. Граждане РФ также не попадают под надзорные полномочия прокуратуры. Из указанных положений следует, что на дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства об органах прокуратуры должно быть обращено повышенное внимание законодателей. При наличии множества нерешенных вопросов, прокуратура остается необходимым самостоятельным институтом государственности, призванным осуществлять надзор за соблюдением законности и защищать права и свободы народа Российской Федерации.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы организации и деятельности
прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Контрольные работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2013 - Место и роль прокуратуры и прокурорского надзора в правоохранительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Основные направления деятельности прокуратуры
на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



