Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о профессиях 25
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях 36
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о профессиях 52
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 71
Актуальность исследования. Современный мир профессий представляет собой достаточно сложную, динамичную и постоянно развивающуюся систему. В социологических исследованиях последних лет была выявлена социальная опосредованность, общественная значимость, а также целенаправленность тех или иных профессий. При этом под самим термином профессия исследователи понимают общность людей, которые заняты каким-то конкретным видом труда.
Одними из основных среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых современным обществом, выступают задачи нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Выполнение данной задачи включает в себя привитие детям понимания важности трудовой деятельности, уважения к труду в целом, а также к имеющимся профессиям и людям, которые этими профессиями занимаются. Прививая детям данные представления, мы воспитываем в них трудолюбие, сознательное отношение к образованию, стремление к познавательной деятельности и т. д. И все это впоследствии выступает в качестве базы для формирования жизненной позиции человека, в качестве того средства, которое помогает ему определиться, найти свое место в этом мире, в том числе и выбрать профессию.
Несмотря на всю актуальность данного вопроса в рамках дошкольных учреждений ему уделяется недостаточно внимания, поскольку до сих пор распространенным является представление о том, что профессиональную ориентацию человека, а значит и его знакомство с профессиями, необходимо проводить уже в школьном возрасте, когда дети имеют большее понимание о том, кем они хотят стать в своей жизни. Но на самом деле несформированность представлений о профессиях в дошкольном возрасте приводит к тому, что к подростковому и тем более к юношескому возрасту человек приходит с неправильным пониманием сути той или иной профессии и, соответственно, делает неправильный профессиональный выбор, что напрямую влияет на всю его дальнейшую жизнь.
Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях проводились достаточно большим количеством авторов. В качестве наиболее значимых работ стоит отметить исследования таких авторов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Радина, Д.В. Сергеева и др. Кроме того, непосредственно проблемами умственного развития детей дошкольного возраста, в том числе и вопросами развития у них представлений о трудовой деятельности занимались Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, В.И. Тютюнников, Л.А. Мишарина и др. Проблемы формирования и реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях поднимали в своих работах такие авторы как Е.А. Климов, В.П. Кондратов, С.А. Козлова, Н.М. Алешина, Н.В. Наумова, О.Г. Макарова, О.Г. Шарахова и др. Стоит отметить, что при всей изученности проблемы описание необходимых для формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет психолого-педагогических условий представлено в работах исследователей только с методической точки зрения, тогда как данный вопрос требует тщательной проработки с точки зрения своего содержания, которое должно быть ориентировано на особенности детей той или иной группы. Что и подтверждает актуальность данного исследования.
Наряду с актуальностью и пониманием рассматриваемой проблемы можно выделить следующие противоречия:
• между наличием множества профессий и отсутствием систематизированной работы в дошкольной образовательной организации по ознакомлению детей с ними;
• между необходимостью развития индивидуальных предпочтений у дошкольников, влияющих на выбор профессии в будущем, и отсутствием системной работы в данном направлении с родителями воспитанников;
• между необходимостью организации в дошкольной образовательной организации педагогических мероприятий по предпрофильной подготовке дошкольников и отсутствием преемственности в части содержания между звеньями начального и дошкольного образования.
Выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования: создание каких психолого-педагогических условий способно помочь воспитателям в построении образовательного процесса, направленного на формирование у детей 5-6 лет представлений о профессиях?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях
Гипотеза исследования - формирование у детей 5-6 лет представлений о профессиях будет эффективено при создании следующих психологопедагогических условий:
• обоснование содержания представлений у детей 5-6 лет о традиционных и современных профессиях;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
• разработка серии сюжетно-ролевых игр, способствующих ознакомлению детей 5-6 лет с современными профессиями;
• разработка серии дидактических игр, способствующих ознакомлению детей 5-6 лет с традиционными и современными профессиями.
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о профессиях.
3. Обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о профессиях.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос, беседа с детьми, педагогическое наблюдение, опрос, беседа с детьми;
• психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются работы и исследования С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, описывающие особенности развития детей на том или ином этапе жизни, а также работа Е.А. Климова, В.И. Логиновой, В.В. Кондратовой и В.П. Кондрашова, в которых рассматриваются положения о реализации условий формирования представлений о профессиях у дошкольников.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены психолго-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
• обоснованы показатели и описана характеристика уровней сформи- рованности у детей 5-6 лет представлений о профессиях;
• обоснованы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о распространенных и современных профессиях
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами психолого-педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольной образовательной организации на этапе формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях
Экспериментальная база исследования: СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Детский сад № 15. В исследованиях принимали участие 20 детей 5-6 летнего возраста старшей группы № 6.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы 35 наименований, 14 приложений. Работу иллюстрируют 19 таблиц и 6 рисунков.
В данной работе было проведено исследование, посвященное проблеме организации и реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях. Теоретическое исследование по данному вопросу позволило определить следующее. Ознакомление детей с особенностями тех или иных профессии является одним из условий, обеспечивающих эффективное развитие современных детей, поскольку в современном мире имеется большое количество профессий и знание сути и особенностей этих профессий позволит ребенку в подростковом и в юношеском возрасте сделать правильный выбор своей дальней профессиональная деятельности.
Выполнению описанной задачи способствует создание уже на этапе дошкольного развития специальных психолого-педагогических условий, адекватная реализация которых позволит детям получить всю необходимую информацию об имеющихся в современном мире профессиях. Основным методом реализации данных условий является игра, как самый действенный способ развития умений и навыков детей. Необходимость ранней профессиональной ориентации обусловлена тем, что в возрасте 5-6 лет у детей формируется база для дальнейшего самоопределения. Но реализация психолого-педагогических условий должна проходить при соблюдении ряда принципов, которые, кроме всего прочего, подразумевают учет психологических особенностей ребенка и его возможностей.
С целью получения практического опыта по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о профессиях было проведено экспериментальное исследование. В ходе данного исследования было организовано психологическое тестирование детей путем применения ряда методик. При определении исходного уровня представлений детей о профессиях было определено, что дети в возрасте 5-6 лет обладают средним или низким уровнем развития представлений о профессиях, что выражается в постоянной путанице профессий, как по их названиям, так и по их содержанию.
Основываясь на полученных в ходе тестирования результатах, а также на результатах теоретического исследованиями, в исследуемой группе детского сада была проведена реализация ряда психолого-педагогических условий, направленных на формирование у детей представлений о профессиях. Были реализованы четыре психолого-педагогических условия: обоснование содержания представлений у детей 5-6 лет о традиционных и современных профессиях; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка серии сюжетно-ролевых игр, способствующих ознакомлению детей 5-6 лет с современными профессиями; разработка серии дидактических игр, способствующих ознакомлению детей 5-6 лет с традиционными и современными профессиями.
В ходе реализации данных психолого-педагогических условий было отмечено повышение уровня развития представлений о профессиях у детей исследуемой группы. Это же было подтверждено результатами повторного тестирования детей исследуемой группы, организованного после реализации условий: дети показали высокий или средний уровень развития представлений о профессиях; детей с низким уровнем развития по данному показателю отмечено не было. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило подтвердить гипотезу работы.
Исходя из всего вышеописанного, можно сказать о том, что цель работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.
1. Алешина, Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью [Текст] / Н.М. Алешина. - М. : Просвещение, 2005. - 128 с.
2. Баранова, Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В.Ф. Попова, O. Г. Романенко // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 731-734.
3. Буре, Р.С. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / P. С. Буре, Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1998. - 96 с.
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М. : Просвещение, 1974. - 192 с.
5. Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Педология. - 1930. - № 5-6. - С. 588-596.
6. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 15-25.
7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненков. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
8. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания дошкольников [Текст] / Ф.И. Иващенко. - М. : Высшая школа, 2006. - 189 с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.
10. Козлова, С.А. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко [и др.]. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
11. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 52 с.
12. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 788-791.
13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1983. - 320 с.
14. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В.И. Логинова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - Л., 1976. - С. 142-153.
15. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание. 1978. - № 10. - С. 24-27.
...