Масс-медиа как средства политической манипуляции в современном российском обществе (Институт Профессионального Образования)
|
Рассмотрены манипуляции в массовых информационных процессах в Приморском крае.
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты исследования масс-медиа как средства политической манипуляции………….9
1.1 Понятие «манипуляция» в контексте общественно-политической науки…9
1.2 Манипулятивные функции основных видов СМИ в современном обществе………20
2 Телевидение и Интернет как средство политической манипуляции….27
2.1 Особенности телевидения как инструмента политического манипулирования ………20
2.2 Интернет и его роль в политическом манипулировании…………….27
3 Технологии манипуляции в массовых информационных процессах на территории Приморского края……………………………37
3.1 Современные проблемы манипуляторного влияния на примере современных масс-медиа Приморского края…………………………......37
3.2 Совершенствование технологий политической манипуляции в СМИ………………46
Заключение...53
Список литературы...60
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты исследования масс-медиа как средства политической манипуляции………….9
1.1 Понятие «манипуляция» в контексте общественно-политической науки…9
1.2 Манипулятивные функции основных видов СМИ в современном обществе………20
2 Телевидение и Интернет как средство политической манипуляции….27
2.1 Особенности телевидения как инструмента политического манипулирования ………20
2.2 Интернет и его роль в политическом манипулировании…………….27
3 Технологии манипуляции в массовых информационных процессах на территории Приморского края……………………………37
3.1 Современные проблемы манипуляторного влияния на примере современных масс-медиа Приморского края…………………………......37
3.2 Совершенствование технологий политической манипуляции в СМИ………………46
Заключение...53
Список литературы...60
Цель исследования состоит в выявлении специфики использования масс-медиа как средств политической манипуляции в современном обществе (на примере телевидения и Интернета).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– рассмотреть понятие «манипуляция» в общественно-политической науке;
– выявить особенности масс-медиа как средства современной политической манипуляции;
– определить используемые в современных массовых коммуникациях манипулятивные технологии и техники;
– исследовать специфику манипулятивного влияния телевидения в политическом пространстве современного российского общества;
– раскрыть содержание манипулятивных технологий, используемых в Интернете на современном этапе развития общества.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– раскрыта роль СМИ в политической манипуляции, которая заключается в конструировании политической действительности по правилам социальных субъектов, определяющих информационную политику СМИ;
– доказано, что на телевидении для достижения целей политической манипуляции широко используются такие технологии и техники как «повторение» и «нейролингвистическое программирование»;
– обосновано, что наиболее распространенными в современных условиях манипулятивными техниками и технологиями, применяемыми СМИ, являются: «изъятие из истории»; «упрощение проблемы»; «фрагментарность подачи информации» и «выбор без выбора»;
– обосновано возрастание роли Интернета как средства политической манипуляции и показано, что наиболее распространенной в Интернете является манипулятивная технология «информационных шумов и слухов».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в работе, могут расширить проблемное поле исследований феномена политической манипуляции. Теоретическая значимость исследования обусловливается возможностью использования его результатов в качестве теоретико-методологической базы для изучения проблем использования манипулятивных технологий на телевидении и в сети Интернет. Полученные результаты могут дополнить и конкретизировать научные представления о роли СМИ как средства политической манипуляции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать для решения задач прикладного характера в политике: при разработке политических сценариев выборных и пропагандистских кампаний; при создании общественного имиджа политических деятелей. Результаты исследования могут применяться при разработке нормативно-правовой базы, нейтрализующей проявления скрытого влияния СМИ и политической рекламы на общественное сознание, а также при разработке методов информационно-психологической безопасности личности и социальных групп.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– рассмотреть понятие «манипуляция» в общественно-политической науке;
– выявить особенности масс-медиа как средства современной политической манипуляции;
– определить используемые в современных массовых коммуникациях манипулятивные технологии и техники;
– исследовать специфику манипулятивного влияния телевидения в политическом пространстве современного российского общества;
– раскрыть содержание манипулятивных технологий, используемых в Интернете на современном этапе развития общества.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– раскрыта роль СМИ в политической манипуляции, которая заключается в конструировании политической действительности по правилам социальных субъектов, определяющих информационную политику СМИ;
– доказано, что на телевидении для достижения целей политической манипуляции широко используются такие технологии и техники как «повторение» и «нейролингвистическое программирование»;
– обосновано, что наиболее распространенными в современных условиях манипулятивными техниками и технологиями, применяемыми СМИ, являются: «изъятие из истории»; «упрощение проблемы»; «фрагментарность подачи информации» и «выбор без выбора»;
– обосновано возрастание роли Интернета как средства политической манипуляции и показано, что наиболее распространенной в Интернете является манипулятивная технология «информационных шумов и слухов».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в работе, могут расширить проблемное поле исследований феномена политической манипуляции. Теоретическая значимость исследования обусловливается возможностью использования его результатов в качестве теоретико-методологической базы для изучения проблем использования манипулятивных технологий на телевидении и в сети Интернет. Полученные результаты могут дополнить и конкретизировать научные представления о роли СМИ как средства политической манипуляции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать для решения задач прикладного характера в политике: при разработке политических сценариев выборных и пропагандистских кампаний; при создании общественного имиджа политических деятелей. Результаты исследования могут применяться при разработке нормативно-правовой базы, нейтрализующей проявления скрытого влияния СМИ и политической рекламы на общественное сознание, а также при разработке методов информационно-психологической безопасности личности и социальных групп.
Телевидение в своем развитии на «свободном рынке» не обязательно способствует, а часто даже препятствует общественному форуму, в котором граждане имеют справедливый доступ, где ослабевает значение богатства и власти для участия в форуме и где могут формироваться мнения, служащие контролирующим фактором и влияющие на деятельность государства.
Выявлено, что решающим условием для полезной работы телекомпаний в различных странах является создание правового поля, системы законов и подзаконных актов, которые регулируют взаимоотношения общества и телевидения; происходит медиатизация политики и коммерциализация телевидения, приносящая дивиденды различного рода спонсорам, так как конечной целью ТВ является максимизация аудитории; сообщения по телевидению согласуются с ценностными установками; люди не выражают открыто свои взгляды, обнаруживая, что их взгляды не находят широкого применения; нарушается чувство времени; подрывается способность людей к логическому мышлению; телевидение оказывается важнейшим инструментом формирования политического пространства, оно является заслоном необходимой людям информации, служа прикрытием афер недобросовестных банков; телевидение вызывает проблемы как социального характера, так и экономического, о которых затем само и повествует; лишает человека информации о реальности; подавляются творческие способности; появляется стресс, депрессия, усталость; формируется психологическая зависимость от ТВ, решается проблема одиночества; властвующая элита, медиаимперии и медиахолдинги имеют монополию на мифотворчество на телевидении; отсутствует государственная политика в сфере вещания; телевидение является технической основой для сложных доктрин манипуляции сознанием, при отключении психологической зашиты; ТВ создает усыпляющий эффект, вследствие чего приходит гипноидное состояние, физическая неподвижность, умственная статичность; используется «секретная технология» управления новостью; используется запрещенное во многих странах нейролингвистическое программирование.
Возникает необходимость включения цензуры на телевидении, так как действует принцип социального сравнения «себя» с героями на ТВ, что превращает, смотрящего телевидение человека в запрограммированного робота. Для длительного процветания здоровой общественной сферы особое внимание нужно обратить на воздействие телевидения на воспитание и культурное образование молодежи, которая повсюду является заботой общества и государства.
У сети Интернет есть свои уникальные способности. Но есть и много общего с ранее возникшими коммуникациями. Разница более всего проявляется в технической, а не в социальной сфере. С появлением телевидения были пророчества о конце книги, театра, кино, различных форм человеческого общения.
При рассмотрении Интернета как инструмента политического манипулирования отмечено, что распространение и доступность информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием демократизации современного общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Рассмотренные Интернет-технологии сказываются на политическом процессе, и приходится признать, что это они содержат в себе потенциал, способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении.
Бесспорен тот факт, что Интернет формирует общественное мнение, но наряду с преимуществами, Интернет дезинформирует, фальсифицирует сведения, является прекрасным полем для информационного терроризма.
Можно сделать вывод о том, что разработчики сайтов в полной мере используют технологии продвижения в Интернете. Однако нам, к сожалению, не удалось выяснить возможности электронной почты, которую, если верить информации на сайтах, активно используют партии для связи с пользователями сети. Большие трудности вызывает оценка действенности сайтов. Некоторые сайты ведут счетчик посещений пользователями, выдают сообщения о копировании информации из киберпространства, о времени, проведенном на сайте.
Государство должно вкладывать большие суммы в экономическую базу развития информационных технологий и информационных систем, создавать виртуальные политические структуры; создать более продуманную законодательную базу, регулирующую использование материала, опубликованного в сети. В наше время Интернет становится важной составляющей политических коммуникаций, образующих информационную среду деятельности политических лидеров и политических партий. Очевидно, что больший объем представленной в Сети русскоязычной информации стимулирует появление все большего числа пользователей сети. Несомненно лишь то, что политикам будущего придется уделить самое серьезное внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые обеспечат повышение активности явки избирателей и рост политической активности населения.
Новые коммуникативные возможности, предоставляемые Глобальной сетью, формируют и новые морально-этические параметры общения, создают новые традиции и этику политической жизни. Именно в силу масштабов российской территории, различий в условиях жизни и деятельности регионов наиболее эффективно необходимо содействовать развитию общественной политики с использованием новых информационных технологий. К их числу относится, в первую очередь, сеть Интернет. Таким образом, не Интернет вошел в политику, а политика частично перешла в виртуальный мир, следовательно можно говорить о росте использования политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения с электоратом как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Выявлено, что решающим условием для полезной работы телекомпаний в различных странах является создание правового поля, системы законов и подзаконных актов, которые регулируют взаимоотношения общества и телевидения; происходит медиатизация политики и коммерциализация телевидения, приносящая дивиденды различного рода спонсорам, так как конечной целью ТВ является максимизация аудитории; сообщения по телевидению согласуются с ценностными установками; люди не выражают открыто свои взгляды, обнаруживая, что их взгляды не находят широкого применения; нарушается чувство времени; подрывается способность людей к логическому мышлению; телевидение оказывается важнейшим инструментом формирования политического пространства, оно является заслоном необходимой людям информации, служа прикрытием афер недобросовестных банков; телевидение вызывает проблемы как социального характера, так и экономического, о которых затем само и повествует; лишает человека информации о реальности; подавляются творческие способности; появляется стресс, депрессия, усталость; формируется психологическая зависимость от ТВ, решается проблема одиночества; властвующая элита, медиаимперии и медиахолдинги имеют монополию на мифотворчество на телевидении; отсутствует государственная политика в сфере вещания; телевидение является технической основой для сложных доктрин манипуляции сознанием, при отключении психологической зашиты; ТВ создает усыпляющий эффект, вследствие чего приходит гипноидное состояние, физическая неподвижность, умственная статичность; используется «секретная технология» управления новостью; используется запрещенное во многих странах нейролингвистическое программирование.
Возникает необходимость включения цензуры на телевидении, так как действует принцип социального сравнения «себя» с героями на ТВ, что превращает, смотрящего телевидение человека в запрограммированного робота. Для длительного процветания здоровой общественной сферы особое внимание нужно обратить на воздействие телевидения на воспитание и культурное образование молодежи, которая повсюду является заботой общества и государства.
У сети Интернет есть свои уникальные способности. Но есть и много общего с ранее возникшими коммуникациями. Разница более всего проявляется в технической, а не в социальной сфере. С появлением телевидения были пророчества о конце книги, театра, кино, различных форм человеческого общения.
При рассмотрении Интернета как инструмента политического манипулирования отмечено, что распространение и доступность информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием демократизации современного общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Рассмотренные Интернет-технологии сказываются на политическом процессе, и приходится признать, что это они содержат в себе потенциал, способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении.
Бесспорен тот факт, что Интернет формирует общественное мнение, но наряду с преимуществами, Интернет дезинформирует, фальсифицирует сведения, является прекрасным полем для информационного терроризма.
Можно сделать вывод о том, что разработчики сайтов в полной мере используют технологии продвижения в Интернете. Однако нам, к сожалению, не удалось выяснить возможности электронной почты, которую, если верить информации на сайтах, активно используют партии для связи с пользователями сети. Большие трудности вызывает оценка действенности сайтов. Некоторые сайты ведут счетчик посещений пользователями, выдают сообщения о копировании информации из киберпространства, о времени, проведенном на сайте.
Государство должно вкладывать большие суммы в экономическую базу развития информационных технологий и информационных систем, создавать виртуальные политические структуры; создать более продуманную законодательную базу, регулирующую использование материала, опубликованного в сети. В наше время Интернет становится важной составляющей политических коммуникаций, образующих информационную среду деятельности политических лидеров и политических партий. Очевидно, что больший объем представленной в Сети русскоязычной информации стимулирует появление все большего числа пользователей сети. Несомненно лишь то, что политикам будущего придется уделить самое серьезное внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые обеспечат повышение активности явки избирателей и рост политической активности населения.
Новые коммуникативные возможности, предоставляемые Глобальной сетью, формируют и новые морально-этические параметры общения, создают новые традиции и этику политической жизни. Именно в силу масштабов российской территории, различий в условиях жизни и деятельности регионов наиболее эффективно необходимо содействовать развитию общественной политики с использованием новых информационных технологий. К их числу относится, в первую очередь, сеть Интернет. Таким образом, не Интернет вошел в политику, а политика частично перешла в виртуальный мир, следовательно можно говорить о росте использования политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения с электоратом как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Подобные работы
- Технологии политического манипулирования в современной Российской Федерации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Особенности влияния цифровых технологий на политические коммуникации в российском обществе
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2023 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Институт связей с общественностью как феномен культуры (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Институт связей с общественностью как феномен культуры
Диссертация , культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2014 - Связи с общественностью как технология президентской власти в США
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Современные российские авторы в англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Fake news в современном российском медиапространстве: цели создания, типы, функции
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



