ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Теоретические основы технико-тактической подготовки юных
футболистов 7
1.2. Структура планирования в годичном цикле тренировки и методы технико-тактической подготовки в
учебно-тренировочном процессе юных футболистов 13-14 лет 9
1.3. Методическая аргументация технико-тактической подготовки в учебно-
тренировочных занятиях юных футболистов и её особенности в годичном цикле тренировки 14
1.4. Анализ международного практического опыта использования
тренировочных упражнений технико-тактической направленности в учебно-тренировочном процессе юных футболистов 13 - 14 лет 24
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.1. Результаты исследования и обоснование эффективности применения упражнений технико-тактической направленности в учебно-тренировочном процессе при подготовки юных футболистов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. В современных условиях резко обострилась актуальность и необходимость решения проблемы, связанной с технико-тактической подготовкой футболистов.
Современный футбол - это технически сложный, динамичный с быстро изменяющейся обстановкой вид спорта, основанный в большей степени на максимальном использовании скоростно-силовых качеств футболистов, индивидуального технического мастерства, а также групповых и командных тактических взаимодействиях. Футбол постоянно совершенствуется это очевидный факт, который наблюдает весь мир последние десятилетия.
Футбольные специалисты Губа В.П., Стула А., Майер Р., Смирнов Ю.И. постоянно отмечают растущий атлетизм при подготовке современных футбольных команд, техническое оснащение, позволяющее выполнять технические элементы на максимальных скоростях и с постоянно возрастающим давлением на игрока с мячом, а уровень тактической подготовки современных футбольных команд не иначе, как «высшая математика» и не назовёшь. Положение футбола сегодня требует вести активный поиск наиболее эффективных средств и методов физической, технической, тактической, психологической подготовки футболистов на этапе высшего спортивного совершенствования, чтобы преодолеть существующие недостатки [6, 8, 17, 23].
Продемонстрировать в полной мере своё мастерство тактически грамотному и высокотехничному футболисту, как справедливо отмечают Верхошанский Ю.В., Николаенко В.В. и Шамардин В. Н., не представляется возможным в случае неудовлетворительной физической подготовленности игрока, медленного передвижения по футбольному полю, слабого удара по мячу. Полной реализации технического и тактического арсенала футболиста способствуют проявление скорости и мышечной силы в игре [2, 19].
Важнейшей задачей всесторонней подготовки футболистов является работа над технико-тактическим мастерством, процесс обучения технико-тактическому мастерству и его совершенствование непрерывен на протяжении всех этапов многолетней тренировки. Недостаточно высокий уровень технико-тактической подготовленности выпускников спортивных детско-юношеских школ по футболу отмечен ведущими специалистами по футболу. В ряду причин этого положения следует назвать недостаточную теоретико-методическую изученность вопросов технико-тактической подготовки юных футболистов.
Значимость и острота избранной темы исследования: «Техническая и тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки» прогрессирует в связи с существующей на сегодняшний день несогласованностью между двумя сторонами: необходимостью повышения уровня технико-тактической подготовленности учащихся спортивных детско-юношеских школ по футболу и профессионально низким качеством организации работы в этом направлении. В этом контексте задача исследования сводится к поиску путей совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов.
Цель нашего исследования - разрешение этой проблемы.
Требуется вести активный поиск наиболее эффективных средств и методов физической, технической, тактической, психологической подготовки футболистов на этапе высшего спортивного совершенствования, чтобы преодолеть существующие недостатки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки, на примере футбольной команды АНО «Спортивный выбор».
Предмет исследования - технико-тактическая подготовка юных футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки.
Цель работы - исследование особенностей технико-тактической подготовки футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле подготовки.
Гипотеза. Мы предполагаем, что применение упражнений технико-тактической направленности при подготовки юных футболистов 13-14 лет позволит оптимизировать учебно-тренировочный процесс, а также повысит общий уровень подготовки и качественно улучшит игровую деятельность юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности, влияющие на успешность игровой и тренировочной деятельности юных футболистов 13-14 лет благодаря упражнениям технико-тактической направленности.
2. Исследовать методическую целесообразность подбора тренировочных упражнений технико-тактической направленности юных футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки.
3. Определить наличие положительного влияния, связанного с ростом уровня технико-тактической подготовки, упражнений технико-тактической направленности в процессе специализации юных футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки.
Научная новизна: установлено, что достижение высокого уровня технической и технико-тактической подготовки в соревновательной деятельности юных футболистов 13-14 лет возможно в случае применения методики, где используются упражнения технико-тактической направленности на протяжении всего годичного цикла тренировки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать упражнения технико-тактической направленности на протяжении годичного цикла тренировки для повышения общего уровня подготовки юных футболистов 13-14 лет.
Доказательной базой о достижении достоверной разницы различий, выявленных между группами в тестовых заданиях, стал фактический материал, полученный в результате экспериментальной работы.
Итоговый фактический материал педагогического эксперимента дает основание утверждать, что поставленные задачи решены, достигнута цель исследования и подтверждена рабочая гипотеза о применении упражнений технико-тактической направленности в учебно-тренировочном процессе, позволяющих его оптимизировать, а также повысить общий уровень подготовки и качественно улучшить игровую деятельность юных футболистов.
- Результаты экспериментальной группы гораздо выше результатов контрольной группы, повысились показатели технико-тактических действий в игре и главное, уменьшилось количество потерь.
- Нам удалось обосновать методическую целесообразность подбора упражнений технико-тактической направленности для подготовки юных футболистов 13-14 лет. Весомым аргументом стали полученные результаты эксперимента, демонстрирующие рост показателей технической, тактической и физической подготовки спортсменов.
Так общий прирост результатов, характеризующих уровень физической подготовленности, в экспериментальной группе достиг 17,2%, что существенно выше контрольной группы - 4,7%.
1. На основании анализа отечественной и зарубежной литературы по технико-тактической подготовке юных футболистов 13 - 14 лет мы определили, что увеличение уровня технико-тактической подготовки футболиста в значительной степени в сложных игровых ситуациях способствует эффективности технико-тактических действий.
2. Исследована методическая целесообразность подбора тренировочных упражнений технико-тактической направленности юных футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки. Подбор тренировочных упражнений технико-тактической направленности осуществлялся с прицелом на использовании в одном тренировочном занятии одного - двух упражнений на обучение технико-тактических взаимодействий. В среднем проведено порядка 8-ми учебно-тренировочных занятий с применением каждого упражнения.
Занятия по теории были поделены на разделы: 1) атакующие игровые ситуации действия игрока без мяча; 2) атакующие игровые ситуации, действия игрока с мячом; 3) оборонительные игровые ситуации. По завершению разбора проводилось практическое разучивание технико-тактических действий.
3. В экспериментальной группе существенной динамики достигли большинство игровых показателей, что говорит нам о целесообразности подбора упражнений технико-тактической направленности для тренировочного процесса подготовки юных футболистов 13 - 14 лет. В целом за период педагогического эксперимента в экспериментальной группе существенно в отличии от контрольной группы повысился процент прироста результатов по технико-тактическим показателям до 19,34%, а в контрольной до 11,45%.
Положительные результаты, полученные за период педагогического эксперимента в экспериментальной группе, позволили утверждать, что при использовании тренировочных упражнений технико-тактической направленности повышается уровень технико-тактической подготовки футболистов 13 - 14 лет в годичном цикле тренировки.
С целью повышения эффективности, оптимизации и совершенствования процесса обучения, ориентированного на повышение технико-тактического мастерства футболистов, учителя физической культуры, тренеры при организации учебно-тренировочного процесса могут использовать данные проведённого исследования.
1. Альябев О.К. Факторы и критерия обусловливающие технико¬тактической подготовленности спортсменов. //Наука в олимпийском спорте.
- 1994. - № 1. - С. 43-47.
2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин.
- М.: ФиС, 1983. - 176 с.
4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002, - 295 с.
5. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант / Л.В. Волков. - К.: Вежа, 1997. - 128 с.
6. Губа В.П., Стула А. Методология подготовки юных футболистов : учебно-методическое пособие / В.П. Губа, А. Стула. - М. : Человек. 2015. - 184 с.
7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Спорт, 2018.- 621 с.
8. Губа В.П., Стула А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы / В.П. Губа, А. Стула, К. Кромке. - М. : Спорт, 2017. - 240 с.
9. Зайцев А.А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболистов 11-15 лет различных соматических типов и вариантов развития: канд. пед. наук: 13.00.04. - Малаховка, 1994. - 165 с.
10. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке / В.А.
Запорожанов. - К. : Здоровья, 1998. - 144 с.
11. Зеленцов А.М. Разработка целевых комплексных программ подготовки футболистов: метод. рекомендации / А.М. Зеленцов, М.В. Бальчос, Г.А. Лисенчук. К. : НУФВС, 1999. - 61 с.
12. Качалин Г.Д. Тактика футбола / Г.Д. Качалин. - М. : ФиС, 1989. - 128 с.
13. Кубеков Э.А., Кочкаров Э.Э. Особенности и закономерности технико-тактической подготовки юных футболистов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 6). - С. 1310-1313.
14. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера / А.А. Кузнецов. - М. : Проф-Издат. 2011. - 408 с.
15. Лисенчук Г.А. Направленность тренировочного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей футболистов. // Наука в олимпийском спорте. - 2004. - № 1. - С. 22-27.
16. Лисенчук Г.А. Соревновательные микроциклы в подготовке квалифицированных футболистов // Теория и методика физ. культуры. - 2008. - №1. - С. 11-13.
17. Майер Ральф. Силовые тренировки в футболе : пер. с англ. / Ральф Майер - М. : Спорт, 2016. - 1287 с.
18. Мищенко В.С. Оценка функциональной подготовленности квалифицированных футболистов на основе учета структуры аэробной производительности // Наука в олимпийском спорте. - 2008. - № 1. - С. 23-27.
19. Многолетняя подготовка юных футболистов. Путь к успеху : учеб.- метод. пособие / В. В. Николаенко, В. Н. Шамардин. - К. : Саммит-книга, 2015. - 360 с.
20. Набатникова М.Я. Основы управления спортивной тренировкой юных спортсменов. М. : ФиС, 1982. - 280 с.
21. Савинов П.Н., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Липовцев С.П. Влияние физической подготовленности на игровую деятельность футболистов // Международный студенческий научный вестник. 2015. №5 (часть 3). - С. 460.
22. Сахновский К.П. Начальная спортивная подготовка // Наука в
олимпийском спорте. - 1995. - № 3. С. 17-23.
23. Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: учеб пособие / Ю.И. Смирнов. - Малаховка: МОГИФК, 1986. - 68 с.
24. Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 24-25 октября 2017 г. Т. 1 / УралГУФК ; под ред. Е. В. Быкова. - Челябинск, 2017. - 357 с.
25. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для вузов / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков ; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова.- М. : Академия, 2008. - 518 с.
26. Сучилин А.А. О совершенствовании системы подготовки футбольного резерва //Теория и методика физ. культуры. - 2001. - № 9. - С. 15-17.
27. Физическая культура : учебник / В. Ю. Волков [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2018. - 423 с.