ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Жизненная перспектива личности в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Особенности конструктивной жизненной перспективы. Критерии оценки
жизненной перспективы 17
1.3. Обзор исследований личностных детерминант жизненной перспективы 27
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ДЕТЕРМИНАНТ КОНСТРУКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ 46
2.1. Характеристика методов исследования и особенности выборки 46
2.2. Интерпретация результатов исследования и их анализ 50
Выводы по второй главе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каждая новая эпоха требует от индивидуума самостоятельного выбора линии жизни, обеспечивающей сохранение целостности личности и достижение самореализации в будущем. Но особенно этот выбор стал актуален в настоящих условиях стремительно изменяющегося мира. Поэтому в психологии первостепенное место занимает проблема исследования развития человека во времени жизни, обозначаемая как «психология жизненного пути», «жизненные стратегии», «варианты жизни», «временная перспектива личности» и так далее.
Актуальность исследования заключена в том, что кардинальные перемены, происходящие в экономической, политической и общественной жизни российского социума, ведут за собой значительные трансформации в сознании и мироощущении людей. Возрастание жизненных темпов и скорости смены жизненных ситуаций требует от индивидуума помимо мобильности, наличие осмысленного отношения к времени своей собственной жизни. Способность к антиципации, предвосхищение событий, умения предвидеть, прогнозировать динамику событий во многом определяет характер жизненных планов личности, организацию и способы осуществления деятельности, характер ее социализации.
Исходя из теоретической и практической актуальности вопроса построения картины будущего, для личности проблема жизненной перспективы происходило становление всестороннего исследования данного вопроса в современной психологической науке. Исследуемый феномен разрабатывался в русле ряда подходов: событийного (К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн), причинно-целевой концепции психологического времени индивидуума (Е. И. Головаха, А. А. Кроник), теории целеполагания (В. Ф. Серенкова, Г. С. Шляхтин). За рубежом, ученые так же рассматривали данную проблему. Среди зарубежных исследователей известны К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франкл и другие.
Жизненная перспектива в нашем исследовании понимается как совокупность представлений личности о своем будущем во взаимосвязи с оценкой своего прошлого и настоящего. Жизненная перспектива представляет собой пространство, в котором выстраивается когнитивно переработанная мотивация деятельности человека. Применительно к вопросу жизненной перспективы обсуждаются закономерности восприятия будущего, предвосхищения грядущих событий, целеполагания и выбора путей достижения поставленных целей, обуславливающих воздействие спроецированных в будущее жизненных планов на принятие решений и поведение индивидуума в настоящем.
В психологической науке недостаточно внимания уделено исследованию факторов, обуславливающих становление конструктивной жизненной перспективы. В нашем исследовании осуществляется попытка выделить критерии конструктивности жизненной перспективы, которая понимается нами как потенциальная возможность сформированных у личности представлений о своем будущем в соотношении с другими временными этапами жизни приводить личность к достижениям, чувствовать себя комфортно, повышать личностное благополучие. Среди этих факторов, как мы считаем, первостепенное значение имеют личностные особенности, что и определило содержание данного исследования.
Объект исследования: жизненная перспектива личности.
Предмет исследования - личностные детерминанты конструктивной жизненной перспективы личности.
Цель исследования - выявить взаимосвязь личностных свойств и особенностей жизненной перспективы.
Гипотеза исследования - конструктивная (детализированная, долгосрочная, позитивная) жизненная перспектива соответствует показателям высокой степени личностной активности, уверенности в себе, радикализма и креативности, удовлетворенности жизнью и эмоционального благополучия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать понятие «жизненная перспектива личности» и выделить критерии ее конструктивности.
2. Провести теоретический анализ личностных детерминант жизненной перспективы.
3. Подобрать методы психологической диагностики переменных и провести исследование на выборке испытуемых.
4. На основе эмпирических данных с применением методов статистического анализа выявить характер взаимосвязи конструктивной жизненной перспективы и особенностей личности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методики:
-16-факторны личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF.
- Авторская анкета для выявления особенностей жизненной перспективы согласно теоретически выявленных признаков конструктивности содержания жизненной перспективы.
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д. А. Леонтьевым на базе опросника жизненных целей Дж. Крамбо и Л. Махолика.
3. Методы математической статистики: метод корреляционного анализа Пирсона, U-критерий Манна-Уитни
Новизна исследования связана с конкретизацией понятия «конструктивность жизненной перспективы» и сопоставлением в исследовании выявленных в ходе теоретического анализа критериев для определения степени потенциальной результативности жизненной перспективы с особенностями смысложизненных ориентаций и личностных особенностей. В исследовании впервые применялась авторская анкета для изучения выраженности выделенных нами критериев конструктивности в представлениях личности о своем психологическом будущем.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о содержании понятия «жизненная перспектива», о критериях конструктивности жизненной перспективы и личностных детерминантах ее структурирования, детализации и глубины в когнитивно-содержательном и организационно-деятельностном аспектах.
Практическая значимость проведенного исследования заключаются в возможности использования полученных эмпирических результатов в практической работе при консультировании людей со сложностями жизненного самоопределения, находящихся в ситуации принятия решения и выбора. Разработанная нами анкета для диагностики степени конструктивности жизненной перспективы может выступать в качестве инструментария для изучения особенностей представлений о психологическом времени личности.
Структура исследования определена целью и задачами работы и включает введение, два теоретических параграфа, составляющих первую главу и раздел с описанием эмпирического исследования. Каждая глава содержит выводы, в заключении подводятся итоги работы. Работа включает список используемой литературы и приложение.
Жизненная перспектива личности состоит из объектов или событий, проявляющихся на когнитивном уровне функционирования личности. Жизненная перспектива представляет собой главный момент в выстраивании психологического времени, возникающий из поведенческих процессов, делящих жизненный опыт индивидуума на временные границы прошлого, настоящего, будущего.
Определение разных видов жизненной перспективы указывает на возможность разрешить указанное противоречие относительно роли мотивации достижения или вообще мотивации к деятельности в целом, которая не есть единственная детерминанта активности личности. Инициатором движения человека к будущему может в основном выступать мотивация, но нельзя отрицать роли и других личностных механизмов.
Обращенность в будущее дает возможность индивидууму адекватно оценить ценность настоящего, сохранить истинное значение прошлого ради будущего, спрогнозировать свое будущее в виде реализованной цепи единичного действия или целого комплекса действий.
Понимание жизненной перспективы дает возможность увидеть то, как определенный индивид видит и прогнозирует собственное будущее. Помимо этого, позволяет понять взаимосвязь грядущего с прошедшим и настоящим, позволяет увидеть место, отводимое будущему в персональной картине жизни человека. Осознать воздействие времени на поведенческие аспекты индивидуума.
Анализ литературы показал, что в науке отсутствует единого подход к вопросу жизненной перспективы. Ряд ученых высказываются о роли эмоциональной валентности будущего или прошлого, другие авторы опираются на временные категории: прошлое, настоящее и будущее. Половина людей ориентируются на будущее, другая половина на свое прошлое или на настоящее. Жизненная перспектива - это пространство, в котором выстраивается когнитивно переработанная мотивация деятельности человека.
Жизненная перспектива является реальным жизненным внутренним резервом человека, запрограммированный опытом, полученным в прошлом, уровнем его развития, имеющимися способностями и задатками, составляющими действенную движущую силу, дающую гарантию быть успешным в будущем.
Показатели общей осмысленности жизни в целом подтвердили, что группа испытуемых с более выраженными признаками конструктивности жизненной перспективы имеют в целом более осмысленное представление о своей жизни. Таким образом, группы испытуемых с разной степенью конструктивности жизненной перспективы значимо различаются по таким особенностям смысложизненных ориентаций, как Цели жизни», «Процесс жизни», «Локус контроля «Я» и «Общая осмысленность жизни». Личность с большим числом соответствия конструктивным критериям жизненной перспективы демонстрирует более высокую степень наполненности представлений личности о своих целях, ориентирована в будущее, что делает ее жизнь более целенаправленной и имеющей смысл, задает ей временную перспективу, ориентированную в будущее. Конструктивность жизненной перспективы по выделенным нами критериям позволяет личности сконцентрировать свой интерес в настоящем, с высоким уровнем эмоциональной насыщенности, обогатить чувственное содержание происходящих событий и повысить степени их содержательности, благодаря чему жизнь приобретает смысл в настоящем времени.
Значительное соответствие жизненной перспективы выделенным нами критериям конструктивности позволяет индивиду повысить значимость собственной личности в качестве субъекта деятельности, дает осознание собственной значительной свободы принятия решений в соответствии с поставленными и осознанными ею жизненными целями.
В целом оказалось, что личность с высокой степенью осмысленности своей жизни имеет более конструктивную, согласно выделенным критериям жизненную перспективу и отличается уверенностью в собственной способности формулировать в своей жизни цели, может свободно анализировать действительность и выбирать те жизненные задачи из числа очевидных и имеющихся, которые соответствую ее потребностям и индивидуальным особенностям.
Результаты сопоставления личностных особенностей по методике Р. Кеттелла с показателями конструктивности жизненной перспективы показали, что фактор воображения неоднозначно влияет на конструктивность жизненной перспективы, оказывая воздействие на различные аспекты построения жизненных планов. Люди с высокими баллами по шкале смелости склонны быстро принимать решения, строить глобальные планы, принимать смелые варианты, но что касается рациональности, то эти решения не всегда могут оказаться прагматичными и эффективными. Следует также отметить, что неоднозначность связи шкалы смелости с возможностью построения конструктивной жизненной перспективы существуют неблагоприятные для успешной реализации жизненных планов у людей с чрезмерно высокими значениями фактора Н присутствуют недостаточное внимание к сигналам опасности, рискованная стратегия достижений, легкомысленность. В целом нами был сделан вывод о необходимости значительной степени выраженности фактора «смелость» в качестве фактора конструктивности построения жизненной перспективы.
В результате проведенного анализа можно говорить, что для построения гибкой и одновременно продуманной жизненной перспективы важно проявление умеренной степени импульсивности и значительной степени рассудительности (фактор F). В целом также следует отметить, что личностный радикализм является существенным условием для построения эффективных, повышающих адаптивные способности личности жизненных планов. Шкала Q1 в значительной степени отражает свойства, необходимые для построения конструктивной жизненной перспективы в плане ее инновационности, продуктивности и энергичности воплощения в жизнь. Личность с более выраженными критериями конструктивности жизненной перспективы имеют низкие показатели по шкале свободно плавающей тревожности и могут быть описаны как более расслабленные, относительно спокойные, не склонные испытывать фрустрацию своих потребностей. С другой стороны, чем меньше у испытуемых выражены признаки конструктивности жизненной перспективы, перечисленные в разработанной нами анкете, тем в большей степени для них характерны признаки напряженности, стресса, повышенной раздражительности, состояния измотанности и переутомления.
Полученные взаимосвязи личностной тревожности и конструктивных признаков жизненной перспективы является показателем роли последней в регуляции психологического здоровья личности и состояния личностного благополучия. Стратегия построения личностью жизненной перспективы обеспечивает личности состояние психологического комфорта, снижая уровень тревожности в отношении настоящего и будущего, и в целом может рассматриваться как фактор, способствующий развитию личности.
В нашей работе также показано, что людям с выраженными характеристиками конструктивности жизненной перспективы свойственны достаточно высокие показатели по шкале Q2. У таких людей выраженными свойствами являются предпочтение собственных решений навязанным способам поведения. Личность этого типа проявляет самоудовлетворенность при определении планов на жизнь, а также находчивость в выборе вариантов поведения. Такая жизненная стратегия способствует достижению высокого уровня профессионального развития личности и значительным жизненным достижениям.
В целом на основании анализа выявленных взаимосвязей личностных шкал с особенностями построения жизненной перспективы нами был сделан вывод о том, что, детализированная, долгосрочная, позитивная жизненная перспектива соответствует показателям высокой степени личностной активности, уверенности в себе, радикализма и креативности, удовлетворенности жизнью и эмоционального благополучия, личностной зрелости в целом.
1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Просвещение, 2007. - 321 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 48-55.
3. Анохин, П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 1998. - 362 с.
4. Ахмеров, Р. А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии [Текст] / Р.А. Ахмеров. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 176 с.
5. Ахундов, М. Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы [Текст] / М.Д. Ахундов. - М.: Наука, 1982.
6. Березина, Т. Н. Время личности и время жизни [Текст] / Т.Н. Березина, К.А. Альбуханова. - М.: Академия, 2000. - 388 с.
7. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Сфера, 2000. - 185 с.
8. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2001. - 271 с.
9. Болотова, А. К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А. К. Болотова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
10. Брушлинский, В. А. Мышление и прогнозирование [Текст] / В.А. Брушлинский. - М.: Наука, 2009. - 295 с.
11. Вилюнас, В. К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации [Текст] / В. Виллюнас // Вестн. Моск. ун-та. - Серия 14: Психология. - 1997. - №1. - С. 3-13.
12. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлёва. - М.: Аспект - Пресс, 2007. - С. 34-81.
13. Вечканова, Е. М. Особенности временной перспективы личности при различных типах актуального смыслового состояния [Текст] / Е. М. Вечканова, Ю. Ю. Неяскина // Вестник КРАУНЦ, Серия «Гуманитарные науки». - № 2 (18). - 2011. - С. 167-178.
14. Гинзбург, М. Г. Психологическое содержание личностного
самоопределения [Электронный ресурс]. - URL: http://hr-portal.ru/
article/psikhologicheskoe-soderzhanielichnostnogo-samoopredeleniya (дата обра-щения: 12.08.2011).
15. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А, Кроник. - Киев: Наукова Думка, 1994. - 351 с.
16. Головаха, Е. И. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Наука, 1998. - 281 с.
17. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 2008. - 210 с.
18. Психология [Текст] / Под ред. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. - М.: Мысль, 2010. - С. 45-54.
19. Забродин, Ю. М. Очерки теории психической регуляции
поведения [Текст] / Ю.М. Забродин. - М.: Изд-во «Магистр», 1997. - 208 с.
20. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология
[Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Просвещение, 2001. - 277 с.
21. Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо. - М.: Мысль, 2010. - 196 с.
22. Карандышев, В. Н. Темп психологического времени [Текст] / В.Н. Карандышев. - М.: Сфера, 2001. - 105 с.
23. Квасова, О. Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации [Текст] / О.Г. Квасова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2013. - 216 с.
24. Ковалев, В. Н. Психологические особенности личностной организации времени жизни [Текст] / В.Н. Ковалев. - М.: Мысль, 1999. - 101 с.
25. Ковалев, В. И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время [Текст] / В.И. Ковалев, 1991. - 295 с.
26. Кроник, Л. Л. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально¬психологического исследования) [Текст] / Под ред. JI.B. Сохань. - Киев: Наук, думка, 1997. - С. 247-258.
27. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 368 с.
28. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» [Текст] / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1980. -296с.
29. Леонтьев, A. M. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.М. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 304 с.
30. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
31. Лисичкин, В. А. Теория и практика прогностики [Текст] / В.А. Лисичкин. - М.: Аспект- Пресс, 2002. - 284 с.
32. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 238-246.
33. Магомед-Эминов, М. Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01. [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 2009. - 53 с.
34. Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. - Сер. 14. - Психология. - 1996. - № 4. - С. 26-35.
35. Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. - 2008. - №. 29.- №4.
36. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1996. - 254 с.
37. Миско, Е. А. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии ЧАЭС [Текст] / Е.А. Миско, Н.В. Тарабрина // Психологический журнал. - 2004. - № 3. - С. 44-52.
38. Митина, О. В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо
(ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии
[Текст] / О.В. Митина // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 2008. - № 4. - С. 67-90.
39. Молчанов, В. И. Феноменологическое учение о времени и его современные интерпретации [Текст] / В.И. Молчанов // Вопросы философии. - 1982. - № 12. - С. 136-144.
40. Мясищев, В. Н. Сознание как отражение действительности и отношения к ней [Текст] / В.Н. Мясищев // Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 18-47.
41. Нестик, Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях [Текст] / Т.А. Нестик - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 296 с.
42. Никандров, В. В. Экспериментальная психология [Текст] / В.В. Никандров. - СПб.: Речь, 2007. - 512 с.
43. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 607 с.
44. Обуховский, К. К. Психология влечений человека [Текст] / К.К. Обуховский. - М.: Наука, 2010. - 291 с.
45. Пантелеева, В. В. Индикаторы конструктивной жизненной
перспективы личности [Текст] / В.В. Пантелеева, О.Н. Кузьмина, Д.А.
Богомолова / Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях // Материалы региональной научно-практической конференции. - Тольятти, Издательство ТГУ, 2017.
46. Павлова, Т. Д. Организация времени жизни как компонент структуры личности студентов: Автореф. дне. канд.психол. наук. [Текст] / Т.Д. Павлова. - М., 1997. - 20 с.
47. Петренко, В. Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке [Текст] / В.Ф. Петренко // Психологический журнал. - 2002. - № 13. - С. 113-121.
48. Платонов, К. К. Занимательная психология [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 2002. - 201 с.
49. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
50. Пригожин, И. Р. Преоткрытие времени [Текст] / И.Р. Пригожин // Вопросы философии. - 1989. - № 8. - С. 21-34.
51. Раев, А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности [Текст] / А.И. Раев. - СПб.: Питер, 2005. - 211 с.
52. Ральникова, И. А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст [Текст] / И.А. Ральникова. - М.: Просвещение, 2002. - 152 с.
53. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
54. Регуш, Л. А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // Психологический журнал. - 1981. - т.2. - №5. - С. 11-34.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
56. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - С. 282-426.
57. Серенкова, В. Ф. Исследование проблем психологии времени [Текст] / В.Ф. Серенкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М., 1988. - С. 89-99.
58. Серенкова, В. Д. Типологические особенности планирования личностного времени [Текст] / В.Д. Серенкова. - М.: Мысль, 2001. - 120 с.
59. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 [Текст] / А. Сырцова. - М., 2008. - 317 с.
60. Толстых, А. В. Возрасты жизни [Текст] / А.В. Толстых. - М.: Академия, 1998. - 195 с.
61. Толстых, Н. Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности [Текст] / Н.Н. Толстых. - М.: Академия, 1998. - 152 с.
62. Шляхтин, Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности [Текст] / Г.С. Шляхтин. - М.: Мысль, 2001. - 166 с.
63. Шмелев, А. Г. Персоплан инструмент жизненного [Текст] / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - С. 96-103.
64. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Смысл, 2000. - 368 с.
65. Фресс, П. Восприятие и оценка времени [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. 6. - С. 88-130.
66. Элькин, Д. Г. Восприятие времени [Текст] / Д.Г. Элькин. - М.: Просвещение, 1999. - 232 с.