Введение
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
1.1.Искусство иллюстрации и книжной графики
1.2.Художественные приемы, особенности и технологии
создания иллюстрации
1.3.Современные технологии графического дизайна Digital
illustration в создании книжной иллюстрации
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КНИЖНОЙ
ГРАФИКИ, В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
2.1.Значение и роль иллюстрации в нравственно-эстетическом воспитании детей
2.2.Методические рекомендации по нравственно-эстетическому
воспитанию детей средствами книжной иллюстрации
Выводы по II главе
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
3.1.Выбор темы бакалаврской работы
3.2.Разработка поисковых эскизов и этапы их выполнения
Выводы по III главе
Заключение
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена созданию иллюстраций к сказке Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Сказка о «Щелкунчике» - одна из знаменитых историй, написанных Гофманом. Удивительный сюжет предстающий перед нами как сказка в сказке, которая является самой по себе загадочной и неповторимой, в ней царят тайны и сюрпризы, любовь, борьба добра со злом. Сказка не только заполнена красивым текстом с захватывающим сюжетом, а в ней живёт звук, мелодия, так давно нам знакомая.
Сказка как жанр литературы становится поучительной и интересной историей, позволяющей сформировать в ребенке гармоничную личность подталкивающая его к размышлению, благодаря чему развивается фантазия, воображение, интуиция. А волнительные сюжетные линии в которых учувствуют главные герои произведения, подталкивают ребенка выбрать себе своего главного героя, который в больше степени импонирует ему своим поведением и обладает положительными или отрицательными личностными качествами. Все это в совокупности развивает и воспитывает ребенка, его речь, мышление, память, воображение. А также помогает ребенку понять мораль сказки, осмыслить нравственную сторону личности через те поступки, которые совершают герои.
Рассматривая историю о Щелкунчике в своей работе, мы специально выбрали рождественскую сказку Э. Гофмана особое внимание уделяя образно-сюжетной линии произведения, характеру главных героев.
В сказках все предметы одушевленного и неодушевленного характера умеют разговаривать, все имеют чувства, мысли. Это знаком ребенка с тем, что в социуме, в мире котором мы живем есть живые существа, умеющие также чувствовать. Это учит ребенка вставать на место другого, чтобы понять его чувства. Это воспитывает любовь и бережное отношение к вещам и предметам, формирует основы дружбы, смелости, находчивости, милосердия и взаимопонимания.
Но самое главное в сказках, это воспитание нравственных качеств человека: порядочность, умения поступать правильно, видеть к чему приводят отрицательные поступки, ложь, понимать и сопереживать героям.
Сказка развивает фантазию ребенка, творческое, художественно- образное мышление. И основа всего этого именно иллюстрация.
Иллюстрация - это своеобразный графический образ, позволяющий представить и вообразить главных героев, их характер, как они выглядят, во что одеты, как живут, какими ценностями обладают. Именно визуализация образа является основой для развития фантазии ребенка.
Поэтому в своей работе мы опирались именно на эти качества иллюстрации, когда каждый художник рисует волшебный мир сказки и Рождества по-своему.
Иллюстрации - это не просто визуальное добавление к тексту, а художественное произведение, воплощающее в себе фантастические образы. Образы позволяющие прежде всего ребенку попасть в мир приключений.
Поэтому насколько выразительными будут образы, эмоционально насыщенными, настолько это поможет нам в развитии ребенка, в его нравственно-эстетическом воспитании.
Мы знакомимся с книгой с раннего детства, она впервые знакомит нас с искусством слова, мыслей и образа.
Слово помогает нам понять мир словесных эмоций и чувств. А графическая картинка представить и мир наглядно-образным.
Актуальность выбранной темы исходит из значения иллюстрации в нравственно-эстетическом воспитании детей, а также в тех выразительных композиционных, цветовых и технических средств по законам которых создается иллюстрация.
На примере сказки «Щелкунчик и мышиный король» мы рассмотрим неограниченные возможности в передаче смысловой, эмоциональнообразной нагрузки иллюстрацию, помогающие детям понять не только высоконравственные качества и поступки человека, но и выбрать определенную манеру поведения, основанную на любви, дружбе, поддержке и понимании.
Объект исследования -процесс создания иллюстраций к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Предмет исследования- современные технологии в создании нового вида книжной графики в формате «Digital Illustration».
Цель- Создание серии иллюстраций к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Задачи:
-Изучить историю развития и становления основ книжной графики в на примере зарубежных и отечественных авторов, художников- иллюстраторов.
-Изучить современные технологии создания иллюстрации в графическом редакторе «Digital Illustration».
-Разработать методические рекомендации по нравственноэстетическому воспитанию детей средствами книжной иллюстрации
-Разработать тоновые и цветовые эскизы, иллюстрации к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
-Выполнить итоговые композиции графическом редакторе «Digital Illustration».
Практическая значимость данной работы состоит в необходимости нравственно-эстетическом воспитании ребенка средствами иллюстрации.
Духовный кризис в воспитании детей формирует необходимость разработке методических рекомендаций, направленных всестороннее и гармоничное развитие личности, на природу целостного представления о нравственно-эстетическом воспитании детей.
Иллюстрация также помогает детям освоить основные закономерности, принципы композиции, приемы стилизации и трансформации, знакомит с понятиями тона, колорита, перспективы, пространства и формы, пластической анатомией человека.
Из этого следует, что книжная иллюстрация является важной составляющей в развитии целостной и гармоничной личности, позволяет учащимся не только овладеть изобразительно-выразительными средствами, но и повысить интерес к книге, иллюстрации, усилить роль художественно - графической культуры иллюстрации.
Структура бакалаврской работы.
Данная бакалаврская работа состоит из теоретической записки, трех глав, списка использованной литературу, приложения и двух планшетов, представляющих собой ход работы над выполнением творческой части диплома.
Исследования по данной работе показали, какую значимую роль в искусстве играла и играет иллюстративный рисунок. Иллюстрация как один из видов живописи и графики прошла многовековое развитие, претерпела не мало видоизменений в разные периоды. Вобрало в себя богатство всевозможных технологий известных нам в настоящее время и не зависимо от эпохи не потеряло свою индивидуальную значимость, тихо, без слов рассказывать зрителю историю и события, вложенные когда-то художником в иллюстрационный рисунок.
Значимость иллюстрации, как и в периоды развития живописи, графики и скульптуры остается не изменой и в настоящем времени.
В современном мире иллюстрация существует как отдельный вид направления в живописи или графики, включая в себя теперь уже целый комплекс аспектов и знаний необходимых в процессе создания композиции.
В настоящее время уделяется большое внимание в первую очередь сложности и простате композиционного решения использованиям возможностей создавать глубинно-пространственную и многофигурную композицию. Упрощению и детализированию стилизованных объектов, и ограниченным цветовым палитрам к будущей иллюстрации.
О успехе развития иллюстрации в современном искусстве настоящего времени можно сказать, что теперь иллюстрация относится к графическому дизайну и используется в разработке фирменного стиля, плакатах, баннерах, книжной графике и полиграфии. Имеет тесную связь со стилизацией и является одним из самых востребованных направлений 21 века в котором, работают художники и дизайнеры всего мира на рынке искусства.
1.Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] [Текст]: учебнометодическое пособие. -2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 209 с.; см.; ISBN 978-5-9765-2384-5
2.Алуева, М.А. Профессия дизайнер: проблемы в обучении [Текст]/ М.А.Алуева // Alma Mater: сборник студенческих работ. - Краснодар, 2007. - №4. - С. 11-13. . Алуева, М.А. Иллюстрация в детской художественной книге [Текст]: библиографический указатель для студентов вузов культуры и искусств/ М.А. Алуева // Краснодар, 2008
3.Баглай, И.И. Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания [Текст] / И. И. Баглай ; М- во образования и науки Российской Федерации, ГОУВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2009. - 149 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-86781-625-4
4.Баранова, Ю.А. О роли мультипликации в духовно
нравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. 2014. №S6. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-roli-multiplikatsii-v-duhovno-
nravstvennom-i-tvorcheskom-razvitii-doshkolnika (дата обращения:
14.06.2019).
5.Бычкова, Н.В. Духовно-нравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства [Текст] : учебное пособие / Бычкова Н. В. ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского" (БГУ), Фак. технологии и дизайна, Каф. дизайна и худож. образования. - Брянск : ООО "Ладомир", 2012. - 119 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91516-198-5
6.Богатырева, Н.Ю. Отечественные художники-иллюстраторы детской книги XX-XXI вв. [Текст] : монография / Наталья Богатырёва ;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2018. - 84, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-4263-0656-1 : 500 экз.
7.Вернигорова, Е.С. Художественная иллюстрация как способ интерпретации литературных текстов // Культурное наследие России. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-illyustratsiya-kak- sposob-interpretatsii-literaturnyh-tekstov (дата обращения: 13.06.2019).
8.Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся [Текст] : сборник авторских программ педагогов общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода / Городской ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования. - Нижний Новгород : Городской ресурсный центр, 2013. - 134 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-91802-026-5
9.Эриашвили, Н.Д. Книгоиздательство: Менеджмент и маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 207 с.
10.Эстетическое и художественное образование в Бурятии [Текст]: монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2014. - 254 с.; ISBN 978-5-9793-0713-8
11.Кабачек, O. Пожелание художникам, или что ценят дети в книжной графике: (Итоги анкетирования — «лидером у детей оказался старейший художник детской книги Л.Владимирский») // Детская литература. -1992. № 11 -12
12.Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации
// Лингвокультурология. 2009. №3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/kulturoobrazuyuschee-znachenie-multiplikatsii (дата обращения: 14.06.2019).
13.Зауторова, Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных [Текст] : словарь терминов, понятий, категорий / Эльвира Викторовна Зауторова ; Федеральная служба исполнения наказаний, Научно-исследовательский институт. - Москва : ФКУ НИИ ФСИН России, 2018. - 79 с.; 21 см.; ISBN 978-5-6041405-8-1 : 300 экз.
14.Книжная иллюстрация
URL: http: //art.ioso.ru/wiki/index.php/Акварельная_живоnись
15.Иллюстрация. URL: http://bibliotekar.ru/slovarZhivopis/107.htm...