ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1Особенности развития быстроты у юных хоккеистов
1.2Общая характеристика физического развития юных хоккеистов 9-10 лет
1.3Условия развития быстроты у юных хоккеистов 9-10 лет
1.4Функциональные показатели спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта
Выводы по главе
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1Методы исследования
2.2Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
3.1Анализ результатов констатирующего исследования
3.2Программа формирующего эксперимента
3.3Анализ результатов контрольного исследования
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В течение последних нескольких лет вопросы физического развития детей 9-10 лет все в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей. Гармоничное физическое развитие детей, улучшение работоспособности их организма и расширение функциональных возможностей - главная задача физического воспитания младших подростков в современных условиях.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что увеличение числа хронических заболеваний и функциональных расстройств среди детей 9-10 лет в большинстве случаев связывается с недостатком физической активности. В связи с этим, особую важность приобретает физическое развитие младших подростков в целом и отдельных физических качеств у детей в ходе спортивных тренировок, в том числе, в процессе занятий хоккеем.
В связи с тем, что хоккей в настоящее время в качестве предпочтительного вида спорта для молодежи, получает все большую популярность, требования к уровню подготовки юных спортсменов ежегодно ужесточаются. Хоккеисты уже в подготовительном периоде тренировочного процесса должны демонстрировать высокий уровень развития всех физических качеств (сила, выносливость, ловкость), и, прежде всего, быстроты. При этом, успешность не только показателей отдельных хоккеистов и эффективность игры в целом напрямую зависит от уровня развития скоростных способностей у юных спортсменов. Поэтому задача тренера сводится к максимально допустимому для каждого юному спортсмену возможному уровню развития скорости, которая должна решаться непосредственно в тренировочном процессе.
здоровьесберегающих технологий с целью улучшения показателей быстроты и оптимизации функционального состояния спортсменов, а именно:
-оптимальный подход (дозировка упражнений, распределение нагрузки, отсутствие ранней специализации (соблюдение сенситивных периодов);
-соблюдение недельного графика (план-конспект);
-работа по пульсометрии.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс на начальном этапе подготовки юных спортсменов.
Предмет исследования - специально подобранные упражнения для развития быстроты и функционального состояния занимающихся.
Цель исследования - развитие быстроты и оптимизация функционального состояния занимающихся.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение
специальных упражнений способствует развитию быстроты и оптимизации функционального состояния занимающихся.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить показатели быстроты у юных хоккеистов на начальном этапе исследования;
2.Составить комплекс упражнений для развития быстроты и оптимизации функционального состояния юных спортсменов;
3.Определить эффективность предлагаемых упражнений для развития быстроты и оптимизации функционального состояния на начальном этапе подготовки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития скоростных способностей и оптимизации функционального состояния у юных хоккеистов 9-10 лет, теоретические основы в области физиологии, физической подготовки, методов математической статистики.
Осмыслением современных программ по развитию быстроты у детей 910 лет занимались такие исследователи, как А.А. Бишаева, Е.Н. Гогунов, Н.К. Коробейников и др.
Проблему особенностей развития быстроты у юных хоккеистов разрабатывали в своих работах такие авторы, как П.Ф. Баранов, В.А. Быстров, А.Ю. Букатин, Ю.Д. Железняк и др.
Исследованием особенностей функционального состояния юных хоккеистов и методов его оптимизации занимались такие известные авторы, как В.А. Климин, В.И. Колосков, Н.К. Коробейников, Н.Г. Озолин и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ научно-методических
литературных источников; педагогические наблюдения; метод функционального тестирования; тестирование двигательных качеств; педагогический эксперимент; статистические методы исследования.
Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе АНО «АХ Премиум». В исследовании приняли участие 18 юных хоккеиста в возрасте 9-10 лет, разделенные на экспериментальную и контрольную группы.
Научная новизна. В представленной работе не только представлены результаты теоретических исследований особенностей развития быстроты у юных хоккеистов, но и разработана и апробирована методика развития данного физического качества у спортсменов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования, для выработки подхода занятий по развитию быстроты и оптимизации функционального состояния у занимающихся хоккеем.
Научно-практическая значимость состоит в подобранной программе оптимизации процесса обучения технике игры в хоккей детей 9-10 лет. Результаты исследования помогают развить и улучшить физическое качество - быстроту.
При проведении исследования были использованы следующие методы: метод анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, приемы абстрактно-аналитического осмысления, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения.
Достоверность результатов подтверждается с помощью статистических методов анализа, проведенными с юными хоккеистами 9-10 лет. Количественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в следующем:
-даны определения понятий «быстрота», «скорость», «спортивная тренировка» и «хоккей»;
-охарактеризован учебно-тренировочный процесс занятий хоккеем;
-исследовано влияние быстроты на функциональное состояние юных хоккеистов;
-сформулированы методы и организация исследования;
-определена значимость здоровьесберегающих технологий с целью улучшения показателей быстроты и оптимизации функционального состояния спортсменов;
-определена эффективность влияния занятий хоккеем на уровень здоровья и физической подготовленности юных хоккеистов 9-10 лет.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на 74 Международной научной конференции.
Положения, выносимые на защиту.
1.Подобранная программа обучения юных хоккеистов 9-10 лет способствует развитию быстроты, что является одним из основных физических качеств для игры в хоккей.
2.Специально подобранные физические упражнения будут способствовать оптимизации функционального состояния занимающихся.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя 35 наименований. Материал изложен на 71 странице, содержит 8 таблиц, 13 рисунков.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.
1.Быстрота в широком смысле представляется одним из основных физических качеств, которое отражает максимальную частоту, с которой человек может преодолевать расстояние или совершать движение за определенный промежуток времени. На уровень развития быстроты человека может оказывать большое количество факторов наследственные характеристики, тип тела и размер, продолжительность мероприятия, а также уровень развития двигательной активности человека и др. Быстрота является одной из главных составляющих физической подготовки; она важна для успеха многих видов спорта, что обуславливает необходимость развития данного физического качества. Также важно отметить, что от уровня развития скоростных способностей юных атлетов во многих видах спорта, в том числе и в хоккее, напрямую зависит успех игры всей команды.
2.В возрасте 9-10 лет особую актуальность приобретает физическое воспитание детей. Данный возрастной период характеризуется интенсивными изменениями в строении организма у представителей обоих полов, что является благодатной почвой для совершенствования всех физических качеств. У детей 9-10 лет в большинстве случаев наблюдается недостаточная двигательная активность, поскольку большую часть времени они проводят в сидячем положении. Данный факт приводит к множеству нарушений со стороны работы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов ЖКТ и.т.д. Поэтому систематические занятия физическими упражнениями приобретают особую актуальность, что обуславливает возрастающий интерес детей к различным спортивным секциям, в том числе, и к занятиям хоккеем на профессиональной основе.
3.Методика развития быстроты у юных хоккеистов 9-10 лет будет более эффективной при соблюдении нескольких условий, среди которых наиболее важными представляются: учет возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов, использование передовых методов развития быстроты у спортсменов, включение в программу тренировок беговых практик и различных упражнений на развитие скоростно-силовых способностей, с учетом физических возможностей спортсменов. Также, с учетом того факта, что хоккей является крайне травматичным видом спорта, особую важность приобретает включение в программу тренировок различных здоровьесберегающих технологий, использование которых, помимо прочего, способствует оптимизации функционального состояния юных спортсменов. Кроме того, техника прикладных упражнений должна быть в совершенстве освоена, а также следует отдавать предпочтение низкоинтенсивным тренировкам.
4.Эффективность занятий игровыми видами спорта с точки зрения их влияния на функциональные показатели спортсменов в настоящее время достаточно сложно переоценить. Например, занятия хоккеем способствует улучшению кровообращения спортсменов, профилактике сердечнососудистых заболеваний, улучшению работы всех органов, способствуют повышению продолжительности жизни. При этом, максимальные нагрузки в ходе тренировок могут приводить к усталости и переутомлению, что негативно отражается на общем самочувствии хоккеиста, а минимальные - снижается сопротивляемость организма к разнообразным стрессовым воздействиям, уменьшаются функциональные резервы различных систем. Следовательно, для нормального функционирования всех систем организма юных спортсменов, необходимо включать в тренировочный процесс различные здоровьесберегающие технологии.
5.В ходе проведения экспериментального исследования были использованы различные группы методов: анализ научно-методической литературы по теме исследования; теоретические методы (сравнение, конкретизация, обобщение, анализ и синтез); метод функционального тестирования, контрольно-педагогические испытания, метод педагогического
наблюдения, педагогический эксперимент и статистические методы (группировка, статистическая обработка данных, табличное и графическое представление). Результаты проведенного исследования были проанализированы, обработаны, на основании чего был сделан вывод об эффективности разработанной методики развития быстроты и оптимизации функционального состояния занимающихся юных хоккеистов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса.
6.Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе АНО «АХ Премиум». В исследовании принимали участие 18 юных спортсменов в возрасте 9-10 лет, занимающих хоккеем на базе АНО «АХ Премиум», которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы (по 9 человек). Цель опытно-экспериментальной работы: развитие быстроты и оптимизация функционального состояния занимающихся юных хоккеистов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса. Исследование проходило в 3 этапа, для проведения каждого из которых были смоделированы следующие условия: выбраны диагностические методики, определены критерии для выявления уровня развития скоростных способностей, и оценки функционального состояния юных хоккеистов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса, все результаты проанализированы и систематизированы.
7.По результатам констатирующего исследования было выявлено, что
у большинства юных хоккеистов экспериментальной группы определяются различные нарушения основных показателей сердечного ритма. В частности, у 22% спортсменов была выявлена выраженная тахикардия, у 11% -
повышенная стабильность ритма, у 22% - вегетативный гомеостаз, и у 11% - активность симпатического сосудистого центра. В свою очередь, у 34% юных хоккеистов экспериментальной группы показатели сердечного ритма находятся в пределах нормы. В свою очередь, в контрольной группе были получены следующие результаты: у 66% - показатели сердечного ритма находятся в пределах нормы, у 34% - наблюдается выраженная тахикардия. В
целом, результаты свидетельствует о нормальной работе сердечнососудистой системы у спортсменов контрольной группы.
При оценке функционального состояния юных хоккеистов экспериментальной группы, было выявлено, что: у 34% спортсменов отмечается умеренное преобладание центрального контура регуляции; у 22% - выраженное преобладание центрального контура регуляции; у 22% -
умеренное преобладание автономного контура регуляции и у 22% -
выраженное преобладание автономного контура регуляции. В свою очередь, в контрольной группе были получены следующие результаты: у 45% спортсменов отмечается умеренное преобладание центрального контура регуляции; у 11% - выраженное преобладание центрального контура
регуляции; у 22% - умеренное преобладание автономного контура регуляции и у 22% - выраженное преобладание автономного контура регуляции.
При оценке уровня развития быстроты у юных хоккеистов было установлено, что среди хоккеистов экспериментальной группы только у 22% из спортсменов отмечается высокий уровень развития быстроты, у 34% - средний и у 44% - низкий уровень развития быстроты. В свою очередь, в контрольной группе были получены следующие результаты: у 44% - высокий и у 56% - средний уровень развития быстроты.
Анализ результатов констатирующего исследования позволил сделать вывод о недостаточном уровне развития быстроты и неоптимальном функциональном состоянии у юных хоккеистов 9-10 лет, что обусловило проведение формирующего эксперимента.
На формирующем этапе исследования нами была разработана и апробирована экспериментальная методика воспитания быстроты у юных хоккеистов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса, с учетом результатов констатирующей диагностики. Данная методика предполагала использование различных групп методов: общие (наглядные, словесные, практические), специальные (равномерный, интервальный, переменный). Также использовались дополнительные упражнения, 66
развивающие быстроту, а именно: бег с горы, короткая челночная работа, короткие старты из разных положений, координационная лестница.
В целом, разработанная методика нацелена на развитие быстроты, силы специальной выносливости у юных хоккеистов, а также на совершенствование технической подготовки спортсменов. Отличительной особенностью данной методики можно считать использование комплекса различных методов и методик развития скоростных способностей и стабилизации функционального состояния у юных хоккеистов, а также использование специальных упражнений для развития быстроты. Кроме того, с целью повышения эффективности тренировок, в разработанную программу были включены такие здоровьесберегающие технологии, как чередование различных видов деятельности, индивидуальный подход к каждому хоккеисту, тренировки на свежем воздухе, благоприятная психологическая обстановка.
На контрольном этапе исследования, у юных хоккеистов не были выявлены такие нарушения сердечного ритма, как вегетативный гомеостаз, повышенная стабильность ритма, а также активность симпатического сосудистого центра. Также количество спортсменов, у которых показатели сердечного ритма находятся в пределах нормы, увеличилось на 44%. В контрольной группе изменений показателей сердечного ритма у юных хоккеистов на констатирующем и контрольном этапах зафиксировано не было.
Также после проведения формирующего эксперимента у юных хоккеистов не были выявлены случаи выраженного преобладания автономного контура регуляции. Количество спортсменов, у которых наблюдается умеренное преобладание центрального контура регуляции, увеличилось на 33%. На 11% снизилось число хоккеистов с выраженным преобладанием центрального контура регуляции. Количество спортсменов с умеренным преобладанием автономного контура регуляции осталось неизменным. В контрольной группе изменений показателей 67
функционального состояния у юных хоккеистов на констатирующем и контрольном этапах зафиксировано не было.
Наконец, на контрольном этапе исследования, на 22% увеличилось количество юных хоккеистов, у которых отмечается высокий уровень развития быстроты, на 10% - число спортсменов со средним уровнем, и на 32% снизилось количество хоккеистов, у которых наблюдается низкий уровень развития скоростных способностей. В контрольной группе изменений показателей уровня развития быстроты у юных хоккеистов на констатирующем и контрольном этапах зафиксировано не было.
Анализ результатов контрольного исследования позволил сделать вывод о значительном улучшении уровня развития быстроты и совершенствовании функционального состояния у юных хоккеистов 9-10 лет, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной методики развития скоростных способностей и оптимизации функционального состояния у юных хоккеистов 9-10 лет в подготовительном периоде тренировочного процесса.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что разработанная экспериментальная методика с использованием здоровьесберегающих технологий способствовала не только улучшению показателей быстроты у юных хоккеистов, но и оптимизации их общего функционального состояния. В связи с этим, предложенные специальные упражнения можно рекомендовать для внедрения в занятия с юными хоккеистами в подготовительном периоде тренировочного процесса.
Таким образом, в ходе исследования поставленная цель была достигнута.
1.Баранов П.Ф. Хоккей. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им / П.Ф. Баранов. - Минск: Изд-во «Высшая школа»,
2014.- С. 1-190
2.Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева. - Москва: КноРус, 2020. - С. 1-312
3.Быстров В.А. Хоккей. Курс специализации для студентов дневного обучения тренерского факультета / В.А. Быстров. - Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 54 с.
4.Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - Москва: Терра-Спорт, 2017. - 64 с.
5.Букатин А.Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста. / А.Ю. Букатин. - Москва: Лабиринт, 2004. - С. 1-367
6.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей / Г.А. Васильков. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 81 с.
7.Вихров К. Педагогический контроль в процессе тренировки. / К. Вихров. - Москва: Академия, 2000. - 66 с.
8.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - С. 1-288
9.Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование технического мастерства хоккеистов / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2004. - 360 с.
10.Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование игровой подготовки хоккеистов / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2004. - 240 с.
11.Климин В.А. Управление подготовкой хоккеистов / В.А. Климин, В.И. Колосков. - Москва, 2018. - 231 с.
12.Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений / Н.К. Коробейников. - Москва: Высшая школа, 1984. - С. 74-75.
13.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2017. - С. 140-155.
14.Михайлов К.К. Педагогическая технология управления учебнотренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением техникой катания на коньках / К.К. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (26). - С. 49-52.
15.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 2016. - 167 с...