Введение 4
Глава 1. Теоретические положения об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 Понятие и предмет преступлений, посягающих на безопасность движения
по уголовному законодательству Российской Федерации 7
1.2 Уголовная ответственность за совершение автотранспортных
преступлений 20
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 25
2.1 Объект преступления: значение, виды, предмет 25
2.2 Объективная сторона преступления: значение, признаки 28
2.3 Субъект преступления: признаки, ответственность 44
2.4 Субъективная сторона преступления: признаки, вина, ошибки 52
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений в связи с тем, что развитие транспортных систем, средств регулирования, совершенствование технических и других средств, обеспечивающих функционирование системы „человек-транспорт-среда”, в целом воплощают в себе новейшие достижения научно-технического прогресса и определяют уровень социально-экономического развития государства в целом. Но, вместе с тем, причин и факторов, влияющих на совершение преступлений против правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств немало.
На сегодняшний день еще не в полном объеме обеспечивается качественное расследование преступлений данной категории, которое в свою очередь происходит из-за неверной квалификации. Вследствие этого в процессе работы допускаются следственные ошибки, а сбор доказательств приобретает тенденциозный, чаще обвинительный характер. Неполнота и односторонность последующего расследования, при неверной квалификации приводит к не обоснованным решениям, в результате чего возможно нарушение общих принципов законности и осуществления правосудия согласно Конституции РФ, и последующее незаконное привлечение к уголовной ответственности.
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств, среди которых целесообразно отметить важную роль квалификации преступлений связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, касающиеся уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств изложены в трудах ученых как практиков так и теоретиков, занимающихся указанной тематикой по соответствующим научным направлениям, а именно: Аруев К.Б., Власова С.В., Грибков А.В., Гумеров И.А., Коробеев А.И., Неверов В.И., Перфилов В.П., Петухов Б.В., Проценко С.В., Смаль Н.И., Смирнов, Д.В., Сорокина В.М., Талибова С.Э., Танага И.В., Тарасова В.А., Татарников В.Г., Ходасевич О.Н., Чистякова В.В. и других ученых. Так или иначе, множество исследований, посвященных вопросам уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, не решают их всесторонне, разработка концептуальных основ этого института не завершена. Отдельные вопросы остаются дискуссионными до настоящего времени. С развитием практики назрела необходимость в поиске новых подходов к их разрешению.
Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Предметом исследования являются связанные с указанным объектом исследования нормы законодательства, регулирующие уголовную ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является разработка теоретических положений и научно-обоснованных рекомендаций, за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
- обосновать теоретические положения уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать определения понятию и видам автотранспортных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации;
- сформулировать уголовную ответственность за совершение автотранспортных преступлений;
- раскрыть уголовно-правовую характеристику нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- рассмотреть объект преступления, его значение, виды, предмет;
- дать определение объективной стороне преступления, его значению и признакам;
- рассмотреть субъект и субъективную сторону преступления, их признаки и ошибки квалификации.
Методология и методика исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись диалектический метод, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа, статистический и социологический методы, юридико-догматический метод, методы синтеза и анализа
Теоретическую основу исследования составили монографическая и учебная литература в области общей теории права, теории уголовного права и криминологии; статьи в ведущих периодических изданиях; а также диссертационные исследования, тематика которых не выходит за рамки настоящего объекта исследования
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных с уголовной ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структуру работы определили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы о проделанной работе и сформулировать предложения и практические рекомендации.
Установлено, что под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.
Подчеркнуто, что установление уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения соответствует научно обоснованным критериям криминализации деяний: подобные деяния обладают высокой степенью общественной опасностью, являются достаточно распространенными, эффективное противодействие указанным деяниям посредством лишь мер гражданско-правовой и административной ответственности возможно лишь на стадии нарушения и невозможно на стадии причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти; ст.264 УК в определенной степени оказывает предупредительное воздействие на потенциальных и действительных субъектов преступлений и в полной мере соответствует нормам Конституции РФ и федеральным законам в данной сфере.
Акцентировано, что основным непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 264 УК РФ, следует признать отношения, складывающиеся между участниками дорожного движения и обеспечивающие соблюдение ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье и жизнь человека, как участника дорожного движения.
Обосновано утверждение об особой специфике данного преступления, т.к. оно относится к деяниям с реальным причинением вреда, т.е. главным криминализирующим фактором является предусмотренный законодателем ущерб, причиняемый по неосторожности и находящийся в причинной связи с допущенным нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Причинная связь является одним из важнейших признаков объективной стороны, ее необходимо устанавливать с учетом заключения автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.
Установлено, что причинная связь в преступлении, закрепленном в ст. 264 УК РФ, может быть, как простой (деяние - последствие), так и сложной (деяние - промежуточный результат - последствие). Лицо, нарушившее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, может создать аварийную ситуацию на дороге, в результате другие водители, уклоняясь от аварии, вынужденно нарушают порядок движения и в результате причиняют вред здоровью третьим лицам или себе. Таким образом, причинная связь вполне может представлять двухзвенный характер: одно нарушение порождает другое, а другое в свою очередь порождает общественно опасное последствие.
Сделан вывод о том, что качестве субъективных детерминантов преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, наиболее часто выступают: управление транспортным средством в состоянии опьянения; низкий уровень правосознания водителей; слабая организационно-управленческая работа руководителей автопредприятий; недостаточно эффективная и низко профессиональная деятельность специализированных автошкол, осуществляющих подготовку водителей. Типичными дефектами профессионального поведения водителей, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, являются невнимательность, беспечность, неправильная оценка ситуации, несвоевременное либо неумелое реагирование на возникшую опасность при движении по дороге.
1. Авдалян М.Э. Нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств: основание криминализации и
криминообразующие признаки // Общество и право. 2014. № 3(49). С. 110-113.
2. Авдалян М.Э. Противодействие нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в судебной практике: исторический аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 3. С. 83-89.
3. Анохина Т.Г. Некоторые вопросы по повышению безопасности дорожного движения в России // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 8(38). С. 71-76.
4. Апелляционное постановление № 22-1629/2021 от 30 августа 2021 г. по делу № 9.1-124/2021 // https://sudact.ru/regular/doc/JwMBBBMHNINd/(дата обращения: 13.03.2022).
5. Апелляционное постановление № 22-1927/2021 от 12 октября 2021 г. по делу № 1-47/2021 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. М., 2022.
6. Аруев К.Б. Криминологическая характеристика личности граждан, совершивших автотранспортные преступления, и вопросы профилактики данного вида преступлений: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Санкт-Петербург, 2007. 20 с.
7. Ахмяров Р.Ш. Вопросы преступного нарушения правил дорожного движения // Транспортное право и безопасность. 2018. № 3(27). С. 92-98.
8. Белокобыльский Н.Н. Понятие транспортного средства в уголовном праве РФ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2012. № 4. С. 101-111.
9. Букалерова Л.А. Установление признаков опьянения при квалификации автотранспортных преступлений // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 5(55). С. 57-60.
10. Ванеков И.С. История становления и развития уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств // Юридический факт. 2020. № 94. С. 17-20.
11. Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: специальность 12.00.09 «Уголовный процесс»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 2009. 35 с.
12. Габдрахманов А.Ш. К вопросу о понятии преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в уголовном праве России // Вестник НЦБЖД. 2012. № 2(12). С. 32-36.
13. Гайков В.Т. Установление причинной связи как важное условие правильной квалификации дорожно-транспортных преступлений // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2012. № 6(172). С. 100-104.
14. Годунов В.С. Характеристика вины при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 71-75.
15. Грибков А.В. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений в условиях провоцирующих ситуаций: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 1998. 186 с.
16. Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2004. 30 с.
17. Давыдова К.В. Соотношение законодательной и
правоприменительной уголовной политики в отношении преступных нарушений правил дорожного движения, совершенных лицами, управляющими автотранспортными средствами // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 2. С. 82-87.
18. Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: в 4-х частях. Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2013. 876 с.
19. Дуюнов В.К., Кондратюк С.В. О дифференциации ответственности в российском праве и в уголовном законодательстве: понятие, природа, статус и значение // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 201-214.
20. Ербахаева З.В. Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 20(124). С. 505-508.
21. Ефимова Е.О. Состояние неосторожной дорожно-транспортной преступности в России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1. С. 193-196.
22. Закомолдин Р.В. К вопросу о нормативном определении понятия и сущности квалификации преступлений // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1(7). С. 89-92.
23. Закомолдин Р.В., Кондратюк С.В. Критерии выбора обстоятельств, используемых в качестве квалифицирующих преступление признаков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3(5). С. 116-120.
24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Парламентская газета, № 2-5, 05.01.2002.
25. Козун А.В. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) // Законодательство и практика. 2011. № 2(27). С. 34¬39.
26. Кондратюк С.В. Некоторые проблемы причинно-следственных связей преступных нарушений правил дорожного движения // Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы борьбы с преступностью: Сборник научных трудов по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (симпозиума), Краснодар, 15 ноября 2019 года. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. С. 23-29.
27. Кондратюк С.В. Система и системность использования квалифицирующих признаков преступления // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3(5). С. 112-115.
28. Коробеев А.И. Транспортные преступления: проект новый - недостатки старые // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 10(107). С. 172-189.
29. Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 11. С. 38-46.
30. Кравец И.П. Отграничение состава дорожно-транспортного происшествия от смежных составов // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1. С. 113-116.
31. Криминология. Особенная часть в 2-х т. том 2: Учебник / П.В. Агапов, К.И. Амирбеков, Т.А. Боголюбова [и др.]. 1-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. 311 с.
32. Криминология: Учебник / П.В. Агапов, О.С. Капинус, Т.А. Боголюбова [и др.]. 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт,
2019. 1132 с.
33. Кузьмичев Д.С. Правовое регулирование правил дорожного движения. Ответственность за несоблюдение ПДД // Юридический факт. 2021. № 138. С. 18-20.
34. Линкевич А.Е. Особенности объективной стороны нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Евразийский юридический журнал. 2011. № 4(35). С. 106-110.
35. Макаренко Д.Е. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений // Синергия Наук. 2021. № 61. С. 40-44.
36. Михельсон Р.И. Проблемы применения причинно-следственной связи в современной // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. № 1(3). С. 126-137.
37. Молодцов В.А. Безопасность транспортных средств: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профили подготовки: «Организация и безопасность движения», «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий») // Тамбов: ТГТУ, 2013. 237 с.
38. Мубинов А.Г. Противодействие автотранспортным преступлениям // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 1(17). С. 144-148.
39. Насаева В.О. Понятие, значение и последствия транспортных преступлений // Молодой ученый. 2019. № 47(285). С. 341-343.
40. Неверов В.И. Нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств (уголовно-правовое и
криминологическое исследование): специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Саратов, 2007. 21 с.
41. Павлик Е.М. Криминологическая характеристика правонарушений, совершаемых при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3(79). С. 118-122.
42. Перфилов В.П. Теоретические и практические вопросы уголовно-правовой квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2008. 22 с.
43. Петухов Б.В. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с автотранспортными преступлениями: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 1992. 22 с.
44. Пилипенко Ю.Ю. Нарушение правил дорожного движения как преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта. // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам CXCIII международной научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2020 года. Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. С. 107-113.
45. Побежимова Н.И. Кодификация законодательства об
административных правонарушениях: новеллы кодекса РФ об
административных правонарушениях; пути их решения, ответственность предпринимателей // Вестник Евразийской академии административных наук.
2020. № 4(53). С. 94-100.
46. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»// Российская газета, № 23, 2016.
47. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 06.10.1970 № 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» (утратил силу) // КонсультантПлюс: справ.правовая система. М., 2022.
48. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Российские вести», № 227, 23.11.1993.
49. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» // Гарант: информ.-правовое обеспечение. М., 2016.
50. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (ред. от 18.01.2012) «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека») // Российская газета, № 5, 2008.
51. Проценко С.В. Установление причинной связи в процессе квалификации транспортного преступления // Юридический мир. 2010. № 7. С. 59-64.
52. Рамазанов Е.Р. О некоторых аспектах социально-правовых оснований установления уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения, совершаемые лицами, находящимися в состоянии опьянения // Студенческий вестник. 2019. № 35-1(85). С. 61-62.
53. Рублев, А.Г. Неосторожная форма вины и ее альтернатива в нарушении правил дорожного движения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2(24). С. 57-61.
54. Русман Г.С. Особенности установления и доказывания причинно-следственной связи в ходе расследования автотранспортных преступлений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 43(302). С. 67-72.
55. Северинова Е.Д. Детерминанты преступлений, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Colloquium-journal. 2020. № 2-13(54). С. 203-204.
56. Селюков Д. Судебное разрешение противоречий, связанных с дорожно-транспортным преступлением // Юстиция Беларуси. 2013. № 8(137). С. 68-72.
57. Синев С.В. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Синергия Наук. 2021. № 55. С. 267-275.
58. Смаль Н.И. Ответственность за нарушения действующих на
транспорте правил: специальность 12.00.08 «Уголовное право и
криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 1992. 22 с.
59. Смирнов, Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва, 2004. 25 с.
60. Сорокина В.М. Уголовная ответственность за совершение автотранспортных преступлений // Постулат. 2017. № 3(17). С. 16.
61. Справочник. Нормативно-правовые документы транспортно-дорожного комплекса Российской федерации / Е.А. Кравченко, А.Е. Кравченко, В.Н. Ломовских, А.П. Глущенко. - Краснодар : ООО «Издательский Дом-ЮГ"», 2009. 565 с.
62. Талибова С.Э. Актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации автотранспортных преступлений и вопросы их предупреждения // Образование и право. 2020. № 8. С. 381-385.
63. Талибова С.Э. Современные проблемы дифференциации объективных признаков автотранспортных преступлений // Образование и право. 2020. № 8. С. 354-359.
64. Танага И.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы уголовно-правового регулирования и предупреждения: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Ростов-на-Дону, 2010. 27 с.
65. Тарасова В.А. О необходимости дифференциации уголовной
ответственности за нарушение правил дорожного движения // Природа. Человек. Культура: Материалы Второго Международного научно¬
просветительского форума, Кисловодск, 01-03 октября 2020 года. Кисловодск Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научный
консультант», 2020. С. 384-389.
66. Татарников В.Г. Проблемы уголовно-правовой охраны безопасности на транспорте // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8(123). С. 232¬235.
67. Тиницкая Е.Р. К вопросу об ответственности за причинение ущерба электросамокатами // Молодежный исследовательский потенциал: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 20 сентября 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. С. 83-87.
68. Уголовное право России. Особенная часть в 2-х т. том 1: Учебник / Э.Н. Жевлаков, А.В. Наумов, П.В. Агапов [и др.]. 2-е изд., пер. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 591 с.
69. Уголовное право: Общая часть. / Д.И. Аминов [и др.]; под ред. Д.И. Аминова, А.М. Багмета. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. C.150.
70. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
71. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.
72. Уматкулова Р.Р. Автотранспортные преступления в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Colloquium-journal. 2019. № 14-8(38). С. 73-75.
73. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О безопасности дорожного движения» «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995.
74. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О
стандартизации в Российской Федерации» // Российская газета, № 144,
03.07.2015.
75. Хакимова Р.Ф. Уголовная ответственность лиц, совершивших дорожно-транспортное преступление в состоянии опьянения // Перо науки. 2019. № 6(6). С. 22-27.
76. Хисматуллина Е.О. Исторический аспект уголовной ответственности за вождение транспортным средством в состоянии опьянения // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9(100). С. 213-215.
77. Ходасевич О.Н. Криминологическая характеристика и
предупреждение автотранспортных преступлений: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск, 2004. 22 с.
78. Чистякова В.В. К вопросу о вине потерпевшего в обязательствах из причинения вреда авторанспортным средством // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2. С. 162-169.
79. Шелевая А.К. Учение о вменяемости и невменяемости в науке уголовного права и проблемы его законодательного регулирования // Университетская наука. 2019. № 2(8). С. 204-208.