Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические положения об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 Понятие и предмет преступлений, посягающих на безопасность движения
по уголовному законодательству Российской Федерации 7
1.2 Уголовная ответственность за совершение автотранспортных
преступлений 20
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 25
2.1 Объект преступления: значение, виды, предмет 25
2.2 Объективная сторона преступления: значение, признаки 28
2.3 Субъект преступления: признаки, ответственность 44
2.4 Субъективная сторона преступления: признаки, вина, ошибки 52
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Глава 1. Теоретические положения об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
1.1 Понятие и предмет преступлений, посягающих на безопасность движения
по уголовному законодательству Российской Федерации 7
1.2 Уголовная ответственность за совершение автотранспортных
преступлений 20
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 25
2.1 Объект преступления: значение, виды, предмет 25
2.2 Объективная сторона преступления: значение, признаки 28
2.3 Субъект преступления: признаки, ответственность 44
2.4 Субъективная сторона преступления: признаки, вина, ошибки 52
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений в связи с тем, что развитие транспортных систем, средств регулирования, совершенствование технических и других средств, обеспечивающих функционирование системы „человек-транспорт-среда”, в целом воплощают в себе новейшие достижения научно-технического прогресса и определяют уровень социально-экономического развития государства в целом. Но, вместе с тем, причин и факторов, влияющих на совершение преступлений против правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств немало.
На сегодняшний день еще не в полном объеме обеспечивается качественное расследование преступлений данной категории, которое в свою очередь происходит из-за неверной квалификации. Вследствие этого в процессе работы допускаются следственные ошибки, а сбор доказательств приобретает тенденциозный, чаще обвинительный характер. Неполнота и односторонность последующего расследования, при неверной квалификации приводит к не обоснованным решениям, в результате чего возможно нарушение общих принципов законности и осуществления правосудия согласно Конституции РФ, и последующее незаконное привлечение к уголовной ответственности.
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств, среди которых целесообразно отметить важную роль квалификации преступлений связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, касающиеся уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств изложены в трудах ученых как практиков так и теоретиков, занимающихся указанной тематикой по соответствующим научным направлениям, а именно: Аруев К.Б., Власова С.В., Грибков А.В., Гумеров И.А., Коробеев А.И., Неверов В.И., Перфилов В.П., Петухов Б.В., Проценко С.В., Смаль Н.И., Смирнов, Д.В., Сорокина В.М., Талибова С.Э., Танага И.В., Тарасова В.А., Татарников В.Г., Ходасевич О.Н., Чистякова В.В. и других ученых. Так или иначе, множество исследований, посвященных вопросам уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, не решают их всесторонне, разработка концептуальных основ этого института не завершена. Отдельные вопросы остаются дискуссионными до настоящего времени. С развитием практики назрела необходимость в поиске новых подходов к их разрешению.
Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Предметом исследования являются связанные с указанным объектом исследования нормы законодательства, регулирующие уголовную ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является разработка теоретических положений и научно-обоснованных рекомендаций, за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
- обосновать теоретические положения уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать определения понятию и видам автотранспортных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации;
- сформулировать уголовную ответственность за совершение автотранспортных преступлений;
- раскрыть уголовно-правовую характеристику нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- рассмотреть объект преступления, его значение, виды, предмет;
- дать определение объективной стороне преступления, его значению и признакам;
- рассмотреть субъект и субъективную сторону преступления, их признаки и ошибки квалификации.
Методология и методика исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись диалектический метод, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа, статистический и социологический методы, юридико-догматический метод, методы синтеза и анализа
Теоретическую основу исследования составили монографическая и учебная литература в области общей теории права, теории уголовного права и криминологии; статьи в ведущих периодических изданиях; а также диссертационные исследования, тематика которых не выходит за рамки настоящего объекта исследования
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных с уголовной ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структуру работы определили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На сегодняшний день еще не в полном объеме обеспечивается качественное расследование преступлений данной категории, которое в свою очередь происходит из-за неверной квалификации. Вследствие этого в процессе работы допускаются следственные ошибки, а сбор доказательств приобретает тенденциозный, чаще обвинительный характер. Неполнота и односторонность последующего расследования, при неверной квалификации приводит к не обоснованным решениям, в результате чего возможно нарушение общих принципов законности и осуществления правосудия согласно Конституции РФ, и последующее незаконное привлечение к уголовной ответственности.
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств, среди которых целесообразно отметить важную роль квалификации преступлений связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, касающиеся уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств изложены в трудах ученых как практиков так и теоретиков, занимающихся указанной тематикой по соответствующим научным направлениям, а именно: Аруев К.Б., Власова С.В., Грибков А.В., Гумеров И.А., Коробеев А.И., Неверов В.И., Перфилов В.П., Петухов Б.В., Проценко С.В., Смаль Н.И., Смирнов, Д.В., Сорокина В.М., Талибова С.Э., Танага И.В., Тарасова В.А., Татарников В.Г., Ходасевич О.Н., Чистякова В.В. и других ученых. Так или иначе, множество исследований, посвященных вопросам уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, не решают их всесторонне, разработка концептуальных основ этого института не завершена. Отдельные вопросы остаются дискуссионными до настоящего времени. С развитием практики назрела необходимость в поиске новых подходов к их разрешению.
Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Предметом исследования являются связанные с указанным объектом исследования нормы законодательства, регулирующие уголовную ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является разработка теоретических положений и научно-обоснованных рекомендаций, за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
- обосновать теоретические положения уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать определения понятию и видам автотранспортных преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации;
- сформулировать уголовную ответственность за совершение автотранспортных преступлений;
- раскрыть уголовно-правовую характеристику нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- рассмотреть объект преступления, его значение, виды, предмет;
- дать определение объективной стороне преступления, его значению и признакам;
- рассмотреть субъект и субъективную сторону преступления, их признаки и ошибки квалификации.
Методология и методика исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись диалектический метод, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа, статистический и социологический методы, юридико-догматический метод, методы синтеза и анализа
Теоретическую основу исследования составили монографическая и учебная литература в области общей теории права, теории уголовного права и криминологии; статьи в ведущих периодических изданиях; а также диссертационные исследования, тематика которых не выходит за рамки настоящего объекта исследования
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных с уголовной ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Структуру работы определили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы о проделанной работе и сформулировать предложения и практические рекомендации.
Установлено, что под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.
Подчеркнуто, что установление уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения соответствует научно обоснованным критериям криминализации деяний: подобные деяния обладают высокой степенью общественной опасностью, являются достаточно распространенными, эффективное противодействие указанным деяниям посредством лишь мер гражданско-правовой и административной ответственности возможно лишь на стадии нарушения и невозможно на стадии причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти; ст.264 УК в определенной степени оказывает предупредительное воздействие на потенциальных и действительных субъектов преступлений и в полной мере соответствует нормам Конституции РФ и федеральным законам в данной сфере.
Акцентировано, что основным непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 264 УК РФ, следует признать отношения, складывающиеся между участниками дорожного движения и обеспечивающие соблюдение ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье и жизнь человека, как участника дорожного движения.
Обосновано утверждение об особой специфике данного преступления, т.к. оно относится к деяниям с реальным причинением вреда, т.е. главным криминализирующим фактором является предусмотренный законодателем ущерб, причиняемый по неосторожности и находящийся в причинной связи с допущенным нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Причинная связь является одним из важнейших признаков объективной стороны, ее необходимо устанавливать с учетом заключения автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.
Установлено, что причинная связь в преступлении, закрепленном в ст. 264 УК РФ, может быть, как простой (деяние - последствие), так и сложной (деяние - промежуточный результат - последствие). Лицо, нарушившее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, может создать аварийную ситуацию на дороге, в результате другие водители, уклоняясь от аварии, вынужденно нарушают порядок движения и в результате причиняют вред здоровью третьим лицам или себе. Таким образом, причинная связь вполне может представлять двухзвенный характер: одно нарушение порождает другое, а другое в свою очередь порождает общественно опасное последствие.
Сделан вывод о том, что качестве субъективных детерминантов преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, наиболее часто выступают: управление транспортным средством в состоянии опьянения; низкий уровень правосознания водителей; слабая организационно-управленческая работа руководителей автопредприятий; недостаточно эффективная и низко профессиональная деятельность специализированных автошкол, осуществляющих подготовку водителей. Типичными дефектами профессионального поведения водителей, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, являются невнимательность, беспечность, неправильная оценка ситуации, несвоевременное либо неумелое реагирование на возникшую опасность при движении по дороге.
Установлено, что под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.
Подчеркнуто, что установление уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения соответствует научно обоснованным критериям криминализации деяний: подобные деяния обладают высокой степенью общественной опасностью, являются достаточно распространенными, эффективное противодействие указанным деяниям посредством лишь мер гражданско-правовой и административной ответственности возможно лишь на стадии нарушения и невозможно на стадии причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти; ст.264 УК в определенной степени оказывает предупредительное воздействие на потенциальных и действительных субъектов преступлений и в полной мере соответствует нормам Конституции РФ и федеральным законам в данной сфере.
Акцентировано, что основным непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 264 УК РФ, следует признать отношения, складывающиеся между участниками дорожного движения и обеспечивающие соблюдение ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье и жизнь человека, как участника дорожного движения.
Обосновано утверждение об особой специфике данного преступления, т.к. оно относится к деяниям с реальным причинением вреда, т.е. главным криминализирующим фактором является предусмотренный законодателем ущерб, причиняемый по неосторожности и находящийся в причинной связи с допущенным нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Причинная связь является одним из важнейших признаков объективной стороны, ее необходимо устанавливать с учетом заключения автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.
Установлено, что причинная связь в преступлении, закрепленном в ст. 264 УК РФ, может быть, как простой (деяние - последствие), так и сложной (деяние - промежуточный результат - последствие). Лицо, нарушившее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, может создать аварийную ситуацию на дороге, в результате другие водители, уклоняясь от аварии, вынужденно нарушают порядок движения и в результате причиняют вред здоровью третьим лицам или себе. Таким образом, причинная связь вполне может представлять двухзвенный характер: одно нарушение порождает другое, а другое в свою очередь порождает общественно опасное последствие.
Сделан вывод о том, что качестве субъективных детерминантов преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, наиболее часто выступают: управление транспортным средством в состоянии опьянения; низкий уровень правосознания водителей; слабая организационно-управленческая работа руководителей автопредприятий; недостаточно эффективная и низко профессиональная деятельность специализированных автошкол, осуществляющих подготовку водителей. Типичными дефектами профессионального поведения водителей, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, являются невнимательность, беспечность, неправильная оценка ситуации, несвоевременное либо неумелое реагирование на возникшую опасность при движении по дороге.
Подобные работы
- Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за автотранспортное преступление
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств по Уголовному кодексу
Российской Федерации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по УК РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016



