ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы создания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 9
1.1 Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями
интеллекта в разновозрастной группе как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.1 Выявление уровня развития пассивного словаря у детей с
нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.2 Разработка и апробация психолого-педагогических условий
для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 42
2.3 Определение динамики развития пассивного словаря у детей
с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение 66
Глава 1 Теоретические основы создания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 9
1.1 Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями
интеллекта в разновозрастной группе как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.1 Выявление уровня развития пассивного словаря у детей с
нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 32
2.2 Разработка и апробация психолого-педагогических условий
для развития пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 42
2.3 Определение динамики развития пассивного словаря у детей
с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение 66
Актуальность исследования определяется тем, что особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта формулируются в нарушении речевой деятельности, одностороннем суждении о внешнем мире, низкой потребности в общении, определяя тем самым качественную особенность процесса развития речи, скорость которого у этих дошкольников замедлен, а активность речи низка из -за скудости, односторонности, примитивности пассивного словаря. В связи с этим, имеются все основания полагать, что сформировать речевую практику, так необходимую дошкольникам этой категории, могут наилучшие и адекватные психолого-педагогические условия для развития пассивного словаря.
Процесс усвоения пассивного словаря у нормально развивающегося дошкольника длителен и не прост. Смысл слов в сознании дошкольника понемногу трансформируется из-за общего его развития, становления речи и развития интеллекта. Знакомство со словом совершается через общение, которое появляется для решения коммуникативных вопросов. Общение мотивирует усвоение речевых особенностей, которые содержат и увеличение словарного запаса, и определение сути слов.
Развитие речи у дошкольников совершается через постепенное и медленное накопление слов в пассивной и активной части речи, так и через существенные скачки. Дошкольники переходят от приблизительного к наиболее верному уяснению смысла слова, изучая слово как обозначение конкретных вещей, их свойств, взаимоотношений, поступков. Расширение смысла слов отношениями с иными словами ведет к выстраиванию иерархии в системе словесных определений. Уяснение смысла слов дошкольниками может быть обеспечено благодаря тому, что уяснение их проходит в процессе разнообразных видов занятий, и, преимущественно в игровой форме.
Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе характеризуется определенными трудностями, связанными с конкретным заболеванием. Ограниченность пассивного словаря вызвана рядом причин: нарушением познавательной деятельности, недоразвитием психологической базы речи, дизонтогенезом развития лексической системности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова и др.).
Анализ речи детей с нарушениями интеллекта обнаруживает ограниченность, примитивность, конкретность словаря, трудность актуализации слов, наличие речевых штампов. Это указывает на глубокое недоразвитие всех сторон речевой деятельности ребенка с умственной недостаточностью (Т. А. Власова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев, Ж. И. Шиф и др.).
Результативность деятельности педагогов и специалистов по развитию речи во многом обусловливается ежедневным взаимодействием учителя, воспитателя и логопеда. В данной коррекционной деятельности присутствие логопеда, напрямую контактирующего с дошкольниками и осведомленного о речевых проблемах и возможностях каждого из них.
Все авторы подтверждают факт, что развитие пассивного словаря является основным условием для развития речи детей с умственной недостаточностью. Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития у детей с умственной недостаточностью пассивного словаря и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для эффективного осуществления данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль психолого-педагогических условий в развитии пассивного словаря нарушениями интеллекта ?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Объект исследования: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия как средства развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Гипотеза: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития пассивного словаря, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развитости пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
3. Разработать и апробировать систему коррекционной работы для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью посредством определенных психолого-педагогических условий.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
В специальной психологии и педагогике развитие пассивного словаря детей с нарушением интеллекта рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития (Л. С. Выготский, Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. Ф. Гнездилов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф и др.).
Подчеркивается необходимость раскрытия обобщающей функции слова (А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), лексический запас рекомендуется расширять за счет усвоения названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и восприняты детьми непосредственно (Л. П. Носкова, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Обращается внимание на целесообразность и эффективность включения лексической работы в трудовую (А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков и др.) и игровую деятельность аномальных детей (Е. И. Кузьмина, Н. В. Тарасенко, Л. Н. Усачева и др.).
Подчеркивается необходимость работы по развитию пассивного словаря детей специальных образовательных учреждений (В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью и описаны содержательные характеристики психолого - педагогических условий формирования пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью. Представлены апробированные в практике работы ДОО, методические рекомендации воспитателям по данному процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке особенностей развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- констатирующий этап, на котором выявили уровень сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- формирующий этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- контрольный этап, который позволил выявить динамику уровня сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 5-7 лет с умственной недостаточностью.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения.
Процесс усвоения пассивного словаря у нормально развивающегося дошкольника длителен и не прост. Смысл слов в сознании дошкольника понемногу трансформируется из-за общего его развития, становления речи и развития интеллекта. Знакомство со словом совершается через общение, которое появляется для решения коммуникативных вопросов. Общение мотивирует усвоение речевых особенностей, которые содержат и увеличение словарного запаса, и определение сути слов.
Развитие речи у дошкольников совершается через постепенное и медленное накопление слов в пассивной и активной части речи, так и через существенные скачки. Дошкольники переходят от приблизительного к наиболее верному уяснению смысла слова, изучая слово как обозначение конкретных вещей, их свойств, взаимоотношений, поступков. Расширение смысла слов отношениями с иными словами ведет к выстраиванию иерархии в системе словесных определений. Уяснение смысла слов дошкольниками может быть обеспечено благодаря тому, что уяснение их проходит в процессе разнообразных видов занятий, и, преимущественно в игровой форме.
Развитие пассивного словаря у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе характеризуется определенными трудностями, связанными с конкретным заболеванием. Ограниченность пассивного словаря вызвана рядом причин: нарушением познавательной деятельности, недоразвитием психологической базы речи, дизонтогенезом развития лексической системности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова и др.).
Анализ речи детей с нарушениями интеллекта обнаруживает ограниченность, примитивность, конкретность словаря, трудность актуализации слов, наличие речевых штампов. Это указывает на глубокое недоразвитие всех сторон речевой деятельности ребенка с умственной недостаточностью (Т. А. Власова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. Е. Хватцев, Ж. И. Шиф и др.).
Результативность деятельности педагогов и специалистов по развитию речи во многом обусловливается ежедневным взаимодействием учителя, воспитателя и логопеда. В данной коррекционной деятельности присутствие логопеда, напрямую контактирующего с дошкольниками и осведомленного о речевых проблемах и возможностях каждого из них.
Все авторы подтверждают факт, что развитие пассивного словаря является основным условием для развития речи детей с умственной недостаточностью. Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития у детей с умственной недостаточностью пассивного словаря и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для эффективного осуществления данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль психолого-педагогических условий в развитии пассивного словаря нарушениями интеллекта ?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Объект исследования: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия как средства развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
Гипотеза: процесс развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития пассивного словаря, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания психолого-педагогических условий для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развитости пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью в разновозрастной группе.
3. Разработать и апробировать систему коррекционной работы для развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью посредством определенных психолого-педагогических условий.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
В специальной психологии и педагогике развитие пассивного словаря детей с нарушением интеллекта рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития (Л. С. Выготский, Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. Ф. Гнездилов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф и др.).
Подчеркивается необходимость раскрытия обобщающей функции слова (А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), лексический запас рекомендуется расширять за счет усвоения названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и восприняты детьми непосредственно (Л. П. Носкова, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Обращается внимание на целесообразность и эффективность включения лексической работы в трудовую (А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков и др.) и игровую деятельность аномальных детей (Е. И. Кузьмина, Н. В. Тарасенко, Л. Н. Усачева и др.).
Подчеркивается необходимость работы по развитию пассивного словаря детей специальных образовательных учреждений (В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью и описаны содержательные характеристики психолого - педагогических условий формирования пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью. Представлены апробированные в практике работы ДОО, методические рекомендации воспитателям по данному процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке особенностей развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- констатирующий этап, на котором выявили уровень сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- формирующий этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия развития пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью;
- контрольный этап, который позволил выявить динамику уровня сформированности пассивного словаря у детей с умственной недостаточностью.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 5-7 лет с умственной недостаточностью.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения.
Дошкольный возраст - это время быстрого развития словаря. Его увеличение стоит в прямой зависимости от обстоятельств жизни и развития ребенка, оттого в научной и методической литературе информация о численности слов ребенка одного и того же возрастного периода сильно отличаются друг от друга.
Состав словаря воспроизводит интересы и потребности дошкольника. В его речи можно найти слова, которые обозначают разнообразные сферы жизни. Среди существительных присутствуют определения вещей из жизни и быта 36%, наименования предметов живой и неживой внешней среды - 16,5%; наименования транспорта - 15,9%.
Если смотреть на детей с нарушениями интеллекта развитие речи у них представляет совсем разнородную категорию. В этой группе можно найти детей, совсем не говорящих, и детей с достаточно неплохо сформированной речью. Но для них, всех характерно плохое уяснение обращенной к ним речи, привязанность к конкретным обстоятельствам, и, при этом, не связанность речи с процессом деятельности. Речь у таких детей совсем не воспроизводит истинные регулирующие функции.
Речь у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе настолько плохо развита, что не имеет возможности выполнять свою основную функцию - коммуникативную. Не сформированость коммуникативной функции речи не возмещается иными средствами общения, такими как мимика и жестикуляции. Лишенное мимики лицо, плохое осмысление жестов, использование только простейших типовых жестов свойственно для данной категории детей.
Следовательно, без особого специального образования и воспитания дети с умственной отсталостью по достижении школьного возраста имеют серьезные речевые нарушения.
Регулярное развитие пассивного словаря обладает существенным значением в логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.
Поэтому, деятельность по развитию пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, которую проводят логопед, воспитатель и дефектолог, содержит: формирование количества пассивного словаря, его качественную составляющую и многообразие морфологических категорий (прилагательных, существительных, глаголов, местоимений, наречий, предлогов) в пассивном словаре дошкольника.
В предоставленной работе было изучено развитие пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, а также рассмотрены психолого-педагогические условия формирования пассивного словаря у дошкольников с легкой степенью умственной недостаточности (дебилизмом), потому, что тяжелые нарушения потребуют коррекционной работы на более серьезном уровне, чем дошкольная образовательная организация.
Контрольный эксперимент показал, что 20% дошкольников экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня сформированности пассивного словаря на близкий к достаточному, и с близкого к достаточному на достаточный перешли 20% дошкольников, то можно сказать, что серия психолого-педагогические условий предложенные нами для развития пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью была подобрана правильно в соответствии с возрастными особенностями и диагнозом дошкольников с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.
Состав словаря воспроизводит интересы и потребности дошкольника. В его речи можно найти слова, которые обозначают разнообразные сферы жизни. Среди существительных присутствуют определения вещей из жизни и быта 36%, наименования предметов живой и неживой внешней среды - 16,5%; наименования транспорта - 15,9%.
Если смотреть на детей с нарушениями интеллекта развитие речи у них представляет совсем разнородную категорию. В этой группе можно найти детей, совсем не говорящих, и детей с достаточно неплохо сформированной речью. Но для них, всех характерно плохое уяснение обращенной к ним речи, привязанность к конкретным обстоятельствам, и, при этом, не связанность речи с процессом деятельности. Речь у таких детей совсем не воспроизводит истинные регулирующие функции.
Речь у детей с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе настолько плохо развита, что не имеет возможности выполнять свою основную функцию - коммуникативную. Не сформированость коммуникативной функции речи не возмещается иными средствами общения, такими как мимика и жестикуляции. Лишенное мимики лицо, плохое осмысление жестов, использование только простейших типовых жестов свойственно для данной категории детей.
Следовательно, без особого специального образования и воспитания дети с умственной отсталостью по достижении школьного возраста имеют серьезные речевые нарушения.
Регулярное развитие пассивного словаря обладает существенным значением в логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.
Поэтому, деятельность по развитию пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, которую проводят логопед, воспитатель и дефектолог, содержит: формирование количества пассивного словаря, его качественную составляющую и многообразие морфологических категорий (прилагательных, существительных, глаголов, местоимений, наречий, предлогов) в пассивном словаре дошкольника.
В предоставленной работе было изучено развитие пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью, а также рассмотрены психолого-педагогические условия формирования пассивного словаря у дошкольников с легкой степенью умственной недостаточности (дебилизмом), потому, что тяжелые нарушения потребуют коррекционной работы на более серьезном уровне, чем дошкольная образовательная организация.
Контрольный эксперимент показал, что 20% дошкольников экспериментальной группы перешли с недостаточного уровня сформированности пассивного словаря на близкий к достаточному, и с близкого к достаточному на достаточный перешли 20% дошкольников, то можно сказать, что серия психолого-педагогические условий предложенные нами для развития пассивного словаря у дошкольников с умственной недостаточностью была подобрана правильно в соответствии с возрастными особенностями и диагнозом дошкольников с нарушениями интеллекта в разновозрастной группе.



