Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности торгового предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Методики оценки конкурентоспособности предприятия 18
2 Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Неско Санкт-Петербург» 27
2.2 Анализ внешней среды и оценка конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург» 33
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ЗАО «Неско Санкт-Петербург») 50
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург» 50
3.2 Технико-экономическое обоснование мероприятий 58
Заключение 67
Список используемых источников 71
Функционирование компаний неосуществимо без учёта деятельности конкурентов, которые определяются составляющими единой цепи - экономики. Деятельность компаний в условиях конкурентной борьбы - постоянный фактор, устанавливающий право на работу любого объединения. Конкуренция как битва позволяет вычислить из массы организаций истинных лидеров, готовых изготовлять и предлагать действительно качественные и жизненно важные для нынешней жизни товары или услуги, которые будут востребованы потребителями. Способность предложить товары или услуги, которые будут наиболее точно отвечать потребностям рынка и потребителей - это успешность любой компании. Поэтому очень важно уделять пристальный интерес такой значительной стороне компании как конкурентоспособность. С увеличением потенциала для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным формированием инвестиционной сферы, усиливается необходимость в обеспечении конкурентоспособности компаний как главного обстоятельства действенности их функционирования.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что компании в большей или меньшей степени сталкиваются с проблемой конкуренции, потому для развития и эффективной работы компании в условиях жесткой конкуренции, необходимо проводить анализ сформировавшегося положения на рынке, а также принимать меры по повышению конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования выбрана компания ЗАО «Неско Санкт- Петербург».
Предметом исследования являются организационно - управленческие отношения, возникающие в процессе оценки и повышения конкурентоспособности компании.
Целью работы является оценка конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург», и разработка мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты формирования конкурентоспособности торгового предприятия;
• провести анализ конкурентной среды и оценку конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург»;
• разработать методические рекомендации по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт- Петербург» и дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия. Определены понятие и сущность конкуренции, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, рассмотрены методы и критерии оценки конкурентоспособности компании.
Во втором разделе проводится анализ организационно-экономической деятельности торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург». Приводится краткая характеристика деятельности компании, рассматривается динамика основных технико-экономических показателей, а также дается оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Неско Санкт-Петербург».
Третий раздел посвящен разработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности к торгового предприятия ЗАО «Неско Санкт-Петербург» и оценке экономической эффективности предложенных мероприятий.
В заключении работы сформулированы основные теоретические и аналитические выводы.
В современное время, в условиях конкуренции, фирмам сложно сохранять лидирующие позиции на рынке. Одно из важнейших направлений деятельности предприятия является анализ конкурентной среды фирмы в отрасли. Эффективность работы напрямую связана с действиями конкурентов, изменениями в законодательстве и бездействие компании может привести к негативным последствиям.
Для того, чтобы такая ситуация не происходила, требуется постоянное исследование организации и выбор для себя эффективной стратегии развития. Исследование внутренней, внешней и конкурентной среды организации имеет ряд проблем, таких как отсутствие достоверной информации, о деятельности конкурентов и состоянии внешней среды, которая воздействует на предприятие.
Анализ результатов деятельности ЗАО «Неско Санкт-Петербург» показал, что в 2021 году наблюдается снижение эффективности деятельности предприятия, так как наблюдаются убытки при росте выручки от реализации, снижение рентабельности. Кроме того, деятельность предприятия на протяжении 2019-2021 годов является низкорентабельной. При этом отмечается эффективность использования трудовых ресурсов, так как возросла производительность труда при экономии средств на заработную плату. Основным резервом роста эффективности является сокращение коммерческих расходов и дальнейшее наращивание объемов продаж.
Оценка конъюнктуры рынка ЗАО «Неско Санкт-Петербург» показала, что наблюдается рост спроса на продукцию, что создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития предприятия. Анализ макроэкономических факторов показал, что для ЗАО «Неско Санкт-Петербург» имеются следующие группы рисков: отраслевые риски (рост цен на продукцию, энергоносители, конкуренция); финансовые риски; правовые риски (изменение валютного, налогового, таможенного и экологического законодательства).
ЗАО «Неско Санкт-Петербург» работает со многими сегментами рынка. Целевая аудитория характеризуется компетентностью и консервативностью, комплексной оценкой параметров поставщика продукции. Однако в настоящее время из-за недостатков в работе предприятие менее конкурентоспособно по сравнению со всеми конкурентами. Проведенный анализ выявил слабую известность на рынке, более узкий по сравнению с конкурентами ассортимент продукции, более низкую рентабельность по сравнению с конкурентами. Основными резервами роста конкурентоспособности являются: открытие интернет-магазина, создание сайта, продвижение в интернете, расширение ассортимента.
Анализ внутренней среды ЗАО «Неско Санкт-Петербург» показал, что формирование практически всех планов на предприятии не основано на анализе. При формировании планов продаж используются экономико-статистические методы, которые только отражают динамику изменения показателей, но не дают возможности выявить причины их изменения. Предприятие не проводит анализ факторов внешней среды, работы с поставщиками, анализ ассортиментной политики, предпочтений и мотивов потребителей. Используется ограниченное количество инструментов маркетинга, что не позволяет в полной мере наращивать объем реализации, что сказывается отрицательно на объемах реализации и эффективности деятельности предприятия в целом.
Финансовая деятельность ЗАО «Неско Санкт-Петербург» соответствует неустойчивому финансовому состоянию, характеризуется нарушением платежеспособности; необходимостью привлечения дополнительных источников. Предприятие находиться на низком уровне экономической безопасности, в зоне критического риска и имеет высокую зависимость от заемных средств. В целом, несмотря на некоторые негативные сигналы, можно сделать вывод о позитивном финансовом состоянии компании ЗАО «Неско Санкт-Петербург».
На основании результатов анализа для ЗАО «Неско Санкт-Петербург» была выбрана конкурентная стратегия по методике SPACE, основой которой является наращивание финансового потенциала и сокращение рисков, связанных с потерей финансирования. Для реализации стратегии были определены стратегические мероприятия по организации двух дополнительных каналов сбыта, которые позволят повысить объемы реализации за счет расширения рынка и количества клиентов. Данными каналами является интернет-магазин и продвижение на маркетплейсе.
Модель маркетплейса является наиболее привлекательной с точки зрения возможностей для быстрого роста, менее затратная. Однако интернет-магазин позволит повысить информированность клиента о компании, узнаваемости, сократить конкуренцию за клиента.
Разработан план тактических мероприятий в соответствии со стратегией развития ЗАО «Неско Санкт-Петербург», определены ответственные, сроки реализации мероприятий и затраты на их осуществление. Разработанные мероприятия позволят укрепить положение ЗАО «Неско Санкт-Петербург» на рынке и увеличить долю рынка.
Дана экономическая оценка эффективности реализации инвестиционного проекта ЗАО «Неско Санкт-Петербург» - открытия интернет- магазина. Оценка показала, что после открытия интернет-магазина предприятие сможет увеличить выручку и прибыль от реализации, чистую прибыль, рентабельность деятельности и продаж, производительность труда. При заложенном в расчетах уровне доходов, текущих и инвестиционных затрат проекта, а также объеме инвестиций в сумме 155 т. р., проект необходимо признать, как финансово-состоятельный. Финансовую состоятельность проекта подтверждает положительный остаток чистой текущей стоимости. Инвестиционные средства, направленные на реализацию проекта, окупаются в течение 2 месяцев и обеспечивают генерирование свободных денежных средств.
Оценка экономической эффективности организации деятельности предприятия на маркетплейсе также является эффективной, так как увеличить выручку и прибыль от реализации, чистую прибыль, рентабельность деятельности и продаж, производительность труда. При реализации всего стратегического плана мероприятий выявлено, что ЗАО «Неско Санкт- Петербург» сможет, как минимум увеличить выручку от реализации на 26,36 млн. р., прибыль от реализации - на 12,06 млн. р., чистую прибыль - на 2,9 млн. р., рентабельность деятельности - на 1,83%, рентабельность продаж - на 1,26%.
Рост финансовых результатов позволит предприятию повысить финансовую устойчивость и платежеспособность. План мероприятий также позволит повысить конкурентоспособность за счет использования инструментов электронной коммерции, расширить географию продаж, что позволит увеличить количество клиентов. Следовательно, можно вкладывать денежные средства в реализацию данных мероприятий.
1. Басовский Л. Е. Маркетинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Москва: ИНФРА-М, 2018. 233 с.
2. Бондарь С.В., Пашкова Е.С. Маркетинг: учебно-методическое пособие. Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ), 2021. 248 с.
3. Быков В. А., Комаров Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 242 с.
4. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации: учебное пособие. Минск: Выш. шк., 2018. 319 с.
5. Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2020. 152 c.
6. Катаев А.В., Катаева Т.М., Названова И.А. Digital-маркетинг. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2020. 161 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. СПб.: Питер, 2019. 448 с.
8. Лубский А. А. Конкурентоспособность предприятия: проблемные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. №1. С. 48-52.
9. Марущак И.И. Система факторов, влияющих на конкурентоспособность организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №9-2. С. 20-24.
10. Минева О. К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник. М.: Инфра-М, 2019. 539 с.
11. Наумов В.Н. Маркетинг: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с.
12. Нуралиев С. У. Экономика: учебник для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 432 с.
13. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2020. 362 с.
14. Онищенко Н. Н. Система показателей оценки конкурентоспособности фирмы // Эпоха науки. 2021. №26. С. 68-70.
15. Петриченко Н. Д. Способы повышения конкурентоспособности организации на рынке // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №1. С. 129-132.
...