Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Понятие психологическая готовность к изменениям в научной литературе 9
1.2. Критерии психологической готовности к изменениям 14
1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Организация, этапы и методы исследования 28
2.2. Результаты эмпирического изучения психологической готовности личности к изменениям 32
2.3. Результаты статистической обработки данных психологической готовности личности к изменениям в юношеском возрасте 44
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Все без исключения люди, когда-либо ощутили состояние психологического благополучия или наоборот чувствовали, что находятся в подорванном психологическом состоянии. Изучив актуальные на сегодня направления в зарубежной и отечественной психологии, которые объединяют концепции и теории, можно объяснить в процесс изменения личности, а именно специфику личностной готовности к изменениям у лиц с разной выраженностью психологического благополучия.
Сложное многообразие связей личности и деятельности, определены как особенностями психической регуляции поведения человека, структурой индивидуальных личностных черт, их предопределенная роль для развития тех или иных форм целенаправленной активности, так и особенностью деятельности, ее операционных, пространственно-временных и других характеристик. Это делает систему достаточно динамичной, что отражается во взаимном приспособлении, адаптации элементов личностной и деятельностной структур. Этот процесс иллюстрируется не только актуализацией важных для деятельности психических компонентов личности, созданием структуры наиболее адекватного личностного выражения и обеспечения целей, задач и содержания деятельности, но также развитием личности.
Проблемы у всех возникаю постоянно, потому что современный мир находится в постоянном изменении. Изменения - это динамика, а динамика - это жизнь, то есть пока мы живы, у нас всегда будут появляться различные проблемы. Человек должен научится управлять происходящими изменениями и целенаправленно решать их, если он хочет существовать. Это называется процессом самосовершенствования.
В юношеском возрасте завершаются все процессы физического созревания личности. В данное время происходит большое количество критических социальных событий, таких как получение паспорта, возможность вступать в брачные узы, наступление уголовной ответственности. Так же в этом возрасте появляется главная задача: выбор профессионального образования и некоторые начинают трудовую деятельность.
Из-за необходимости в этом возрасте самоопределятся, равновесие внутреннего мира нарушается. Приняв решение о будущей специальности, приходится отказываться от других разных видах деятельности. Так как приходится себя во многом ограничивать, что очень трудно, порождается внутренняя напряженность.
В этот период юноши всячески доказывают себе и другим свою взрослость и способность к принятию самостоятельных решений, которую нужно во время поддержать, потому что в более позднее время формировать независимость и жизненную смелость куда труднее чем своевременно.
Очень важно учитывать готовность личности к изменениям в юношеском возрасте, потому что компонентов готовности можно рассматривать: психологическую установку, мотивы деятельности, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического применения, отношение субъекта к этой деятельности. Можно сделать вывод, что готовность человека к целенаправленному действию зависит от его психологической установки относительно цели и заданий деятельности, достижение которой требует приложения соответствующих усилий. В психологии установка определяется прошлым опытом состояние готовности, склонность индивида к определенной активности или действиям в определенной ситуации или можно сказать, что это некоторое состояние готовности человека к реагированию на определенную ситуацию.
В 80-90х гг. ХХ в. понятие «готовность» стало активно исследоваться в отечественной психологии и педагогике, что привело к осознанию ряда проблем теоретического и прикладного характера.
С середины Х1Х - начала ХХ в. явление готовности стало специально исследоваться. В середине Х1Х в. она связывается с исследованием психических процессов человека. В это время основывается понимание готовности как установки. С начала ХХ в., изучается как феномен устойчивости человека к внутренним и внешним влияниям среды. Причину можно найти в том, что начались частые исследования саморегуляции поведения человека и нейрофизиологических механизмов регуляции.
В 70х гг. ХХ в. психологи - педагоги исследуют взаимосвязь между состоянием готовности и эффективностью деятельности личности.
Изучали психологическую готовность личности к изменениям такие ученые как: Г. В. Дорохина, Л. А. Кандыбович, М. И. Дьяченко, А. Ф. Линенко, П. В. Лушин, Б. Д. Парыгин, В. А. Сластенин, М. И. Фаерман.
Актуальность темы эмпирического исследования объяснена наличием нерешенных теоретических и практических вопросов по проблеме психологической готовности личности к изменениям в ситуации развития юношеского возраста. При этом есть основания полагать, что в данной области остаются вопросы, требующие общего психологического, теоретического и эмпирического исследования.
Объект исследования - психологическая готовность личности к изменениям.
Предмет исследования - особенности психологической готовности личности к изменениям в юношеском возрасте.
Цель исследования- изучить особенности проявления психологической готовности личности к изменениям в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования - существует прямая взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием и психологической готовностью личности к изменениям у представителей юношеского возраста; у юношей и девушек проявляются различия в проявлениях компонентов психологической готовности к изменениям.
Для осуществления цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать основные психологические теории и определить критерии психологической готовности личности к изменениям.
2) обосновать выбор методов и методик изучения готовности личности к изменениям в юношеском возрасте.
3) провести эмпирическое изучение готовности личности к изменениям у представителей юношеского возраста.
4) проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ, обобщение, сравнение, систематизация научной литературы.
Психодиагностические методы исследования - Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым, методика “Личностная готовность к переменам” PCRS авторы Родник, Хезер, Голд и Хал. Перевод и адаптация Н.А. Бажанова и Г. Л. Бардиер.
Количественный, качественный, статистический анализ и интерпретация результатов исследования.
Методологическая база исследования: методологические принципы (принцип развития, принцип детерминизма) и положения учёных, где анализируются вопросы, связанные с изучением понятия психологической готовности к изменениям.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать результаты исследования при психологическом сопровождении лиц юношеского возраста, например психокоррекции, консультировании.
Экспериментальная база исследования: 30 респондентов (15 лиц мужского пола, 15 лиц женского пола) в возрасте от 21 до 22 лет.
Проведенное эмпирическое исследование было посвящено выявлению взаимосвязи между психоэмоциональным состоянием и готовностью личности к изменением в юношеском возрасте.
Теоретический анализ позволил выяснить то, что психологическая готовность личности к изменению может быть:
1. последствием или результатом специализированного поискового поведения - поведения, который ведет к активации ресурсов, расширению мотивационной структуры, энергетическому пополнению, и чаще всего не всегда способствующему желаемым изменениям из-за своей ограниченности.
2. толчком или причиной осознания и поведения, ведущих к эффективным изменениям человека, т.е. к свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению.
Не сформировавшаяся психологическая готовность или ее отсутствие:
• может сделать специализированное поисковое поведение неэффективным,
• может вызвать внутренние сопротивления изменениям,
• может предоставить ошибочные стратегии, узкие поведенческие паттерны.
Напротив, сформированная или активная готовность:
• будет расширяет поведенческие паттерны,
• увеличивает и усиливает диапазон решений, благодаря достижению,
• пополняет сферу мотивации.
Так же в теоретической части мы обозначили, что особенностями юношеского возраста могут быть:
• выработка ценностных ориентаций
• становление мировоззрения в виде системы обобщенных представлений о мире в целом, других людях и о самом себе
• развитие сфер чувств, характеризующихся оптимистическим самочувствием, повышением жизненного тонуса
• повышение внутренней восприимчивости и способности к сопереживанию
• оценка окружающего бывает категоричной и прямолинейной
• стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу
• самопознание и познание других, приводит к самосовершенствованию
• содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми
• эффективное взаимодействие может быть только на базе взаимопонимания и взаимной поддержки. Для гармонии в детско — родительских отношений наиважнейшим является доверительность в общении.
Исходя из гипотезы исследования, мы провели статистическую обработку данных с использованием программы SPSS Statistica.
По результатам проведения и анализа t — критерия Стьюдента, нами было выявлено, что между лицами мужского пола и лицами женского пола нет никаких статистически значимых различий, как по методике САН так и по методике PCRS, потому что в этих двух методиках по всем шкалам значение параметра Значимость (Знач.) выше 0,05, а так же p — уровень выше 0,05, доказывающие, что статистических различий нет.
Это говорит нам то, что нет статистически значимых различий в психологической готовности личности к изменениям у мужчин и женщин в юношеском возрасте.
По результатам проведения и анализа коэффициента корреляции Спирмена нами было выявлено, что в юношеском возрасте по показателям методик САН и PCRS наблюдается прямая взаимосвязь, то есть, если один из показателей будет расти, то и другой показатель в сцепке с ним будет расти, так как r > а при любом р.
Это говорит нам то, что психологическая готовность личности к изменениям в юношеском возрасте во многом зависит от переменных эмоционального круга.
По результатам проведенной работы и анализа, полученных данных мы делаем вывод, что существует прямая взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием и готовностью личности к изменениям в юношеском возрасте, и она во многом у юношей и девушек схожа. Это говорит о том, что гипотеза частично подтвердилась.
1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
2. Акименко, А. К. Позитивная психология в системе образования [Текст] / А. К. Акименко // Психология обучения. - 2015. - №11. - 131 -141 с.
3. Алтынова, Н. В., Панихина А. В., Анисимов Н. И., Шуканов А. А. Физиологический статус студентов — первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе [Текст] / Н. В. Алтынова, А. В. Панихина, Н. И. Анисимов, А. А. Шуканов // В мире научных открытий. - 2010. - № 3. - 2. - 99 с.
4. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева / Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1968. - 332 с.
5. Андреева, Г. М. Презентация идентичности в контексте взаимодействия [Текст] / Г. М. Андреева // Психологические исследования. - 2014. - Т 7. - № 5 (26). - 1 с.
6. Анцифелова, Л. И. Личность в трудах жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцифелова // Психологический журнал. - № 1. - 1994.
7. Аргаил, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргаил. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
8. Арендачук, И. В. Адаптационная готовность личности к учебно - профессиональной деятельности: системно — диахронический подход [Текст] / И. В. Арендачук // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2015. - № 10 (30).
9. Братченко, С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюдженталя [Текст] / С. Л. Братченко. - М.: Смысл, 2001. - 197 с.
10. Бочарова, Е. Е. Стратегии копинг — поведения и субъективное благополучие личности [Текст] / Е. Е. Бочарова / Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2009. - Вып. 1. - 22 - 29 с.
11. Бюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта [Текст] / Джеймс Бюдженталь. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
12. Вагапова, А. Р Этногрупповые представления о благополучии и эмоционально - оценочное отношение к другим [Текст] / А. Р Вагапова // Психология обучения. - 2014. - № 12. - 143 - 150 с.
13. Валиуллина, М. Е., Габдеева, Г. Ш., Гарифиллина, М. М., Менделевич, B. Д., Прохоров, А. О. Психология состояний [Текст] / М. Е. Валиуллина, Г. Ш. Габдеева, М. М. Гарифиллина, В. Д. Менделевич, А. О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004. - 608 с.
14. Дорохина, В. Г., Равикович, С. И. Формирования психологической готовности подростков к производственному труду [Текст] / В. Г. Дорохина, C. И. Равикович / Психология: Респ. наук. метод. зб. - Киев: Рад. школа, 1989. • Вып. 32. - 27 - 33 с.
15. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: БГУ, 1978. - 182 с.
...