Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ СУ-ДЖОК МАТЕРИАЛА

Работа №105497

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук 8
1.2 Су-джок материал как средство развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала 17
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук 17
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су- джок материала 25
2.3 Динамика развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук 32
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложения 42

Актуальность исследования. Её суть заключается в том, что развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Вследствие чего - у ребёнка будет сформирована координация движения пальцев рук, развита речевая деятельность и подготовка к школе. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики логически рассуждает, имеет развитую память, внимание, связную речь, овладевает навыками письма.
Изучение проблемы развития мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи проходит в таких аспектах как - психологическом, физиологическом и педагогическом.
Развитие мелкой моторики рук для дошкольника имеет большое значение и считается одним из показателей психического развития ребёнка. Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованиями И.П. Павлова, Л.А. Леонтьева, А.Р. Лурией. В процессе овладения ребенком разнообразными двигательными умениями происходит развитие координации движений. Данный процесс происходит при участии речи.
В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно взаимосвязаны с речью и способствовали её развитию.
Принимая во внимание важность проблемы, возникла необходимость разработки содержания работы по развитию мелкой моторики для детей с общим недоразвитием речи с применением различных дидактических средств и материалов. Одним из таких дидактических средств является Су- джок материал.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук и недостаточным использованием Су-джок материала в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук.
Предмет исследования: Су-джок материал как средство развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала будет эффективно, если:
• обогащен сенсомоторный центр Су-джок материалом: массажными колечками, палочками, шариками и мячиками;
• отобраны и апробированы упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием Су-джок материала с учетом особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи;
• организована самостоятельная деятельность детей с Су-джок материалом под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• исследование о взаимосвязи движений руки с речью (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов);
• исследование о прямой зависимости развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев (М.М. Кольцова);
• исследования о взаимосвязи развитости мелкой моторики рук с развитием мышления и речи детей (М.И. Звонарёва, Т.П. Хризман).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования Су-джок материала для развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук посредством Су-джок материала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения с Су-джок материалом по развитию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС № 189 «Спутник» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (20 источников), 5 приложений. Работа содержит 10 рисунков, 3 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
Нами были рассмотрены теоретические основы исследования проблемы развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук и определена эффективность Су-джок материала в данном процессе.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук. Проанализировав полученные в ходе проведения диагностических методик данные, мы пришли к следующему выводу: высокий уровень развития мелкой моторики рук был продиагностирован у 2 детей (30%). У 5 детей (50%) был продиагностирован средний уровень развития мелкой моторики рук. У 3 детей (20%) диагностирован низкий уровень развития мелкой моторики рук.
На формирующем эксперименте мы обогатили сенсомоторный центр Су-джок материалом: массажными колечками, палочками, шариками и мячиками; отобрали и апробировали серии упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием Су-джок материала с учетом особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи; организовали самостоятельную деятельность детей с Су-джок материалом под косвенным руководством взрослого.
На контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мелкой моторики рук, о чем свидетельствует возрастание уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.


1. Абрамович, О.Д. Домашний логопед. Полный справочник [Текст] / О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина - М., 2007. - 117 с.
2. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 59 с.
3. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-центр, 2014. - 142 с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2012. - 136 с.
5. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 76 с.
6. Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Бот. - М.: Дефектология, 1983. - 99 с.
7. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения общего недоразвития речи [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. - М. : Дефектология, 2013. - 18 с.
8. Воробьева, Л.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст] / Л.В. Воробьёва - СПб. : «Литера», 2006. - 32 с.
9. Воспитание детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М. : Логос, 2012. - 123 с.
10. Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. - М. : Просвещение, 2014. - 186 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2014. - 112 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова - М. : Академия, 2014. - 320 с.
13. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О.И. Крупенчук. - СПб. :«Литера», 2007. - 33 с.
14. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М. : Просвещение, 2009. -159 с.
15. Марковская, И.Ф. Общее недоразвитие речи: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. - М.: Академия, 2012. - 184 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ