Введение 4
Глава 1 Правовой статус общественных объединений 8
1.1 Определение правового статуса общественных объединений в НПА
РФ 8
1.2 Организационно-правовые формы общественных объединений
воинов-интернационалистов 15
1.3. Государственная политика по отношению к воинам- интернационалистам 17
Глава 2 Административно-правовой статус общественных организаций воинов-интернационалистов 22
2.1 Ключевые тенденции и особенности формирования и развития
общественных организаций воинов-интернационалистов - ветеранов Афганской войны 22
2.2 Административно-правовой статус общественных организаций
воинов-интернационалистов на 2022 г 35
Глава 3 Общественно-патриотическая деятельность воинов- интернационалистов 50
3.1 Перовский клуб инвалидов и ветеранов войны в Афганистане
«Долг» (г. Москва) 50
3.2 Тольяттинское отделение Российского Союза ветеранов
Афганистана (Самарская обл., г. Тольятти) 55
Заключение 62
Рассмотрение проблематики правового статуса общественных объединений представляет значительный интерес, поскольку согласно определению в юридической литературе, «государство может употребляться как в широком смысле для обозначения союза и объединения людей, всего общества или особой формы устройства общества, так и в узком смысле - для обозначения какого-либо специального органа общества, института власти, страны или территории ... рассматривается, прежде всего, как механизм организации общественных связей между государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, и людьми» [31, С. 15, 372].
Актуальность темы исследования определяется значимостью последствий войн и военных конфликтов, общественных движений ветеранов боевых действий, которые всегда занимали особое место в Российском государстве. Важнейшим социально-политическим последствием Советского участия в Афганском конфликте (1979 - 1989 гг.) стало формирование особой общественной группы воинов-интернационалистов - ветеранов Афганской войны [22; 53; 54]. Сталкиваясь с непониманием и отчуждением общества, воины-интернационалисты искали своих братьев по оружию, искали те искренние и честные отношения, которые сложились на войне. Что стало ключевым фактором для создания ветеранских организаций «афганцев», формирования всесоюзного движения «шурави».
В настоящее время вопросы определения административно-правового статуса общественных организаций воинов-интернационалистов
представляют важность в связи со значением их общественно-патриотической работы [19, С. 74 - 83]. В тяжелых условиях распада единого союзного государства и системного кризиса 1990-х гг. воины-интернационалисты добровольно и бескорыстно взяли на себя ответственность за заботу по помощи инвалидам, семьям погибших, по увековечиванию памяти воинов- интернационалистов, отдавших свою жизнь при выполнении воинского и интернационального долга, зачастую делая намного больше государства, по воле которого советские солдаты были отправлены в Афганистан.
В современной России, несмотря на декларируемые задачи и принципы, программа государственной поддержки и реабилитации воинов- интернационалистов, на взгляд автора, абсолютно не соответствует потребностям. Исследование призвано обратить внимание на необходимость государственной программы по социальной поддержке и реабилитации ветеранов боевых действий, инвалидов войны и членов семей погибших.
В настоящее время общественные объединения воинов- интернационалистов выполняют важнейшие общественно-патриотические задачи, задачи социальной защиты ветеранов войны. Определение их административно-правового статуса позволит не только установить правовые основы их крайне важной деятельности, но и проблемные вопросы к ее усовершенствованию.
Такие факторы определяют актуальность выбранной темы исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы является гражданское право Российской Федерации: общественные отношения, возникающие в связи с реализацией прав граждан
Предметом исследования выступают нормы права, определяющие административно-правовой статус общественных организаций воинов- интернационалистов в Российской Федерации
Цель исследования. Определить административно-правовой статус общественных организаций воинов-интернационалистов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
- определить правовой статуса общественных объединений согласно законодательству Российской Федерации;
- раскрыть историческую обусловленность образования общественных организаций воинов-интернационалистов;
- дать характеристику административно-правовому статусу общественных организаций воинов-интернационалистов;
- выявить прикладной характер реализации административно-правового статуса общественных организаций воинов- интернационалистов - общественно-патриотическую деятельность.
Методологическая основа. Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы познания. Рассмотрение проблемы основано на правовом анализе НПА (методы диалектического познания) вместе с выявлением причинно-следственных связей событий (сравнительно-правовой метод), рассмотрением их в исторической перспективе (историко-правовой метод). Изложение материала построено по проблемно-хронологическому принципу для изучения событий в их последовательном развитии.
Теоретической основой исследования послужили научные труды ученых, которые занимались рассмотрением вопроса административно-правового статуса общественных организаций воинов-интернационалистов.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные конвенции и договоры - составная часть российской правовой системы, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования. Важное значение для достижения цели исследования имел анализ законодательства СССР и РСФСР в области административно-правового статуса общественных организаций воинов-интернационалистов
Научной базой исследования послужили работы А. Г. Чепурного,
A. В. Щепетина, Э. С. Лаврова, П. В. Дорошенко, В. Ю. Григорьева,
B. А. Белова, Е. А. Абросимовой, П. В. Макаренко.
Научно-исследовательская работа написана на основе изучения и критического анализа различных, многоплановых типов и групп источников: 5 групп источников: нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, воспоминания, интернет-ресурсы
Структура работы определяется сущностью предмета, объекта, цели и задач исследования. Содержание исследования составляют введение (обоснование источниковой основы, степени изученности и актуальности темы исследования), три главы, включающие семь параграфов:
В первой главе раскрываются понятие и содержание административно¬правового статуса общественных объединений, определены их характерные черты и организационно-правовые формы;
Во второй главе рассматриваются условия зарождения и особенности развития общественных организаций воинов-интернационалистов в историко¬правовом контексте, дана характеристика их статуса на 2022 г. согласно законодательству Российской Федерации;
Третья глава посвящена определению механизма реализации статуса общественных организаций воинов-интернационалистов в общественно-патриотических целях и задача социальной защиты ветеранов войны.
В заключении приведены основные выводы выпускной квалификационной работы. Список используемой литературы и используемых источников отражает источники исследования.
Вопрос административно-правового статуса общественных организаций воинов-интернационалистов является одним из актуальных и приоритетных. Его значение определяется значимостью последствий войн и военных конфликтов, общественных движений ветеранов боевых действий, которые всегда занимали особое место в Российском государстве. Общественные организации воинов-интернационалистов явились одним из важнейших последствий участия СССР в войне в Афганистане (1979 - 1989 гг.). Их значение состоит в общественно-патриотической работе и задачах социальной защиты ветеранов боевых действий, ответственность за которую «афганцы» добровольно и бескорыстно взяли на себя, зачастую делая намного больше государства, по воле которого советские солдаты были отправлены в Афганистан. Исследование призвано обратить внимание на необходимость государственной программы по социальной поддержке и реабилитации ветеранов боевых действий, инвалидов войны и членов семей погибших.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Правовой статус общественных объединений, в т.ч. объединений воинов-интернационалистов, определен в нормативно-правовых актах Российской Федерации согласно Конституции РФ (право граждан на объединение) и Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, важное значение имеют Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ и от 11 августа 1995 г. N 135- ФЗ «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Государственная политика по отношению к воинам-интернационалистам основывается на Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Зарождение общественного движения «афганцев» относится к 1985 - 1989 гг. Необходимость доводить власти и обществу свои требования и нужды, действовать единым кулаком в условиях нарастания общественно-политического и экономического кризиса в СССР и переоценки войны в Афганистане создала предпосылки для формирования единой и независимой, самостоятельной общественной организации воинов-интернационалистов, вне партийного и государственного контроля. Политические события 1990-х гг. привели к распаду единого ветеранского движения. В настоящее время объединения воинов-интернационалистов (РСВА, Боевое братство, ОООИВА) объединяют всех ветеранов боевых действий, являются отдельной группой в составе ветеранских организаций России. Организационно-правовую форму, структуру и содержание, цели и задачи общественных объединений определяет Устав и НПА: главной целью остаются общественно¬патриотические задачи социальной защиты ветеранов боевых действий, увековечивания памяти воинов Отечества, работа с молодежью, сохранение исторической памяти.
В условиях критического переосмысления событий Афганской войны и очернения подвига советского солдата на земле Афганистана, наперекор общественному конформизму и огромной пропасти равнодушия, в обстановке наследия распада Советского Союза и системного кризиса 1990-х гг., воины- интернационалисты - ветераны Афганской войны взяли на себя ответственность за заботу по помощи инвалидам войны, семьям погибших, по увековечиванию памяти воинов-интернационалистов, отдавших свою жизнь при выполнении воинского и интернационального долга. Инициатива объединения исходила от самих «афганцев», их деятельность была абсолютно добровольной и бескорыстной. Общественно-патриотическая деятельность объединений воинов-интернационалистов была и остается главными задачами: помощь инвалидам, семьям погибших, патриотическая работа с молодежью и увековечивание памяти воинов-интернационалистов, отдавших свою жизнь при выполнении воинского и интернационального долга.
1. Второй Московский фестиваль авторской песни «Нам не забыть дорог Афганистана» // Текущий архив Региональной общественной организации «Перовский клуб инвалидов и ветеранов войны в Афганистане "Долг"».
2. Григорьев В. Ю. Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане: история создания и деятельность. // Матэрыялы рэспублжанскай навуковай канферэнцьн «Грамадсюя рух1 i палыычныя партьн у беларус (апошняя чвэрць Х1Х - пачатак ХХ1 ст.)» (Гродна, 23-24 кастрычшка 2008 г.). 2009. С. 370 - 381.
3. Дорошенко П. В. История создания организация ветеранов локальных войн и конфликтов в г. Красноярске и Красноярском крае. // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно¬технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014.
4. Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-I «Об общественных
объединениях» (с изм. от 19.05.1995) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
5. Захаров В. Им бы жить да жить // Тольяттинское Обозрение. 2005, 16 февраля.
6. Интервью с заместителем председателя Тольяттинского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана В. П. Макаровым от 21 ноября 2018 г. // Личный архив автора
7. Интервью с заместителем ректора Тольяттинского государственного университета - директором Гуманитарно-педагогического института Ю. А. Лившицем от 20 октября 2018 г. // Личный архив автора
8. Интервью с председателем Российского союза ветеранов Афганистана в 1990 - 1991 гг., заместителем Председателя Всероссийской
общественной организации ветеранов «Боевое братство» Е. И. Ляпиным от 04.11.2021, 15.02.2022 // Личный архив автора
9. Интервью с председателем Тольяттинского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», председателем РОО «Союз десантников и подразделений специального назначения» Самарской области в г. Тольятти В. Ю. Богатыревым от 28 января 2014 г. // Архив МБУК «Тольяттинский краеведческий музей»
10. Интервью с председателем фонда инвалидов войны в Афганистане, депутатом Думы г. о. Тольятти II, IV, V, VI созывов (1996 - 2000, 2005 - 2018 гг.) Ф. А. Ивонинским от 24 сентября 2019 г. // Личный архив автора
11. Интервью с представителями Тольяттинского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» В. Ю. Богатыревым и Ю. В. Ергашевым от 18 декабря 2021 г. // Личный архив автора
12. Интервью с руководителем Государственного выставочного зала истории войны в Афганистане, заместителем председателя Региональной общественной организации «Перовский клуб инвалидов и ветеранов войны в Афганистане "Долг"» И. Г. Ериным от 28.05.2021, 16.02.2022 // Личный архив автора
13. Интервью с сопредседателем Всесоюзной ассоциации советов воинов запаса и воинов-интернационалистов, оборонно-патриотических объединений С. Н. Морозовым от 11.11.2021, 17.02.2022 // Личный архив автора
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России
15. Котенев А. А. Неоконченная война. - М.: Союз ветеранов
Афганистана, 1994. - 157 с.
16. Лавров Э. С. Память о войне как средство воспитания воли к миру. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2016. № S1. С. 460 - 468.
17. Левчук К. I. Створення та основш напрями д1яльност1 Украшсько! стлки ветерашв Афгашстану (1985-2000 рр.) [Создание и основные направления деятельности Украинского союза ветеранов Афганистана (1985¬2000 гг.)]. // Плея: юторичш науки. 2016. № 105. С. 84 - 87.
18. Льготы ветеранам войны, воинам - интернационалистам и другим категориям граждан СССР: Сб. нормат. актов / Под ред. В. А. Дзюбы. - М.: Юрид. лит., 1991. - 463 с.
19. Макаренко. П. В. Административное право: учеб. пособие для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 259 с.
20. МКУ г. о. Тольятти «Тольяттинский архив: архивные материалы Ф. Р-94, Ф. Р-410.
21. Москвичи из клуба «Долг»: Сборник / Сост. А. А. Тарасов, - М.: Московский рабочий, 1988. - 110 с.
22. Никитенко Е. Г., Немытин Ю. В., Киселев Н. В., Музенко А. П. Правда об Афганской войне: (историко-архивный очерк). - М., 2021. - 410 с.
23. Постановление Бюро ВЛКСМ «Об оказании шефской помощи воинам-интернационалистам» № 20 § 21 от 19 сентября 1991 г. // Текущий архив Российской общественной организации инвалидов силовых структур.
24. Постановление Верховного Совета СССР от 21 апреля 1990 г. № 1441-I «Об образовании Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов- интернационалистов». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
25. Постановление Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 588 «Об улучшении условий жизни и быта военнослужащих и гражданских лиц, входивших в состав контингента советских войск в Республике Афганистан, участников других локальных конфликтов за пределами СССР, а также членов их семей» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
26. Постановление Кабинета Министров СССР от 25.07.1991 № 516 «Об образовании Комитета СССР по делам воинов-интернационалистов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
27. Постановление Правительства Москвы № 559 от 29 июля 1997 г. «О создании Государственного выставочного зала-музея истории войны в Афганистане Восточного административного округа» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru/
28. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 532 «О деятельности Российского союза ветеранов Афганистана» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
29. Постановление Совета Министров СССР от 06.06.1990 № 564
«Некоторые вопросы деятельности Союза ветеранов Афганистана». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
30. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям». [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
31. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 414 с.
32. Протокол № I Учредительной конференции Всесоюзной ассоциации советов воинов запаса и воинов-интернационалистов, оборонно¬патриотических объединений от 23 февраля 1989 г., г. Москва // Текущий архив Российской общественной организации инвалидов силовых структур
33. Протокол об образовании Комитета по делам воинов- интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества от 13 марта 1992 г. Положение о Комитете по делам воинов- интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества. [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств https://cis.minsk.by/