Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме развития быстроты детей 6-7 лет 9
1.2 Характеристика физических упражнений как средства
развития быстроты детей 6-7 лет 23
Глава 2 Экспериментальное исследование развития быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений 32
2.1 Выявление уровня развития быстроты детей 6-7 лет 32
2.2 Организация и содержание работы по развитию быстроты
детей 6-7 лет посредством физических упражнений 42
2.3 Динамика уровня развития быстроты детей 6-7 лет 52
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 66
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 67
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) нацеливает педагога на физическое развитие детей дошкольного возраста, которое включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития; происходит развитие двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение - основа любого государства, именно поэтому выбранная тема работы является актуальной.
На современном этапе обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания одним из актуальных вопросов является поиск новых средств физического развития дошкольников.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.
Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для дошкольных образовательных организаций - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в основных образовательных программах дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. Развитие физических качеств эта одна из важных сторон физического развития дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них такие физические качества, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью или способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Для развития быстроты дошкольников целесообразно использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.
Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. Среди физических качеств особое место занимает быстрота.
Однако, характеризуя состояние изученности проблемы развития быстроты применительно к старшему дошкольному возрасту, приходится констатировать, что она остается мало разработанной. Недостаточно раскрыты средства развития быстроты у детей 6-7 лет.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития быстроты детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций физических упражнений, способствующих успешному осуществлению данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности физических упражнений как средства развития быстроты детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений.
Объект исследования: процесс развития быстроты детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений будет возможно, если:
- определены группы физических упражнений, способствующих развитию быстроты детей;
- организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая развитию быстроты детей;
- физические упражнения, способствующих развитию быстроты детей, из каждой группы включены в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений.
2. Выявить уровень развития быстроты детей 6-7 лет.
3. Определить содержание работы по развитию быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений.
4. Выявить динамику уровня развития быстроты детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические исследования о развитии двигательных действий детей дошкольного возраста (З.И. Кузнецова);
- теоретические исследования о двигательном развитии детей старшего дошкольного возраста (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина);
- теоретические положения о развитии у детей старшего дошкольного возраста физических качеств (В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева);
- теоретические исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников (Е.Я. Бондаревская, Г.П. Лескова, Н.А. Ноткина).
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 48» города Ярославль. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что определены группы физических упражнений, способствующих развитию быстроты детей 6-7 лет в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по развитию быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе группы физических упражнений могут использовать в своей работе по развитию быстроты детей 6-7 лет педагоги дошкольных образовательных организаций при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 рисунков и 1 таблица. Основной текст работы изложен на 65 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать нам следующие выводы.
В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств. На современном этапе обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания одним из актуальных вопросов является поиск новых средств физического развития дошкольников.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.
Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для дошкольных образовательных организаций - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в основных образовательных программах дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова быстрота, как двигательное качество, характеризуется способностью человека осуществлять движение с определенной скоростью, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Для развития быстроты дошкольников целесообразно использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 48» города Ярославль. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня развития быстроты детей 6-7 лет.
Первым направлением работы на этапе констатирующего эксперимента была диагностика детей 6-7 лет.
Опираясь на исследования развития быстроты детей 6-7 лет, выполненные Э.И. Адашкявичене, Е.Н. Вавиловой Л.В. Кармановой, Д.В. Хухлаевой, были выделены показатели уровня развития быстроты детей 6-7 лет. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические задания.
Выявление уровня развития быстроты детей 6-7 лет на констатирующем этапе экспериментальной работы показало, что низкий уровень развития быстроты был выявлен у 5 детей, что составило 25%, средний уровень развития быстроты был выявлен у 12 детей, что составило 60% и высокий уровень развития быстроты был выявлен у 3 детей, что составило 15%.
Вторым направлением работы на этапе констатирующего эксперимента была диагностика развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию быстроты детей 6-7 лет.
Целью было: определить уровень развивающей предметно- пространственной среды группы, способствующей развитию физических качеств детей 6-7 лет.
Обратимся к результатам проведенного констатирующего эксперимента:
- развивающая предметно-пространственная среда экспериментальной группы была оценена в 5 баллов;
- у большинства детей 6-7 лет был продиагностирован низкий и средний уровень развития быстроты.
Полученные результаты позволяют утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития быстроты детей 6-7 лет.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по развитию быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений.
Мы предположили, что развитие быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений будет возможно, если:
- определены группы физических упражнений, способствующих развитию быстроты детей;
- организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая развитию быстроты детей;
- физические упражнения, способствующих развитию быстроты детей, из каждой группы включены в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
Мы осуществляли данную работу в процессе реализации трёх этапов:
- этап работы по определению группы физических упражнений, способствующих развитию быстроты детей 6-7 лет;
- этап организации развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию быстроты детей 6-7 лет;
- этап работы по развитию быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и на занятиях по физической культуре.
По окончанию формирующей работы мы провели контрольный этап, чтобы выявить динамику уровня развития быстроты детей 6-7 лет.
В результате проведения контрольного этапа по выявлению уровня развития быстроты детей 6-7 лет была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 15%,
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 10%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально организованная поэтапная работа по развитию быстроты детей 6-7 лет посредством физических упражнений оказалась действенной:
- дети научились технически правильно согласовывать в беге движение рук, ног;
- дети научились технически правильно бегать;
- у детей появились навыки технического отталкивания при старте.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Адашкявичене Э. И., Карманова Л. В., Коровина Л.М. [и др.]. Физическая подготовка детей 6-7 лет к занятиям в школе : из опыта работы Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной. М. : Просвещение, 1980. 142 с.
2. Антонов А. А. Личностные аспекты развития быстроты у
дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnye-aspekty-razvitiya-bystroty- udoshkolnikov/viewer(дата обращения: 01.07.2021).
3. Ахмерова Л. С., Низамова Д. Г. Актуальность построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО // Ямальский вестник. 2021. № 1 (23). С. 14-23.
4. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. [и др.]. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
5. Бабенкова Е. А. Подвижные игры на прогулке. М. : Сфера. 2016. 96 с.
6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1981. 96 с.
7. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1983. 144 с.
8. Гамова С. Н., Герасимова Е. Н., Деркунская В. А. [и др.]. Успех : Примерная основная образовательная программа дошкольного образования : проект. Науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина. М. : Просвещение, 2015. 235 с.
9. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет [Электронный ресурс]. URL: https://educ.wikireading.ru/2183(дата обращения: 11.09.2021).
10. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Просвещение, 1978. 272 с.
11. Научное наследие академика Л. А. Орбели. Структурные и функциональные основы эволюции функций, физиология экстремальных состояний // Сборник материалов Всероссийской конференции, посвященной 125-летию со дня рождения академика Л. А. Орбели. Санкт-Петербург. 19-20 ноября 2008. СПб. : ВВМ, 2008. 202 с.
12. Новиков А. Д. Средства и методы физического воспитания: к вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005245984(дата обращения: 27.08.2021).
13. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
14. Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2008. 164 с.
15. Озерецкий Н. О. Методика оценки психомоторного развития дошкольников. СПб., 2001. С. 54.
16. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М. : Просвещение, 2007. 304 с.
17. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
18. Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова,
А. Ф. Говорковой. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР. М. : Педагогика, 1985. 200 с.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru(дата обращения: 20.07.2021).
20. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2019. 256 с.
21. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., исправленное. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
22. Филлипова С. О., Каминский О. А., Лукина Г. Г. [и др.]. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.
23. Фомина А. И. Физическая культура в подготовительной группе детского сада. М. : Просвещение, 2003. 113 с.
24. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников. М. : Aкадемия, 2015. 176 с.
25. Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н. [и др.]. Радуга : Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.. 2-е изд., переработанное. М. : Просвещение, 2016. 232 с.