Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных навыков младших школьников в коллективной творческой деятельности

Работа №105305

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков в
младшем школьном возрасте 8
1.1 Специфика формирования коммуникативных навыков младших
школьников 8
1.2 Коллективная творческая деятельность как условие формирования
коммуникативных навыков младших школьников 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников 25
2.1 Диагностика актуального уровня сформированности коммуникативных
навыков младших школьников 25
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных навыков младших школьников в коллективной творческой деятельности 34
2.3 Анализ результатов исследования 42
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список используемой литературы 52

Одной из основных задач образовательного процесса в начальной школе, указанной во ФГОС, является научить детей контактировать друг с другом. Коллективная деятельность является приоритетным направлением в данное время. Законодательством в сфере образования предусматривается, что выпускник начальной школы должен обладать такими качествами как: любознательность, активность, доброжелательность, самостоятельность и др., так же ребенок должен любить свою родину и свой народ, уважать семью и ценности, уметь самостоятельно отвечать за свои поступки. Все эти качества успешно способствуют формированию коммуникативных навыков [38].
Проблема формирования коммуникативных навыков очень актуальна в наше время, так как большую часть свободного времени дети проводят за гаджетами, соответственно общение в коллективе сводится к минимуму, для многих детей становится проблемой контактировать со сверстниками. Общаясь, ребёнок учится высказывать и отстаивать своё мнение. А также важно научить его уметь слушать и слышать других, уважать чужое мнение.
Практика показывает, что у большинства учащихся начальной школы недостаточно сформированы коммуникативные навыки. Так, например, в работе Танкиной К.В. сообщается, что как правило всего у 30% класса сформированность коммуникативных навыков находится на должном уровне.
Основными методами сплочения детского коллектива и, следовательно, формирования коммуникативных навыков, являются общие увлечения. Работая в группах, дети стремятся к новым впечатлениям, получают огромный заряд положительных эмоций, которые благоприятно влияют на взаимоотношения между ребятами. Коллективная творческая деятельность всегда очень привлекает учащихся начальной школы, поднимает настроение, прибавляет силы, сплочает [3, с. 23].
Коллективные творческие дела для учеников являются одной из первых возможностей наладить отношения со сверстниками.
Значимую роль в развитии взаимоотношений между детьми играет коллективная работа, сплочающая участников данного коллективного дела [1, с. 52]. Общая цель объединяет группу, а реализация поставленных задач ещё больше делает участников дружными.
Из этого следует, что организация коллективных творческих дел — одно из важнейших условий для формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Также в младшем школьном возрасте происходит такой немаловажный процесс, как становление личности, в это время нужно помочь ребенку, но не навязывая своего мнения, а попытаться развить в нём его положительные качества. Нужно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален. Учитель начальных классов как никто другой должен знать об этом и стараться найти свой подход к каждому ученику и развивать их личность, ни в коем случае не навредить, ведь то, что учитель закладывает в начальной школе становится фундаментом для получения дальнейших знаний. Важно научить ребёнка быть ответственным за свои поступки и решения [6, с. 84].
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности изучались в трудах Л. С. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, а также зарубежных ученых Т. Парсон, К. Черри). Также В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская).
Проблема исследования: каковы возможности коллективной творческой деятельности при формировании коммуникативных навыков младших школьников?
Цель исследования: разработать и проверить опытно - экспериментальным путём эффективность содержания коллективной творческой деятельности для формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативных навыков младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности во внеурочное время.
Гипотеза: формирование коммуникативных навыков младших школьников в коллективной творческой деятельности будет проходить более успешно, если в содержание коллективных творческих дел включить разнообразные педагогические методы: игровые, практико-ориентированные, развивающие, личностно-ориентированные;
Задачи:
-изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
-выявить особенности развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы в процессе коллективно творческой деятельности;
-изучить эффективность коллективного творческого дела в формировании коммуникативных навыков младшего школьника;
-разработать содержание КТД и проверить эффективность его эффективность опытно-экспериментальным путём;
-оценить эффективность проделанной работы и сделать выводы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого - педагогической литературы, анализ и обобщение экспериментальных данных, написание выводов;
-эмпирические: эксперимент и наблюдение.
Новизна исследования: разработано содержание коллективных творческих дел, включающие в себя различные игры, упражнения и задания, нацеленные на формирование коммуникативных навыков младших школьников во внеурочное время.
Практическая значимость: разработанное содержание коллективных творческих дел может быть использовано педагогами начальной школы во внеурочное время для формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения из списка литературы.
База данных: МБУ школа № 47. В исследовании принимали участие 42 ученика 4 классов данного образовательного учреждения. Возраст испытуемых составил 10-11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было проведено исследование, посвященное проблеме формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе теоретического изучения данного вопроса было определено следующее. Коллективно творческое дело является одним из наиболее эффективных и представляющих большие возможности для формирования коммуникативных навыков младших школьников. В качестве психолого-педагогических условий эффективности организации внеурочной деятельности по формированию коммуникативных навыков младших школьников выступают следующие условия: использование наглядных средств, выполнение детьми коллективных творческих заданий и создание условий для мотивации школьников к общению.
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников младших школьников во внеурочной деятельности показала следующее. Многие младшие школьники характеризуются низким уровнем интереса к сотрудничеству, в наше время дети больше отдают предпочтения электронным носителям, из-за этого, к сожалению, у учащихся возникают проблемы во время контакта друг с другом; многие учащиеся не хотят и не могут отстаивать свою точку зрения в коллективных делах, чаще всего такие дети встают на сторону какого-либо другого человека; некоторые дети не стремятся заводить новые знакомства, всё чаще проводят время в одиночестве. Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
В соответствии с этим, при разработке коллективного творческого дела были реализованы следующие условия: выполнение детьми творческих заданий; создание условий для мотивации школьников к сотрудничеству и работе в группах. Коллективные творческие дела включали в себя различные игры, упражнения и задания.
Эффективность технологии КТД была подтверждена в ходе проведения повторной апробации детей, принимавших участие в программе и не принимавших. Результаты показали, что у детей, принимавших участие в программе, выросли показатели сформированности коммуникативных навыков, в сравнении с тем, что дети, не принимавшие участие в программе лишь частично изменили свои результаты как лучшую, так и в худшую стороны. Данные результаты позволили подтвердить гипотезу работы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза работы подтверждена.



1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/О.М. Арефьева// Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. 89 с.
2. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. 2017. 186 с.
3. Агафонова И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» / И. Н. Агафонова. СПб. 2003. 124 с.
4. Бажукова Н.Н. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся. Учебное пособие к спецкурсу./Н.Н.Бажукова Перм.гос.пед.ин-т. Пермь: 1991 84 с.
5. Батуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников /Г.М. Батуева Калининград, 2003. 206с.
6. Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы / В. Н. Белкина // Начальная школа. 2003. №7. 15 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс. М.: «Прогресс», 1986. 67 с.
8. Багдасарова С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. 315 с.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с. 169
10. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 250 с.
11. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. 144 c.
12. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2013. 624 с.
13. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. 724 с.
14. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. Москва : Смысл; Per Se, 2000. 685 с.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер. М. : Наука, 1988. 340 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
17. Выготский Л.С. Психология ./Л.С. Выготский, М.:Юнити-Дана, 2008. 400 с.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский, М.: Просвещение, 1991. 93 с.
19. Выготский Л. С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. 402 с.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский М.: Высшая школа, 2009. 352 с.
21. Иванов, И. П Методика коммунарского воспитания / Иванов, И. П Москва: Педагогика, 1990. 208 с. 74
22. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших
школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 4. 90 с.
23. Киселева Ю.А. Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника / Ю.А. Киселева, Г.Ю. Колычева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 204 с.
24. Кылосова Н.А. Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. 254 с.
25. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество 6-е издание, стереотипное. Учебник для студ. высш. учеб. Заведений/ Мухина, B.C. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006 608 с.
26. Мохова И.Н. Профессиональные проблемы педагогов
общеобразовательных организаций в работе с одаренными младшими школьниками/И.Н. Мохова, Е.А. Цилина, Т.А. Захарова//Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С. 160¬
161.
27. Никифорова А.А. Развитие творческих способностей учащихся младших классов через занятия драмкружка // Школа XXI века: тенденции и перспективы : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек.
2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 125-128. 75
28. Налегако Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (10). С. 61-64.
29. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Издатель Оникс 21 век, 2011. 184 с.
30. Перепросова В.К. Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС / В.К. Перепросова, Н.А. Романова // Интерактивная наука № 4. С. 48-51.
31. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2012. 496 с.
32. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 160 с.
33. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника коммуникативное универсальное учебное действие / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22-24.
34. Сноу В.В., Полякова Л.В. Формирование креативности у младших школьников по внеурочной деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.практ. конф. № 2(62). URL:https://sibac.info/archive/guman/2(62).pdf (дата обращения: 14.04.2018)
35. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. М.: КноРус, 2012. 480 c.
36. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений./А.И. Савенков М.: Издательский центр «Академия», 2006. 268 с.
37. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 543 c.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015.
39. Харатян М. Г. Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала как условие развития их творческих способностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. 2752 с.
40. Шевчук И.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 354 с.
41. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М., 1969. 166 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ