Логико-матиметическое развитие детей 7-го года жизни посредством флеш-игр
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логико-математического развития у детей 7-го года жизни 10
1.1. Изучение логико-математического развития детей 7-го года жизни в области педагогики и психологии 10
1.2. Флеш-игры как средство логико-математического развития у детей 7-го года жизни 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по логико-математическому развитию у детей 7-го года жизни посредством флеш- игр 29
2.1. Изучение уровня логико-математического развития у детей 7-го года жизни 29
2.2. Разработка и апробация флеш-игр направленных на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни 55
2.3. Контрольный срез 72
Выводы по второй главе 80
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложение 98
Глава 1. Теоретические основы проблемы логико-математического развития у детей 7-го года жизни 10
1.1. Изучение логико-математического развития детей 7-го года жизни в области педагогики и психологии 10
1.2. Флеш-игры как средство логико-математического развития у детей 7-го года жизни 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по логико-математическому развитию у детей 7-го года жизни посредством флеш- игр 29
2.1. Изучение уровня логико-математического развития у детей 7-го года жизни 29
2.2. Разработка и апробация флеш-игр направленных на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни 55
2.3. Контрольный срез 72
Выводы по второй главе 80
Заключение 90
Список используемой литературы 92
Приложение 98
Трудности, возникающие в ходе логико-математического развития старших дошкольников изучены в иследованиях А.З. Зака, З.А. Михайловой, А.А. Столяром и др. На сегодняшний день данная тема остается актуальной, так как основные логико-математические структуры и операции развиваются приблизительно в возрасте от 5 до 11 лет, запоздалое развитие структур происходит с затруднениями и часто остается незавершённым. Актуальность темы логико-математического развития детей 7-го года жизни рассматривается на трех уровнях:
на социально-педагогическом уровне тема представляется тем, что математическое образование у дошкольников способствует повышению уровня сформированности критического мышления, способности к логическим операциям, умению использовать в своей деятельности алгоритмические конструкции и как следствие повышается эффективность деятельности дошкольника в освоении окружающего мира, самого себя и своих возможностей. Ключевой и основной целью современной системы образования принято считать поддержку и раскрытие возможностей детей, формирование личности, способной подстраиваться под изменяющийся мир и адаптироваться под компьютеризированный социум. Математическое образование у детей дошкольного возраста осуществляет логико-математическое развитие. В настоящее время понятие «математическое развитие» и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова) равнозначны.
Логико-математическое развитие в познавательной сфере личности дошкольников подразумевает положительные изменения, которые происходят в результате освоения математических представлений и логических операций. Следует сделать вывод о том, что процесс логико-математического развития старшего дошкольника на современном этапе математического образования декларирует: о повышение уровня математических, логических способностей детей дошкольного возраста.
Данное исследование рассмотрим на примере трех уровней:
- научно-теоретический уровень предусматривает интеграцию IT- технологий в дошкольное образование, что позволяет применять компьютерные игры в процессе логико-математического развития, тем самым способствуя более успешному развитию. Игровой метод с применением компьютера эффективен, объясняется это тем, что игра способствует неожиданному проявлению задатков, способностей, умения каждого человека, и в особенности ребенка. Следует отметить, что использование компьютерной флеш-игры, в логико-математическом развитии детей 7-го года жизни специально не исследовано. Этим обуславливается актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
- на научно-методическом уровне следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) декларирует реализацию в рамках области познавательного развития дошкольников, следующие умения: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, обобщения. На современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;
В результате чего нами установлено противоречие между потребностью современного общества в раскрытии способностей каждого ребёнка, критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций, следовательно, они определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в высоко технологичном информационном обществе и внедрением в повседневную практику методических разработок, технологий применений флеш-игр.
Основываясь на выявленном противоречии, сформулирована проблема исследования: каково влияние флеш-игр на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни.
Следовательно, существующее противоречие и выявленная проблема, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы: «Логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние флеш-игр на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни.
Объект исследования - процесс логико-математического развития детей 7-го года жизни.
Предмет исследования - флеш-игра как средство логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс логико-математического развития детей 7-го года жизни будет возможен, если:
• логико-математическое развитие дошкольников понимается нами как специально организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, которые происходят в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций;
• реализована специально разработанная методика логико-математического развития детей посредством флеш-игр, включающая использование соответствующего педагогического инструментария;
• организовано взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обосновать влияния флеш-игр на логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни;
2. Разработать и апробировать флеш-игры, направленные на логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни;
3. Определить показатели и уровни сформированности логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц).
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретическую основу исследования составляют:
• философские, психологические и педагогические исследования по изучению проблемы логико-математического развития у детей 7-го года жизни (А.И. Маркушевич, Ж. Папи, З.А. Михайловой, П.Я. Гальперин, Р.Л. Березина, Н.Г. Белоус, 3.Е. Лебедева, Р.Л. Непомнящая, Е.В. Проскура, Л.А. Левинова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова);
• психологические и педагогические исследования влияния флеш-игр на детей дошкольного возраста (Feliks Gorski, Adelheid Reinhardt, Gabriella Domeny, Peer Dorow, Clemens Kolb, Benjamin Cooper, Luc NorbertGPaeleman, Alex Soares, Elin Holmgren, David Nascimento, Zsuzsanna Csarnai Straub).
Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трёх этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2015г.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней сформированности логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Второй этап - экспериментальный (2015-2016 гг.). Разработка и апробация методики формирования логико-математического развития у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2017- г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определены и описаны показатели, уровни логико-математического развития у детей 7-го года жизни;
• установлено и охарактеризовано влияние флеш-игр на процесс становления логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
• уточнены и конкретизированы представления об особенностях логико-математического развития у детей 7-го года жизни;
• дано теоретическое обоснование методике логико-математического развития у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных экспериментально обоснованных методов и приёмов поэтапного формирования логико-математического развития в процессе работы с флеш-играми в практике дошкольных учреждений; разработке диагностического инструментария по оценке логико-математического развития, включающего в себя критерии, показатели, уровни и диагностические задания. Материалы исследования могут быть широко использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, а также в практике дошкольных образовательных учреждений.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 204 «Колокольчик» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей. В эксперименте приняли участие 40 детей 6-7 лет, которые для эксперимента были поделены на две группы - экспериментальную (20 человек) и контрольную (20 человек). В исследовании приняли участие 20 родителей воспитанников детского сада, педагогический состав образовательного учреждения в количестве 20 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня, на педагогических советах ДС №204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства «Лада», заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Логико-математическое развитие дошкольников это - специально организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, которые происходят в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций.
2. Показатели и уровни сформированности у детей 7-го лет логико-математического развития характеризуются базовыми логическими структурами логико-математического развития (абстрагирование, анализ, синтез, классификация, сериация).
3. Логико-математическое развитие дошкольников рассматривается как организованная совместная деятельность взрослого и ребёнка осуществляемая посредством флеш-игр.
4. Логико-математическое развитие дошкольников происходит, поэтапно формируя не только элементарные математические представление, но и определенные заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для дальнейшего математического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст проиллюстрирован таблицами и рисунками.
на социально-педагогическом уровне тема представляется тем, что математическое образование у дошкольников способствует повышению уровня сформированности критического мышления, способности к логическим операциям, умению использовать в своей деятельности алгоритмические конструкции и как следствие повышается эффективность деятельности дошкольника в освоении окружающего мира, самого себя и своих возможностей. Ключевой и основной целью современной системы образования принято считать поддержку и раскрытие возможностей детей, формирование личности, способной подстраиваться под изменяющийся мир и адаптироваться под компьютеризированный социум. Математическое образование у детей дошкольного возраста осуществляет логико-математическое развитие. В настоящее время понятие «математическое развитие» и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова) равнозначны.
Логико-математическое развитие в познавательной сфере личности дошкольников подразумевает положительные изменения, которые происходят в результате освоения математических представлений и логических операций. Следует сделать вывод о том, что процесс логико-математического развития старшего дошкольника на современном этапе математического образования декларирует: о повышение уровня математических, логических способностей детей дошкольного возраста.
Данное исследование рассмотрим на примере трех уровней:
- научно-теоретический уровень предусматривает интеграцию IT- технологий в дошкольное образование, что позволяет применять компьютерные игры в процессе логико-математического развития, тем самым способствуя более успешному развитию. Игровой метод с применением компьютера эффективен, объясняется это тем, что игра способствует неожиданному проявлению задатков, способностей, умения каждого человека, и в особенности ребенка. Следует отметить, что использование компьютерной флеш-игры, в логико-математическом развитии детей 7-го года жизни специально не исследовано. Этим обуславливается актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
- на научно-методическом уровне следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) декларирует реализацию в рамках области познавательного развития дошкольников, следующие умения: наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков предметов и явлений, классификация, обобщения. На современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;
В результате чего нами установлено противоречие между потребностью современного общества в раскрытии способностей каждого ребёнка, критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций, следовательно, они определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в высоко технологичном информационном обществе и внедрением в повседневную практику методических разработок, технологий применений флеш-игр.
Основываясь на выявленном противоречии, сформулирована проблема исследования: каково влияние флеш-игр на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни.
Следовательно, существующее противоречие и выявленная проблема, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы: «Логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние флеш-игр на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни.
Объект исследования - процесс логико-математического развития детей 7-го года жизни.
Предмет исследования - флеш-игра как средство логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс логико-математического развития детей 7-го года жизни будет возможен, если:
• логико-математическое развитие дошкольников понимается нами как специально организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, которые происходят в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций;
• реализована специально разработанная методика логико-математического развития детей посредством флеш-игр, включающая использование соответствующего педагогического инструментария;
• организовано взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обосновать влияния флеш-игр на логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни;
2. Разработать и апробировать флеш-игры, направленные на логико-математическое развитие у детей 7-го года жизни;
3. Определить показатели и уровни сформированности логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц).
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретическую основу исследования составляют:
• философские, психологические и педагогические исследования по изучению проблемы логико-математического развития у детей 7-го года жизни (А.И. Маркушевич, Ж. Папи, З.А. Михайловой, П.Я. Гальперин, Р.Л. Березина, Н.Г. Белоус, 3.Е. Лебедева, Р.Л. Непомнящая, Е.В. Проскура, Л.А. Левинова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова);
• психологические и педагогические исследования влияния флеш-игр на детей дошкольного возраста (Feliks Gorski, Adelheid Reinhardt, Gabriella Domeny, Peer Dorow, Clemens Kolb, Benjamin Cooper, Luc NorbertGPaeleman, Alex Soares, Elin Holmgren, David Nascimento, Zsuzsanna Csarnai Straub).
Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трёх этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2015г.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней сформированности логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Второй этап - экспериментальный (2015-2016 гг.). Разработка и апробация методики формирования логико-математического развития у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2017- г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определены и описаны показатели, уровни логико-математического развития у детей 7-го года жизни;
• установлено и охарактеризовано влияние флеш-игр на процесс становления логико-математического развития у детей 7-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
• уточнены и конкретизированы представления об особенностях логико-математического развития у детей 7-го года жизни;
• дано теоретическое обоснование методике логико-математического развития у детей 7-го года жизни посредством флеш-игр.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных экспериментально обоснованных методов и приёмов поэтапного формирования логико-математического развития в процессе работы с флеш-играми в практике дошкольных учреждений; разработке диагностического инструментария по оценке логико-математического развития, включающего в себя критерии, показатели, уровни и диагностические задания. Материалы исследования могут быть широко использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, а также в практике дошкольных образовательных учреждений.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 204 «Колокольчик» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей. В эксперименте приняли участие 40 детей 6-7 лет, которые для эксперимента были поделены на две группы - экспериментальную (20 человек) и контрольную (20 человек). В исследовании приняли участие 20 родителей воспитанников детского сада, педагогический состав образовательного учреждения в количестве 20 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня, на педагогических советах ДС №204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства «Лада», заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Логико-математическое развитие дошкольников это - специально организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, которые происходят в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций.
2. Показатели и уровни сформированности у детей 7-го лет логико-математического развития характеризуются базовыми логическими структурами логико-математического развития (абстрагирование, анализ, синтез, классификация, сериация).
3. Логико-математическое развитие дошкольников рассматривается как организованная совместная деятельность взрослого и ребёнка осуществляемая посредством флеш-игр.
4. Логико-математическое развитие дошкольников происходит, поэтапно формируя не только элементарные математические представление, но и определенные заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для дальнейшего математического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст проиллюстрирован таблицами и рисунками.
Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста является приоритетной задачей современного дошкольного образования. Данная математическая способность рассматривается в федеральных государственных образовательных стандартах.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной деятельности нашло свое подтверждение в выдвинутой первоначально гипотезе, что позволило прийти к следующим заключениям:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема логико-математического развития детей 7-го года жизни является актуальной в психолого-педагогической литературе и практике дошкольных образовательных организаций и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Был адаптирован и экспериментально проверен пакет флеш-игр, направленных на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни, и представлена характеристика уровней по каждому показателю.
3. В работе были определены и апробированы флеш-игры, направленные на логико-математическое развитие детей, а также разработан электронный ресурс для всех участников образовательного процесса, а именно:
• повышено понимание математического образования в ДУ;
• разработан пакет флеш-игр, направленных на базовые компоненты логико-математического развития;
• организовано взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Индивидуально-дифференцированный подход организовывался с дошкольниками, которые на этапе констатирующего эксперимента продемонстрировали низкий уровень базовых показателей логико - математического развития.
Так же на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по консультированию родителей и педагогов, с целью организации оптимальной модели по повышению уровня сформированности базовых показателей логико-математического развития у детей седьмого года жизни.
Результатом стало значительное повышение уровня развития базовых показателей логико-математического развития у детей седьмого года жизни на этапе контрольного эксперимента.
4. Сравнив результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп было отмечено значительное повышение уровня развития базовых показателей логико-математического развития у детей. Дети продемонстрировали на высоком уровне умения выделять ключевые характеристики объекта, самостоятельно определять взаимосвязь предмета и объектов, четко видеть их изменение во времени.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных направлений изучения проблемы логико-математического развития детей 7-го года жизни ввиду ее актуальности и многоплановости.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной деятельности нашло свое подтверждение в выдвинутой первоначально гипотезе, что позволило прийти к следующим заключениям:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема логико-математического развития детей 7-го года жизни является актуальной в психолого-педагогической литературе и практике дошкольных образовательных организаций и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Был адаптирован и экспериментально проверен пакет флеш-игр, направленных на логико-математическое развитие детей 7-го года жизни, и представлена характеристика уровней по каждому показателю.
3. В работе были определены и апробированы флеш-игры, направленные на логико-математическое развитие детей, а также разработан электронный ресурс для всех участников образовательного процесса, а именно:
• повышено понимание математического образования в ДУ;
• разработан пакет флеш-игр, направленных на базовые компоненты логико-математического развития;
• организовано взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.
Индивидуально-дифференцированный подход организовывался с дошкольниками, которые на этапе констатирующего эксперимента продемонстрировали низкий уровень базовых показателей логико - математического развития.
Так же на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по консультированию родителей и педагогов, с целью организации оптимальной модели по повышению уровня сформированности базовых показателей логико-математического развития у детей седьмого года жизни.
Результатом стало значительное повышение уровня развития базовых показателей логико-математического развития у детей седьмого года жизни на этапе контрольного эксперимента.
4. Сравнив результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп было отмечено значительное повышение уровня развития базовых показателей логико-математического развития у детей. Дети продемонстрировали на высоком уровне умения выделять ключевые характеристики объекта, самостоятельно определять взаимосвязь предмета и объектов, четко видеть их изменение во времени.
Данное исследование не исчерпывает всех возможных направлений изучения проблемы логико-математического развития детей 7-го года жизни ввиду ее актуальности и многоплановости.





