Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реципрокность экологических ценностей молодежи в сфере потребления: социокультурные аспекты

Работа №105269

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы147
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы анализа экологических ценностей 12
1.1 Методологические аспекты анализа экологической культуры 12
1.2 Концепции молодежного потребления 21
Глава 2 Опыт эмпирического изучения влияния экологической культуры на потребление молодежи 27
2.1 Отношение молодежи к экологическим ценностям в потреблении 27
2.2 Оценка влияния экологической культуры на молодежное потребление с
использованием метода Стефенсона 43
2.3 Экологические ценности в рекламных кампаниях молодежных брендов и торговых сетей: результаты контент-анализа (с применением технологии
визуального транскрипта) 57
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 80
Приложение А Программа социологического исследования 89
Приложение Б Инструментарий анкетирования 102
Приложение В Таблицы распределений 110
Приложение Г Инфографика 123
Приложение Д Инструментарий метода Стефенсона 127
Приложение Е Таблицы распределений метода Стефенсона 132
Приложение Ж Программа контент-анализа 138
Приложение И Таблицы данных по результатам контент-анализа 14

Актуальность темы исследования. В современном обществе наиболее обсуждаемыми темами являются темы экологии и экологических ценностей. Активному обсуждению этих тем поспособствовал начавшийся во второй половине XX столетия глобальный экологический кризис. Он затронул интересы разных социальных слоев общества. В этот период произошла переоценка ценностей в сторону улучшения экологической ситуации в мире. Перед обществом на первый план вышли проблемы экологии и рационального природопользования, охраны окружающей среды и исчезающих видов животных. Именно кризис и всемирное обсуждение проблем экологии поспособствовали активному развитию новых экологических концепций, теорий и практик. Это смогло повлиять на то, что экологические проблемы стали активно обсуждаться в мировых сообществах.
В настоящее время все активнее разрабатываются разные концепции и теории в сфере экологии. Развиваются производства по переработке вторичного сырья, пункты приема пластика и других видов отходов. Наблюдается положительная тенденция принятия ответственности предприятий, фирм и отдельных индивидов в сфере экологического законодательства. В данный период времени можно говорить о становлении экологической культуры и экологического сознания индивидов. Под экологической культурой понимается система знаний и умений, ценностных ориентаций человека в области окружающей среды. Одним из условий ее формирования является непрерывное образование в области экологического знания. Стоит отметить, что формирование экологической культуры выступает как фактор гармонизации и оптимизации отношений между обществом и природой.
В XX веке активно начинается развитие массового производства, повлекшее за собой усугубление экологической ситуации в мире. Ежедневное производство десятков миллионов товаров приводит к загрязнению окружающей среды и растрате природных ресурсов. В ряде случаев, товар даже не находит своего покупателя и многие из этих товаров не подлежат переработке. В современном мире наблюдается феномен перепотребления. Под этим термином подразумевается потребление, которое превышает стандартные потребности индивида. Можно сказать, что перепотребление обесценивает потребляемый товар: продукты покупаются в избытке и не успевают использоваться, товары используются частично и в итоге отправляются на свалку. Потребитель зачастую ориентируется на стоимость товара, не обращая внимания на его экологические характеристики, ввиду ограниченности денежных средств.
Как правило, далеко не каждый товар утилизируется правильно. Так как многие люди не знают, как правильно утилизировать тот или иной продукт. В этом кроется проблема непросвещенности в сфере экологического знания несмотря на то, что в современном мире идет активная разработка и внедрение экологических инноваций в повседневную жизнь. Эта двойственная ситуация порождает противоречия. С одной стороны, некоторая часть людей придерживается экологических ценностей и норм в повседневной жизни, а другая часть людей даже об этом не задумывается. Но все-таки, стоит заметить, что в последние годы многие индивиды, в частности молодежь, стали осознаннее подходить к выбору и покупке товаров. Ведь с каждым годом активнее ведется экологическое просвещение населения. Поэтому исследование того, как экологическая культура влияет на поведение молодежи, является довольно актуальным. Ведь молодежь - активный агент потребления на современном рынке товаров и услуг. Формирование экологической культуры с учетом экологических ценностей является важной и сложной проблемой. Поэтому ее необходимо изучать и исследовать с помощью социологических методов и исследований.
Для актуализации выбранной тематики в условиях функционирования современного мира, стоит обратить внимание на правовое регулирование экологических отношений в Российской Федерации.
Главным источником экологического права является Конституция РФ, в которой отражены конституционные основы охраны окружающей среды. Согласно ст. 9 КРФ использование и охрана земли и других природных ресурсов есть основа жизни и деятельности проживающих на территории Российской Федерации граждан. В статье 42 КРФ закреплено положение о том, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь, граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 КРФ).
Центральным законодательным актом в системе экологического законодательства является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Данный закон решает ряд таких задач, как: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; улучшение качества окружающей среды.
В 2018 году был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию национальный проект «Экология». Национальный проект «Экология» состоит из 11 федеральных проектов:
- Ликвидация свалок;
- Утилизация и переработка мусора;
- Обезвреживание опасных отходов;
- Чистый воздух;
- Оздоровление Волги;
- Сохранение озера Байкал;
- Сохранение рек и озер;
- Национальные парки и заповедники;
- Сохранение лесов;
- Мониторинг окружающей среды;
- Экопросвещение.
Федеральный проект «Экопросвещение» включает в себя создание образовательных программ, направленных на формирование бережного отношения к окружающей среде, снижение отходов и обеспечение рационального водопользования. Образовательные программы будут посвящены распространению соответствующих эффективных практик, осуществлению научных исследований и разработок по проблемам экологии, обеспечению устойчивого развития экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов, изучению природной среды Арктики и Антарктики.
Степень разработанности научной темы. Активное изучение экологической культуры в сфере потребления развивается последние десятилетия. Разработкой теорий занимаются ученые в различных областях науки: экология, экономика, социальная и экономическая география,
социология, социальное прогнозирование. Основные характерные черты экологической культуры рассматриваются такими учеными, как: Б. Риордан, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Л. Н. Коган, С. С. Кашлев, А. Нейкс, У. Фокс, Л. П. Симонова, М. В. Машарина, В. Н. Осокина, Р. В. Опарин, М. А. Андросов; Е. И. Артомонова, С. А. Бортникова, В. Н. Зуев, А. Гелен, К. Штэгбауэр, М. С. Каган, Ф. Г. Гиддингс, П. Штомпка, Т. Парсонс, М. А. Розов, В. С. Степин.
Следует отметить, что тема экологической культуры в потреблении молодежи является мало изученной. Существует много противоречивых и дискуссионных проблем в данной теме. Важным и актуальным является усиление исследований в этой области.
Социологический анализ сферы потребления, потребительского поведения разных групп, в частности молодежи, был сформирован классиками социологии. Основоположником поведенческого подхода в области экономической социологии является немецкий социолог М. Вебер. Его теория социального действия является фундаментальной базой социологического анализа экономических процессов общества. Так же можно отметить концепцию «Общества потребления» Ж. Бодрийяра, которая рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию.
Объект бакалаврской работы - экологические ценности.
Предмет исследования - влияние экологических ценностей на потребление молодежи в контексте реципрокности.
Целью бакалаврской работы является изучение влияния экологических ценностей на потребление молодежи с точки зрения социокультурных аспектов.
Задачи работы:
- Проанализировать методологические аспекты экологической культуры;
- Выделить основные концепции молодежного потребления;
- Рассмотреть экологические ценности в молодежном потреблении;
- Изучить отношение молодежи к экологическим ценностям в потреблении;
- Раскрыть реципрокные характеристики экологических ценностей молодежи;
- Интерпретировать значение экологических практик в личном
потреблении для молодежи.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы.
Содержательный смысл и особенности экологической культуры в потреблении молодежи определяют с помощью нескольких подходов.
Первый подход биологический, природоохранный (Б. Риордан) выделяет отношение к природе; а затем, отношение к человеку. При этом подчеркивается, что люди - часть природы.
Второй подход - концепция взаимодействия природы и общества (В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев).
Третий подход связан характеристикой поведения индивида, которая определяет меру раскрытия его ценностных ориентаций, проявляющихся в деятельности (Л. Н. Коган).
Четвертый подходом является «социальная экология» (Р. Э. Парк). Биотический (экологический) порядок является ключевым фактором развития общества, необходимым условием его функционирования.
Пятый подход связан с формированием определенных личностных качеств (С. С. Кашлев). Подчеркивается, что экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемой к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам.
Шестой подход - концепция «экософии» (А. Нейс, У. Фокс). Экософия рассматривает отношение человека к природе в интимно-личностном, этическом, эстетическом, религиозном аспектах.
Седьмой подход рассматривает экологическую культуру как качество личности (Л. П. Симонова, М. В. Машарина, В. Н. Осокина). В данном подходе качествами выступают интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении и так далее.
Восьмой подход рассматривает экологические ценности и культуру с позиций нравственных начал (Р. В. Опарин и М. А. Андросов; Е. И. Артомонова, С. А. Бортникова и В. Н. Зуев). В этом подходе важным нововведением является указание на то, что экологическая культура является гарантом решения экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Также, в этом подходе с позиции морали и нравственности рассматривается явление реципрокности экологических ценностей индивидов (А. Г елен, К. Штэгбауэр).
Девятый подход - аксиологический (М. С. Каган, Ф. Г. Гиддингс, П. Штомпка, Т. Парсонс, М. А. Розов, В. С. Степин). В данном подходе ценности рассматриваются с разных социологических и философских сторон.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к экологическим ценностям в молодежном потреблении, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 204 человека. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 102 человека - женщины в возрасте от 18 до 35 лет, 102 человека - мужчины в возрасте от 18 до 35 лет.
Для определения того, как индивиды разных возрастных групп оценивают влияние экологической культуры на молодежное потребление, было проведено исследование по методу Стефенсона, в котором участвовали 20 респондентов (10 женщин в возрасте от 18 до 35 лет и 10 мужчин в возрасте от 18 до 35 лет).
Для получения социологической информации по теме исследования был проведен контент-анализ (с применением технологии визуального транскрипта) материалов рекламных кампаний молодежных брендов и торговых сетей с целью изучения экологических ценностей.
Апробация работы:
- Кузнецова Я. Е. Теория макдональдизации общества Дж. Ритцера и ее влияние на сферу потребления // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. С. 218-220.
- Кузнецова Я. Е. Экологические ценности в молодежном потреблении // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. С. 221-222.
- Кузнецова Я. Е. Отношение молодежи к экологическим ценностям в потреблении // «Молодежь. Наука. Общество.»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021 (в печати).
- Кузнецова Я. Е., Лыско А. С., Новичкова А. С. Контент-анализ в сфере образования: опыт исследования // VIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук» (Тольятти, 2022 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022 (в печати).
- Кузнецова Я. Е. Экологические практики в потребительском поведении молодежи (на примере г. Тольятти) // XLVIII Самарская областная студенческая научная конференция. Самара, 2022.
- Кузнецова Я. Е. Экологические практики молодежи в сфере потребления // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2022 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022 (в печати).
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, можно сказать, что мы проанализировали экологическую культуру с разных подходов, которые выделяют ученые. Можно сделать вывод, что процесс теоретического становления экологической культуры на данный момент не завершен. Изменяющиеся методы природопользования, возникновение новых экологических проблем - все это требует открытия новых экологических законов и теорий, которые помогут развиваться экологической культуре дальше. Ведущим компонентом в системе экологической культуры выступает личность со своими взглядами, убеждениями и поступками. Именно личность является субъектом управления процессами взаимодействия природы и общества. В этом случае необходимо формирование экологического сознания посредством развития экологической культуры в обществе.
В проведенном нами исследовании об отношении молодежи к экологическим ценностям в потреблении молодежи, больше половины респондентов 63% иногда интересуются информацией об экологических проблемах. Это говорит о том, что респондентам небезразличны проблемы в сфере экологии. Стоит заметить, что женщины 69% чаще выбирали вариант ответа «иногда интересуюсь», чем мужчины 57%. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что женщины чаще интересуются экологической информацией, чем мужчины.
В целом, респонденты довольно низко оценивают состояние экологии. В большей степени респонденты оценивали негативно состояние экологии в стране - 2,4 и мире - 2,4, чем в своем регионе - 2,7. Женщины оценивали состояние экологии в регионе/стране/мире хуже, чем мужчины.
В качестве основных причин экологических проблем, респонденты выделили: выбросы предприятий и заводов 60%, загрязнение бытовыми отходами (несанкционированные свалки) 55%, загрязнение водоемов сточными водами 48%, бесконтрольное использование природных ресурсов 37%.
Чаще всего, поиск информации об экологических проблемах осуществляется с помощью социальных сетей, блогов, форумов (Вконтакте, Twitter, Facebook и т.д.) - 63%, поисковиков (Яндекс, Google, Mail.ruи т.д.) - 58% и мессенджеров (Telegram, WhatsApp, Viber и т.д.) - 36%. Причем поиск информации об экологических проблемах с помощью мессенджеров (Telegram, WhatsApp, Viber и т.д.) более популярен среди женщин, чем мужчин. Мужчины активнее используют поисковики (Яндекс, Google, Mail.ruи т.д.) для получения информации об экологических проблемах.
С помощью блока вопросов об активности в решении экологических проблем, мы можем сделать вывод, что показатели вовлеченности в решении экологических проблем являются средними - 2,7 балла. Также отметим, что женщины - 3,0 балла положительнее оценивают уровень своей вовлеченности в решении экологических проблем, чем мужчины - 2,4 балла. Ответы на данный вопрос подтверждают гипотезу о том, что мужчины менее активно принимают участие в решении экологических проблем, чем женщины.
Чаще всего, респонденты принимают участие в таких экологических акциях, как субботники по уборке городских территорий, сбор макулатуры, посадка деревьев и озеленение, уборка загородных территорий. В целом, большая часть респондентов принимала участие в экологических акциях, а значит, они информированы об их проведении. Поэтому, наша гипотеза о том, что большая часть опрошенных респондентов плохо информирована о мероприятиях, посвященных экологической ситуации в городе, не подтвердилась.
Также, респонденты напрямую связывают состояние экологии и продолжительность жизни - 4,0 балла, состояние экологии и рождение здоровых детей - 3,9 балла, состояние экологии и хорошее здоровье - 3,6 балла. Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что большинство респондентов напрямую связывают личное благополучие с состоянием экологии.
Чаще всего респонденты придерживаются принципов экономии энергии и природных ресурсов при покупке осветительных приборов. Данный вариант ответа выбрали 54% респондентов. Стоит заметить, что большая часть респондентов все-таки не придерживается принципов экономии энергии и природных ресурсов при покупке товаров. Также, при покупке бытовой химии и продуктов питания респонденты чаще всего руководствуются принципами снижения негативного влияния окружающей среды. Результаты по полу оказались практически одинаковыми.
Стоит отметить, что большая часть респондентов 72% не берет бесплатную продукцию: рекламные буклеты и флаеры, ручки и т.д. Также почти половина респондентов не берут пластиковые пакеты на кассе, экономно расходуют воду и электричество. Менее популярными практиками осознанного потребления среди респондентов оказались: сдача в пункты приема или продажа ненужной одежды, сдача в пункты приема или продажа использованной техники. Мужчины 78% чаще, чем женщины 65% отказываются от бесплатной продукции. Стоит отметить, что женщины 24% на 10% чаще, чем мужчины 14% сдают ненужную одежду в пункты приема. Можно отметить, что и мужчины, и женщины активно применяют практики осознанного потребления. Поэтому наша гипотеза о том, что женщины активнее применяют практики осознанного потребления, чем мужчины, не подтвердилась.
В ходе исследования мы выяснили, что больше трети респондентов 46% иногда приходилось пользоваться товарами, бывшими в употреблении, размещенными на таких сайтах как Авито, Юла и т.п. Треть респондентов 31% негативно относится к товарам, бывшим в употреблении, размещенным на сайтах Авито, Юла и т.д. Причем результаты по полу оказались равными, то есть и женщины, и мужчины в равной степени негативно относятся к товарам, бывшим в употреблении. Наша гипотеза о том, что мужчины негативнее относятся к товарам, бывшим в употреблении, чем женщины, не подтвердилась. Самыми предпочтительными категориями товаров, которые приобрели бы респонденты на таких сайтах, как Авито, Юла и т.п., оказались: бытовая техника и электроника, транспорт, мебель и вещи интерьера, одежда и аксессуары. Мужчины активнее выбирали такие варианты ответов, как бытовая техника и электроника, товары для хобби. Женщины активнее выбирали такие варианты ответов, как одежда и аксессуары, книги и журналы.
Мотивацией использовать экологические ценности в личном потреблении среди респондентов служат: забота о состоянии здоровья своем и членов семьи, обеспокоенность сокращением ресурсов (воды, топлива и т.д.), обеспокоенность загрязнением окружающей среды. Мотивацией среди мужчин стали санкции и штрафы со стороны органов контроля, повышение цен на услуги ЖКХ. Для женщин мотивацией использовать экологические ценности стала обеспокоенность сокращением природных ресурсов (воды, топлива и т.д.).
Чуть больше половины респондентов 52% считает, что экологическое просвещение населения является значимым фактором, который может повлиять на потребление населения в соответствии с экологическими нормами. Также, одними из часто выбираемых вариантов ответа стали: совершенствование технологий сбора и переработки мусора; внедрение новых технологий переработки пластика; поощрение производства товаров из переработанных отходов. Женщины чаще, чем мужчины выбирали такие варианты ответов, как: поощрение производства товаров из переработанных отходов; развитие сети пунктов приема техники, одежды и т.д.; совершенствование технологий сбора и переработки мусора. Мужчины чаще, чем женщины выбирали варианты ответов: повышение штрафов за нарушение экологического законодательства; повышение тарифов на услуги ЖКХ.
В проведенном социологическом исследовании об оценке влияния экологической культуры на молодежное потребление, были получены следующие выводы относительно поставленных гипотез:
1) Гипотеза о том, что большинство респондентов считает, что экологические проблемы менее важны, чем другие, например, социально-экономические - не подтвердилась.
2) Гипотеза о том, что большинство респондентов интересует состояние экологии в регионе - подтвердилась.
3) Не подтвердилась гипотеза о том, что большинству респондентов не интересны проблемы экономии воды, электричества.
4) Гипотеза о том, что большинство респондентов не готовы купить товар дороже, если его производство принесет меньший вред окружающей среде - не подтвердилась
Проведенный контент-анализ позволил более масштабно определить тенденции развития экологической рекламы в сфере потребления. В проведенном нами исследовании об экологические ценностях в рекламных кампаниях молодежных брендов и торговых сетей, были получены следующие выводы относительно поставленных гипотез:
1. Гипотеза о том, что большинство брендов и торговых сетей придерживается экологических ценностей в своих рекламных кампаниях - подтвердилась
2. Гипотеза о том, что в рекламных компаниях большинства брендов и торговых сетей преобладает зеленый цвет - подтвердилась.
3. Гипотеза о том, что в большинстве рекламных компаний брендов и торговых встречаются слова «эко», «переработка» - относительно подтвердилась. Слово «эко» встречалось чаще слова «переработка».
Всестороннее рассмотрение рекламных кампаний выделенных брендов и торговых сетей способствовало составлению визуального транскрипта с помощью социолингвистической интерпретации популярных терминов в сфере экологического потребления. С помощью визуального транскрипта наглядно можно увидеть происхождение и значение терминов для общества потребления.
На основании всех рассмотренных методологических подходов в первой главе выпускной квалификационной работы и проведенных социологических исследований, нами была сформирована классификация экологических ценностей. Экологические ценности составляют такие параметры и явления, как: человек - часть природы; бережное и рачительное отношение к природе и природных ресурсам; сохранение и восстановление природы и ее объектов; осознанное потребление природных ресурсов и товаров; грамотная и рациональная утилизация отходов; глобальный экологический мониторинг окружающей среды; экологическое просвещение населения.
Таким образом, мы можем говорить о поэтапном становлении экологической культуры в современном российском обществе. С каждым днем люди все чаще задумываются об экологических проблемах. В данный период важно формирование экологической культуры и распространение экологического знания в обществе. Необходимо улучшение правовой базы в экологическом законодательстве РФ, внедрение и распространение со стороны органов государственной власти пунктов по утилизации отходов и раздельного сбора мусора, а также внедрение и развитие современных мусороперерабатывающих заводов. Именно благодаря этим действиям будет происходить развитие экологической культуры населения, устойчивого (осознанного) потребления и бережного отношения к природе.



1. Авласович Е.М. Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №6. - С. 1-4.
2. Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и демонстративное потребление в России // Бренд-менеджмент. - 2012. - № 2(63). - С. 108-120.
3. Артамонова Е.И. Экологическая культура учителя // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 2. -С. 22-28.
4. Арюкова Е.А., Гурьянова Е.М. Развитие экологической культуры в условиях интеграции предметов естественно-научного цикла как предпосылка формирования культуры устойчивого развития // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2019. - № 1(17). - С. 40-44.
5. Асташова Н.Д. Престижное потребление как мировоззренческий императив // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 4. - С. 31-33.
6. Бадоев С.Х., Засева К.Т. Современное состояние и перспективы развития российского рынка товаров класса люкс // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - № 2. - С. 194-197.
7. Блягоз Н.Ш., Куприна Н.К. Экологическая культура - системообразующий фактор общей культуры: актуальное положение // Traditional and modern culture: history, actual situation, prospects : Materials of the VII international scientific conference, Prague, 20-21 сентября 2017 года. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. - 2017. - С. 16-9.
8. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структура. - Москва, 2006. - 268 с.
9. Бортникова С.А. Формирование экологической культуры подростков в индивидуально-ориентированных ситуациях // Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 4. - С. 288 - 296.
10. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - Москва, 2004. - С. 234¬235.
11. Виноградова Е.Г. Экологическая культура и устойчивое развитие: единство природы, общества и культуры // Экономические и социально - гуманитарные исследования. - 2020. - № 4(28). - С. 70-76.
12. Воедилова И.А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 1(19). - С. 90-92.
13. Воля Е.В. Престижное потребление как фактор развития мирового рынка предметов роскоши // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6, № 4, ч. 3. - С. 34-37.
14. Гиддингс Ф. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации. М., 2012. - С. 37-80.
15. Гончарова О.В. Воспитание экологической культуры студентов и привлечение внимания к проблемам экологии в рамках корпоративной культуры вуза // Вести МАНЭБ в Омской области. - 2013. - № 1(1). - С. 34¬37.
16. Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. Отношения реципрокности на формирующихся рынках сетевых благ // Пространство экономики. 2019. №4. - С. 23-40.
17. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17). - С. 51.
18. Зайнуллина Т.Г. Использование инструментария экономики впечатлений для продвижения гостиничного продукта // Вопросы регулирования экономики. - 2017. - Т. 8, № 3. - С. 71-76.
19. Зуев В.Н. Формирование экологической культуры будущего экономиста // Народная асвета. - 2005. - № 7. - С.56 - 59.
20. Ивановский Б.Г. Перспективы достижения устойчивого потребления: концепции и инструменты // Социальные новации и социальные науки. - 2020. - № 2 (2). - С. 64-82.
21. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 3-40.
22. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - Москва, 1974. - С. 120-121.
23. Калефато П. Роскошь, элегантность, изысканность: экономические функции роскоши и социологические механизмы различия / пер. с итал. А. Красниковой // Полит. ru. Медленное чтение. - 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://polit. ru/article/2009/07/03/calefato/ (дата обращения: 18.02.2022).
24. Карабукаев К.Ш. Значение экологического сознания в формировании экологической культуры // Вестник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики. - 2017. - № 1. - С. 98-101.
25. Кашлев С. С. Субъектность педагога в эколого-педагогической деятельности как социокультурный феномен // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. №6. - С. 382-386.
26. Ким В.В., Галактионова Е.А., Антоневич К.В. Продовольственные потери и пищевые отходы на потребительском рынке России // International agriculture journal. - 2020. - № 4. - С. 1-20.
27. Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 120 с.
28. Колосова, О. Ю. Социально-философский анализ экологической культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 1. - С. 123-127.
29. Куренной В. Общество потребления // ПостНаука. - 2015.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/41327(дата обращения: 17.02.2022).
30. Ланцев А.О. Становление концепта «общества потребления» в западной философии: от Античности к современности: автореф. дис. канд. филос. наук / Уральский фед. ун-т им. Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2013. - С. 35-36.
31. Лымарь Е.Н. Экономика совместного потребления в современной России // Вестник Челябинского гос. ун-та. Экономические науки. - 2018. - Вып. 63, № 12. - С. 67-72.
32. Мартынова А.Е. Пути формирования экологической культуры населения России // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2021. - № 1-2. - С. 349-352.
33. Маслеев А.Г. Экологическая культура как социальный феномен. Свердловск. 1982. - С. - 23-24.
34. Маслова Ю. В. Экологическая культура современного российского общества: сущностные черты и тенденции семантических трансформаций // Гуманитарий Юга России. - 2019. - Том 8. № 4. - С. 178-188.
35. Машарина М.В. Регионализм как основной принцип отбора содержания программы «Экологическая мозаика» (формирование основ экологической культуры у дошкольников) // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: мат-лы первой интернет- конф. студентов пед. колледжей и училищ России, одиннадцатой студ. науч. конф. и шестых меж-дунар. пед. чтений: сб. докл. и тез. Архангельск, 2004. - С. 444.
36. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. - 1998. - № 8. - С. 28-29.
37. Наумов П. А., Дьячков А. А. Откуда берутся ценности: эпистемолого-аксиологический подход // Ценности и смыслы. - 2013. - №4(26). - С. 122-130.
38. Некрасова М.А. Экологическая реклама в СМИ как социальный механизм обеспечения экологической безопасности // Коммуникология. - 2014. - №6. - С. 129-145.
39. Опарин Р.В., Андросов М.А. Экологическое образование как структурный компонент подготовки будущего специалиста в вузе // Вестник молодых ученых. - 2006. - № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e- lib.gasu.ru/vmu/arhive/2006/01/15.shtml(дата обращения: 17.02.2022).
40. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения. М., 2004. 8 с.
41. Панина Г.В. Экологическая культура как компонент профессиональной культуры современного специалиста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3(88). - С. 46-53.
42. Парк Р. Экология человека // Теория общества: фундаментальные проблемы. - М., 1999. - С. 384-385.
43. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000. - С. 334- 360.
44. Положихина М.А. Эволюция общества потребления: от Жаклин Кеннеди до Греты Тунберг // Социальные новации и социальные науки. - 2020.
- № 2 (2). - С. 7-36.
45. Понукалин И.А. Цифровое общество в России: социальные реалии потребительских практик // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - №3. - С. 118 -130.
46. Рахимжанова М.М. Экологическая культура как диалог культур и взаимодействия // Ценностное многообразие современной культуры. - 2018. - С. 148-169.
47. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. - С. 242-243.
48. Реутова М.Н., Реутов Е.В., Шавырина И.В. Реципрокность в социальных отношениях: нерыночный обмен ресурсами в современной экономической системе // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2017. №7. - 202-206.
49. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты современной педагогики. М., 1993. - С. 29-53.
50. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии.
- Смоленск, 2006. - С. 210-216.
51. Симоненко Н.И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 29(167). - С. 63-67.
52. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов. М.: «Академия», 2000. - 160 с.
53. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 1999. - 690 с.
54. Строев С.А. Иррациональность потребностей и субъектная психологичность экономики // Философия хозяйства. - 2016. - № 6. - С. 42¬55.
55. Тараканова Е. В., Фомин А. В. Аксиологический подход к выбору профессии // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №1. - С. 94-98.
56. Тарбаева В.М. Развитие экологической культуры в контексте национального опыта и традиций народной культуры // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. - 2020. - № 1. - С. 33-41.
57. Фаворская М. 5R: как жить по принципу ноль отходов // Greenpeace.
Блоги. - 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://greenpea
ce.ru/blogs/2019/07/08/5r-kak-zhit-po-principu-nol-othodov/(дата обращения: 18.02.2022).
58. Фортунатов А.А. Анализ методологических подходов, используемых при формировании экологической культуры личности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4(158). - С. 352¬361.
59. Фортунатов А.А. Рефлексивное управление как основа формирования экологической культуры студентов вуза // Образовательные технологии (г. Москва). - 2017. - № 3. - С. 58-66.
60. Фортунатов А.А. Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №5 (63). - С. 114-117.
61. Харитонов Е.М., Тарасенко Л.В., Чернобровкин И.П., Ковалев В.В. Демонстративное потребление в условиях российских реалий: специфика и риски проявления в молодежной среде // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №7. - С. 53-62.
62. Хусяинов Т.М., Урусова Е.А. От общества потребления к экономике совместного пользования // Философия хозяйства. - 2017. - № 6. - С. 132-146.
63. Честина Т. Фудшеринг, магазины без упаковки и другие российские инициативы «Ноль отходов» // Экология и право. - 2018. - № 72. - С. 43-45.
64. Чечник А.В. Портрет современного потребителя товаров класса люкс (роскоши) // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19, № 4. - С. 1315-1322.
65. Чинакова Н.В. Экономика счастья: современные исследования и дискуссии // Мир экономики и управления. - 2016. - Т. 16, № 1. - С. 101-115.
66. Штомпка П. Социология социальных изменений. - Москва, 1996. - С. 15-51.
67. Щекотуров А. В. Социальные медиа: становление нового
макдональдизированного института // Вестник российского университета дружбы народов. - 2020. - № 1. - С. 18-29.
68. Экономика совместного потребления как новая экономическая модель // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики / Аналитический центр при Правительстве РФ. - 2019. - № 57. - 19 с.
69. Bronfenbrenner, U. The ecology of human development. // U. Bronfenbrenner // Cambridge, 1979. - P. 419-283.
70. Cichos K. Fair Trade and Sustainable Development // Springer Link. -
2019. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://springer.iqtechnikum.de/referenceworkentry(дата обращения:18.02.2022).
71. Fielder A. Promoting Sustainable Consumption. Good Practices in OECD Countries / OECD. - Paris, 2008. - 55 p.
72. Fox Warwick Toward a Transpersonal Ecology: Developing New Foundations for Environmentalism. - Boston, 1990. - 178 p.
73. Gehlen А. Moral und Hypermoral - Eine pluralistische Ethik. - Frankfurt, Bonn: Athenaum, 1969. - 67p.
74. Naess A. The Shallow and the Deep Zong-Range Ecology Movements // A Summary Inquire. - 1973. - № 16. - P. 95-100.
75. Potocnik J., Spangenberg J. Moving Beyond the Gospel of Eco-Efficiency of Friends of the Earth Europe / European Commission. German Federal Ministry for Environment. Nature Conservation. Building and Newclear Safety / ed. by Rijnhout L., Mastini R. - Brussels, 2018. - 34 p.
76. Rodic L. Sustainable consumption and production // Global Waste Management Outlook. - New York, 2014. - P. 40-42.
77. Stegbauer C. Reziprozitat. Einfuhrung in soziale Formen der Gegenseitigkeit. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2002. - 174 p.
78. Thidell A. Sustainable consumption and green lifestyles / Workshop on sustainable consumption and green lifestyles of the Nordic Council of Ministers. - Odense, 2010. - 18 p.
79. Trompennars F. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural // Diversity in Business. Nicholas Brealy. - London,1993. - 265 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ