Уголовное преследование как функция прокуратуры в уголовном процессе
|
Введение 4
Глава 1 Понятие и сущность уголовного преследования как уголовно-процессуальной функции 7
1.1 Понятие и содержание основных уголовно-процессуальных функций 7
1.2 Функция уголовного преследования, ее понятие и сущность 13
Глава 2 Деятельность прокуратуры по осуществлению уголовного
преследования на досудебных стадиях уголовного процесса 22
2.1 Осуществление уголовного преследования в стадии возбуждения
уголовного дела 22
2.2 Особенности уголовного преследования при производстве неотложных следственных действий, при привлечении к уголовной ответственности и при
направлении прокурором уголовного дела в суд 27
Глава 3 Осуществление прокурором уголовного преследования в судебных стадиях уголовного процесса России 35
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
Глава 1 Понятие и сущность уголовного преследования как уголовно-процессуальной функции 7
1.1 Понятие и содержание основных уголовно-процессуальных функций 7
1.2 Функция уголовного преследования, ее понятие и сущность 13
Глава 2 Деятельность прокуратуры по осуществлению уголовного
преследования на досудебных стадиях уголовного процесса 22
2.1 Осуществление уголовного преследования в стадии возбуждения
уголовного дела 22
2.2 Особенности уголовного преследования при производстве неотложных следственных действий, при привлечении к уголовной ответственности и при
направлении прокурором уголовного дела в суд 27
Глава 3 Осуществление прокурором уголовного преследования в судебных стадиях уголовного процесса России 35
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность темы исследования. Понятие «уголовное преследование» обозначает наиважнейшую уголовно-процессуальную функцию прокурора. Оно было известно русскому уголовному процессу с конца XIX по начала XX века. Современное законодательство упоминает эту функцию в ФЗ «О прокуратуре» как одну из функций прокуратуры РФ. Реалии современной жизни говорят о необходимости переосмысления данного понятия уголовно-процессуальной функции как одной из основных функций прокуратуры. Вопросу уголовного преследования посвящали многие корифеи юриспруденции - В.К. Случевский, Н.С. Таганцев, А.Ф. Кони, С.А. Шейфер и др.
Принцип состязательности и равноправия сторон, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ, гласит: «Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям».
Конечно, все должны быть равны перед законом, по другому в демократическом государстве и быть не может. Но быть равным с точки зрения права не значит, что участники процесса могут выполнять равные функции. И это обусловлено многими причинами: наличием специального образования, занятие разных стороны в процессе. Все это и определяет наличие разных функций у сторон процесса, которые зависят от их положения в самом процессе. У стороны защиты одни функции, стороны обвинения - другие. Функции предопределены целями и задачами, которые стоят перед участниками процесса, а цели и задачи у них разные, отсюда и разность в функциях.
Это утверждение вызвало необходимость в определении функций участников уголовного процесса.
Переосмысление российского уголовного процесса, попытки навязать западные системы уголовному процессу страны, многочисленные изменения в отечественном уголовном процессе, неопределенность в понятиях требует научного анализа уголовно-процессуальных функций и определении роли и места государственных органов в уголовном процессе, многофункциональность прокуратуры РФ определили актуальность выбранной темы.
Многофункциональность прокуратуры непосредственно определяет ее функции.
И хотя деятельность прокуратуры заключается в охране конституционных прав, разные субъекты и объекты этой защиты определяют разность имеющихся у прокуратуры функций для достижения целей и задач в каждом конкретном случае по каждому конкретному поводу и в отношении конкретных субъектов или объектов правоотношений.
Степень научной разработанности темы исследования:
Объект исследования: общественные отношения, возникающие между субъектами уголовного преследования и прокурором
Предмет исследования: уголовное преследование как одна из функций прокурора.
Цель и задачи исследования: определить содержание уголовно-процессуальных функций, характер осуществления функции уголовного преследования прокурором. Для достижения указанной цели:
- изучить институт уголовного преследования,
- изучить роль и место уголовного преследования в системе функций прокуратуры РФ,
Методология и методика исследования. Для достижения поставленной цели исследования и решения его задач использован ряд общенаучных и специально-научных методов, а именно: диалектический; сравнительно-правовой; формально-юридический; системно-структурный и иные методы.
Нормативная база: Международное законодательство в области охраны прав человека, Конституция РФ, ФЗ «О прокуратуре».
Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература в сфере уголовного процесса, научные статьи в ведущих периодических изданиях, диссертационные исследования, согласно тематике исследования.
Структура работы определила цели и задачи настоящего исследования. Состоит из введения, 3-х глав и 4-х параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Принцип состязательности и равноправия сторон, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ, гласит: «Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям».
Конечно, все должны быть равны перед законом, по другому в демократическом государстве и быть не может. Но быть равным с точки зрения права не значит, что участники процесса могут выполнять равные функции. И это обусловлено многими причинами: наличием специального образования, занятие разных стороны в процессе. Все это и определяет наличие разных функций у сторон процесса, которые зависят от их положения в самом процессе. У стороны защиты одни функции, стороны обвинения - другие. Функции предопределены целями и задачами, которые стоят перед участниками процесса, а цели и задачи у них разные, отсюда и разность в функциях.
Это утверждение вызвало необходимость в определении функций участников уголовного процесса.
Переосмысление российского уголовного процесса, попытки навязать западные системы уголовному процессу страны, многочисленные изменения в отечественном уголовном процессе, неопределенность в понятиях требует научного анализа уголовно-процессуальных функций и определении роли и места государственных органов в уголовном процессе, многофункциональность прокуратуры РФ определили актуальность выбранной темы.
Многофункциональность прокуратуры непосредственно определяет ее функции.
И хотя деятельность прокуратуры заключается в охране конституционных прав, разные субъекты и объекты этой защиты определяют разность имеющихся у прокуратуры функций для достижения целей и задач в каждом конкретном случае по каждому конкретному поводу и в отношении конкретных субъектов или объектов правоотношений.
Степень научной разработанности темы исследования:
Объект исследования: общественные отношения, возникающие между субъектами уголовного преследования и прокурором
Предмет исследования: уголовное преследование как одна из функций прокурора.
Цель и задачи исследования: определить содержание уголовно-процессуальных функций, характер осуществления функции уголовного преследования прокурором. Для достижения указанной цели:
- изучить институт уголовного преследования,
- изучить роль и место уголовного преследования в системе функций прокуратуры РФ,
Методология и методика исследования. Для достижения поставленной цели исследования и решения его задач использован ряд общенаучных и специально-научных методов, а именно: диалектический; сравнительно-правовой; формально-юридический; системно-структурный и иные методы.
Нормативная база: Международное законодательство в области охраны прав человека, Конституция РФ, ФЗ «О прокуратуре».
Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература в сфере уголовного процесса, научные статьи в ведущих периодических изданиях, диссертационные исследования, согласно тематике исследования.
Структура работы определила цели и задачи настоящего исследования. Состоит из введения, 3-х глав и 4-х параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Роль прокурора в защите конституционных прав граждан в уголовном процессе огромна. Являясь надзирающим органом, он в ходе выполнения функции надзора, осуществляет уголовное преследование.
Уголовное преследование прокурором осуществляется на разных стадиях уголовного процесса - от стадии возбуждений уголовного дела и проверки сообщения о возможно совершенном преступлении, до поддержания обвинения в качестве главы стороны обвинения, а затем судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
Осуществляя надзор за предварительным следствием прокурор частично учувствует в расследовании. Это участие выражается в поручениях, которые прокурор дает дознанию или следствию, о производстве следственных действий, которые он считает, что надо произвести, для успешного расследования преступления.
Прокурор может потребовать назначения экспертиз или установлении мнения специалиста по какому-нибудь вопросу, вызывающего у него сомнение.
Помимо поручений, прокурор утверждает, или отказывает в утверждении возбуждения уголовного дела. Чаще всего прокурору приходиться отменять постановления об отказе в возбуждении дела в связи с некомпетентностью производившего проверку должностного лица, которое при квалификации деяния не просматривает Постановлений пленумов Суда, судебную практику по категории расследуемого им дела.
Часто дознаватель не правильно интерпретирует произошедшее событие и дает неправильную оценку действиям правонарушителя.
По словам С.А. Шейфера, прокурор руководит расследованием, направляя его в желаемое русло, тем самым беря на себя ответственность за результат расследования [44].
Однако, не смотря на то, что у прокурора достаточно полномочий для осуществления уголовного преследования в стадии возбуждения уголовного дела, имеется и ряд определенных недостатков.
Надо признать, что уголовное преследование прокурор осуществляет в ходе реализации своей основной функции - функции надзора.
С целью урегулирования надзорных полномочий прокурора в этой стадии не мешало бы гл. 20 УПК дополнить ст. 149.1 УПК - Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела.
С целью повышения качества прокурорского надзора, а следовательно, и уголовного преследования прокурором, не мешало бы вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела в месте с контролем над сроками следствия.
Возвращение прокурору право возбуждать уголовное дело дало бы возможность устранить волокиту и не направлять отмененные материалы практически «до бесконечности» и пресечь этот «документооборот».
Возбудив своим волеизъявление уголовное дело прокурор способствовал бы восстановлению справедливости по отношению к потерпевшему, который в результате действий сотрудника следственных органов не может получить компенсации за причиненный ему преступлением ущерб.
Возвращение данного права способствовало бы скорейшему торжеству социальной справедливости.
Уголовное преследование в суде осуществляется прокурором при исполнении им функции государственного обвинителя.
В ст. 5 УПК РФ дано понятие определение, кто есть государственный обвинитель, но не прописано, что им является прокурор, хотя согласно УПК РФ именно, прокурор является руководителем стороны обвинения.
Получается, что это два разных субъекта.
Для устранения этого разногласия требуется в ст. 5 УПК внести п. 6.1, в котором прописать, что государственное обвинение - это уголовно-процессуальная деятельность, а именно, уголовное преследование, которое осуществляется прокурором в суде с целью доказывания в ходе судебного заседания и судебных прений виновности лица, которому предъявлено обвинение в совершении уголовно-наказуемого деяния, завершением которой, при наличии достаточных оснований, является назначение этому лицу соответствующего наказания.
Именно назначение справедливой кары правонарушителю является:
- целью всего уголовного преследования, осуществляемого прокурором;
- восстановление социальной справедливости;
- реализация основного принципа уголовно-процессуального права - неизбежности наказания.
Уголовное преследование прокурором осуществляется на разных стадиях уголовного процесса - от стадии возбуждений уголовного дела и проверки сообщения о возможно совершенном преступлении, до поддержания обвинения в качестве главы стороны обвинения, а затем судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.
Осуществляя надзор за предварительным следствием прокурор частично учувствует в расследовании. Это участие выражается в поручениях, которые прокурор дает дознанию или следствию, о производстве следственных действий, которые он считает, что надо произвести, для успешного расследования преступления.
Прокурор может потребовать назначения экспертиз или установлении мнения специалиста по какому-нибудь вопросу, вызывающего у него сомнение.
Помимо поручений, прокурор утверждает, или отказывает в утверждении возбуждения уголовного дела. Чаще всего прокурору приходиться отменять постановления об отказе в возбуждении дела в связи с некомпетентностью производившего проверку должностного лица, которое при квалификации деяния не просматривает Постановлений пленумов Суда, судебную практику по категории расследуемого им дела.
Часто дознаватель не правильно интерпретирует произошедшее событие и дает неправильную оценку действиям правонарушителя.
По словам С.А. Шейфера, прокурор руководит расследованием, направляя его в желаемое русло, тем самым беря на себя ответственность за результат расследования [44].
Однако, не смотря на то, что у прокурора достаточно полномочий для осуществления уголовного преследования в стадии возбуждения уголовного дела, имеется и ряд определенных недостатков.
Надо признать, что уголовное преследование прокурор осуществляет в ходе реализации своей основной функции - функции надзора.
С целью урегулирования надзорных полномочий прокурора в этой стадии не мешало бы гл. 20 УПК дополнить ст. 149.1 УПК - Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела.
С целью повышения качества прокурорского надзора, а следовательно, и уголовного преследования прокурором, не мешало бы вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела в месте с контролем над сроками следствия.
Возвращение прокурору право возбуждать уголовное дело дало бы возможность устранить волокиту и не направлять отмененные материалы практически «до бесконечности» и пресечь этот «документооборот».
Возбудив своим волеизъявление уголовное дело прокурор способствовал бы восстановлению справедливости по отношению к потерпевшему, который в результате действий сотрудника следственных органов не может получить компенсации за причиненный ему преступлением ущерб.
Возвращение данного права способствовало бы скорейшему торжеству социальной справедливости.
Уголовное преследование в суде осуществляется прокурором при исполнении им функции государственного обвинителя.
В ст. 5 УПК РФ дано понятие определение, кто есть государственный обвинитель, но не прописано, что им является прокурор, хотя согласно УПК РФ именно, прокурор является руководителем стороны обвинения.
Получается, что это два разных субъекта.
Для устранения этого разногласия требуется в ст. 5 УПК внести п. 6.1, в котором прописать, что государственное обвинение - это уголовно-процессуальная деятельность, а именно, уголовное преследование, которое осуществляется прокурором в суде с целью доказывания в ходе судебного заседания и судебных прений виновности лица, которому предъявлено обвинение в совершении уголовно-наказуемого деяния, завершением которой, при наличии достаточных оснований, является назначение этому лицу соответствующего наказания.
Именно назначение справедливой кары правонарушителю является:
- целью всего уголовного преследования, осуществляемого прокурором;
- восстановление социальной справедливости;
- реализация основного принципа уголовно-процессуального права - неизбежности наказания.
Подобные работы
- Уголовное преследование как функция российской прокуратуры
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы организации деятельности органов прокуратуры по противодействию преступности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурор как субъект доказывания в российском уголовном процессе (12.00.09.)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Прокурор как субъект доказывания в российском уголовном процессе
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Прокурор в уголовном судопроизводстве: функции,
полномочия, решения
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Прокурор как сторона обвинения в судебном разбирательстве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Прокурор как субъект доказывания в российском уголовном процессе
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Подготовка уголовного дела к судебному заседанию в российском уголовном процессе
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Подготовка уголовного дела к судебному заседанию в российском уголовном процессе
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



