Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. Проблема социализации в работах отечественных и зарубежных психологов 8
1.2. Психологические особенности социализации детей дошкольного возраста 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра - условие социализации детей дошкольного возраста 35
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Результаты исследования 53
2.3. Программа формирования социальных норм детей старшего дошкольного возраста 62
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста 69
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Социализация личности является предметом постоянного интереса психологов и педагогов на каждом из этапов возрастного развития ребенка. Социализация дошкольника представляет наибольший интерес в связи с активным освоением им общественных отношений, активным овладением различных форм поведения. Итог социализации в дошкольном возрасте во многом определяет характер социальной адаптации ребенка на следующем возрастном этапе и отражается на состоянии тревожности, межличностных отношениях и «Я» концепции.
Задачи социализации детей дошкольного возраста нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Социальное обучение и воспитание в дошкольном возрасте рассматривается как целостный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностях принятых в обществе в интересах ребенка, семьи и социума. Стандарт дает четкое понимание процесса социализации ребенка дошкольного возраста, который включает социально-коммуникативное развитие, развитие навыков взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, присвоение социокультурных ценностей семьи, народа, Отечества. Задачи социализации личности, стоящие перед современным образованием определили актуальность настоящего исследования.
Актуальность исследования. Формирование человека, как члена социума всегда было и остается актуальнейшей проблемой общества. Важность и актуальность проблемы социализации в настоящих условиях возрастает в связи с кризисом не только общества, но и семьи. Смешение половых ролей, искаженная система ценностей родителей - нередкое явление в современной семье ребенка. Недостаток общения с родителями компенсируется гаджетами и мультфильмами сомнительного содержания. Агрессивные проявления со стороны взрослых задают ребенку негативные образцы поведения в социуме начиная с раннего детства. Поэтому проблема социализации личности ребенка дошкольного возраста, присвоение им с раннего возраста норм и ценностей жизнедеятельности в социуме, где ему в дальнейшем предстоит жить, является предметом теоретического осмысления и экспериментального исследования в педагогике и психологии.
Проблема социализации находит свое отражение в исследованиях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, Е.И. Тихеевой, П.Ф. Каптерева. С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец исследовали факторы социализации. Социализацию как процесс подчинения своих действий установленным общественным правилам поведения исследовали Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и другие.
Процесс социализации личности интегрируют все виды воздействий, оказываемых на ребенка общественным окружением. Благодаря ним дошкольник присваивает комплекс знаний и норм, проявляющихся в таких поведенческих характеристиках как: самостоятельность, старательность, инициативность, социальная активность, ответственность. Все это дает возможность заложить основы развития саморегуляции, перехода от внешнего контроля взрослого к внутреннему самоконтролю.
В этой связи актуализируется значение целенаправленного влияния на дошкольников посредствам институтов социализации как главных факторов развития личности детей. В обширном масштабе проблема социализации реализуется через воспитание и обучение в дошкольном учреждении, но выделение сюжетно-ролевой игры как условия социализации, выступает содержание данного исследования.
Игра в дошкольном возрасте выступает не только основным времяпровождением, но и тем видом деятельности, в рамках которого идет развитие ребенка. В игре дошкольник осваивает нормы и правила человеческих отношений, учится управлять собой и другими, развивает мышление, внимание, память и речь. Игра выступает не только средством развития ребенка, но и уникальным диагностическим инструментом, так как по характеру игровых действий можно сделать заключение о степени готовности ребенка к учебной деятельности, об особенностях психической жизни дошкольника.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречий между тем, что современный воспитательный процесс, нацеленный на социализацию дошкольников, будет более плодотворным при условии реализации развития детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры и недостатком у педагогов умений анализировать характер взаимосвязи игровых умений и состояния социального развития ребенка - дошкольника.
Цель исследования: выявить значение сюжетно-ролевой игры для социализации детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как условие социализации детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста является условием социализации, так как в сюжетно-ролевой игре при выполнении ролевых действий дети усваивают реальные социальные нормы взрослого взаимодействия и, присваивая их, переносят на свое реальное поведение.
Задачи исследования:
5. Теоретический анализ литературе по заявленной проблеме;
6. Выявить уровень проявлений компонентов сюжетно-ролевой игры;
7. Разработать и внедрить программу по развитию сюжетно-ролевых игр для формирования новых социальных норм поведения детей старшего дошкольного возраста;
8. Проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
2. Метод наблюдения «Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка» Г.Б. Степановой;
3. Психодиагностические методы:
• Методика «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б. Степановой,
• «Карта изучения особенностей игровых умений детей старшего дошкольного возраста» Д.Б. Эльконина;
4. Методы математической обработки.
Базой исследования является: структурное подразделение «Детский сад № 59» ГБОУ ООШ № 39 г. Сызрань. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
На основе полученных теоретических и практических данных исследования можно сделать заключение, о том что:
1. Общество уделяет большое внимание социальному развитию личности, и наука определяет социализацию как комплекс всех процессов, благодаря которым человек усваивает и воспроизводит заданную систему знаний, правил, ценностей, позволяющих ему эффективно проживать в качестве полноправного члена общества. Общественные нормы предполагают наличие следующих качеств у индивида: самостоятельность выбора действия и поступка, инициативность в общении и социальной жизни, возложение на себя ответственности за сделанный выбор, за свою жизнь. Для возрастного этапа старшего дошкольного возраста актуален критерий перехода от социальной реактивности к социально активному поведению. Подобное поведение проявляется в возможности внутренней саморегуляции поведения на основе интериоризированных знаний и норм поведения. У дошкольников отсроченный более значимый результат вместо сиюминутного удовольствия. Возрастает потребность в активных действиях, не требующих регуляции со стороны взрослых.
2. Процесс социализации дошкольников осуществляется через всю систему воспитания и обучения. В детском саду программы воспитательного процесса обеспечивают комплексное решение множества вопросов социального развития таких как, ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром, развитие межличностного общения, приобщение к различного вида играм, включение в разнообразные виды деятельности - игровую, художественно-изобразительную, трудовую, конструкторскую и т.д. Усвоению программного материала далеко не всегда основывается на учете склонностей, перспектив развития каждого отдельного ребенка, его индивидуальных особенностей. Поэтому, развитие дошкольника в процессе игры, в которой он свободно и самостоятельно выбирает действия и поведение, является уникальной возможностью реализации индивидуального подхода к социализации личности.
3. Сюжетно-ролевая игра является высшей ступенькой игровой деятельности дошкольников. Именно в ней ребенок имеет возможность моделирования человеческих отношений, освоения норм социальной жизни. Проигрывание различных социальных ролей, воспроизведение содержания и смысла человеческой деятельности с помощью речевых высказываний, игровых действий и изобразительных жестов выступает средством самообучения нормам социальных отношений. Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру представляет собой психологический фактор, который обеспечивает интериоризацию ребенком объективно заданных норм социальной жизни и постоянное открытие, самоутверждение себя как социального субъекта. Атмосфера игры, насыщенная положительными эмоциями, разнообразными действиями, побуждающая к творчеству и новым идеям стимулирует развитие коммуникативной компетентности дошкольника.
4. Положительная динамика в развитии игровых умений детей обеспечивает изменение состояния социального развития личности. Установленный факт еще раз указывает на то, что в рамках ведущего вида деятельности эффективнее всего происходит развитие психики ребенка и его социальное развитие. В сюжетно-ролевой игре дошкольник легко и непринужденно осваивает социальные умения и навыки. Исполнение разнообразных социальных ролей обеспечивает усвоение норм поведения и перенос этих норм из игры в реальную жизнь. Основные принципы сюжетно - ролевой игры свобода и самостоятельность дают возможность дошкольнику проявлять себя и понимать смысловое содержание действий партнера и самому быть понятым. Игра стимулирует ребенка на осознание смысла собственных действий. Подобный опыт накапливается в сюжетно-ролевой игре и приводит к развитию рефлексивности.
5. Игре невозможно ребенка научить, он может только сам научиться. Поэтому важнейшим фактором правильной организации сюжетно-ролевой игры вступает роль воспитателя. Цель педагогического влияния в данном случае заключается в обеспечении условий для самостоятельной творческой игры, при которых дети свободно выбирают и проигрывают разнообразное содержание. Дальнейшие исследования по данной проблеме могут быть направлены на изучение роли воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.
1. Авдулова, Т. П. Психология игры [Текст] / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2009. - 544 с.
2. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М.: МГУ, 2004. - 228 с.
3. Арефьева, Г. С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьев. - М.: Сфера, 2014. - 155 с.
4. Афанасьев, В. Г. Коллектив и личность [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Мысль, 2008. - 249 с.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2009. - 304 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
7. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М.: МГУ, 2008. - 201 с.
8. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Поздняков. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 322 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2006 . - 473 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 544 с.
11. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] / М.А. Галагузова. - М.: Просвещение, 2010.- 377 с.
12. Гарунов, Э. Г. Социализация школьников и проблемы их воспитания [Текст]/ Э.Г. Гарунов. - Махачкала: ДГПУ, 2009. - 76 с.
13. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада[Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2004. - 159 с.
14. Глезерман, Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование [Текст] / Г.Е. Глезерман. - М.: Сфера, 2010.- 191 с.
15. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
...