Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Общие положения о законодательном процессе в субъектах
Российской Федерации 7
1.1 Определение понятия «законодательный процесс в субъектах
Российской Федерации» 7
1.2 Стадии законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации 17
Глава 2 Законодательный процесс в отдельных субъектах Российской Федерации 26
2.1 Законодательный процесс в Самарской области 26
2.2 Законодательный процесс в Красноярском крае 45
2.3 Законодательный процесс в Республике Крым 55
2.4 Законодательный процесс в городе Москве 70
Глава 3 Пути совершенствования законодательного процесса в субъектах
Российской Федерации 89
Заключение 113
Список используемой литературы и используемых источников 116
Глава 1 Общие положения о законодательном процессе в субъектах
Российской Федерации 7
1.1 Определение понятия «законодательный процесс в субъектах
Российской Федерации» 7
1.2 Стадии законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации 17
Глава 2 Законодательный процесс в отдельных субъектах Российской Федерации 26
2.1 Законодательный процесс в Самарской области 26
2.2 Законодательный процесс в Красноярском крае 45
2.3 Законодательный процесс в Республике Крым 55
2.4 Законодательный процесс в городе Москве 70
Глава 3 Пути совершенствования законодательного процесса в субъектах
Российской Федерации 89
Заключение 113
Список используемой литературы и используемых источников 116
В соответствие с частью первой ст.1 Конституции РФ Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Часть вторая статьи 5 Конституции РФ предусматривает, что Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Часть четвёртая статьи 76 Конституции РФ закрепляет правило, согласно которому, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Приведённые выше конституционные нормы создают правовую основу деятельности органов законодательной власти субъектов РФ.
На сегодняшний день можно смело утверждать о нацеленности законодательного процесса на изменение и дальнейшее развитие общества, правовое регулирование всех аспектов общественных отношений и правопорядка.
Таким образом, важное значение законодательного процесса в субъектах РФ, состоящее в том, что установление субъектами РФ порядка осуществления их законодательными (представительными) органами законодательной деятельности и её постоянное совершенствование, является способом фактического воплощения в жизнь конституционных норм, закрепляющих правовые основы деятельности органов законодательной власти субъектов РФ, а также наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа субъекта РФ, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы, отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания, обосновывают актуальность выбранной темы настоящей работы.
Целью настоящей работы является анализ теоретических подходов и практики правового регулирования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации различного типа в различных географических регионах и определение способов его совершенствования.
Достижение цели работы возможно при последовательном решении следующих задач:
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия законодательного процесса и попытка дать самостоятельное определение этому понятию;
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия стадия законодательного процесса и его признаков;
- анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере республики, края, области, города федерального значения, находящихся в различных географических регионах Российской Федерации;
- определение путей совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, регулирующих законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования в настоящей работе составляют правовые нормы, регулирующие законодательный процесс в субъектах Российской Федерации различного типа (республики, края, области, города федерального значения).
Выбранная тема имеет высокую степень научной разработанности. Практический интерес вызывают работы Абрамовой А.И., Антоновой Л.И., Пиголкина А.С., Тихомирова Ю.А., Хамукова А.В., Васильева Р.Ф., Пискуновой Е.А., Лупандиной О.А. и других авторов.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют правовые нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставе Самарской области, Уставе Красноярского края, Конституции Республики Крым, Уставе города Москвы, законе Самарской области от 12.10.2000г. № 38 «О разработке, внесении и принятии законов Самарской области», законе г. Москвы от 14.12.2001г. № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», законе г. Москвы от 08.07.2009г. № 25 «О правовых актах города Москвы», Регламентах законодательных органов власти Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы.
Практическая значимость работы - предложения, выработанные в ВКР могут быть использованы при совершенствовании законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе рассмотренных источников права, обширного количества научных работ, а также законодательства как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, сформулирован ряд дефиниций понятий, связанных с содержанием законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, а также предложения, направленные на совершенствование законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждают также положения, выносимые на защиту:
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и правовое регулирование законодательного процесса в субъектах РФ относится исключительно к компетенции государственных органов субъектов РФ.
2. Из определения понятия «закон» видно, что под ним понимают нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Таким образом, наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы.
3. Следует, также, отметить, что, несмотря на активное применение в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ понятия «законодательный процесс», в законодательстве не содержится легального определения этого понятия. Это указывает на отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Часть вторая статьи 5 Конституции РФ предусматривает, что Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Часть четвёртая статьи 76 Конституции РФ закрепляет правило, согласно которому, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Приведённые выше конституционные нормы создают правовую основу деятельности органов законодательной власти субъектов РФ.
На сегодняшний день можно смело утверждать о нацеленности законодательного процесса на изменение и дальнейшее развитие общества, правовое регулирование всех аспектов общественных отношений и правопорядка.
Таким образом, важное значение законодательного процесса в субъектах РФ, состоящее в том, что установление субъектами РФ порядка осуществления их законодательными (представительными) органами законодательной деятельности и её постоянное совершенствование, является способом фактического воплощения в жизнь конституционных норм, закрепляющих правовые основы деятельности органов законодательной власти субъектов РФ, а также наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа субъекта РФ, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы, отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания, обосновывают актуальность выбранной темы настоящей работы.
Целью настоящей работы является анализ теоретических подходов и практики правового регулирования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации различного типа в различных географических регионах и определение способов его совершенствования.
Достижение цели работы возможно при последовательном решении следующих задач:
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия законодательного процесса и попытка дать самостоятельное определение этому понятию;
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия стадия законодательного процесса и его признаков;
- анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере республики, края, области, города федерального значения, находящихся в различных географических регионах Российской Федерации;
- определение путей совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, регулирующих законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования в настоящей работе составляют правовые нормы, регулирующие законодательный процесс в субъектах Российской Федерации различного типа (республики, края, области, города федерального значения).
Выбранная тема имеет высокую степень научной разработанности. Практический интерес вызывают работы Абрамовой А.И., Антоновой Л.И., Пиголкина А.С., Тихомирова Ю.А., Хамукова А.В., Васильева Р.Ф., Пискуновой Е.А., Лупандиной О.А. и других авторов.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют правовые нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставе Самарской области, Уставе Красноярского края, Конституции Республики Крым, Уставе города Москвы, законе Самарской области от 12.10.2000г. № 38 «О разработке, внесении и принятии законов Самарской области», законе г. Москвы от 14.12.2001г. № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», законе г. Москвы от 08.07.2009г. № 25 «О правовых актах города Москвы», Регламентах законодательных органов власти Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы.
Практическая значимость работы - предложения, выработанные в ВКР могут быть использованы при совершенствовании законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе рассмотренных источников права, обширного количества научных работ, а также законодательства как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, сформулирован ряд дефиниций понятий, связанных с содержанием законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, а также предложения, направленные на совершенствование законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждают также положения, выносимые на защиту:
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и правовое регулирование законодательного процесса в субъектах РФ относится исключительно к компетенции государственных органов субъектов РФ.
2. Из определения понятия «закон» видно, что под ним понимают нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Таким образом, наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы.
3. Следует, также, отметить, что, несмотря на активное применение в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ понятия «законодательный процесс», в законодательстве не содержится легального определения этого понятия. Это указывает на отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Предпринятое в настоящей работе исследование процесса правового регулирования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации носит как теоретический, так и практический характер.
В ходе работы проанализированы существующие теоретические подходы к определению понятия «законодательный процесс» и его стадий, предпринята попытка дать самостоятельное определение этому понятию и определить критерии выделения его стадий, проведён анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы и предложены пути совершенствования законодательного процесса в субъектах российской Федерации.
Легальное определение понятия «законодательный процесс» в настоящее время отсутствует.
На основании анализа действующего законодательства и изучения теоретических подходов учёных к определению указанного понятия, предложено самостоятельное определение этого понятия: «законодательный процесс» — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, Президента РФ и других лиц, предусмотренных законом, а также, проведение референдума, направленные на принятие закона».
Анализ стадий, составляющих содержание законодательного процесса в субъектах Российской Федерации и исследование вопроса о том, является ли референдум, проводимый в субъекте РФ, видом законодательного процесса, позволили самостоятельно сформулировать определение этого понятия: «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и других лиц, предусмотренных законом, направленная на принятие закона».
Основываясь на мнении учёных-правоведов, принимая во внимание определение понятия «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации», указанный выше, сформулированы критерии выделения стадий законодательного процесса:
- действия, составляющие стадию, должны носить процессуальный характер, т.е. должны быть формализованными, закреплёнными в нормативно-правовом акте;
- действия должны совершаться законодательным органом (органами, составляющими его структуру) а также высшим должностным лицом субъекта РФ, либо иным лицом, предусмотренным законом;
- действия должны иметь определённый правовой результат, непосредственно связанный с принятием закона.
Изучение порядка осуществления законодательного процесса в Самарской области, Красноярском крае, Республике Крым, г. Москве привёл к выводу об отсутствии единства не только в наименовании процесса принятия законов, но в количестве составляющих его стадий.
В Самарской области этот процесс называется «законотворческая деятельность», в г. Москве - «законодательная работа», в Красноярском крае и Республике Крым - «правотворческая деятельность».
Количество стадий, составляющих процесс принятия законов в Красноярском крае составляет 3, в Республике Крым - 4, в Самарской области - 7, в г. Москве - 9.
Указанная ситуация является следствием пробелов в действующем законодательстве, регулирующем законодательный процесс в субъектах Российской Федерации и отсутствия легального закрепления определения этого понятия, а также отсутствия определённости в правом регулировании вопросов наименования процесса принятия законов и составляющих его стадий на федеральном уровне.
В целях совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации предлагается внести изменения в федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», дополнив его статьёй, закрепляющей определение понятия процесса принятия законов и описания его стадий, а также, возложить на субъекты Российской Федерации обязанность привести в соответствие с указанным федеральным законом содержание принятых ими нормативно-правовых актов, регулирующих процесс принятия законов.
Законодательный процесс можно рассмотреть как проекцию разных стороны жизни общества. Эффективность этого процесса непосредственно определяет качество и жизнеспособность принимаемых законов. Его целесообразность во многом зависит и от принципов организации. Несмотря на общность целей, содержания построения федерального и регионального законодательного процесса, процедура принятия законов субъектами Российской Федерации имеет ряд существенных особенностей.
После изучения вышеизложенных немногочисленных позиций правоведов относительно темы исследования, можно сделать вывод о наличии в доктрине конституционного права дифференцированных подходов к пониманию понятия законодательного процесса. Проанализированные определения разнятся от узконаправленных, сводящих федеральный законодательный процесс к процедурной парламентской деятельности, до системных определений, охватывающих все стадии правообразования. Разобщенность существующих понятий законодательного процесса можно объяснить сложившимся положением в правотворческой деятельности российского парламента, при котором нет четкого ответа на вопрос, где грань политики и права в законодательном процессе. На основании изученных научных трудов, можно констатировать, что практика осуществления законодательного процесса по сей день не получила глубокого анализа, что нашло свое отражение в отсутствии единства в отношении этого понятия.
В ходе работы проанализированы существующие теоретические подходы к определению понятия «законодательный процесс» и его стадий, предпринята попытка дать самостоятельное определение этому понятию и определить критерии выделения его стадий, проведён анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы и предложены пути совершенствования законодательного процесса в субъектах российской Федерации.
Легальное определение понятия «законодательный процесс» в настоящее время отсутствует.
На основании анализа действующего законодательства и изучения теоретических подходов учёных к определению указанного понятия, предложено самостоятельное определение этого понятия: «законодательный процесс» — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, Президента РФ и других лиц, предусмотренных законом, а также, проведение референдума, направленные на принятие закона».
Анализ стадий, составляющих содержание законодательного процесса в субъектах Российской Федерации и исследование вопроса о том, является ли референдум, проводимый в субъекте РФ, видом законодательного процесса, позволили самостоятельно сформулировать определение этого понятия: «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и других лиц, предусмотренных законом, направленная на принятие закона».
Основываясь на мнении учёных-правоведов, принимая во внимание определение понятия «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации», указанный выше, сформулированы критерии выделения стадий законодательного процесса:
- действия, составляющие стадию, должны носить процессуальный характер, т.е. должны быть формализованными, закреплёнными в нормативно-правовом акте;
- действия должны совершаться законодательным органом (органами, составляющими его структуру) а также высшим должностным лицом субъекта РФ, либо иным лицом, предусмотренным законом;
- действия должны иметь определённый правовой результат, непосредственно связанный с принятием закона.
Изучение порядка осуществления законодательного процесса в Самарской области, Красноярском крае, Республике Крым, г. Москве привёл к выводу об отсутствии единства не только в наименовании процесса принятия законов, но в количестве составляющих его стадий.
В Самарской области этот процесс называется «законотворческая деятельность», в г. Москве - «законодательная работа», в Красноярском крае и Республике Крым - «правотворческая деятельность».
Количество стадий, составляющих процесс принятия законов в Красноярском крае составляет 3, в Республике Крым - 4, в Самарской области - 7, в г. Москве - 9.
Указанная ситуация является следствием пробелов в действующем законодательстве, регулирующем законодательный процесс в субъектах Российской Федерации и отсутствия легального закрепления определения этого понятия, а также отсутствия определённости в правом регулировании вопросов наименования процесса принятия законов и составляющих его стадий на федеральном уровне.
В целях совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации предлагается внести изменения в федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», дополнив его статьёй, закрепляющей определение понятия процесса принятия законов и описания его стадий, а также, возложить на субъекты Российской Федерации обязанность привести в соответствие с указанным федеральным законом содержание принятых ими нормативно-правовых актов, регулирующих процесс принятия законов.
Законодательный процесс можно рассмотреть как проекцию разных стороны жизни общества. Эффективность этого процесса непосредственно определяет качество и жизнеспособность принимаемых законов. Его целесообразность во многом зависит и от принципов организации. Несмотря на общность целей, содержания построения федерального и регионального законодательного процесса, процедура принятия законов субъектами Российской Федерации имеет ряд существенных особенностей.
После изучения вышеизложенных немногочисленных позиций правоведов относительно темы исследования, можно сделать вывод о наличии в доктрине конституционного права дифференцированных подходов к пониманию понятия законодательного процесса. Проанализированные определения разнятся от узконаправленных, сводящих федеральный законодательный процесс к процедурной парламентской деятельности, до системных определений, охватывающих все стадии правообразования. Разобщенность существующих понятий законодательного процесса можно объяснить сложившимся положением в правотворческой деятельности российского парламента, при котором нет четкого ответа на вопрос, где грань политики и права в законодательном процессе. На основании изученных научных трудов, можно констатировать, что практика осуществления законодательного процесса по сей день не получила глубокого анализа, что нашло свое отражение в отсутствии единства в отношении этого понятия.
Подобные работы
- Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СУБЪЕКТАХ РФ (ПО
МАТЕРИАЛАМ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Региональный законотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовое регулирование ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Сущность административной ответственности, ее законодательное регулирование в субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Актуальные проблемы законотворчества в субъектах Российской
Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



