Введение 3
Глава 1 Общие положения о законодательном процессе в субъектах
Российской Федерации 7
1.1 Определение понятия «законодательный процесс в субъектах
Российской Федерации» 7
1.2 Стадии законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации 17
Глава 2 Законодательный процесс в отдельных субъектах Российской Федерации 26
2.1 Законодательный процесс в Самарской области 26
2.2 Законодательный процесс в Красноярском крае 45
2.3 Законодательный процесс в Республике Крым 55
2.4 Законодательный процесс в городе Москве 70
Глава 3 Пути совершенствования законодательного процесса в субъектах
Российской Федерации 89
Заключение 113
Список используемой литературы и используемых источников 116
В соответствие с частью первой ст.1 Конституции РФ Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Часть вторая статьи 5 Конституции РФ предусматривает, что Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Часть четвёртая статьи 76 Конституции РФ закрепляет правило, согласно которому, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Приведённые выше конституционные нормы создают правовую основу деятельности органов законодательной власти субъектов РФ.
На сегодняшний день можно смело утверждать о нацеленности законодательного процесса на изменение и дальнейшее развитие общества, правовое регулирование всех аспектов общественных отношений и правопорядка.
Таким образом, важное значение законодательного процесса в субъектах РФ, состоящее в том, что установление субъектами РФ порядка осуществления их законодательными (представительными) органами законодательной деятельности и её постоянное совершенствование, является способом фактического воплощения в жизнь конституционных норм, закрепляющих правовые основы деятельности органов законодательной власти субъектов РФ, а также наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа субъекта РФ, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы, отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания, обосновывают актуальность выбранной темы настоящей работы.
Целью настоящей работы является анализ теоретических подходов и практики правового регулирования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации различного типа в различных географических регионах и определение способов его совершенствования.
Достижение цели работы возможно при последовательном решении следующих задач:
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия законодательного процесса и попытка дать самостоятельное определение этому понятию;
- анализ существующих теоретических подходов к определению понятия стадия законодательного процесса и его признаков;
- анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере республики, края, области, города федерального значения, находящихся в различных географических регионах Российской Федерации;
- определение путей совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, регулирующих законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования в настоящей работе составляют правовые нормы, регулирующие законодательный процесс в субъектах Российской Федерации различного типа (республики, края, области, города федерального значения).
Выбранная тема имеет высокую степень научной разработанности. Практический интерес вызывают работы Абрамовой А.И., Антоновой Л.И., Пиголкина А.С., Тихомирова Ю.А., Хамукова А.В., Васильева Р.Ф., Пискуновой Е.А., Лупандиной О.А. и других авторов.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют правовые нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральном законе от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставе Самарской области, Уставе Красноярского края, Конституции Республики Крым, Уставе города Москвы, законе Самарской области от 12.10.2000г. № 38 «О разработке, внесении и принятии законов Самарской области», законе г. Москвы от 14.12.2001г. № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», законе г. Москвы от 08.07.2009г. № 25 «О правовых актах города Москвы», Регламентах законодательных органов власти Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы.
Практическая значимость работы - предложения, выработанные в ВКР могут быть использованы при совершенствовании законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе рассмотренных источников права, обширного количества научных работ, а также законодательства как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, сформулирован ряд дефиниций понятий, связанных с содержанием законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, а также предложения, направленные на совершенствование законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждают также положения, выносимые на защиту:
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и правовое регулирование законодательного процесса в субъектах РФ относится исключительно к компетенции государственных органов субъектов РФ.
2. Из определения понятия «закон» видно, что под ним понимают нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Таким образом, наличие правил регламентации законодательной деятельности законодательного органа, и соблюдение этих правил являются одним из основных условий возникновения у нормативно-правового акта, называемого законом, высшей юридической силы.
3. Следует, также, отметить, что, несмотря на активное применение в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ понятия «законодательный процесс», в законодательстве не содержится легального определения этого понятия. Это указывает на отсутствие единообразных теоретических подходов к определению указанного понятия и недостаточную теоретическую проработку его содержания.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Предпринятое в настоящей работе исследование процесса правового регулирования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации носит как теоретический, так и практический характер.
В ходе работы проанализированы существующие теоретические подходы к определению понятия «законодательный процесс» и его стадий, предпринята попытка дать самостоятельное определение этому понятию и определить критерии выделения его стадий, проведён анализ фактического правового регулирования законодательного процесса на примере Самарской области, Красноярского края, Республики Крым, г. Москвы и предложены пути совершенствования законодательного процесса в субъектах российской Федерации.
Легальное определение понятия «законодательный процесс» в настоящее время отсутствует.
На основании анализа действующего законодательства и изучения теоретических подходов учёных к определению указанного понятия, предложено самостоятельное определение этого понятия: «законодательный процесс» — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, Президента РФ и других лиц, предусмотренных законом, а также, проведение референдума, направленные на принятие закона».
Анализ стадий, составляющих содержание законодательного процесса в субъектах Российской Федерации и исследование вопроса о том, является ли референдум, проводимый в субъекте РФ, видом законодательного процесса, позволили самостоятельно сформулировать определение этого понятия: «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации — это предусмотренная законом деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и других лиц, предусмотренных законом, направленная на принятие закона».
Основываясь на мнении учёных-правоведов, принимая во внимание определение понятия «законодательный процесс в субъектах Российской Федерации», указанный выше, сформулированы критерии выделения стадий законодательного процесса:
- действия, составляющие стадию, должны носить процессуальный характер, т.е. должны быть формализованными, закреплёнными в нормативно-правовом акте;
- действия должны совершаться законодательным органом (органами, составляющими его структуру) а также высшим должностным лицом субъекта РФ, либо иным лицом, предусмотренным законом;
- действия должны иметь определённый правовой результат, непосредственно связанный с принятием закона.
Изучение порядка осуществления законодательного процесса в Самарской области, Красноярском крае, Республике Крым, г. Москве привёл к выводу об отсутствии единства не только в наименовании процесса принятия законов, но в количестве составляющих его стадий.
В Самарской области этот процесс называется «законотворческая деятельность», в г. Москве - «законодательная работа», в Красноярском крае и Республике Крым - «правотворческая деятельность».
Количество стадий, составляющих процесс принятия законов в Красноярском крае составляет 3, в Республике Крым - 4, в Самарской области - 7, в г. Москве - 9.
Указанная ситуация является следствием пробелов в действующем законодательстве, регулирующем законодательный процесс в субъектах Российской Федерации и отсутствия легального закрепления определения этого понятия, а также отсутствия определённости в правом регулировании вопросов наименования процесса принятия законов и составляющих его стадий на федеральном уровне.
В целях совершенствования законодательного процесса в субъектах Российской Федерации предлагается внести изменения в федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», дополнив его статьёй, закрепляющей определение понятия процесса принятия законов и описания его стадий, а также, возложить на субъекты Российской Федерации обязанность привести в соответствие с указанным федеральным законом содержание принятых ими нормативно-правовых актов, регулирующих процесс принятия законов.
Законодательный процесс можно рассмотреть как проекцию разных стороны жизни общества. Эффективность этого процесса непосредственно определяет качество и жизнеспособность принимаемых законов. Его целесообразность во многом зависит и от принципов организации. Несмотря на общность целей, содержания построения федерального и регионального законодательного процесса, процедура принятия законов субъектами Российской Федерации имеет ряд существенных особенностей.
После изучения вышеизложенных немногочисленных позиций правоведов относительно темы исследования, можно сделать вывод о наличии в доктрине конституционного права дифференцированных подходов к пониманию понятия законодательного процесса. Проанализированные определения разнятся от узконаправленных, сводящих федеральный законодательный процесс к процедурной парламентской деятельности, до системных определений, охватывающих все стадии правообразования. Разобщенность существующих понятий законодательного процесса можно объяснить сложившимся положением в правотворческой деятельности российского парламента, при котором нет четкого ответа на вопрос, где грань политики и права в законодательном процессе. На основании изученных научных трудов, можно констатировать, что практика осуществления законодательного процесса по сей день не получила глубокого анализа, что нашло свое отражение в отсутствии единства в отношении этого понятия.
1. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 68-69.
2. Артамонов А.Н. Создание законов в субъектах Российской Федерации: монография. М.: РЮИ РПА Минюста России, 2019. 113 с.
3. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2020. 403 с.
4. Богданова Н.А. Система науки конституционного права: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2019. 189 с.
5. Виноградов Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система // Конституционное и муниципальное право.
2017. № 1. С.58-64.
6. Виноградов Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система // Конституционное и муниципальное право.
2018. № 1. С.58-64.
7. Ерёмина И.С. Правотворческая деятельность органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации. Учебное пособие (в определениях и схемах). Симферополь, 2020.119 с.
8. Законодательный процесс в РФ, его понятие и стадии [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandars.ru/college/pravovedenie/zakonodatelnyy- process.html(27.10.2021).
9. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. СПб: Питер, 2017. 384 с.
10. Кибак И.А. Соблюдение принципов в законотворческой деятельности // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. №11(2). С.187-191.
11. Колесников Е.В. Конституционные основы построения демократической правовой государственности в Российской Федерации //
Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. №
1(108). С. 136-142.
12. Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. М.: Издательство МГУ, 2018. 382 c.
13. Комментарий (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Бархатова Е.Ю.) ("Проспект", 2015) [Электронный ресурс] URL: http:ZZwww.consultant.ru/(дата обращения: 01.10.2021).
14. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «Консультант плюс».
15. Краснова О. И. Понятие и сущность федерального законодательного процесса Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Дагестан. гос. ун-т. Махачкала, 2017. 130 с.
16. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
17. Крашенинников П. В.: «Право законодательной инициативы» // Россотрудничество. - 2018 год, URL: https://rs.gov.ru/ru/news/39103(дата обращения 19.01.2021 г.)
18. Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М. 2000. 109 с.
19. Леоненко Н.Т. Право законодательной инициативы региональном законодательном процессе: сущность, проблемы, предложения // Российский юридический журнал. - 2019 .№ 5. С. 121-140.
20. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2011. 765 с.
21. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2020. Т. 2. 402 с.
22. Панков В.А. Классификации принципов законодательного процесса в юридической науке // Вопросы студенческой науки, выпуск №10 (50), октябрь 2020. С. 89-92.
23. Постановление Г осударственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 15.12.2020) // Правовая информационная система «Г арант»
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс».
25. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 18. С. 129-137.
26. Рыбаков, В.А. О принципе научности отечественного правотворчества // Вестник Омского университета. Серия Право. 2016. №2 (47). С. 249-258.
27. Скрябина А. В.: Проблемы деятельности Государственной Думы как
основного субъекта законодательного процесса / А. В. Скрябина. // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 1 -5. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/13966/ (дата обращения: 07.10.2021).
28. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений
/ Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова -М.: Издательство
«Интерстиль», «Омега-Л». 2018. 240 с.
29. Ткаченко В.Г. Федеральное Собрание Российской Федерации в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика, 2019. №2. С. 159-165.
30. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива (ред. от 17.09.2020) // Правовая информационная система «Гарант»
31. Устав Самарской области от 07.06.2006 // СПС КонсультантПлюс.
32. Устав города Жигулевск от 17.04.2009 № 1// СПС
«КонсультантПлюс».
33. Устав Красноярского края от 18.04.2005 № 282-ОЗ // СПС
«КонсультантПлюс» .
34. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.10.2021).
35. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ст.11 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.10.2021).
36. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) "О Правительстве Российской Федерации"// [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 01.10.2021).
37. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской
Федерации» от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.10.2017) // Собрание
законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
38. Федеральный закон «Об общественной палате» от 04.04.2005 № 32- ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст.2237.
39. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
40. Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 176-179.
41. Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 42-48.
42. Худолей К. М. Законодательный процесс в субъектах РФ через призму Конституционного толкования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4 (22). С. 109-114.
43.Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие. М., 2010. 89 с.
44.Чумаченко Ю. К. К вопросу о некоторых проблемах законодательного процесса в субъектах Российской Федерации // Студенческая наука и XXI век. 2020.Т. 17.№ 1(19). Ч. 2. С. 179-182.
45. Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс: конституционно-правовой анализ: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2016. 60 с.
46. Шульга Н. Е. Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). 131 с.
47. Югов А.А. Структура законотворческого процесса как целостной системы // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 5. С. 162-165.
48. Янбекова Г.Г. Основные тенденции развития законодательного процесса в Республике Башкортостан / Законодательные исследования. Вып. 10. Уфа: Полиграфдизайн, 2019. 148 с.
49. Янбекова Г.Г. Подготовка законопроектов / Законодательство и законодательный процесс в Республике Башкортостан. Уфа: Диалог, 2019. 101 с.
50. Янбекова Г.Г. Роль законодательных технологий в подготовке законопроектов / Законодательные исследования. Вып. 8. Уфа: Аркаим, 2020.97 с.
51. Яценко O. В. Правотворческий и законодательный процесс: Понятие и социальное назначение. Вестник Таганрогского института экономики и управления. 2017.138 с.
52. Pizzi W.T., Perron W. Crime victims in German courtrooms: a comparative perspective on American problems // Stanford Journal of International Law. 1997. Vol. 32 121 p.
53. Germans as Victims in the Literary Fiction of the Berlin Republic (Studies in German Literature Linguistics and Culture) Paperback - December 1, 2012 268/ 178 p.
54. Lietuvos Respublikos. Baudziamojo proceso kodeksas. Vilnius, 2002 418 p.
55. Rautenberg E.C. Public prosecutor's office and separation of powers. A
plea for assigning the public prosecutor to the judiciary // New Justice. 2003 № 4 87-93. [Электронный haben.de/de/gewaltentteilung-legislative-exekutive-
judikative (дата обращения: 01.05.2021).
56. Ehud, G., Alon, H. (2008). Uncertainty Revisited: Legal Prediction and Legal Postdictio, In Mich. L. Rev, 107 (3). 511 p. [Электронный ресурс] URL: https://repository.law.umich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1361&context=mlr(дата обращения: 01.05.2021).