Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание экологической культуры у младших школьников

Работа №105120

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1. Теоретические основы воспитания экологической культуры у младших школьников 8
1.1 Сущность и понятие экологической культуры младших школьников 8
1.2 Эффективные формы и методы воспитания экологической культуры учащихся младшего школьного возраста 13
1.3 Внеурочная работа по воспитанию экологической культуры младших школьников 18
2. Опытно-экспериментальное исследование по воспитанию экологической культуры у младших школьников 22
2.1 Диагностика уровня сформированности воспитания экологической культуры у младших школьников 22
2.2 Реализация экспериментальной методики воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 42
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А 60
Анкета для выявления уровня сформированности экологических знаний 60
Приложение Б 61
Результаты диагностики уровня экологических знаний экспериментальной группы (констатирующий этап) 61
Приложение В 62
Результаты диагностики уровня экологических знаний контрольной группы (констатирующий этап) 62
Приложение Г 63
Условные знаки для наблюдения за изменениями в природе 63
Приложение Д 64
Виды наблюдений за природой (живой и неживой) осенью 64
Приложение Ж 65
Результаты диагностики уровня экологических умений в экспериментальной группе (констатирующий этап) 65
Приложение И 66
Результаты диагностики уровня экологических умений в контрольной группе (констатирующий этап) 66
Приложение К 67
Тест выявления уровня экологического отношения младших школьников 67
Приложение Л 69
Результаты диагностики уровня экологического отношения младших школьников к природе в экспериментальной группе (констатирующий этап) 69
Приложение М 71
Результаты диагностики уровня экологического отношения младших школьников к природе в контрольной группе (констатирующий этап) 71
Приложение Н 73
Результаты диагностики уровня воспитания экологической культуры младших школьников по трём критериям в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента 73
Приложение П 74
Результаты диагностики уровня воспитания экологической культуры младших школьников по трём критериям в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента 74

С развитием общества экология стала социально значимой и вышла за рамки естественных наук в XXI веке. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить и сделать окружающую среду приемлемой для существования. К сожалению, когда в обществе стали проявляться негативные последствия потребительского отношения к природе, на планете не осталось уголка нетронутой природы, а условия окружающей среды уже отрицательно стали сказываться на здоровье многих людей, тогда общество осознало необходимость задуматься над этим.
Экологическая культура - это часть культуры человека, система общественных отношений, социальная и личная этика, этические взгляды, установки и ценности - связь человека с природой; гармония человеческого общества и сосуществование с природной средой; механизм комплексного приспособления человека и природы через отношение человека к природе и окружающей среде в целом.
Наилучший результат экологически развитой культуры у младших школьников можно получить при внедрении внеурочной деятельности в образовательном процессе младших школьников.
Первые исследования экологического подхода в части приобщения детей к природе, отбор и систематизация предоставления экологических знаний были представлены следующими учеными: И.А. Хайдуровым, С.Н. Николаевым, Е.Ф. Терентьевым, а в части исследований неживой природы ученым И. С. Фрейдкиным.
В настоящее время проявляются противоречия между негативными техногенными факторами окружающей среды в мировом пространстве и отсутствием эффективных методов и форм экологического уровня знаний у младших школьников. Методические приемы их реализации недостаточно освещены в литературе, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: как обеспечить воспитание экологической культуры младших школьников на основе их личностной вовлеченности?
Цель исследования: выявить и доказать педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников экологической культуры.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания экологической культуры личности у младших школьников.
Гипотеза: воспитание экологической культуры у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
• разнообразить формы, некоторые методы, приемы и средства учебно-воспитательного процесса;
• осуществлять целостность подхода к урочной и внеурочной учебно-воспитательной работе с младшими школьниками;
• использовать современные формы и методы воспитания младших школьников (проектную деятельность);
• обогащать опыт практической деятельности, развивать интерес на основе исследуемой характеристики с использованием во внеурочной работе таких форм, как экскурсии, конкурсы и т.д. по воспитанию экологической культуры младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования экологического образования и воспитания.
2. Выявить уровень воспитания экологической культуры у младших школьников.
3. Разработать содержание методики, направленной на воспитание экологической культуры у младших школьников.
4. Доказать эффективность педагогических условий экспериментальной методики по воспитанию экологической культуры у младших школьников.
Методы исследования - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение; эмпирические: анкетирование.
Новизна исследования: определены условия, сущность, типы и значимость использования личностной ситуации при воспитании экологической культуры младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был систематизирован материал по воспитанию у школьников экологической культуры.
Практическая значимость: в исследовании представлены материалы по результатам успешного воспитания экологической культуры у младших школьников, что может быть применено в практике других общеобразовательных школ.
База исследования: Государственное общеобразовательное учреждение Школа №43.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос экологического образования и воспитания всегда существовал и будет существовать в развитии общества.
Определение цели и задач экологического образования позволило определить содержание учебного процесса. Определены основные этапы, направления и формы экологического образования.
Были проведены этапы эксперимента по проверке экологической культуры у младших школьников: проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; были пересмотрены программы экологических форм и методов работы с младшими школьниками, проведен мониторинг экспериментальных занятий с классом. На этапе констатирующего эксперимента были проведены диагностические методики для первоначального изучения проблемы.
Для развития личности школьника особое значение имеет приобретение представлений о взаимоотношениях природы и человека. Овладение практическими приемами сотрудничества с окружающей средой обеспечивает формирование мировоззрения ребенка, личностное развитие.
При правильном формировании экологических представлений у детей успешно формируется ценностный образ мира, экологическое сознание - защита природы и бережное отношение к ней.
Для реализации программных задач и содержания учебной программы экологического образования внеучебного периода должны выбираться различные методы и формы обучения учащихся, соотносящиеся с объектами природы. Для воспитания основ экологической культуры у младших школьников требуется определенное содержание информационного материала, а также создания необходимых условий для регулярного общения детей с природной средой.
Одной из наиболее эффективных технологий экологического образования является внеурочная деятельность деятельность, позволяющая школьникам получить углубленные знания о взаимоотношениях человека с природой, видение экологических проблем в реальной жизни, освоение простейших навыков по защите окружающей среды.
В ходе изучения теоретического материала было определено, что уровень экологической культуры младших школьников можно оценить по трем критериям: экологические знания, экологические умения, экологическое отношение.
Таким образом во втором разделе работы был проведен экспериментальное исследование на базе общеобразовательной школы №4, где приняли учащиеся 4 «б» класса в количестве 30 человек.
В исследовании были использованы следующие методы и формы:
1. Методика Н.С. Жестовой («Экологическая культура»
2. Создание педагогической ситуации:
• наблюдение за изменениями в природе;
• уход и наблюдение за растениями.
3. Тестирование (методика Иванова М.М.)
На констатирующем этапе эксперимента определили уровень воспитания экологической культуры младших школьников по трем параметрам:
• экологические знания;
• экологические умения;
• экологическое отношение к природе.
Уровень экологического сознания младших школьников на экспериментальном этапе показал, что средний уровень экологического сознания младших школьников составляет 50 процентов, а самый высокий - 24 процента и несколько выше преобладает низкий уровень воспитания экологической культуры у младших школьников.
На этапе формирования педагогической практики в 2021-2022 годах проведено 10 уроков. В результате в экспериментальной группе наблюдаются различия и изменения показателей, свидетельствующих об эффективности воздействия этапа формирования. Это показало, что оно влияет не только на психику школьников и развитие их экологической культуры, но и на развитие экологического культурного сознания всей семьи. Потому что работа была не только с младшими школьниками, но и с их родителями. В целом это работа учителя, посвятившего свой профессиональный труд обучению, результаты которого стали очевидны.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что значительная часть учащихся младших классов средней школы демонстрирует низкий уровень ценностного отношения в природе. Анализ ответов младших школьников позволил выявить следующее: у большинства детей отсутствует системный взгляд и понимание природы и ее ценностей. Младшие школьники ассоциируют природу с теми или иными природными вещами и в редких случаях испытывают сильные чувства и эмоции при общении с ними. Подавляющее большинство младших школьников имеют очень ограниченный опыт взаимодействия с природой, оказания помощи объектам природы.
По результатам анкетирования учащиеся начальных классов нуждаются в системе специально организованных занятий для обеспечения материалами, направленными на воспитание экологической культуры у младших школьников.
Было проведено 10 занятий в четвертом классе МБОУ «Средняя школа №4» с использованием разных методов и форм обучения. В контрольном этапе в экспериментальной группе высокие уровень воспитания экологической культуры у младших школьников увеличился на 19%, средний - снизился на 3%, низкий - на 16%. В контрольной группе ситуация была следующей: высокий уровень воспитания экологической культуры у младших школьников снизился на 5%, средний уровень - на 3%, низкий уровень - на 3%.Данные, полученные в конце исследования, свидетельствуют о положительном влиянии педагогических условий на формирование экологической культуры у младших школьников. В ходе проведенного исследования была достигнута цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.


1. Айкина Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках, формы и методы воспитательной работы. Г. А. Айкина. М. Начальная школа. 2018. № 8. С.54-57.
2. Антишина И. В., Д. А. Деларов Организация школьных экологических акций // География и экология в школе XXI века. 2016. № 10. С. 7-8.
3. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО; под ред. Н. Д. Андреевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 190 с.
4. Астафьева О. Е. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2017. 354 с.
5. Богапова Э.Р. Хафизова Э.Р. Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. № 1 (4). С. 18-21. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32544832 (дата обращения: 09.02.2022).
6. Боголюбов С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата; под ред. С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 429 с.
7. Вартапетов Л. Г. Экологическая орнитология: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. 170 с.
8. Волошина А.С. Экологическое воспитание на уроках окружающего мира. Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно- технического знания. 2018. № 1-2 (14). С. 6-7. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35257756 (дата обращения: 09.02.2022).
9. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников. Universum: психология и образование. 2018. № 4 (46). С. 11-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32737967 (дата обращения: 09.02.2022).
10. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2021 г.). Красн.: Новация, 2021. С. 15-18.
11. Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе // Экология в школе. 2017. № 1. С. 26-30.
12. Гурова Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 188 с.
13. Данилов-Данильян В. И. Экология: учебник и практикум для академического бакалавриата; под ред. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Издательство Юрайт, 2019. 363 с.
14. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2017. № 10. С. 51-56.
15. Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121). С. 68-71.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29987867 (дата обращения: 09.02.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ