Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования пространственного мышления младших школьников 8
1.1 Проблемы исследования пространственного мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия реализации приемов развития пространственного мышления учащихся начальных классов на уроках математики 16
Вывод по первой главе 25
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование пространственного мышления младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня развития пространственного мышления детей младшего школьного возраста 26
2.2 Реализация экспериментальных приемов развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики 35
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 42
Вывод по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложения 58
В настоящее время все более возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не только адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям, но и создавать нечто новое, обеспечивающее общественный прогресс. Описанную выше личность нельзя представить себе без развития пространственного мышления.
Развитие пространственного мышления играет большую роль как во всестороннем и умственном развитии учащихся, так и в формировании специальных умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Пространственное мышление является жизненно важным навыком, без которого человеку было бы трудно не только решать какие-либо задачи, требующие проведения пространственного анализа, но и ориентироваться в действительном пространстве, что сделало бы невозможным его адаптацию в социуме.
Важность формирования пространственного мышления младших школьников также отражается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предусматривают овладение школьниками не только основами алгоритмического, логического мышления, но и пространственного мышления, математической речи, развитие умений использовать математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Особое внимание развитию этого вида мышления необходимо уделять в младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, речь, воображение. И следует отметить, что значительный вклад в развитие пространственного мышления может внести такая учебная дисциплина как математика, способствующая развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности.
Изучением проблемы развития пространственного мышления школьников занимались такие педагоги и психологи, как: И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Е.В. Знаменская и другие. Каждый из них рассматривал данный процесс по-своему: одни представляли его как разновидность визуального, образного мышления, другие -как функциональную систему, состоящую из ряда анализаторов, третьи - раскрывали его особенности на примере процесса изучения школьниками математики.
Ряд современные исследователей утверждают, среди них А.В. Василенко, Д.А. Боровская, Л.Ф. Кравцова, что оптимальным способом развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики является моделирование.
В психолого-педагогической теории и практике достаточно разработаны теоретические основы развития пространственного мышления, сущность и содержания данного вида мышления, освещаются основные способы работы с геометрическим материалом, способствующие формированию пространственных представлений как основы пространственного мышления младших школьников.
Однако, несмотря на исследования в данной области, в настоящее время существует противоречие между необходимостью развития пространственного мышления и недостаточной разработанностью приемов моделирования, направленных на его развитие у младших школьников в процессе освоения геометрического материала на уроках математики.
Проблема исследования: каково содержание приемов моделирования, направленных на развитие пространственного мышления младших школьников в процессе обучения математике?
Цель: развить пространственное мышление детей младшего школьного возраста на основе разработанного содержания приемов моделирования, реализуемых на уроках математики.
Объект: процесс обучения детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Предмет: содержание приемов моделирования, способствующее развитию пространственного мышления младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: развитие пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики будет наиболее эффективно, если:
• разработать содержание приемов моделирования с использованием занимательных заданий и игр, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
• применять приемы моделирования в соответствии с логикой развития пространственного мышления учащихся;
• включать в процесс обучения приемы моделирования, направленные на оперирование пространственными представлениями и образами геометрических фигур.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения проблемы развития пространственного мышления младших школьников в процессе обучении на уроках математики.
2. Выявить уровень развития пространственного мышления детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать содержание приемов моделирования, направленных на развитие пространственного мышления младших школьников.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы научного исследования:анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования: разработано содержание приемов моделирования развивающих пространственное мышление учащихся, которые можно применять в процессе изучения курса математики в начальной школе.
Практическая значимость: разработанное содержание приемов моделирования повысило эффективность процесса развития пространственного мышления у младших школьников на уроках математики. Данные разработки могут быть использованы педагогами и студентами- практикантами в процессе математического обучения третьеклассников.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Потребность во всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не только адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям, но и создавать нечто новое, обеспечивающее общественный прогресс, остается актуальной в современном обществе. Описанную выше личность нельзя представить себе без развития пространственного мышления.
Наиболее благоприятным периодом для развития данного вида мышления является младший школьный возраст, что связано с отведением главенствующей роли учебной деятельности, влияющей на развитие таких психических процессов как: восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Исходя из этого, проблема исследования пространственного мышления младших школьников представляет собой одну из важных проблем на этапе начального общего образовании.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы была выявлена разработанность данной проблемы, обобщены подходы ученых, педагогов, психологов по данному вопросу, раскрыты особенности развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Пространственное мышление подразумевает деятельность по созданию образа и оперированием им для решения различного рода как практических, так и теоретических задач.
Развитие пространственного мышления достаточно сложный процесс. Чтобы качественного повысить его уровень следует учитывать не только основные составляющие показателей, но и сопутствующие, без которых не возможно полноценно развить данный вид мышления учащихся начальных классов.
На основе изученной литературы мы приходим к выводу о том, что особую значимость в современном обучении приобретает метод моделирования, так как он активизируют познавательный интерес учащихся, их самостоятельность. Однако, несмотря на разработанность проблемы, на современном этапе недостаточно представлены приемы моделирования, направленные на развитие пространственного мышления младших школьников при работе с геометрическим материалом.
По результатам констатирующего этапа эксперимента было установлено, что в экспериментальной и контрольной группах преобладающими уровнями развития пространственного мышления являются средний и низкий. Данный результат по проведенным диагностическим методикам свидетельствовал о том, что у младших школьников наблюдались трудности в оперировании пространственными образами, установлении их пространственных отношений, неспособности создать образ при помощи различной наглядной основы.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал необходимость внедрения в учебный процесс на уроках математики разработанного содержания приемов моделирования, с целью повышения уровня развития пространственного мышления учащихся.
Приемы моделирования связанные с изучением геометрического материала в начальном курсе математики, которые применялись в работе со школьниками экспериментальной группы, были выстроены таким образом, чтобы осуществлять коррекционное воздействие на проблемы, выявленные в констатирующем этапе. Данные приемы также позволяли обогатить знания учащихся о некоторых видах пространственных и плоскостных фигур, носили творческий характер, что стимулировало познавательный интерес младших школьников.
После проведения формирующего этапа эксперимента с применением разработанного содержания приемов моделирования на уроках математики, был осуществлен контрольный этап.
Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике развития пространственного мышления учащихся экспериментальной группы. Так младших школьников обладающих высоким уровнем развития пространственного мышления увеличилось на 10%,в то время как результаты низкого уровня снизились на 22%.
Качественные изменения положительной динамики отразились не только на выявленных проблемах констатирующего этапа, но и на заинтересованности младших школьников в получении геометрических знаний из начального курса математики, проявлении ими инициативности и самостоятельности, что, безусловно, влияет на учебную успешность.
На основании выше сказанного, следует вывод, что проведенное исследование позволило доказать выдвинутую гипотезу о том, что развитие пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики будет наиболее эффективно, если:применять приемы в соответствии с логикой развития пространственного мышления учащихся; разработать содержание приемов моделирования с использованием занимательных заданий и игр, активизирующих познавательную деятельность младших школьников;развить концентрацию внимания учащихся на пространственных представлениях, построенных на основе геометрического материала, при помощи приемов моделирования.
1. Акпынар Л.М. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе ознакомления с геометрическим материалом // Перспективы развития науки и образования.Материалы XV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2017. С. 59-61.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей . М. : Просвещение, 1964. 304 с.
3. Асланян И.В., Миронова Т.П. Развитие пространственных представлений детей младшего школьного возраста при помощи внедрения системы геометрических упражнений в курс математики // Современная научная мысль.Материалы IV Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 31-40.
4. Байрамова Э.О. О формировании представлений младших школьников об элементарных объемных фигурах // Матрица научного познания. 2017. № 5. С. 145-151.
5. Боровская Д.Н., Кравцова Л.Ф. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 1-2 (13). С. 7-9.
6. Бурдыгина Т.П. Цели и методы формирования пространственных представлений в системе обучения математике в начальной школе //Актуальные вопросы модернизации российского образования.Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 65-68.
7. Василенко А.В. Моделирование как средство развития пространственного мышления // Преподаватель XXI века. 2012. №31. С.141-144.
8. Василенко А. В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся // Наука и школа. 2013. №4. С. 69-72.
9. Василенко А.В. Систематизация задач на развитие пространственного мышления учащихся //Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С.460-470.
10. Василенко А.В. Уровни развития пространственного мышления учащихся на уроках геометрии // Наука и школа. 2011. № 2. С. 62-64.
11. Вдовина О.Л. Формирование пространственного мышления младших школьников на уроке математики в рамках реализации ФГОС // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 2. № 4. С. 19-22.
12. Вендина А.А. Особенности развития пространственного мышления на уроках математики в начальной школе // Постулат. 2018. № 1 (27). С. 4- 9.
13. Гребенникова Н.Л., Каюмова А.Я. Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала // Образование и наука в современных реалиях.Материалы V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.].2018. С. 94-97.
14. Григорьева Ж.В. Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса» // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 83-87.
15. Гуткина Н.И.,Методика «Домик»: описание, анализ результатов
[Электронный ресурс]: Сайт FB.ru Психология. URL:
http://fb.ru/article/236410/gutkina-n-i-metodika-domik-opisanie-analiz-rezultatov- vyivodyi(дата обращения: 23.11.2018).
...