Введение 3
Глава 1 Суд присяжных: мировой и исторический опыт 14
1.1 Англо-американская модель судопроизводства с участием присяжных
заседателей 14
1.2 Континентальная модель судопроизводства с участием присяжных
заседателей 24
1.3 История развития суда присяжных в России 43
Глава 2 Процессуальные основы уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей 56
2.1 Требования, предъявляемые к присяжным заседателем 56
2.3 Права и обязанности присяжных заседателей 70
Глава 3 Осуществление правосудия с участием присяжных заседателей:
уголовно-правовые аспекты 79
3.1 Участие присяжных заседателей в рассмотрении дела по существу:
особенности и преимущества 79
3.2 Вердикт присяжных заседателей и его влияние на судьбы преступников 90
3.3 Проблемы совершенствования организации и деятельности судов
присяжных 103
Заключение 118
Список используемой литературы и используемых источников 124
«Одной из фундаментальных основ Российского государства, продекларированных в Конституции Российской Федерации» [25], является независимая судебная власть, значимым элементом которой справедливо считается суд с участием присяжных заседателей. В таком суде вопрос о виновности подсудимого решается присяжными заседателями, а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями, что является существенным отличием суда с участием присяжных заседателей.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что судопроизводство с участием присяжных заседателей осуществляется в особых случаях, которые прямо определены федеральным законом. Таковым законодательным актом является Федеральный закон № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [59], который был принят в нашей стране 20 августа 2004 г. и действует до сих пор с учетом вносимых в него изменений и дополнений.
Суд с участием присяжных заседателей является специфической формой организации суда, при которой рассмотрение и разрешение в судебном разбирательстве уголовного дела осуществляется как профессиональным судьей, так и коллегией присяжных заседателей. Указанная форма обеспечивает наибольшую состязательность в уголовном судопроизводстве, а также гарантирует провозглашение справедливого судебного решения по итогу рассмотрения уголовного дела в суде.
Значение института присяжных заседателей для современной судебной системы сложно переоценить - он выступает способом участия граждан государства в отправлении правосудия в рамках законодательно установленных требований, а также позволяет исполнить ими свой гражданский долг через реализацию принципа коллегиальности правосудия. Участие граждан в функционировании органов судебной власти, предусмотренное законодательными актами государства, свидетельствует о высоком уровне демократичности правосудия и является, по сути, средством общественного контроля за соблюдением судебными органами принципов законности и справедливости.
Следует при этом подчеркнуть ряд недостатков правового регулирования института присяжных заседателей, которые состоят преимущественно в недостаточной ясности и четкости законодательной регламентации, в наличии недостатков технико-юридического свойства, противоречивости и избыточной нормативности (дублирование правовых норм). Также весьма противоречива складывающаяся судебная практика. Также дискуссионными вопросы о роли суда присяжных в защите прав и свобод человека. С одной стороны, речь идет о необходимости формирования новой правовой культуры общества, а именно институт присяжных заседателей играет в этом большую роль, с другой стороны речь идет о мнимой отмене неотвратимости наказания при вынесении оправдательных вердиктов судом с участием присяжных заседателей, что на наш взгляд не соответствует действительности.
Нормативно-правовое регулирование правового института суда присяжных заседателей в последние годы сопровождается значительным числом изменений, в той или иной степени трансформировавшими сами подходы в отношении количественных и качественных характеристик исследуемого правового института. Сразу же стоит отметить, что данные изменения не могли не оказать значимого воздействия на особенности организации и эффективность работы суда присяжных, что актуализирует запрос на их оценку.
В качестве примера подобных изменений можно назвать «федеральный закон от 23.06.2016 И190-ФЗ, вступивший в силу с 1 июня 2018 г». [60] Изменениям были подвергнуты вопросы юрисдикции данной формы судопроизводства, а также процедура формирования коллегии присяжных заседателей и их количественного состава. Проводимое реформирование судов значимо повлияло на осуществление подсудимым своих прав на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Распространение института суда присяжных на уровень районных судов приблизило последние к гражданам и расширило возможности их использования, однако имело и некоторые отрицательные моменты, которые будут затронуты позже.
Если обратиться к истории, то можно отметить, что формирование судов присяжных, произошедшее в ходе судебной реформы, было призвано стремлением законодателя справиться с судейским произволом, создав подлинно независимый орган правосудия, работающий на иных, нежели государственные суды, началах. Внедрение нового правового института в империи сопровождалось значительным числом дискуссий относительно самой подобной необходимости и перспектив его существования. Существовало мнение о низкой степени правового сознания и правовой культуры представителей российского общества, что делало невозможным или затруднительным внедрение судов присяжных, так как их участники просто не смогут разобраться в юридических тонкостях и вынести сколько-нибудь справедливое и законное решение. Однако сформированный правовой институт показал себя эффективным и смог успешно решать стоящие перед ним задачи, встроившись в новую, сформировавшуюся в ходе судебной реформы состязательную правовую систему, в значительной степени демократизировав ее.
Однако в отношении роли и значения самого исследуемого правового института не прекращаются дискуссии, в основе которых лежат диаметрально противоположные подходы. По мнению сторонников судов присяжных, наличие подобного правового института является важным проявлением демократичности государственного устройства и независимости судебной системы. Представители альтернативной позиции основывают критику судов присяжных на том, что последние не обладают необходимыми профессиональными познаниями, в связи с чем, решают вопрос по поводу виновности или невинности на основе обыденных представлений и такого же правосознания. Как бы то ни было, суды присяжных являются важной составляющей независимости судебной системы, выносят объективные и справедливые судебные решения, способны эффективно разрешать различные резонансные и политически мотивированные дела, выступая важным элементом системы сдержек и противовесов, способным дать отпор запросу на вмешательства в судебное разбирательство. В подобном качестве, последние выступают даже в некотором роде инструментом государственного и общественного согласия, примирения.
Дискуссии относительно судьбы института присяжных заседателей не угасают, во многом они связаны с несовершенством организации и деятельности суда присяжных и российского законодательства в целом и требуют немедленного разрешения посредством реформирования не только данной формы судопроизводства, но и всей судебной системы. Традиционно, коллегия судов присяжных функционирует в составе двенадцати человек. Данное число присяжных существовало в дореволюционной России, коллегия той же численности рассматривала уголовные дела и на современном этапе вплоть до внесения изменений.
Однако, федеральным законом от 23.06.2016 N 190-ФЗ, все положения которого вступили в силу с 1 июня 2018 г., был изменен порядок деятельности суда присяжных в части особенностей юрисдикции и процедуры формирования коллегии присяжных заседателей.
Так, данными изменениями было предусмотрено, уменьшение в региональных судах коллегии присяжных до восьми человек. Кроме того, законом предусматривается внедрение правового института присяжных заседателей в районных судах в количестве шести человек. По мнению разработчиков закона, подобные изменения упростят процедуру формирования коллегии и сократят временные и материальные издержки данного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена помимо обозначенных проблем также и существенными изменениями, которые произошли с указанным институтом в последнее время. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ расширено применение института присяжных.
Целью магистерской диссертации выработка авторских представлений относительно сущности, содержания и особенностях функционирования правового института суда присяжных в РФ.
Задачами выступают:
- рассмотрение англо-американской модели судопроизводства с участием присяжных заседателей;
- выявление специфики континентальной модели судопроизводства с участием присяжных заседателей;
- рассмотрение становления и развития суда присяжных в Российской Федерации в исторической ретроспективе;
- выявление требований к присяжным заседателям;
- рассмотрение порядка составления списка и формирования коллегии суда присяжных в Российской Федерации;
- изучение прав и обязанностей присяжных заседателей;
- рассмотрение особенностей и преимуществ участия присяжных заседателей в рассмотрении дела по существу;
- изучение вердикта суда присяжных заседателей и его влияния на судьбы подсудимых;
- выявление проблем и основных направлений совершенствования правового института присяжных заседателей.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования рассмотрения дела судом присяжных.
Предмет составляют правовые нормы законодательства, регламентирующие правовое регулирование указанного института, материалы судебной и иной правоприменительной практики, концепции ученых, нашедшие свое отражение в соответствующей научной литературе по предмету исследования.
Теоретическую основу настоящего исследования составляют научные труды. Суд с участием присяжных заседателей рассматривался как дореволюционными, так и современными учеными и исследователями. В дореволюционной литературе рассматривали вопросы рассматривали А.Ф. Кони, Н.В. Муравьев, Н.П. Тимофеев, И.Я. Фойницкий и др. Уголовные и уголовно-процессуальные аспекты рассматривались в современных источниках такими учеными, как: С.А. Насосов, Н.В. Осипова, И.В. Корнеева, С,Н. Старцева, А. В. Ильин и др. Ученые рассматривали вопросы суда присяжных в зарубежных странах (Т.В. Апарова, С.В. Боботов, Г. Гросс, Н.В. Радутная и др.). Следует отметить, что о суде присяжных написано много диссертационных исследований.
Методологическую основу настоящей работы составляют общенаучные методы познания, системный подход к изучению обозначенного выше объекта и предмета исследования, который отражает связь теории и практики. В работе также были использованы прикладные методы, а именно, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический метод научного познания.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможном использовании ее в дальнейших исследованиях. Полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения развивают и дополняют понятийный материал. Сопутствующий исследованию организационно-правовых основ деятельности института суда присяжных заседателей как части судебной системы Российской Федерации, в частности, освещаются и переосмысливаются важные аспекты законодательного обеспечения деятельности института присяжных заседателей в России.
Практическое значение исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по эффективной реализации организационно-правовых основ деятельности института суда присяжных заседателей в России, совершенствованию законодательства о судоустройстве Российской Федерации и уголовно-процессуального законодательства могут быть использованы в правотворческой деятельности представительных органов государственной власти Российской Федерации.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, разделенные в общей сложности на девять параграфов, заключения и списка используемых источников.
В качестве основных научных результатов настоящего исследования, обладающих научной новизной и научно-практическим значением, автором выносятся на защиту следующие положения.
Анализ англо-американской и континентальной моделей судов присяжных позволяет прийти к выводу, что нашу страну в чистом виде нельзя отнести ни к одной из моделей организации судов присяжных. Развиваясь на основе советских правовых традиций, уголовный процесс перенял обвинительные черты, связанные с диспропорциональной ролью суда и государственного обвинителя, сужением пределов компетенции стороны защиты, активной ролью суда в исследовании доказательств по делу. В то же время, некоторые особенности, присущие англосаксонской модели организации суда присяжных, присущи и в отношении исследуемых судов в нашей стране. Речь идет о стремлении законодателя ограничить пределы полномочий присяжных заседателей, перенеся значительный объем компетенции на фигуру профессионального судьи. Подобная тенденция обуславливает формирование двухуровневой структуры судебного следствия, в рамках которой часть процессуальных действий проводится с участием заседателей, а в отношении остальных участие последних запрещается; выделяется и перечень обстоятельств, к исследованию которых присяжные не допускаются;
Эффективное решение присяжными стоящих перед ними задач невозможно без предоставления им правовых и процессуальных гарантий, обеспечивающих высокую степень самостоятельности последних и подлинную независимость в принятии решений. Общая направленность трансформации судов присяжных в нашей стране должна быть связана с сохранением существующей степени самостоятельности присяжных заседателей, повышением уровня правовой культуры в обществе и популяризации участия в качестве присяжных заседателей, конструированием широкого перечня правовых гарантий, обеспечивающих защиту и охрану прав присяжных от любого неправомерного вмешательства в их деятельность, недопустимости препятствования их независимости и беспристрастности;
В качестве важного предложения относительно деятельности собственно судов присяжных нами видится интересной инициатива формирования института апелляционных коллегий присяжных заседателей. Внедрение подобной инициативы позволит обеспечить прохождение так называемого проходить двойного фильтра присяжных;
Существенным недостатком в части правовой регламентации института судов присяжных заседателей является отсутствие в законодательстве дефиниции «присяжный заседатель», влекущей за собой некоторые проблемы в реализации норм уголовно-процессуального законодательства. Предлагаем рассмотреть следующую интерпретацию термина «присяжный заседатель» - это лицо, привлеченное к добровольному, временному исполнению обязанностей по рассмотрению уголовного дела на непрофессиональной основе, принимающее решение о виновности или невиновности субъекта вовлеченного в судебный процесс в качестве подсудимого, руководствуясь моральными и правовыми нормами, с соблюдением порядка судопроизводства;
Действующее законодательство не вменяет в обязанность гражданина участие в качестве присяжного заседателя, что влечет сокращение лиц, способных реализовать данное право. Решение ситуации возможно в законодательном закреплении «обязанности» гражданина участвовать в судебном заседании в качестве присяжного заседателя, а не именовать эту возможность «гражданским долгом» не влекущим никаких юридических последствий.
Чтобы устранить основные причины отмены приговоров, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, нужно внятно разъяснять последним их процессуальные права и формулировать вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей, с учетом когнитивных особенностей участников. Как представляется, это помогло бы снизить процент ошибок в принятии судом того или иного решения, а также снизилась тенденция обжалования приговоров;
Следует также закрепить порядок совещания и голосования при разрешении уголовного дела, а также проводить определенные мероприятия, которые бы подготавливали присяжных заседателей не только к процессуальной форме ведения судебного разбирательства, но и морально, развивая в последних такие качества как честность и трудолюбие;
Нами негативно оцениваются внесенные изменения в части количественного состава коллегии присяжных заседателей. Стоящие перед законодателем задачи обеспечить экономию бюджетных средств пусть даже и ценой снижения объективности, справедливости и обоснованности выносимого вердикта, скажутся крайне негативно на эффективности работы всей судебной системы в контексте достижения целей правосудия, принципов равноправия и состязательности сторон. Для сохранения суда присяжных в наиболее соответствующем целям уголовного и уголовно - процессуального закона виде необходимо осуществить возврат к прежнему количественному составу коллегии присяжных заседателей на уровне судов регионов. Что же касается внедрения правового института на уровне районных судов, то это важный и необходимый шаг, однако состав коллегии предпочтительнее закрепить в количестве восьми членов;
В качестве же общего вывода стоит заметить, что существующая правовая основа деятельности судов присяжных стоящим перед ней задачам, не обеспечивая подлинную независимость последних в принимаемых решениях, приводя к иной концептуализации базовых уголовно-правовых категорий, недели подобное имеет место в отношении дел, рассматриваемым без участия присяжных. Несмотря на общую уголовно-правовую концепцию о том, что единственным основанием уголовной ответственности выступает наличие состава преступления, в рамках составов, рассматриваемых судами присяжных, статусом основания уголовной ответственности, фактически, наделена вина. В этой связи, в качестве значимого предложения повышения эффективности работы судов присяжных следует согласиться с инициативой о необходимости реформировать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство на базе оценочной концепции вины, наделив вину единственным основанием уголовной ответственности. В качестве последней ее, в соответствии с положениями этой концепции, следовало бы рассматривать как основанную на анализе всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния отрицательную моральную оценку личности деятеля, в силу чего он должен подлежать именно уголовной, а не иной ответственности.
Внедрение данного подхода позволит существенно расширить возможности судов присяжных. В целях эффективного решения данной задачи следует на законодательном уровне закрепить право присяжных участвовать в исследовании не только фактических обстоятельств инкриминируемого подсудимому деяния, но и данных о биографии подсудимого, в том числе о его предыдущих судимостях, о роде занятий и пристрастиях, привычках, ценностных ориентациях и всех других обстоятельствах, которые помогут понять и причины его общественно опасного поступка, и его мотивы, и цели, что позволит присяжным сделать обоснованное заключение по самому важному вопросу - о наличии или отсутствии вины, о ее форме и величине
Итак, в ходе теоретического исследования изучен вопрос суда присяжных заседателей, его теоретические и правовые аспекты, как в отечественной судебной системе, так и в судебных системах зарубежных стран.
Необходимо отметить, что возрождение института присяжных заседателей в России является одним из значительных шагов реформирования судебной системы в целом. Присяжные заседатели, руководствуясь своими внутренними убеждениями, выносят решение о виновности или невиновности лица, вовлеченного в судебный процесс в качестве обвиняемого. Конечно, решение судьбы человека с участием присяжных заседателей во многом является некоторой лотереей, так как окончательный вердикт зависит от убедительности обвинения, количества и качества, представленных в заседание доказательств, несмотря на то, что основной целью введения института присяжных заседателей является беспристрастность суда, имеет место влияние различных обстоятельств на мнение коллегии присяжных.
Процедура судопроизводство с участием присяжных заседателей неоспоримо важна, так как именно она реализует конституционное право обвиняемого на защиту любым доступным, но не противозаконным способом, в частности предусмотренное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ право лица гарантирующее каждому «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Институт присяжных заседателей является по своей природе правовым и демократичным, что полностью позволяет реализовать не только соблюдение конституционных прав граждан, но и влияет на развитие правового государства в целом.
Результаты исследования можно свести к следующим основным положениям:
- Развитие суда присяжных англо-американской модели судопроизводства (Великобритания, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия), в отличие от континентальной (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Румыния, Германия, Греция, Португалия, Турция, Япония, Дания, Швеция), происходило более прогрессивно и в большинстве стран, представляющих данную модель, институт суда присяжных сохранил свое изначальное предназначение - демократизация судопроизводства.
- Рассматривая вопрос развития института присяжных заседателей в историческом аспекте, можно проследить его видоизменение, взаимосвязь между этими видоизменениями и социально-политическими и экономическими событиями в обществе.
- Суд присяжных можно определить, как временно действующую организацию суда; создаваемую для рассмотрения особой категории дел, коллегией, сформированной методом случайной выборки.
- Исследуя вопрос современного состояния и перспектив развития института присяжных заседателей, выявлено многообразие правовых пробелов, отсутствие научных дефиниций, противоречий в трактовании положений статей.
В настоящее время в России наблюдается тенденция к детализации законодательства как в целом в судебной системе, так и в сегменте института присяжных заседателей в частности, но оно остается запутанным и противоречивым, поэтому можно выделить ее следующие основные недостатки.
Первым и основным является отсутствие в законодательстве дефиниции «присяжный заседатель», влекущей за собой некоторые проблемы в реализации норм уголовно-процессуального законодательства. На сегодняшний день, понятие этого термина, раскрывается исключительно в учебной или научной литературе. Единственным возможным путем устранения данного юридического пробела, является необходимость введения единого исчерпывающего, точного и лаконичного определения понятия, сформулированного на основе ряда признаков, характерных для данных институтов.
Действующее законодательство не вменяет в обязанность гражданина участие в качестве присяжного заседателя, что влечет сокращение лиц, способных реализовать данное право. Решение ситуации возможно в законодательном закреплении «обязанности» гражданина участвовать в судебном заседании в качестве присяжного заседателя, а не именовать эту возможность «гражданским долгом» не влекущим никаких юридических последствий.
Отсутствует возможность отклонения ходатайства подсудимого о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, при наличии веских на то оснований, представленных потерпевшей стороной. Формально не отсутствие такой процессуальной нормы, нарушает международно-правовые и конституционные нормы, имеющие приоритет перед уголовно-процессуальной отраслью, в частности принцип равноправия сторон в судебном заседании. Реализовать полноценное право сторон на соблюдение принципа равноправия, позволит лишь законодательное закрепление данной процедуры, путем возложения обязанности на судью, или иное лицо, участвующее в производстве по делу, оформлять уведомление потерпевшему о применении формы судопроизводства в виде суда присяжных заседателей.
Еще один вопрос, ожидающий законодательного разрешения, это вопросы, возникающие при заявлении присяжным заседателем ходатайства о самоотводе. Указанная возможность носит формальный характер, так как удовлетворение ходатайства находится в компетенции судьи, который в большинстве случаев во избежание срыва процесса отклоняет ходатайство, обязывая присяжного фактически исполнять свою обязанность против воли.
В связи с имеющимися недостатками в правовом регулировании вопроса реализации суда присяжных заседателей, было бы целесообразно на законодательном уровне устранить эти правовые пробелы, путем внесения соответствующих поправок в существующие нормативно-правовые акты, или принятием новых законодательных актов. Так же считаем целесообразным рассмотреть вопрос о введении дополнительные мер ответственности, которые могут быть применены к присяжному за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.
Чтобы устранить основные причины отмены приговоров, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, нужно внятно разъяснять последним их процессуальные права и формулировать вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей, с учетом когнитивных особенностей участников. Как представляется, это помогло бы снизить процент ошибок в принятии судом того или иного решения, а также снизилась тенденция обжалования приговоров;
Закрепить порядок совещания и голосования при разрешении уголовного дела, а также проводить определенные мероприятия, которые бы подготавливали присяжных заседателей не только к процессуальной форме ведения судебного разбирательства, но и морально, развивая в последних такие качества как честность и трудолюбие;
Внести поправки в УПК РФ и разработать общие правила проведения судебных разбирательств с участием присяжных заседателей. Хотелось бы, чтобы Государственная Дума также рассмотрела вопрос о внесении совершенно новой главы в УПК РФ, которая бы так и называлась «Присяжные заседатели». В ней необходимо отразить цели и задачи такого специфичного процесса, установить регламенты и нормы, которые позволили бы гражданам более детально понимать закон и, соответственно, основываться на него.
Создать в сети Интернет определенные программы, которые позволили бы гражданам, которые хотят стать присяжными заседателями, заранее знать, что от них требуется и какие меры ответственности они понесут за несоблюдение этих требований. Ужесточение мер, на наш взгляд, и императивные методы, позволят более структурированно устраивать судебный процесс.
В качестве общего вывода, нами негативно оцениваются внесенные изменения в части количественного состава коллегии присяжных заседателей. Стоящие перед законодателем задачи обеспечить экономию бюджетных средств пусть даже и ценой снижения объективности, справедливости и обоснованности выносимого вердикта, скажутся крайне негативно на эффективности работы всей судебной системы в контексте достижения целей правосудия, принципов равноправия и состязательности сторон. Для сохранения суда присяжных в наиболее соответствующем целям уголовного и уголовно-процессуального закона виде необходимо осуществить возврат к прежнему количественному составу коллегии присяжных заседателей на уровне судов регионов. Что же касается внедрения правового института на уровне районных судов, то это важный и необходимый шаг, однако состав коллегии предпочтительнее закрепить в количестве восьми членов.
В качестве же общего вывода стоит заметить, что существующая правовая модель организации суда присяжных заседателе не в полной мере отвечает стоящим перед ней задачам, не обеспечивая подлинную независимость последних в принимаемых решениях, приводя к иной концептуализации базовых уголовно-правовых категорий, недели подобное имеет место в отношении дел, рассматриваемым без участия присяжных. Так, применительно к исследуемой процедуре наблюдается отказ от классического положения о разграничении полномочий между судьей и присяжными, возложив на последних обязанность решать вопросы о виновности подсудимого, степени и характере вины, о снисхождении, которые являются не вопросами факта, а сугубо юридическими, что, в условиях отсутствия у них правомочий на оценку личности, предыдущего и последующего поведения субъекта, приводит к противоречивым и непоследовательным судебным актам. Несмотря на общую уголовно-правовую концепцию о том, что единственным основанием уголовной ответственности выступает наличие состава преступления, в рамках составов, рассматриваемых судами присяжных, статусом основания уголовной ответственности, фактически, наделена вина. Однако и общие представления по поводу виновности или невиновности, которыми руководствуются присяжные заседатели, в значительной степени отличаются от господствующей в уголовном праве психологической концепции вины, вместо которой присяжные руководствуются оценочной концепцией.
В этой связи, в качестве значимого предложения повышения эффективности работы судов присяжных следует согласиться с инициативой о необходимости реформировать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство на базе оценочной концепции вины, наделив вину единственным основанием уголовной ответственности. В качестве последней ее, в соответствии с положениями этой концепции, следовало бы рассматривать как основанную на анализе всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния отрицательную моральную оценку личности деятеля, в силу чего он должен подлежать именно уголовной, а не иной ответственности.
Внедрение данного подхода позволит существенно расширить возможности судов присяжных. В целях эффективного решения данной задачи следует на законодательном уровне закрепить право присяжных участвовать в исследовании не только фактических обстоятельств инкриминируемого подсудимому деяния, но и данных о биографии подсудимого, в том числе о его предыдущих судимостях, о роде занятий и пристрастиях, привычках, ценностных ориентациях и всех других обстоятельствах, которые помогут понять и причины его общественно опасного поступка, и его мотивы, и цели, что позволит присяжным сделать обоснованное заключение по самому важному вопросу - о наличии или отсутствии вины, о ее форме и величине.
1. Адвокатская газета. Апелляция отменила порядка 90 %
оправдательных приговоров районных судов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/apellyatsiya-otmenila-pochti-90-
opravdatelnykh-prigovorov-rayonnykh-sudov-vynesennykh-s-uchastiem- prisyazhnykh/. Дата обращения 08.06.2021.
2. Антонова Е.Ю. Актуальные вопросы рассмотрения уголовных дел в суде присяжных: сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции / Е.Ю. Антонова, Е.В. Арцева, С.С. Безруков под ред. С.С. Безрукова, К.А. Волкова. Хабаровск // Юрист. 2017. 104 с.
3. Андреева К.А. Вопросы развития института суда присяжных заседателей // Аграрное и земельное право. 2019. № 1 (169). С. 99-104.
4. Аширбекова М.Т. Вердикт присяжных как правоприменительный акт // Мировой судья. 2019. № 10. С. 33 - 37.
5. Ахъядов Э.С. История развития суда с участием присяжных заседателей // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 713-714.
6. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2019 № 49-АПУ19- 9сп // СПС Консультантплюс.
7. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 04.03.2014 № 82-АПУ14-5сп // СПС Консультантплюс.
8. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным
делам Верховного Суда РФ от 27.06.2018 № 19-АПУ18-12СП // СПС
Консультантплюс.
9. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 72-АПУ17-28СП // СПС Консультантплюс.
10. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2019 N 49-АПУ19- 9сп // СПС Консультантплюс.
11. Белозерова И.И. Санеев, С.О. Историко-правовой анализ института суда присяжных в англосаксонской правовой семье и России / И.И. Белозерова, С.О Санеев. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 3. С. 185-192
12. Боботов А.С. Возникновение и развитие суда присяжных / А.С. Боботов // Гражданин и право. Новая правовая культура. 2000. № 1. С. 29-33.
13. Брауер Э. Суд присяжных по законодательствам Германии: Общий обзор и положение немецких законодательств по этому предмету, с кратким указанием на законодательства других государств, преимущественно на французское, шотландское и северо-американское / Пер., прим.: В. Бартенев. СПб.: Журн. М-ва юст. 1865.
14. Бурмагин С.В. Является ли вердикт присяжных заседателей судебным решением? / С.В. Бурмагин // Уголовное судопроизводство. 2019. № 4. - С. 8 - 13.
15. Бытко Ю.И. Проблемы суда присяжных в Российской Федерации / Ю.И. Бытко // Современное право. 2018. № 2. С. 117-123.
16. Валова Е.В. Суд присяжных в американской системе правосудия / Е.В. Валова, С.И. Нагих // Успехи в химии и химической технологии. Право. 2014. № 3. С. 45.
17. Гурская С.Н. Направления развития правового института подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в уголовном процессе России / С.Н. Гурская // Российская юстиция. 2016. № 4. C.19-23.
18. Гущина В.П. Англо-американская модель суда с участие присяжных заседателей / В.П. Гущина // Юридический факт. 2019. № 63. С. 24-27.
19. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» (утратил силу) //
Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства». № 17.
24.11.1917.
20. Дженис М. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии) / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли // Пер. с англ. М. : Права человека. 1977. С. 469, 470, 476.
21. Диденко Н.С. К вопросу об истории реформирования и современного состояния института суда присяжных в России / Н.С. Диденко, Е.Е. Колбасина // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 4 (91). С. 111-114.
22. Зуев Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. / Ю.Г. Зуев // Москва: Проспект. 2018. 160 с.
23. Земцова Д.В. Актуальные проблемы суда присяжных в Российской Федерации // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-2. С. 20-21.
24. Зюбина И.А. Особенности обвинительной речи в суде присяжных заседателей // Философия права. 2016. №3. С. 34.
25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
26. Копорова Н.А. Суд присяжных: история создания и пути развития // Молодые ученые. 2016. № 7. С. 29-30.
27. Купряшина Е. А. Участие граждан в отправлении правосудия в России и зарубежных странах / Е.А. Купряшина, Е.А. Черкасова. // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1. С. 27-31.
28. Курченко В.Н. Этические и процессуальные требования, предъявляемые к государственному обвинителю в суде присяжных // Законность. 2018. № 2. С. 16-19.
29. Курочкин И.А. Институт присяжных заседателей в России // Colloquium-journal. 2019. № 7-8 (31). С. 25-28.
30. Мельник В.В. Особенности производства с участием присяжных заседателей. Уголовный процесс: Учеб. / Под ред. А.В. Гриненко // 2-е изд., перераб. Москва: Норма, 2008. С. 368.
31. Миленин Ю.Н. Суд присяжных в Российской Федерации: история и перспективы развития // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Материалы научно¬практической конференции. 2010. С. 95-101.
32. Миттермайер К.А. Европейские и американские суды присяжных, их деятельность, достоинства, недостатки и средства к устранению этих недостатков. // Вып. 1-2. М.: Д. Дриль. 1869-1871.
33. Михайлов П.Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие и трансформация. // Спб.: Юрид. центр Пресс. 2004. C.321.
34. Насонов С.А. Европейские модели производства в суде
присяжных: суд присяжных в Испании (Сравнительно-правовое
исследование) // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8 (57). С. 154-160
35. Насонов С.А. Производства в суде присяжных Бельгии и России (сравнительно-правовое исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 65-71.
36. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н. Ведерникова, С.А. Ворожцов, В.А. Давыдов и др.; отв. ред. В.М. Лебедев; рук. авт. кол. В.А. Давыдов. Москва : НОРМА. 2014. 987 с.
37. Орлов А.В. Организация осуществления правосудия присяжными заседателями в районных судах // Российская юстиция. 2017. № 6. С. 57-62.
38. Панфилов Н.И. Проблемы функционирования суда присяжных в России / Н.И. Панфилов, Т.А. Макарова // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Чебоксары : ИД «Среда». 2019. С. 229-233.
39. Петрухин И.Л. Производство в суде с участием присяжных заседателей // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Москва. 2009. С. 516.
40. Пискунов Д.С. Особенности судебной системы США и ее роль в формировании источников права // Закон и право. 2019. №9. С. 92.
41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 (ред. от 15.05.2018) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Российская газета. № 272. 02.12.2005.
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 2014 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Филимонова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.
43. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2019 № 20-П «По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда»// Собрание законодательства РФ. 27.05.2019. № 21. ст. 2657.
44. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801¬1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // «Ведомости СНД и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435 (утратил силу).
45. Постановление Президиума Верховного Суда Российской
Федерации N 182-П19 // СПС Консультантплюс.
46. Пропастин С.В. Отмена оправдательных приговоров суда присяжных: виноват ли адвокат? // Адвокатская практика. 2020. № 2. С. 16¬20.
47. Попова М.А. История суда присяжных // Центральный научный вестник. 2016. Т. 1. № 16 (16). С. 49-51
48. Саватеева, У.С. Разновидности (модели) суда присяжных заседателей: англо-американская и франко-германская модели // Трибуна ученого. 2020. № 5. С. 210.
49. Смирнов А.В. Уголовный процесс. / Смирнов А.В // Калиновский К.Б. 4-е изд., перераб. и доп. М.: 2008. 675 с.
50. Субботин М.Р. История развития суда присяжных во Франции с точки зрения политико-правовых учений // Вестник современных исследований. 2018. № 6. С. 498.
51. Тарабаева Н.В. Суд присяжных заседателей // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 200-205.
52. Трунов И.Л. Защита прав граждан в суде присяжных. // Юрист. 2001. № 12. С. 51-56.
53. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст.4921.
54. Уголовное дело № 2-35/2005 // Архив Ярославского областного суда за 2005 г.
55. Устав уголовного судопроизводства для Германской империи с законом о введении его в действие 1 февраля 1877 года. Перев. Ив. Соболева. СПб. 1878.
56. Устав уголовного судопроизводства Франции. Перев. Н. Неклюдова. СПб. 1860. С. 344.
57. Фадеева Е.И. Обеспечение равных возможностей сторон при рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей // Адвокатская практика. 2020. № 2. С. 38 - 42.
58. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»//Российская газета. № 182. 25.08.2004
59. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» // Российская газета. 28 июля. 2016.
60. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fparf.ru/practical-information/statistics/statistics-of-caseloads-of-district-and-regional-courts-with-participation-of-jurors-in-2018-2019/ (Дата обращения. 05.03.2021).
61. Хорошева А.Е. Проблемы реализации принципа состязательности в суде присяжных // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2. С. 45.
62. Частное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2013 г. № 6-АПУ13-2СП // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 1. С. 1
63. Частичное решение ЕСПЧ от 17 сентября 2002 г. «По вопросу приемлемости жалобы № 46503/99 «Андрей Анатольевич Климентьев против Российской Федерации» // НОРМА. 2005.
64. As observed by the Supreme Court of Pennsylvania, one of the "most essential elements of a successful jury trial is an impartial jury." Shinal v. Toms, 162 A.3d 429, 438 (Pa. 2017) (quoting Bruckshaw v. Frankford Hosp. of City of Phila., 619 Pa. 135, 58 A.3d 102, 109 (Pa. 2012)).
65. Fokov, A. P. (2009). Justice with the participation of citizens in Russia. Russian Judge. No8. Pp. 2-5. (In Russian)
66. Historians no longer accept this attribution. Thayer, The Jury and Its Development, 5 HARV. L. REV. 249, 265 (1892), and the Court has noted this. Duncan v. Louisiana, 391 U.S. 145, 151 n.16 (1968).
67. W. FORSYTH, HISTORY OF TRIAL BY JURY (1852).
68. N. S. Marder (2000), Juries and Technology: Equipping Jurors for the Twenty-First Century.