Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игр-фантазирования 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет
умений игрового сотрудничества 9
1.2 Характеристика игры-фантазирования и ее роль в развитии
умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования ... 25
2.1 Изучение уровня развития у детей 5-6 лет умений игрового
сотрудничества 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры- фантазирования 40
2.3 Оценка работы по развитию у детей 5-6 лет умений
игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования .. 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей 64
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 66
Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы - развитие у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игр- фантазирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования.
В ходе работы решаются задачи изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничество посредством игр-фантазирования; выявляются уровня развития у детей 5-6 лет игрового сотрудничества; разработка и апробация содержания и организация работы по развитию у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования; проведение оценки работы по развитию у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игр-фантазирования в развитии умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 наименования), 3 приложения. Для иллюстрирования текста используются 20 таблиц. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
С принятием Федерального государственного стандарта дошкольного образования игра становится основным средством обучения и воспитания, формой организации жизни дошкольников. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Возраст детей 5-6 лет - это период расцвета игры-фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя - игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрессивные проявления. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Через игру-фантазирование дети учатся познавать окружающий мир и жить в гармонии с ним, через игру дошкольники учатся строить взаимоотношения друг с другом, также через игру развиваются способности ребят в разных видах деятельности. Изображая разные характеры и поступки, такие как взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, дети учатся видеть себя со стороны.
У детей в этом возрасте должно быть развито игровое сотрудничество как умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Развиваясь в игре, умение устанавливать и развивать контакт по поводу общего дела будет способствовать развитию коммуникативной компетентности ребенка. В свою очередь, общение с окружающими является одним из основных условий развития ребенка. Успешность коммуникации со взрослыми и сверстниками влияет на формирование личности дошкольника, поскольку данный фактор способствует познанию и оценке самого себя посредством других людей. На протяжении дошкольного возраста постоянно совершенствуется, усложняется коммуникация как в направлении содержание общения, его мотивов, так и по направлению развития коммуникативных навыков и умений.
Актуальность выбранной темы объясняется следующим положениями. Игровая деятельность дошкольников часто формируется спонтанно. На сегодняшний день уделяется недостаточно внимания развитию игровой деятельности как таковой, и игре-фантазированию в частности. Игры детей часто стереотипны, повторяют стандартные сюжеты, в них редко проявляются творчество, фантазия. В результате педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр. Игра-фантазирование не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Как правило, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей, а в повседневной жизни - эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. В то же время, в силу коллективного характера, повышенных требований к умению договариваться в связи с неопределенностью сюжета, именно этот вид игр создает богатые возможности для развития игрового сотрудничества детей.
Проблема сотрудничества рассматривалась следующими
исследователями с учетом различных аспектов и факторов: в игре (В.Я. Воронова, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкая), в трудовой деятельности (Р.С. Буре), коммуникативной деятельности (Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова), в продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, Т.С. Комарова, С.В. Кахнович, И.А. Рудовская,).
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет игрового сотрудничества и недостаточным использованием игр- фантазирования в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет игрового сотрудничества посредством игр-фантазирования?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игр-фантазирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования.
Объект исследования: процесс развития игрового сотрудничества детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игра-фантазирование.
Гипотеза исследования: развитие умения игрового сотрудничества у детей 5-6 лет в процессе игры-фантазирования будет возможным, если:
- подобраны темы игр-фантазирования в образовательный процесс в соответствии с перспективным планированием;
- организовать развитие компонентов игрового сотрудничества на предварительном этапе.
- включены игры-фантазирования, направленные на сотрудничество, в совместную деятельность в режимных процессах.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет в процессе игр-фантазирования.
2. Провести диагностику уровня развития у детей 5-6 лет игрового сотрудничества.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры- фантазирования.
4. Провести оценку работы развития у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игры-фантазирования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования о ведущей игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
- исследования развития навыков сотрудничества у дошкольников (Л.С. Римашевская, В.В. Щетинина)
- исследования об организации игр-фантазирования в дошкольном возрасте (Л.В. Артемова, Л. Бочкарёвой, Л. Ворошнина, Н. Карпинская, М.Д. Маханева, А. Николаичева, Л. Фурмина, А.В. Щеткин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме; психолого - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МК ДОУ ГО Заречный «Дюймовочка» Свердловская область. В данном исследовании испытуемые - 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игр-фантазирования в развитии умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования игр-фантазирования в развитии умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 наименования), 3 приложения. Для иллюстрирования текста используются 19 таблиц. Основной текст работы изложен на 64 страницах.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что у детей в возрасте 5-6 лет должно быть развито игровое сотрудничество как умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Развиваясь в игре, умение устанавливать и развивать контакт по поводу общего дела будет способствовать развитию коммуникативной компетентности ребенка. В свою очередь, общение с окружающими является одним из основных условий развития ребенка. Успешность коммуникации со взрослыми и сверстниками влияет на формирование личности дошкольника, поскольку данный фактор способствует познанию и оценке самого себя посредством других людей. На протяжении дошкольного возраста постоянно совершенствуется, усложняется коммуникация как в направлении содержание общения, его мотивов, так и по направлению развития коммуникативных навыков и умений.
Игра-фантазирование - это деятельность по созданию социальных отношений, которая создается и развивается по замыслу ребенка, в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено и выражается различными символическими выразительными средствами. Коллективный характер игры-фантазирования, отсутствие строго заданного сюжета создает богатые предпосылки для развития игрового сотрудничества детей.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что низкий уровень развития умений игрового сотрудничества отмечен у 23% детей (7 человек), то есть они, как правило, не хотят взаимодействовать с другими детьми. 64% детей (19 человек) продемонстрировали средний уровень умения игрового сотрудничества, то есть данные дети в целом ведут себя доброжелательно при взаимодействии с партнером, но есть различные негативные аспекты при игровом сотрудничестве в другими детьми. У 13% детей (4 человека) выявлен высокий уровень развития умений игрового сотрудничества, то есть ребенок при выполнении задания учитывает интересы и пожелания своего партнера, выражает желание и стремление найти обоюдное общее решение поставленной задачи, предлагает свое решение, легко экспрессивно пристраивается к партнеру по заданиям, дети стремятся к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций, у ребенка появляется положительное отношение к общему продукту творчества, он гордится обоюдным результатом, намерен и далее поддерживать отношение к партнеру по заданию.
Развитие умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет посредством игр-фантазирования возможно, если:
- подобраны темы игр-фантазирования в образовательный процесс в соответствии с перспективным планированием;
- организовать развитие компонентов игрового сотрудничества на предварительном этапе.
- включены игры-фантазирования, направленные на сотрудничество, в совместную деятельность в режимных процессах.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить возможность организации работы по развитию умений игрового сотрудничества у детей 5-6 лет посредством игр-фантазирования после ее реализации. После проведения формирующего эксперимента в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития умения игрового сотрудничества на 10%, а также уменьшилось число детей с низким уровнем на 13%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы по развитию у детей 5-6 лет игрового сотрудничества посредством игр-фантазирования.
1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. -метод. пособие. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 224 с.
2. Баженова Ю. А. Игровое сотрудничество дошкольников как одна из
форм сотрудничества ребенка со взрослы // Оренбургский государственный педагогический университет: история и современность: Материалы XXX преподавательской научно-практической конференции: в 11 томах,
Оренбург, 14-15 мая 2009 года. Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2009. С. 38-43.
3. Безрукова А. Педагогическая технология организации игры- фантазирования на основе построек из лего-конструктора. Режим доступа: https://pandia.rU/text/81/520/21507.php. (Дата обращения: 29.11.2021).
4. Белкина В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию. Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. Том II. С.291-294.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. М.: Просвещение, 2010. 365 с.
6. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах, игры средствами сказки : Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.
7. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. М. : Юрайт, 2016. с. 358.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. № 6. с.62.
9. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. : Мозаика- Синтез, 2012. 152 с.
10. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 244 с.
11. Зотова И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности //
Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №13. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 19.04.2022).
12. Иванов А. В. Развитие сотрудничества в детском коллективе как современная педагогическая проблема // Бизнес. Образование право. 2020. № 1 (50). С. 367-372.
13. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Череповец : ЧГУ, 2012. 150 с.
14. Ивлева К. В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста // СДО. 2017. №10 (82). С. 38-49.
15. Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание. 2002. № 4. с. 7-14.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2015. 416 с.
17. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 415 с.
18. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2001.
19. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Воронеж, 1997. 121 с.
...