Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СЮЖЕТНО¬РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Работа №104925

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы развития самостоятельности
в сюжетно-ролевых играх у детей 6-7 лет…………………….……….
8
1.1 Самостоятельность как субъектное проявление, как показатель
субъектной позиции ребенка в сюжетно-ролевой игре ………………
8
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет......................... 13
1.3 Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
у детей 6–7 лет самостоятельности в сюжетно-ролевых играх…………
16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психологопедагогических условий развития у детей 6–7 лет самостоятельности
в сюжетно-ролевых играх ….……………………………………………. 26
2.1 Выявление уровня самостоятельности детей 6–7 лет в сюжетноролевых играх ……………………………………………………………... 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у детей
6–7 лет самостоятельности в сюжетно-ролевых играх………………….. 43
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий
развития самостоятельности у детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх 47
Заключение ……………………………………………………………….. 54
Список используемой литературы .......................................................... 56
Приложение

Современная педагогика все чаше обращается к ребенку как субъекту
деятельности, как личности, стремящейся к самореализации и
самоопределению. Как отмечает В.К. Деркунская такие субъектные
проявления, как целеустремленность, активность, творчество,
самостоятельность, ответственность, рефлексивность – это качества,
необходимые для развивающейся личности. Они приводят к достижениям в
любой сфере деятельности. Так как детский возраст наиболее благоприятен
для развития основ субъектности, ее постепенного приумножения, развитие
субъектных проявлений начинается с рождения и формируется в течение
всего дошкольного детства [8, с.66].
В современной дошкольной педагогике появляются термины, которые
связаны с игровой деятельностью детей: субъект, позиция субъекта игровой
деятельности, субъектные проявления, игровое пространство, игровое проектирование и другие. Их появление вызвано переходом общества к информационным технологиям, что требует от человека умения проявлять творческое
мышление, анализировать и изменять окружающую действительность, планируя свою деятельность, прогнозировать последствия и ответственность за
неудачу.
Особое место в игровой деятельности отводится сюжетно-ролевой игре. Через игру ребенок приобщается к разным сферам жизни взрослых. Игра
для ребенка – это тот мир, где есть возможность реализовать свои интересы,
предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность. Дети выбирают тему игры по своему желанию, намечают пути ее развития, выбирают себе партнеров, самостоятельно устанавливают правила игры, регулируют отношения и т.п. Реализация замысла игры с помощью выбранных
ребенком средств, проявление фантазии в развитии сюжета дает возможность5
ребенку самостоятельно включаться в те сферы деятельности человека, которые еще долго будут недосягаемы в реальной жизни [9, с. 283].
Развитая самостоятельность детей в игре способствует формированию
эмоционально-благоприятного настроя ребенка в коллективе, укрепления
взаимоотношений со сверстниками.
Несмотря на ценность игры, признанной практически всеми специалистами, происходит ее вытеснение из системы дошкольного образования. В
важный для ребенка сензитивный период развития, взрослые, к сожалению,
подавляют стремление детей к самостоятельности, что может привести к появлению капризов, упрямства, к инфантильности, к привычке надеяться на
чью-то помощь. Воспитатели в своей практической деятельности затрудняются в выборе методов, средств, и приемов развития у детей самостоятельности в сюжетно-ролевой игре.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и
позволило сделать следующие выводы.
1. Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что
проблема развития у детей 6-7 лет самостоятельности в сюжетно-ролевых
играх является актуальной в настоящее время.
Именно игра дает возможность реализовать свои интересы, предпочтения, приобрести опыт взаимодействия с детьми разного пола, проявить творчество, избирательность, инициативность, самостоятельность.
О развитии самостоятельности свидетельствуют оригинальность
игровых замыслов, творчество при создании образов игровых персонажей,
самостоятельное использование сюжетосложения, сочетание в сюжетах
разнообразных реальных и фантастических событий, направленность на
сверстника как на партнера по игровой деятельности, умение
аргументировано высказываться и давать оценки.
2. В дошкольном возрасте развитие самостоятельности определяется
направленными воспитательными воздействиями взрослых, созданием психолого-педагогических условий развития детей.
Это обеспечивается:
взаимодействием прямых и косвенных приемов руководства играми
детей; в зависимости от уровня развития самостоятельности, поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности;
планированием деятельности воспитателя на основе результатов педагогической диагностики по развитию самостоятельности ребенка в игровой
деятельности;
отбором содержания игр с учетом интересов и предпочтений современных дошкольников;55
ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
3. Выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические
условия развития у детей самостоятельности в сюжетно-ролевых играх: создание эмоционального благоприятного фона и ситуации принятия каждого
ребенка в процессе руководства игрой; развитие интереса к отображению в
играх разнообразных событий, связанных с непосредственным опытом детей;
индивидуальная работа с детьми по развитию самостоятельности в игре;
овладение сюжетосложением, сочетание в сюжетах разнообразных реальных
и фантастических событий; организация развивающей предметнопространственной среды; организация совместной игры с воспитателем; сотрудничество детского сада и семьи по развитию у детей самостоятельности.
4. Уровень развития самостоятельности у детей в сюжетно-ролевой игре, как подтверждают наши исследования, зависит от степени реализации педагогических условий.
Результаты контрольного среза показали, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития самостоятельности детей вырос и
качественно изменился. Проведенная экспериментальная работа доказала
свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику, что
подтверждает выдвинутую нами гипотезу


1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -280 с. ISBN978-5-906750-00-0
2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003, 272 с.
3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Электронный ресурс]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.: ил. // режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/img/files/idetstva//DP 01 1.pdf.
5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф. Губанова. - М. :Мозаика-синтез, 2007. - 128 с.
6. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 11 - с.60-64.
7. Давыдова, В.В. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1983 - 448с.
8. Деркунская, В.А. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения [Текст] / В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2. - С. 66-76.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
10. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф. Комарова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
11. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с.
12. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : «Просвещение», 1971. - 416 с.
13. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псих. наук : защищена 1987 / С.А. Марутян :. - СПб., 1987 - 198 с. // режим доступа - http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19043.php.
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2002. - 176 с.
15. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 17-23.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М. : Линка-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
17. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Линка-ПРЕСС, 2015. - 176 с.
18. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - В 2-х т. - Т.1. - М. : Педагогика, 1989.
20. Сергиенко, Е. А. Психология субъекта: проблемы и поиски [Текст] / Е.А. Сергиенко // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы
III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 11-12 ноября. Краснодар:
Кубанский гос. ун-т.Сергиенко, 2005, 215 с.
21. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение
сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - СПб. : Речь, 2010. - 176 с.
22. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / Е.О. .Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с. // режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM
23. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 223 с.
24. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - Издательство «Речь», 2010 г. - 176 с.
25. Солнцева, О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : защищена 1998 / О.В. Солнцева. - СПб., 1998 - 198 c.
26. Теплюк, С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7 - С.67.
27. Хушбахтов, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 1020-1021. // режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23955/
28. Шорыгина. Моя семья. Методическое пособие / Т.А. Шарыгина. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
29. Щетина, В.В. Современные концепции воспитания и развития ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Щетинина. - Тольятти. Изд-во ТГУ, 2012. -152 с.: обл. 130 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. М. : Педагогика, 1978. - 304 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ